Обобщение опыта по теме "Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе"
статья
Обобщение опыта по теме "Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе". Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_nauchno-issledovatelskoy_raboty_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx | 28.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация научно-исследовательской работы по русскому языку и литературе.
В конце XX века общественные требования к образованию существенно изменились. Это изменение принято связывать с так называемым «информационным взрывом», основной признак которого – легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания, – нужно уметь творчески их применять в практических целях, уметь работать с разнородной информацией, использовать её. Поэтому считаю, что важной образовательной задачей становится воспитание выпускников школ, готовых жить и работать в условиях информационного общества.
В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования говорится о том, что в старшей ступени школы необходимо сформировать навыки ведения исследовательской работы во всей её полноте: «выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов». Здесь перечислены основные этапы научно-исследовательской работы учащихся, которая сейчас активно внедряется в практику школьного обучения.
Почему я обратилась именно к этому виду работы? Психологи и педагоги видят в нем огромный потенциал для личностного развития обучающихся: исследовательская деятельность способствует формированию творческого потенциала, развитию познавательной активности, самопознанию.
Процесс учебно-исследовательской работы должен быть особым способом организован, чтобы в центре внимания была личность ученика: его мотивы, цели, потребности, неповторимый внутренний мир, индивидуальный опыт и психологический склад. Такой подход принято называть личностным. Однако нужно помнить, что современная психология связывает развитие личности с деятельностью. Это предполагает, что из объекта ученик становится полноправным участником образования (не «его учат», а «он учится»). Поэтому изменяется и роль учителя в обучении: он в большей степени становится не передатчиком знаний, а партнером в обучении.
Исследовательская работа в школе может быть организована по-разному. В роли научного руководителя я постоянно провожу индивидуальные консультации в процессе научно-исследовательской работы с отдельными учащимися или сопровождаю наиболее ответственный, основной этап подготовки работы: проведение эксперимента, осмысление его результатов и создание текста.
Очень важно правильно организовать руководство научно-исследовательской работой. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником – обучающегося, в процессе проведения исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: я включена в исследование поставленной проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучаю его методике проведения исследования. Это дает мне возможность более широко проявить творческие способности не только в педагогическом проектировании, но и в роли исследователя, т.к. невозможно передать опыт той деятельности, которую не освоил сам. Творческие муки, которые испытывают и ученик-исследователь, и его руководитель, передача навыков практической деятельности задают тон общения на уровне «коллега-коллега» и «наставник-младший товарищ».
Моя методика написания школьной исследовательской работы основана, с одной стороны, на методическом опыте преподавания русского языка и литературы, а с другой – на традиции научных исследований. Главная цель учебно-исследовательской работы – освоить научный способ познания действительности.
Обучение методике исследовательской работы провожу прямо в ходе исследования, обращая внимание учащихся на задачи каждого этапа, на их последовательность. Такой интегрированный подход мне представляется более удачным: он требует меньше временных и организационных затрат.
