Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.
Метод: метод проектов, проблемное обучение
Форма работы: групповая
Продолжительность урока: 135 минут
Цель урока: получение общей информации о карбоновых кислотах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить: классификацию, виды изомерии и основные правила составления названий органических веществ;
- установить взаимосвязи между строением и свойствами кислородсодержащих соединений;
- самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, изомерии, номенклатуре, строении и общих свойствах карбоновых кислот.
Развивающие.
Развивать: умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом;
-умения устанавливать причинно-следственные связи;
-умения поиска решения поставленных проблем;
логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы); коммуникативные навыки при работе в группах;
- формировать навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков;
-продолжать формировать навыки работы со справочной литературой;
-продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
карбоновые кислоты | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Химия
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны
Предмет: химия
Класс: 10 (универсальный)
Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»
Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.
Метод: метод проектов, проблемное обучение
Форма работы: групповая
Продолжительность урока: 135 минут
Цель урока: получение общей информации о карбоновых кислотах в процессе самостоятельной работы с опорой на применение ранее полученных знаний в комплексе новых ситуаций.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить: классификацию, виды изомерии и основные правила составления названий органических веществ; - установить взаимосвязи между строением и свойствами кислородсодержащих соединений; - самостоятельно применить усвоенные и закрепленные ранее знания для получения и систематизации информации о классификации, изомерии, номенклатуре, строении и общих свойствах карбоновых кислот.
Развивающие.
Развивать: умения для поиска взаимосвязи между изученным ранее и новым материалом; -умения устанавливать причинно-следственные связи; -умения поиска решения поставленных проблем; -логическое мышление (умения сравнивать, наблюдать, обобщать, делать выводы); коммуникативные навыки при работе в группах;
- формировать навыки “сворачивания” изученной информации и представления ее в виде наглядных схем и рисунков; -продолжать формировать навыки работы со справочной литературой;
-продолжать формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность других участников процесса.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность, терпимость и уважение к своим партнерам, чувство ответственности, уверенность в себе.
Средства обучения и оборудование: инструктивные карточки с заданиями; справочники «Физические свойства органических веществ»; оборудование, необходимое для проведения лабораторной работы №9 «Свойства уксусной кислоты»; оценочные листы.
При подготовке к уроку формируются 5 групп учащихся. К уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом. В процессе работы учащимся пришлось основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществлять во внеурочной деятельности и дома.
План урока:
I. Организационный момент
II. Постановка целей и задач (актуализация)
III. Основная часть:
-организация работы в группах, погружение в проект;
-выполнение заданий в группах по инструктивным картам;
-оформление мини-проектов;
-презентация мини-проектов.
IV. Рефлексия, подведение итогов
V. Домашнее задание
Домашнее задание: выполнить в тетрадях упражнения из карточек-заданий, прочитать и осмыслить материал учебника «Карбоновые кислоты»
Ход урока
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1-2 мин. | 1. Организационный момент Приветствие | |
10 мин. | 2. Актуализация Объявляю тему урока. Предлагаю учащимся самостоятельно поставить цели и задачи к уроку. Определяю место темы в курсе органической химии (в соответствии с программой). Акцентирую внимание на взаимосвязи ранее изученного материала с новой темой. Разъясняю этапы предстоящей работы учащихся, провожу инструктаж, указываю форму записи и представления изученного материала. Разъясняю форму оценивания работы групп. | Предлагают цели и задачи урока. Обсуждают, уточняют цели и задачи. Осмысливают и конкретизируют этапы работы. Уточняют в случае недопонимания. |
3. Основная часть | ||
