Описание практики наставничества
материал
Описание практики наставничества. Отзыв (в форме ээсе) обучающейся о наставнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание практики наставничества
Автор: Король Наталья Владимировна
Наименование образовательной организации: Муниципальное бюджетное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение «Специальная общеобразовательная школа открытого типа № 202»
Форма наставничества: «Учитель-ученик»
Ролевая модель: «Педагог-наставник, способный вести за собой и ученик-наставляемый с низкой мотивацией с девиантным поведением, в поисках себя»
Педагог-наставник: Король Наталья Владимировна
Трудовой стаж: 20 лет
Должность в учреждении: учитель русского языка и литературы.
Личные достижения:
- высшее педагогическое образование (Диплом с отличием);
- первая квалификационная категория;
- руководитель школьного методического объединения;
- успешная сдача обучающимися МБСУВОУ «Школа № 202» ОГЭ по русскому языку с первого раза;
- мои наставляемые-участники конкурсов занимают призовые и победные места;
- являюсь участницей муниципального этапа конкурса «Новые созидатели» (в рамках коммуникационного проекта «Слава Созидателям!-2023»);
- являюсь победителем конкурса Озерского городского округа «Лучший наставник предприятия (организации – 2023» в номинации «Лучший наставник в сфере общего среднего образования, коррекционная работа».
Наставляемые:
Никифорова Полина Руслановна. Класс: 8-9
Дорохин Никита Павлович. Класс: 7-8
Запрос: потребность в повышении мотивации к учёбе, развитие творческих способностей.
Ключевая идея практики:
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве. Деятельность наставника направлена на развитие творческих способностей, самореализацию обучающегося посредством погружения в мир искусства, регулярного участия в творческих, музыкальных и литературных конкурсах.
Наставник может дать возможность подросткам с девиантным поведением, с низкой самооценкой, испытывающим страх неудач, с эмоционально – личностными нарушениями позитивно воспринимать сверстников и самих себя.
Чтобы наставничество было эффективным, общение наставника и наставляемого должно быть целеполагающим, рефлексивным и творческим. Важную роль в реализации наставничества формы «Учитель – ученик» имеет использование технологии сотрудничества и развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, умения ставить цель и анализировать полученный результат на занятиях.
Позиция наставника: не навязывать свои убеждения, выслушивать мнения наставляемых, делиться своим жизненным опытом, учить на своём примере.
Актуальность практики:
Социальная адаптация обучающихся с ОВЗ, с девиантным поведением невозможна без межличностного взаимодействия. Социализация и обучение обучающихся с ОВЗ чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием в поведенческом репертуаре навыков позитивного самовыражения, взаимодействия и сотрудничества с социумом; отсутствием потребности в таком общении, неадекватной самооценкой, недостаточно толерантным отношением со стороны сверстников.
Уважать мнение ребёнка, ставить перед собой цели, справляться с трудностями, завязывать и поддерживать отношения с людьми, понимать причины неудач, принимать решения и воплощать их в поступках – все эти задачи требуют развитого эмоционального интеллекта.
Цель и задачи практики:
Цель: максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешного обучения и развития в современных условиях.
Задачи:
- вовлечь обучающегося с низкой мотивацией в творческий процесс совместной урочной и внеурочной деятельности;
- выявить склонности, способности, потребности, возможности и трудности в работе с наставляемым через беседы, наблюдения;
- спланировать систему мероприятий для развития коммуникативных и творческих способностей наставляемого, формирования нравственных ценностей с целью повышения личностного роста наставляемого и наставника, а также качества обучения и воспитания подростков;
- отслеживать динамику развития коммуникативных и творческих способностей наставляемого.
Этапы реализации практики:
- Первый этап – подготовительный. На этом этапе формируется база наставников и наставляемых, образуются наставнические пары. Наставником формулируются цель и задачи. Определяются шаги по решению поставленных задач. Планируются мероприятия.
- Второй этап – основной. В рамках этого этапа разворачивается основная деятельность, предполагающая активное участие в различных конкурсах муниципального и Всероссийского масштаба, формирование продукта творческого взаимодействия педагога-наставника и обучающегося-наставляемого.
- Третий этап – заключительный. Его предназначение – завершение программы наставничества, подведение итогов, рефлексия совместной деятельности, мониторинг.
Основные мероприятия практики:
- Построение индивидуальной траектории развития коммуникативных и творческих способностей обучающегося-наставляемого;
- Создание условий развития творческих и коммуникативных способностей наставляемого;
- Участие наставника в конкурсах профессионального мастерства;
- Совместная творческая деятельность наставника с наставляемым, подготовка и участие наставляемого в конкурсах (конкурсы сочинений, конкурсы чтецов, вокальные конкурсы, олимпиады, викторины);
- Моральное поощрение;
- Рефлексия как условие самооценки собственной деятельности педагога-наставника и самого обучающегося;
- Определение барьеров саморазвития и механизмов их преодоления.
Срок реализации:
Данная индивидуальная программа наставничества рассчитана на 1 учебный год.
Применяемая форма наставничества и технологии:
- Данная форма наставничества предполагает взаимодействие в процессе учебного процесса учителя-наставника и наставляемого ученика с низкой мотивацией.
- Технологии, которые будут применяться в данной программе в учебном году, подобраны с учётом требований обновлённых ФГОС ООО. Применяемые в программе элементы технологий: традиционная модель наставничества, ситуационное наставничество, партнёрское, саморегулируемое наставничество, виртуальное, проектная технология.
Формы и методы работы:
- Консультирование, практические занятия, тренинги, собеседование, творческие часы, мастер-классы наставника, анкетирование.
- Взаимодействие наставника и наставляемого ведётся в режиме уроков, внеурочной деятельности, круглых столов, лекций, бесед, встреч.
