Программы элективных курсов
материал

Лещева Лариса Николаевна

Элективные курсы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_elektiv_izbrvomat.doc114.5 КБ
Microsoft Office document icon 11_elektiv_izbrvomat19-20.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Приложение         к         средней         основной         образовательной         программе         с изменениями, утвержденными  

приказом от ____________ номер _________________

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Избранные вопросы математики»

                          Класс: 10Б          

Учитель: Лещева Л.Н.

Срок реализации программы -2020-02021 уч.год Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когалым, 2020 год 

 

 

Пояснительная записка

1. Рабочая программа элективного курса для учащихся 10 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;
  • Основная образовательная программа основного среднего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4; - Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по алгебре и началам анализа  и ориентирована на использование учебника «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы, авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В., М.В. Ткачёва, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576, от 28.12.2015 N 1529, от 26.01.2016 N 38)).

 

2. Цели и задачи обучения элективного курса:

Элективный курс «Избранные вопросы математики» в 10 классе представляет собой повторение, обобщение материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции и графики», «Показательная и логарифмическая функция», «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на учащихся общеобразовательного класса. Цель курса:  Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования. 

  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Задачи:
  • Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии. 
  • Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. 
  • Формирование поисково-исследовательского метода. 
  • Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. 
  • Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. 
  • Получение школьниками дополнительных знаний по математике. 
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в

общественном развитии. 

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 на изучение элективного курса отводится в 10 классе - 1 час в неделю, всего 35 часов.

 

4.Результаты освоения предмета

В результате изучения курса учащиеся 10 класса должны уметь:

  • находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;  выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
  • строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
  • решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
  • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
  • вычислять производные и первообразные элементарных функций;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленови простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
  • решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
  • решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.  

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  построения и исследования простейших математических моделей.  

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
  • эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
  • составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;  умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;  умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.

 

учащийся должен знать/понимать

  • математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;  как можно функционально описать реальные зависимости;  основные алгоритмы решения примеров и задач;
  • решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.

 

5. Содержание учебного предмета, курса 

Выражения, уравнения, неравенства. Показательная функция. Логарифмическая функция. Основы тригонометрии. Функции и графики. Решение задач по геометрии.

 

Тематическое планирование

 

Основные разделы

Количество часов

В том числе:

Количество часов контрольных работ

Тест

Количество часов проверочных работ

 

10 класс

1.  

Выражения, уравнения, неравенства

12

 

 

 

2.  

Показательная функция

5

 

 

 

3.  

Логарифмическая функция

5

 

 

 

4.  

Основы тригонометрии

5

 

 

 

5.  

Функции и графики

2

 

 

 

6.  

Решение задач по геометрии.

6

 

 

 

Итого:

35

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела/тема урока

Дата

Подготовка к ГИА

План

Факт

 

Выражения, уравнения, неравенства 

1. 

 Степень с натуральным, целым показателем.

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

2. 

 Действия с дробями, рациональные дроби

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

3. 

 Преобразование алгебраических выражений

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

4. 

 Линейные уравнения

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

5. 

 Квадратные уравнения

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

6. 

 Рациональные уравнения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

7. 

 Иррациональные уравнения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

8. 

 Линейные неравенства

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

9. 

 Квадратные неравенства

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

10. 

 Рациональные неравенства

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

11. 

 Системы уравнений  

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

12. 

 Системы неравенств

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

Показательная функция

13. 

 Показательная функция

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

14. 

 Показательные уравнения 

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

15. 

 Показательные неравенства 

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

16. 

 Систем показательных уравнений

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

17. 

 Систем показательных неравенств

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

Логарифмическая функция 

18. 

 Логарифмы

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

19. 

 Свойства логарифмов

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

20. 

 Логарифмическая функция

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

21. 

 Логарифмические уравнения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

22. 

 Логарифмические неравенства

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

Основы тригонометрии 

23. 

 Синус, косинус, тангенс, котангенс

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

24. 