7мин | 1 этап. Организация деятельности в группах, погружение в проект: выдаю группам инструктивные карты – задания и необходимый дополнительный материал (справочники, реактивы). Провожу необходимый инструктаж для каждой группы в отдельности. | Получают задания – инструкции, знакомятся с их содержанием, осмысливают, уточняют в группе или у учителя. Распределяют роли в группах (теоретики, аналитики, оформители, докладчики). Планируют работу. |
2 этап. Выполнение заданий | ||
20 мин | Не участвую, но при необходимости консультирую учащихся. Оказываю дифференцированную помощь. Ненавязчиво контролирую работу проектных групп. | Активно работают в группах (каждый в соответствии со своей ролью и сообща). При необходимости консультируются. Продумывают форму презентации своего мини-проекта. |
3 этап. Оформление мини-проектов. | ||
25 мин | При необходимости даю советы при подготовке презентации. Осуществляю контроль. | Готовят презентацию, оформляют опорные схемы, обсуждают текст выступления |
60 мин | 4 этап. Презентация мини-проектов | |
Раздаю листы оценок в группы. Организую выступления проектных групп с презентациями. Побуждаю учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов. Задаю вопросы. Поправляю или сама даю ответ в случае затруднения учащихся. | Осуществляют презентацию своей деятельности. Отвечают на вопросы. Слушают выступающих, дополняют, поправляют в случае необходимости. Задают вопросы докладчикам. | |
7 мин | 4. Рефлексия | |
Обобщаю и резюмирую полученные результаты Даю оценку деятельности групп Предлагаю оценить работу учащимся (в том числе дать оценку работы своей группы) Собираю оценочные листы Делаю краткое обобщение по теме. Отвечаю на вопросы учащихся | Слушают оценку. Анализируют и оценивают свою работу и работу других групп. Оформляют и сдают оценочные листы Слушают сообщение учителя и задают в случае необходимости вопросы | |
2 мин | 5. Домашнее задание |
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1
Карбоновые кислоты: определение, классификация, гомологические ряды
1. Напишите общую формулу для карбоновых кислот. Дайте определение понятию “карбоновые кислоты”.
2. Напишите структурные формулы простейшей карбоновой кислоты и ее ближайшего гомолога. Выделите функциональную группу.
3. Напишите структурную формулу простейшей ненасыщенной карбоновой кислоты, содержащей одну кратную связь и ее ближайшего гомолога.
4. Напишите структурную формулу продукта окисления толуола перманганатом калия в кислой среде. К какому классу органических соединений относится это вещество? Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
5. Напишите структурную формулу одного из продуктов промежуточного окисления этиленгликоля, который можно отнести к классу карбоновых кислот. Напишите структурную формулу его ближайшего гомолога.
6. На основании выполненных упражнений предложите классификацию карбоновых кислот, указывая признаки классификации. Выведите формулы их гомологических рядов.
7. На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2
Карбоновые кислоты: номенклатура
1.Какие названия кислот по тривиальной номенклатуре вам уже известны? Каково в большинстве случаев, происхождение этих названий?
2. Учитывая, что названия предельных монокарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “овая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте название следующему соединению: Н3С-СН(СН3)-СН2-СН(СН3)-СООН
3. Учитывая, что названия предельных дикарбоновых кислот по систематической номенклатуре строят, добавляя окончание “диовая” кислота к названию соответствующего алкана, дайте названия следующему соединению: НООС-СН2-СН2-СН(СН3)-СООН
4. Учитывая правила составления названий непредельных углеводородов и монокарбоновых кислот, а также старшинство карбоксильной группы, попытайтесь назвать по систематической номенклатуре следующую непредельную карбоновую кислоту: Н3С-СН(СН3)-СН=СН-СООН
5. На основании выполненных упражнений обобщите номенклатуру карбоновых кислот.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3
Карбоновые кислоты: изомерия
Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С5Н10О2. Сделайте вывод о видах изомерии предельных карбоновых кислот. Назовите класс соединений, изомерных насыщенным монокарбоновым кислотам.
Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих кратные связи? Приведите примеры.
Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих ароматическое ядро? Приведите примеры.
Какие дополнительные виды изомерии появятся для карбоновых кислот, содержащих более одной карбоксильной группы? Приведите примеры.
