Карта наблюдений за ребенком с РАС
материал (6 класс)
Предварительный просмотр:
Карта «Параметры наблюдений за ребенком с аутизмом в процессе коррекции и их оценка»
(По И. И. Мамайчук , доктор психологических наук, профессор)
ФИО педагога, специальность: Черных Л.Д., тьютор
Ф.И ребенка: Дарья Ф._ класс 6___ дата наблюдения: 01.10.24 – 01.03.24 Цель: дифференцированная оценка степени тяжести аффективных и интеллектуальных нарушений у ребенка с РАС.
Метод: наблюдение.
Диапазон оценок — от 0 до 4 баллов:
0 баллов — функция отсутствует;
1 балл — слабо выражена;
2 балла — выражена, но с искажением;
3 балла — четко проявляется, но наблюдаются некоторые проблемы;
4 балла — четко проявляется, без дополнительных проблем.
Параметры наблюдений | Н.г. | К.г. | Динамика (+\-) | ||||||||||
Блок 1. Эмоционально-поведенческие особенности | |||||||||||||
1.Контакт | |||||||||||||
Оценки | 0 | Контакт полностью отсутствует | |||||||||||
1 | Контакт возможен при глубокой заинтересованности ребенка (например, чтобы получить игрушку, ребенок берет психолога за руку) | ||||||||||||
2 | Контакт избирательный и неустойчивый (например, ребенок вступает в контакт только в присутствии матери; уходит от контакта, когда его о чем-то просит психолог) | ||||||||||||
3 | Контакт возможен, но его интенсивность и длительность зависят от настроения и состояния ребенка | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 4 | 4 | + | |||||||||
2. Активность | |||||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствует интерес к занятию. Стереотипии, погруженность в себя | |||||||||||
1 | Избирательная активность (например, увидев «любимые игрушки», ребенок проявляет активность, стереотипно с ними манипулирует) | ||||||||||||
2 | Демонстрирует интерес к беседе родителей с психологом. Проявляет интерес к игрушкам, манипулирует с ними, но быстро пресыщается, переключается на другие задания | ||||||||||||
3 | Проявляет интерес к занятию, но тревожен, напряжен, чувствителен к тону, вопросу | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 3 | 4 | + | |||||||||
3. Эмоциональный тонус и эмоциональные проявления | |||||||||||||
Оценки | 0 | Недифференцированное отношение к различным ситуациям. Неадекватные эмоции: стойкий негативизм, эффективность, лабильность и пр. Возможны аутоагрессивные реакции | |||||||||||
1 | Избирательное отношение к интуиции, но с выраженным проявлением негативизма, аффективные реакции при изменении ситуации | ||||||||||||
2 | Напряженность в процессе общения и деятельности, страхи, возможны бурные аффективные проявления при неудовлетворении потребности | ||||||||||||
3 | Осторожность, повышенная тормозимость или, наоборот, повышенная расторможенность, возбудимость. При неудачах может проявлять обидчивость, эффективность | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 3 | 4 | + | |||||||||
4. Поведение | |||||||||||||
Оценки | 0 | Преимущественно полевое поведение без признаков критичности | |||||||||||
1 | Частое проявление эффективности (немотивированные крики, двигательное беспокойство). На замечание не реагирует | ||||||||||||
2 | На замечание реагирует, но проявляет напряженность, страх, двигательное беспокойство | 3 | 3 | - | |||||||||
3 | Чувствителен к оценкам и мнениям окружающих. Напрягается при замечаниях. На поощрение реагирует без выраженных эмоциональных проявлений | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||||
Блок II. Особенности работоспособности | |||||||||||||
1. Динамика продуктивности ребенка в процессе занятий | |||||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствует. Ребенок может быть сосредоточен на каком-то аффективно значимом действии (например, раскачивании, прыжках, постукиваниях). Или, наоборот, проявляет импульсивность, несдержанность, нецеленаправленно хватает предметы | |||||||||||