 Основные тригонометрические тождества 

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

25. 

 Формулы приведения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

26. 

 Тригонометрические уравнения 

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

27. 

 Преобразование тригонометрических выражений

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

Функции и графики 

28. 

 Основные свойства функций.

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

29. 

 Построение графиков функций

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

Решение задач по геометрии. 

30. 

 Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

31. 

 Решение треугольников

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

32. 

 Нахождение элементов фигур

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

33. 

 Площади фигур

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

34. 

 Практические задачи по геометрии

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

35. 

 Обобщающий урок по курсу  

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

 



Предварительный просмотр:

 Приложение         к         средней         основной         образовательной         программе         с изменениями, утвержденными  

приказом от ____________ номер _________________

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Избранные вопросы математики»

                          Класс: 11А          

Учитель: Лещева Л.Н.

Срок реализации программы -2021-2022 уч.год Количество часов по учебному плану: всего – 35 ч/год; 1 ч/неделю

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когалым, 2021 год 

         

Пояснительная записка

1. Рабочая программа элективного курса для учащихся 11 классов составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 164, от 31 августа 2009 г. N 320, от 19 октября 2009 г. N 427, от 10 ноября 2011 г. N 2643, от 24 января 2012 г. N 39;
  • Основная образовательная программа основного среднего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 4; - Положение о рабочих программах.

Рабочая программа разработана с учётом примерной программы по алгебре и началам анализа  и ориентирована на использование учебника «Алгебра и начала математического анализа» 10-11 классы, авторы Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В., М.В. Ткачёва, который включён в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253).

 

2. Цели и задачи обучения элективного курса:

Элективный курс «Избранные вопросы математики» в 11 классе представляет собой повторение, обобщение материала укрупненными блоками по наиболее значимым темам: «Выражения», «Уравнения и неравенства», «Функции и графики», «Показательная и логарифмическая функция», «Решение задач по геометрии». Курс рассчитан на учащихся общеобразовательного класса. Цель курса:  Коррекция и углубление конкретных математических знаний, необходимых для прохождения государственной (итоговой) аттестации за курс средней полной школы в форме и по материалам ЕГЭ, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования.  Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе. Задачи:

  • Систематическое повторение учебного материала по основным темам курса алгебры и начал анализа и геометрии. 
  • Оказание практической коррекционной помощи учащимся в изучении отдельных тем предмета. 
  • Формирование поисково-исследовательского метода. 
  • Акцентирование внимания учащихся на единых требованиях к правилам оформления решения различных заданий. 
  • Осуществление тематического контроля на основе мониторинга выполнения учащимися типовых экзаменационных заданий. 
  • Получение школьниками дополнительных знаний по математике. 
  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в

общественном развитии. 

 

3. Описание места учебного предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану МБОУ СОШ №4 на изучение элективного курса отводится в 11 классе - 1 час в неделю, всего 35 часов.

 

4.Результаты освоения предмета

В результате изучения курса учащиеся 11 класса должны уметь:

  • находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;  выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
  • вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
  • определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
  • описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
  • строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
  • решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
  • решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
  • решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
  • составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
  • использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
  • изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
  • вычислять производные и первообразные элементарных функций;
  • исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленови простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
  • решать геометрические задачи с применением соотношений и пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике, основных теорем для произвольного треугольника;
  • решать геометрические задачи на клетчатой бумаге.  

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • построения и исследования простейших математических моделей.  

Умения и навыки учащихся, формируемые элективным курсом:

  • навыки коллективной и самостоятельной работы со справочной литературой и таблицами;
  • эффективное использование дополнительной литературы и интернет-ресурсов для самообучения и самоконтроля;
  • составление и использование алгоритмов решения типичных задач практической направленности;  умения решать уравнения и неравенства, задачи различного вида;  умения исследовать элементарные функции при решении разных задач.

