Обобщение опыта
методическая разработка по физкультуре
Обобщение опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Двигательная активность на уроках физической культуры | 33.29 КБ |
Предметная неделя физкультуры | 592.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы
Тема: Двигательная активность на уроках физической культуры и во внеурочное время
Учитель физической культуры: Налетова Татьяна Фёдоровна.
«Ходьба оживляет и воодушевляет мои мысли.
Оставаясь в покое, я почти не могу думать;
необходимо, чтобы моё тело находилось в движении, и тогда ум тоже начинает двигаться»
Ж.Ж.Руссо
Одной из важнейших естественных потребностей организма человека является двигательная активность. Она формирует структуру и функции человеческого организма. В ходе длительного эволюционного развития человека сложилась тесная связь между двигательными функциями и деятельностью внутренних органов. В период роста и развития человека движение стимулирует обмен веществ и энергии в организме. Улучшает деятельность сердца и дыхания, а также функции некоторых других органов, играющих важную роль в приспособлении человека к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Большая подвижность детей и подростков оказывает благоприятное воздействие на их головной мозг, способствует развитию умственной деятельности. Особенно важно это в детском подростковом возрасте, когда происходит активное физиологическое и психологическое развитие ребёнка.
Над этой темой я работаю второй год, тема мной выбрана неслучайно: в последние годы, в силу высокой учебной нагрузки в школе и дома и других причин, у большинства школьников отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность.
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 82- 85% дневного времени большинство учащихся находятся в статическом положении (сидя).
Проанализировав уровень физической подготовленности учащихся, изучив особенности и потребности их психофизического развития, для себя сделала вывод: что нужно работать над развитием двигательной активности и укреплением физического здоровья.
Целью моей работы над данной темой является: создание условий для развития двигательной активности и укрепления физического здоровья у детей средствами подвижных игр.
Свои уроки подвижных игр я стараюсь проводить в свободной непринуждённой форме. Слежу за тем, чтобы при проведении подвижных игр каждый ребёнок мог хорошо видеть и слышать меня. Достижение поставленной цели на уроке во многом зависит от доходчивости объяснения правил игры, поэтому стремлюсь быть краткой и логичной в объяснении игры. Сразу, перед началом игры, сообщаю название игры, роль играющих и их места расположения, последовательность игры и её цели. Чтобы лучше ребята усвоили игру, сопровождаю свой рассказ показом, к которому привлекаю помощников. Естественно более подробно приходится рассказывать о ходе игры, когда дети знакомятся с нею впервые. На последующих уроках напоминаю лишь основные моменты.
Для успешного проведения игры нужно назначить водящего (здесь ученики младших классов используют считалочки, которые они готовят заранее – это может быть одним из домашних заданий)
Далее нужно выбрать капитанов, выделить помощников и распределить играющих на команды. Игру начинаю по условному сигналу (свисток, хлопок в ладоши). Перед подачей сигнала проверяю, все ли школьники поняли условия игры и заняли исходное положение.
Немаловажное значение имеет судейство подвижных игр. Игра потеряет свою педагогическую ценность, если внимательно и строго не следить за выполнением её правил.
Повторяем правила честной игры:
- Только честная игра равных, иначе победа неинтересна.
- Достойно переживайте поражение, не злитесь, не лезьте с кулаками на того, кто, по - вашему, виноват в поражении.
- Если выиграли – радуйтесь, но не задавайтесь.
- Научите других тому, что умеете сами.
- Сами учитесь у других.
- Если что–то не получается, будьте терпеливы, и обязательно добьётесь успеха.
- Учитесь на своих ошибках.
- Никогда не унывайте при неудачах.
К судейству стараюсь привлекать и самих учеников (освобождённых от уроков), тем самым формирую у них навыки самостоятельного проведения игр.
Заканчиваю игру тогда, когда дети ещё не переутомились, проявляют к ней интерес, когда их действия полноценны и эмоциональны.
За 1-2 минуты до окончания игры предупреждаю участников об ее окончании, т.к. неожиданная остановка часто вызывает отрицательную реакцию у детей.