Результаты внедрения практики:
Эффективность практики наставничества для образовательной организации заключается не только в формировании положительной инклюзивной среды и развитии глобальных компетенций у обучающихся, но и повышает статус МБСУВОУ «Школа № 202» в результате творческих побед в конкурсах различного уровня. Кроме этого обучающиеся учатся сами и под руководством взрослого видеть проблемы и находить способы их решения; у них формируется собственная точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение. Обучающиеся учатся общаться со сверстниками, с учителями, овладевают личностными и коммуникативными компетенциями. Закладываются основы художественного и эстетического восприятия, которые помогают осознавать их творческую значимость в обществе.
Успешная сдача экзаменов и определение профессионального выбора. Уверенность в собственных силах и развитие личного, творческого и профессионального потенциалов. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики. Способность к рефлексии и самоанализу.
Позиция наставляемого: эссе (отзыв) о моём наставнике Король Наталье Владимировне (Автор: Никифорова Полина, выпускница 9 «Б» класса)
«Педагог, наставник или друг?
Я хочу рассказать историю о том, как я смогла полюбить учёбу и сделать успехи в творчестве.
Среди подростков есть актуальная проблема – встреча и общение со «слишком взрослыми, важными педагогами». Мы не считаем их плохими, но нам сложно бывает найти с ними общий язык.
При переводе в школу № 202 я познакомилась со своим новым педагогом русского языка и литературы, Натальей Владимировной Король. Она показалась мне очень доброй и лёгкой, я поняла, что на её уроки я точно буду ходить, несмотря на то, что эти предметы я никогда не любила, да и интереса особого они у меня не вызывали. С первых же уроков я поняла, откуда у меня появилось такое желание: новый педагог искренне горела своей работой, она её любила. Её оптимизм всегда мне помогал, и даже самое унылое осеннее утро обретало новые краски. Порой ей приходилось возиться с нами, как с первоклашками. Мы капризничали, не понимали элементарного или просто не хотели понимать, Наталья Владимировна терпеливо настаивала на своём, объясняла много раз. По ней было видно, что ей важно, чтобы мы поняли новый или непонятный материал. Наталья Владимировна умела вести уроки не монотонно и скучно, а умела привлечь интерес к знаниям и донести до каждого обучающегося важную информацию. Как педагог она прекрасна, возраст доказывал, что молодые учителя тоже могут быть профессионалами своего дела. Наталья Владимировна как будто мыслила на шаг вперёд, всегда знала, как нас завлечь.
Наталья Владимировна не просто мой педагог, но и наставник. Впервые увидев её, я сразу почувствовала, что она увлекается творчеством. Даже когда она молчит, из неё льётся музыка. Чуть позже мои догадки подтвердились, она и, правда, занимается музыкой. Одна из самых главных причин моего к ней уважения и благодарности заключается в том, что она не позволила мне закопать свой талант. Именно она была в числе первых, кто советовал мне пойти на конкурс чтецов, на конкурс вокалистов. После уроков мы вместе репетировали, Наталья Владимировна помогала мне с музыкой, выбором стихотворений, помогала мне прочувствовать их до самой глубины. Поддержка моего наставника давала мне ощущать свободу действий, что очень важно для меня. Наталья Владимировна своей отзывчивостью растопила моё сердце в считанные минуты.
Благодаря участию в моей жизни Натальи Владимировны и вере в меня я смогла сделать свой жизненный выбор и связать его с творчеством.
Друг…Педагог может стать мне другом? Да! Бывали моменты, когда сил не было учиться, ведь нерешённых проблем в жизни больше, чем хотелось бы. Наталья Владимировна была всегда ко мне внимательна. Она всегда интересовалась моральным состоянием всех обучающихся, если замечала что-то неладное. Могла дать нужный совет. К каждому она находила индивидуальный подход.
Таким образом, ищу ответ на свой вопрос «Педагог, наставник или друг - Наталья Владимировна?» Не нужно выбирать одно, Наталья Владимировна может заменить всех. В своём сочинении пишу о педагоге - друге, хочу благодарить таким образом Наталью Владимировну, сказать ей тёплые слова. С уверенностью говорю, что для меня это был определённо лучший педагог за весь путь. Даже всё, что я написала, не сможет выразить и передать, как талантлив человек, но буду надеяться, что все её старания будут оценены, в первую очередь, нами, детьми».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Дети учат детей". Практика наставничества "Развитие социальной коммуникативности детей через ролевые игры"
Материал содержмит диагностику динамики влияния ролевых игр на психологическое развитие учащихся, а также примеры ролевых игр для развития социальной коммуникации у детей....
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/21/picture-1338302-1624271960.jpg)
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-242331-1366393820.jpg)
Практика наставничества в работе с педагогами-студентами
Молодые студенты, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности.Для того чтобы молодой специалист-ст...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/05/picture-825952-1475690789.jpg)
Конкурсная работа «Лучшие практики наставничества в общеобразовательной организации»
Работа учителя в школе-сложный многогранный труд. Особенно сложно бывает тем, кто первый раз ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой, отсутствие поддержи молодых специалистов - одна из ...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/20/picture-1042335-1737395086.jpg)
Статья в РАОП, результат работы и участия в краевом конкурсе "Лучшие практики наставничества" при самоопределении и профессиональной ориентации через вовлечение в разные формы реализации проекта "МоПед"
laquo;Современная практика по самоопределению и профессиональной ориентации обучающихся в образовательной организации через вовлечение в разные формы наставничества в рамках реализации проекта ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193726-1359725921.jpg)
педагогическая практика наставничества "Путь к успеху"
Описание педагогической практики наставничества учителя-предметника...