 

учащийся должен знать/понимать

  • математические формулы, методы решения уравнений и неравенств, приемы применения их для решения задач;
  • как можно функционально описать реальные зависимости;  основные алгоритмы решения примеров и задач;
  • решать задания, приближенные к заданиям ЕГЭ.

 

5. Содержание учебного предмета, курса 

Выражения, уравнения, неравенства. Практические задачи. Планиметрия. Стереометрия

 

Тематическое планирование

 

Основные разделы

Количество часов

1.  

Выражения, уравнения, неравенства

13

2.  

Практические задачи

9

3.  

Планиметрия

6

4.  

Стереометрия

7

Итого:

35

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема раздела/тема урока

Дата

Подготовка к ГИА

План

Факт

Выражения, уравнения, неравенства

Знать: Числовые  и буквенные выражения.   Упрощение  выражений. Уравнения. Системы уравнений. Неравенства. Элементарные функции.

Уметь: выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений, решать целые рациональные уравнения, решать системы двух уравнений с двумя неизвестными различными способами, решать неравенства.

1. 

 Действия с дробями

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=55

2. 

 Действия со степенями

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=57

3. 

 Простейшие текстовые задачи. Проценты, округление

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=5

4. 

 Преобразования выражений. Действия с формулами

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=187

5. 

 Простейшие текстовые задачи. Округление с недостатком и избытком

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=1

6. 

 Преобразования числовых иррациональных, тригонометрических, логарифмических выражений

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=56

7. 

 Линейные, квадратные, иррациональные уравнения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=14

8. 

 Показательные уравнения

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=240

9. 

 Логарифмические уравнения

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

10. 

 Линейные неравенства. Квадратные неравенства

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

11. 

 Показательные неравенства

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

12. 

 Логарифмические неравенства

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

13. 

 Координатная прямая

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

Практические задачи

Уметь: Моделировать реальные ситуации на языке алгебры; решать прикладные задачи, в том числе социально-экономического и физического характера; моделировать реальные ситуации на языке теории вероятностей и статистики, вычислять в простейших случаях вероятности событий; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; описывать с помощью функций различные реальные зависимости между величинами и интерпретировать их графики; извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; анализировать реальные числовые данные, информацию статистического характера; осуществлять практические расчеты по формулам; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах.

14. 

 Прикладная геометрия

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

15. 

 Размеры и единицы измерения: времени, длины, массы, объёма, площади

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

16. 

 Начала теории вероятностей

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

17. 

 Чтение графиков и диаграмм

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

18. 

 Выбор оптимального варианта  

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

19. 

 Анализ графиков и диаграмм

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

20. 

 Анализ утверждений  

 

 

https://onlinetestpad.com/ru/testview/

21. 

 Числа и их свойства  

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

22. 

 Задачи на смекалку  

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

Планиметрия Знать: свойства фигур, формулы,  теоремы.

Уметь: Решать простейшие планиметрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей); использовать при решении задач свойства фигур, формулы,  теоремы.

23. 

 Треугольник: длины, углы и площади

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=120

24. 

 Параллелограмм: длины, углы и площади

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

25. 

 Трапеция: длины, углы и площади

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/

26. 

 Ромб: длины, углы и площади

 

 

https://bingoschool.ru/ege/maths-base/tasks/

27. 

 Окружность

 

 

http://www.yaklass.ru/p/algebra#program-10-klass

28. 

 Вписанная и описанная окружности

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=278

Стереометрия Знать: свойства фигур, формулы,  теоремы.

Уметь: Решать простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы.

29. 

 Призма  

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=250

30. 

 Прямоугольный параллелепипед

 

 

https://neznaika.pro/ege/matem/b/?section=themes

31. 

 Пирамида

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=194

32. 

 Цилиндр

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=255

33. 

 Конус. Шар

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=148

34. 

 Площадь поверхности составного многогранника. Объем составного многогранника

 

 

https://mathb-ege.sdamgia.ru/test?theme=262

35. 

 Обобщающий урок по курсу  

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...