При подведении итогов игры учитываю не только быстроту, но и качество выполнения заданий. К разбору привлекаю учащихся - это способствует развитии наблюдательности, приучает их критически мыслить, повышает сознательность, дисциплину, укрепляет товарищеские взаимоотношения.
В своей педагогической деятельности я использую различные методы, формы, принципы, технологии. Но чаще применяю игровой метод (взаимопомощь, соперничество, взаимоотношения, эмоциональность, изменчивость ситуаций, самостоятельность, активность, проявление и развитие физических способностей, волевых и моральных качеств для достижения успеха). Соревновательный метод (сопоставление сил, раскрытие функциональных и психических возможностей учеников).
Мастерство педагога, проводящего игру, заключается в умелом преподнесении игры детям и в удачном использовании методических приёмов, обеспечивающих воспитывающий и оздоровляющий характер игры. Многое здесь зависит также и от такта самого педагога.
Ни одну игру нельзя провести по заранее составленным стандартным рецептам или по шаблонной схеме. Чтобы хорошо провести подвижную игру, недостаточно знать её содержание и методику. Только глубоко прочувствовав игру, побывав в роли рядового участника и поняв, чем он «живёт» в игре, педагог может устанавливать с играющими необходимый контакт. Этот контакт и является залогом успеха проведения игры. Подвижная игра должна проводиться с тем «огоньком», который так знаком каждому педагогу.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательные явления, возникающие у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, — это активный отдых от школы и организованная физическая деятельность, соблюдение двигательного режима в повседневной жизни.
Обучающиеся обязательно знакомятся с двигательным режимом. Он в основном складывается из:
- утренней физической зарядки;
- подвижных игр на уроках физической культуры;
- занятиях в кружках и спортивных секциях;
- активного отдыха в выходные дни;
- занятий физическими упражнениями и спортом.
Также обязательно знакомимся с двигательным объёмом самостоятельной работы (домашними заданиями).
Большую педагогическую ценность для развития двигательной активности и повышения интереса к занятиям физической культурой имеют формы внеклассной работы. Большое место в своей деятельности я уделяю проведению мероприятий в рамках месячника оборонно- массовой и военной – патриотической и спортивной работы. Главное назначение этих мероприятий – нести детям радость и развивать двигательную активность школьников. И везде, где есть игра, бьёт ключом здоровая, радостная детская жизнь.
Очень важно вызвать у детей интерес к этим мероприятиям, которые проводятся в игровой форме. На праздниках присутствуют гости, они поддерживают играющих словами, «Молодцы!», «Так держать!», и т.д. Большую роль имеет оформление зала, это поднимает настроение у детей. Постоянно подводится итог, анализ этих мероприятий, жюри объявляет результаты, счёт.
Среди обучающихся популярностью пользуются такие игровые мероприятия как: «Снайперы баскетбола», «Весёлые состязания», «Богатырские потешки», игра « Охотники и утки», состязания « Весёлые Олимпики.
Благодаря этим мероприятиям увеличился рост двигательной активности детей во внеурочной деятельности. За I полугодие этого учебного года приняли участие в трех муниципальных соревнованиях, впереди ещё предстоят соревнования по волейболу, теннису.
И что немало важно при проведении командных мероприятий мои воспитанники научились бесконфликтно общаться друг с другом, уважая и соблюдая правила на спортивной площадке.
Я считаю, что проведение подвижных игр на уроках не только развивают двигательную активность, но и носят оздоровительный и воспитательный характер, так как:
1. Игры в составе уроков выполняют общевоспитательные и оздоровительные задачи в соответствии с программой по физическому воспитанию.
2. На школьных мероприятиях игры оживляют программу, делают её более разнообразной и интересной.
3. Проведение подвижных игр создают благоприятные возможности для воспитания психофизических качеств, а также для совершенствования и проверки навыков в беге, прыжках, метании и др.