На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии карбоновых кислот.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 4
Карбоновые кислоты: общие способы получения
Вспомните и напишите уравнения реакций получения уксусной кислоты из представителя: а) алканов, б) алкенов, в) спиртов, г) альдегидов в) кетонов. Укажите особенности условий протекания реакций. Какие окислители могут быть использованы в этих случаях?
Вспомните, в каких еще реакциях при изучении предыдущих тем получались карбоновые кислоты? Приведите уравнения реакций.
На основании выполненных упражнений обобщите способы получения карбоновых кислот.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №5
Карбоновые кислоты: физические, химические свойства
1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноосновных карбоновых кислот. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы. Поясните причины изменения.
2. Сделайте вывод о способности карбоновых кислот к образованию межмолекулярных водородных связей. Попробуйте написать схемы их образования.
3. Сравните полярность связи О-Н и подвижность атома водорода группы О-Н в молекуле метилового спирта и муравьиной кислоты. Сделайте вывод о кислотных свойствах карбоновых кислот в сравнении со спиртами.
4. Основываясь на химических свойствах спиртов и альдегидов, определите наиболее реакционноспособные зоны в молекуле уксусной кислоты предположите основные типы реакций для карбоновых кислот.
5. Выполните лабораторную работу №9 «Свойства уксусной кислоты» (работу учащиеся 5 группы демонстрируют у доски. Учащиеся остальных групп выполняют опыты за партами).
ОЦЕНКА РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП
Критерии оценки | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 |
Процесс проектирования (активность всех членов группы, творчество, умение работать в команде) |
|
|
|
|
|
Презентация (достигнутый результат, аргументированность, оформление) |
|
|
|
|
|
Защита (качество доклада, полнота представления, убедительность, аргументированность, объем и глубина знаний, ответы на вопросы) |
|
|
|
|
|
ИТОГ: |
|
|
|
|
|
Литература
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2005. – 80 с.
Артеменко А.И. Органическая химия: Теоретические основы: Углубленный курс: Учеб. для общеобразоват. учреждений с углуб. изучением предмета. – М.: Просвещение, 2001. – 384 с.
Вивюрский В.Я. “Вопросы, упражнения и задачи по органической химии с ответами и решениями: 10-11 кл. – М.: Гуманит.изд. цент ВЛАДОС, 2002. – 688 с.
Беспалов П. И. “Модульные программы при изучении органической химии. Ч.II. – М.: Центрхимпресс, 2003. – 83 с. “Химия в школе – абитуриенту, учителю. Библиотека журнала”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка учебного занятия на тему: Разработка презентации и настройка анимации на тему “Здоровый образ жизни”
Цель занятия: Закрепление информационной технологии создания презентации средствами приложения Power Point.Тип занятия: урок проверки и контроля знаний и умений учащихся.Вид занят...
Методическая разработка учебного занятия теоретического обучения по учебной дисциплине «Иностранный язык» (немецкий) ТЕМА « O SPORT, DU BIST DER FRIEDEN!»«О СПОРТ, ТЫ- МИР!»
Методическая разработка учебного занятия «O Sport, du bist der Frieden!» («О спорт, ты- мир!») представлена на конкурс преподавателем иностранного языка Тихоновой Екатериной Вячеславовной. Педаг...
Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)
Учебное занятие в курсе биологии для учащихся 7 класса по теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...
Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"
Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...
Методическая разработка учебного занятия «Ветчины, характеристика, формование».
Методическая разработка учебного занятия. Занятие по теме "Ветчины, характеристика, формование". Содержание план занятия 12 стр, презентация 41 слайд, 1 видео фрагмент. Данная работа предназначе...
Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Амины»
Цели урока:· образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о ...
Методическая разработка учебного занятия с применением инновационных технологий обучения. Тема: Общие сведения о слесарном деле. Организация труда слесаря.
Особенностью преподавания данной темы в представленной разработке является:1.Использование метода укрупнения дидактической единицы (УДЕ), который заключается в параллельном изучении дидактических объе...