1 | Неупорядоченная, хаотичная деятельность в процессе занятий. Недлительное сосредоточение на инструкции психолога | ||||||||||||
2 | Замедленный или, наоборот, излишне ускоренный темп при выполнении отдельных заданий | ||||||||||||
3 | Вначале занятий темп может быть замедленный, но постепенно увеличивается. Или, наоборот, вначале наблюдается ускоренный темп, который к концу цикла занятий нормализуется | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 4 | 4 | + | |||||||||
2. Переключаемость и устойчивость внимания | |||||||||||||
Оценки | 0 | Слабая. Склонность к застреванию при выполнении аффективно значимых заданий | |||||||||||
1 | Наблюдается склонность к застреванию на предыдущих действиях, но способен к переключению внимания при значимом задании | ||||||||||||
2 | Способен к переключению, но наблюдается застревание на предыдущих действиях | 3 | 3 | _ | |||||||||
3 | Выраженных признаков инерции не прослеживается | ||||||||||||
Блок III. Особенности познавательной деятельности | |||||||||||||
1. Ориентировочная деятельность | |||||||||||||
Оценки | 0 | Выраженная псевдоактивность при полном отсутствии осмысленного анализа объекта. Сниженная активность при поиске объекта | |||||||||||
1 | Ослабленная направленность на объекты, примитивные, стереотипные манипуляции с игрушками с использованием обнюхивания, облизывания, подкидывания и других действий | ||||||||||||
2 | Проявляет интерес к объектам, предварительно разглядывает их, но направленность поиска недостаточна | ||||||||||||
3 | Активные целенаправленные манипуляции с предметами | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 4 | 4 | - | |||||||||
2. Речевая деятельность. Экспрессивная речь | |||||||||||||
Оценки | 0 | Полное отсутствие внешней речи. На высоте аффекта произносит звукосочетания, редкие лова или фраз | |||||||||||
1 | Имеется набор коротких стереотипных фраз. Наблюдаются эхолалии. Не пересказывает даже короткий текст. Отсутствуют развернутые фразы | ||||||||||||
2 | Развернутая речь, но практически недоступен диалог | ||||||||||||
3 | Развернутая речь, встречаются речевые штампы, голос маловыразительный. Могут наблюдаться эхолалии | 3 | 4 | + | |||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | ||||||||||||
3. Целенаправленные действия | |||||||||||||
Оценки | 0 | Отсутствуют | |||||||||||
1 | Слабо реагирует на инструкцию психолога. Уходит от задания, но может вернуться и повторить действие | ||||||||||||
2 | Реагирует на инструкцию, но может заниматься другими предметами, которые аффективно значимы, или повторять аффективно значимые фразы и слова (например, «пожар»,«горшок» и пр.), что снижает эффективность целенаправленных действий | ||||||||||||
3 | Действия целенаправленны. Может проявлять тревожность, страхи, что отражается на темпе выполнения заданий | ||||||||||||
4 | Четко проявляется, без дополнительных проблем. | 3 | 4 | + |
Общее заключение педагога-психолога: _________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
карта наблюдения за работой слабоуспевающими учащимися
в помощь завучу школы Карта наблюдения за работой слабоуспевающими учащимися...
Карта наблюдений урока
Предлагается шаблон карты наблюдений урока. Шаблон может использовать учитель, преподающий любой учебный предмет....
Карта наблюдения за поведением ребенка в школе
Карта наблюдения заполняется на начало и конец учебного года....
Карта наблюдений в ходе проведения экзамена по географии.
Карта наблюдений в ходе проведения экзамена....
"Педагогическая карта наблюдений в условиях коррекционной школы 8-вида"
Предлагаю практический материал в виде диагностики детей по программе " Особый ребёнок"...
Карта наблюдения развития ребёнка
Материал предназначен для специалистов ПМПК....
ПРОТОКОЛОЛ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ
Образец оформления протокола наблюдения за ребенком...