Особое значение уделяю самостоятельным занятиям играми, которые проводятся в порядке воспитательной работы на детских площадках в режиме пришкольного лагеря, в выходные дни и в период школьных каникул. И когда я вижу, что мои воспитанники умеют себя организовать самостоятельно на игру, вовлечь в неё других, обязательно с ними играю, но только в роли игрока. И мне очень приятно, когда дети приглашают меня принять участие в их играх, стараюсь им в этом не отказывать.
Двигательная активность благотворно влияет на здоровье учащихся.
- Физические упражнения способствуют хорошей работе органов пищеварения, помогая перевариванию и усвоению пищи, активизируют деятельность печени и почек, улучшают работу желез внутренней секреции: щитовидной железы, половых желез, надпочечников, играющих огромную роль в росте и развитии молодого организма.
- Под влиянием физических нагрузок увеличивается частота сердцебиения, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается выброс сердцем крови в магистральные сосуды. Постоянная тренировка системы кровообращения ведёт к её функциональному совершенствованию.
- Физические упражнения повышают потребность организма в кислороде, в результате чего увеличивается «жизненная ёмкость» лёгких, улучшается подвижность грудной клетки, что способствует профилактике заболеваний органов дыхания.
- Занятия физическими упражнениями и подвижные игры также вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение, поэтому ребёнок, познавший «вкус» физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятиям, играм.
Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоническому физическому и умственному развитию детей, развитию координации движений, двигательной активности, укреплению и сохранению здоровья. Организуя образовательный процесс, я учитываю возрастные, физические и психологические особенности учащихся, а также уровень их физического развития. При оценивании ориентируюсь на относительные показатели детской успешности, то есть сравниваю сегодняшние показатели ребёнка с его собственным вчера.
В прошлые 2017-2018 и 2019 -2020 учебные года приняли участие в сдаче норм физкультурного комплекса ГТО.
Всё это, несомненно, является непременным условием достижения полученных результатов.
Таким образом, считаю, что мною были созданы условия, позволившие получить положительный результат:
- индивидуально – личностный подход в обучении;
- создание ситуации успеха каждому ребёнку;
- формирование ключевых компетентностей;
- учёт физических способностей и физического развития ребёнка;
- своевременный анализ своей деятельности;
- использование различных педагогических технологий;
и самое главное - целесообразная двигательная активность на уроке
Подводя итоги работы над своей темой по самообразованию, должна признать её успешной и результативной. Выбранные мною педагогические технологии, методы и средства обучения, созданные условия обеспечили реализацию поставленной цели, а также способствовали получению положительных результатов:
- положительная динамика уровня физической подготовленности учащихся;
- высокая физическая активность детей во внеурочной деятельности;
- бесконфликтное общение школьников при проведении командных мероприятий.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по развитию двигательной активности и физических способностей у учащихся.
Предварительный просмотр:
20 января в МБОУ «Саскалинская СОШ» прошло спортивно - оздоровительное мероприятие «Весёлые эстафеты» для начальной школы 1-4 классов. Обучающиеся приняли активное участие в эстафетах. Было представлено две команды «Смайлики» и «Смурфики». Мероприятие началось с разминки, затем команды приняли участие в следующих эстафетах « Перенеси ядро», « Курочка Ряба», « Напиши спортивные слова». Учащиеся проявили активность в соревнованиях, тем самым подарили друг другу настроение, радость и улыбки, показали какие они ловкие, выносливые. Победила команда « Смурфиков».
20 января для 5 – 11 классов прошла викторина на тему «Спорт» Обучающиеся активно приняли участие и отвечали на вопросы
19 января прошел день Силача и Прыгуна. Юноши и мальчики выполняли упражнения согнув и разогнув руки в упоре лёжа на полу. Девушки и девочки выполняли прыжки через скакалку. Высокие результаты показали ученик 9 класса Аветисян Ваге, Красильников Никита ученик 6 класса, Волков Егор ученик 1 класса, приняла участие в этом упражнении одна девочка ученица 4 класса Агафонова Диана и показала высокий результат. Самыми прыгучими девчонками через скакалку стали Кутузова Валерия 2 класс и Козина Виктория 8 класс.
Учитель физической культуры Налетова Т.Ф
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...