Основными этапами научно-исследовательской работы (НИР) являются:
Этапы работы | Цели и задачи НИР | Содержание занятий |
1. Предварительный | Диагностика знаний, навыков и умений; ориентация в сфере личных интересов ученика. | Письменные и устные задания, вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по предмету, способности и интересы участников НИР. |
Формирование общих представлений об исследовательской работе. Знакомство с современными проблемами изучения русского языка и литературы, лингвистическими методами исследования. | Обсуждение лингвистических работ, выполнение упражнений, моделирующих исследование. | |
Систематизация, расширение и углубление знаний о языке. | Задания и задачи на систематизацию теоретических знаний о языке, основных понятий литературы. | |
Развитие языковой рефлексии. | Задания, нацеливающие ребят на самостоятельный подбор материала, ведение записной книжки или дневника исследователя. | |
2. Выбор проблемы исследования. | Предварительная ориентация в выборе проблемы исследования. | Обсуждение возможных тем исследования (темы предлагает учитель, учитывая и личные качества учеников, и тематику предстоящих конференций учащихся). |
3. Изучение научной литературы. | Приобретение практических навыков работы со справочной литературой. | Составление библиографии по теме; разные виды чтения, выделение главной мысли, конспектирование; обсуждение прочитанных научных работ. |
4. Формулирование темы, гипотезы, определение целей, задач, методов. | Формирование исследовательских навыков (формулирование темы, гипотезы, постановка целей и задач исследования, определение методов в зависимости от объекта исследования). | Консультирование по вопросам формулирования темы, гипотезы, понимания целей и задач работы, по методике проведения исследования. |
5. Сбор материала. | Обучение сбору языкового, литературного материала или постановке лингвистического эксперимента. | Планирование и проведение эксперимента, сбор материала. |
6. Обработка полученного материала. | Обучение статистической обработке полученного материала и представлению результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков, словарей и т.п. | Обработка полученного материала. |
7. Формулирование выводов. | Выработка умения формулировать выводы. | Систематизация и обобщение результатов работы. |
8. Создание текста УИР. | Практическое овладение научным стилем речи. | Написание текста исследовательской работы. |
Обучение редактированию научного текста; навыкам «свертывания» и «развертывания» текста. | Редактирование и оформление работы, составление тезисного плана. | |
9. Представление результатов работы. | Практическое овладение навыками публичного выступления. | Представление работы на районной научно-практической конференции школьников. |
10. Оценка работы. | Рефлексии на продукт и результат НИР. | Анализ проделанной работы, обсуждение перспективных планов. |
Переходя от этапа к этапу, школьники учатся:
- работать с первоисточником;
- наблюдать явления, факты;
- объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие;
- составлять и решать задачу;
- формулировать гипотезу;
- разрабатывать и проводить эксперимент;
- обобщать материал и представлять его в виде текста.
Ученик овладевает этими умениями, более или менее самостоятельно выполняя исследовательскую работу.
Конечно, на всех этапах работы нужно стремиться к высокому уровню самостоятельности и творческой активности, но этот идеал трудно достижим, особенно на первых этапах.
Остановлюсь коротко на том, какую я проделываю работу на каждом этапе.
Для организации НИР по русскому языку важно оценить уровень развития языковой личности будущего исследователя. Опыт проведения НИР позволяет предполагать, что исследовательская работа в области лингвистики требует достаточно высокого уровня развития языковой личности, базовых знаний и интереса (мотивации) к изучению, исследованию языка.
Как определить уровень развития языковой личности школьника? Можно наблюдать за живой разговорной речью, анализировать письменные тексты: это потребует много времени и усилий. Я предлагаю более экономный путь: несколько специальных заданий, выполнение которых позволит оценить развитие языковой личности.
Задание 1.
Дайте толкование слова и приведите как можно больше синонимов.
Проверяется владение синонимическими и стилистическими возможностями родного языка.
Задание 2.
Дайте толкование заимствованным словам и отметьте, использование каких из них в русской речи оправданно.
Проверяются речевая и языковая рефлексия, умение сопоставлять языковые явления родного и иностранного языков, владение родным языком.
Задание 3.
Вставьте наиболее подходящее по смыслу и стилю слово в отрывок из художественного текста.
Проверяется речевая рефлексия.
Задание 4.
Перевод незнакомого текста с близкородственного (старославянского, древнерусского, белорусского, украинского и др.) языка.
Проверяется умение анализировать и сопоставлять языковые явления с опорой на знание родного языка и языковую догадку, рефлексию.
Задание 5.
Сформулируйте какую-либо современную, актуальную проблему изучения русского языка, которая интересует вас, поясните, почему она важна и интересна.
Проверяются языковая рефлексия, знание языка и знания о языке, владение навыками: умение извлекать, перерабатывать и использовать информацию из разных источников, создавать текст, правильно выбирать стиль и жанр для раскрытия мысли.
Эти задания можно использовать не только для диагностики: они эффективны для развития речевой и языковой рефлексии и способствуют становлению языковой личности.
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую научно-исследовательскую работу.
Исследовательская работа – проявление творческого начала. Психологи отмечают, что творческая деятельность основывается на внутренних познавательных мотивах, а не на внешних стимулах. Поэтому можно выделить несколько принципов, которыми я руководствуюсь при выборе темы НИР:
- Принцип добровольности.
- Принцип личной заинтересованности.
На этапе выбора темы выявляются личные интересы, пристрастия учащихся. Удобнее всего узнать о них из анкет или беседы, в которую обязательно должны быть включены вопросы: «Чем вы любите заниматься в свободное время?», «О чем вы хотели бы узнать больше?», «Что у вас вызывает интерес при знакомстве с разными языками?» и т.п.
- Принцип научности подразумевает обращение к лингвистическим терминам, использованию научных методов исследования языкового материала.
- Принцип доступности связан с учетом возрастных особенностей. Школьникам, впервые приобщающимся к исследовательской работе в средней школе, предлагаю более простые в теоретическом плане темы, например: «Что означает ваша фамилия?», «Путешествие по пушкинским местам». Старшеклассникам предлагаю более сложные темы: «Недетские проблемы детского чтения», «Языковые особенности СМС-сообщений» и др.
- Принцип посильности – это принцип учета возможностей школьников.
Если тема заявлена широко, полно раскрыть какое-то языковое явление достаточно тяжело, и это провоцирует на написание реферата, а не исследования. При узкой постановке темы заметнее достоинства работы.
- Принцип проблемности.
Исследование всегда начинается с вопроса, с постановки новой проблемы, что позволяет уточнить старую или открывает новую истину.
Какой же должна быть хорошая тема исследовательской работы?
Хорошая тема:
- интересна исследователю и отвечает задаче развития его личности;
- интересна научному руководителю;
- опирается на знания, полученные на основе базового образования, углубляет и расширяет их;
- соответствует принципу научности;
- доступна: соответствует возрасту, знаниям, способностям исследователя;
- посильна по объему и времени, необходимому для ее выполнения;
- содержит проблему, требующую решения.
Изучение литературы по теме исследования – следующий после выбора темы этап работы; его основная цель – получение информации. Здесь важно следующее:
- научить поиску научной литературы по теме исследования;
- сформировать навыки работы с такой литературой, то есть научить читать ее, конспектировать, делать ссылки и грамотно цитировать.
Учитываю, что работа с научной литературой связана с освоением научного стиля, поэтому сначала с учащимися 8-9 классов знакомимся с основными особенностями научного стиля речи (логичность, точность, использование терминов, объективность, отсутствие личного начала, языковые средства, основные жанры научного стиля). А со старшеклассниками сразу приступаем к работе над списком литературы по теме НИР и ее изучению.
Конечно, поиск информации при составлении списка литературы в большей степени ложится на плечи научного руководителя. Какие-то книги есть в моей личной библиотеке. Но этого недостаточно.
Самый привычный путь поиска – изучение библиотечного каталога и нахождение нужной книги именно там. Найти научную литературу по теме можно и с помощью поисковых систем в Интернете. Мои ученики это делают иногда и лучше меня, однако предварительно с ними обсуждаем отправную точку поиска: имя автора или название статьи, ключевые понятия.
Еще один способ подобрать литературу по теме – обратиться к справочному аппарату лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы, который может оказаться полезным.
Обязательно воспитываю уважение к чужому тексту, к чужим достижениям – к авторским правам. Усвоив эти элементарные правила простой порядочности и научной этики, молодые исследователи с удовольствием следуют им.
Основной этап научно-исследовательской работы – этап сбора и анализа языкового материала. Можно
- выписывать какие-либо грамматические формы или группу лексики определенного значения из художественных, рекламных или публицистических текстов;
- записывать фрагменты живой разговорной речи;
- опрашивать респондентов.
Перед этой работой сообщаю учащимся несколько важных правил:
- Необходимо до начала сбора материала установить, какого рода информацию нужно получить.
- Записи не должны искажаться, хотя и могут быть сделаны в сокращенном виде – с помощью определенных значков. Можно пользоваться диктофоном мобильного телефона.
- Нужно фиксировать, когда, где и как сделана запись: из какого журнала (название, год, номер, страница) или книги (название, автор, год издания, страница) выписана; от кого, когда и при каких обстоятельствах услышана.
Наиболее часто в своей работе из исследовательских методов использую описательный социолингвистический метод. По опыту знаю, что он привлекает учащихся, склонных к общению. Социолингвистика использует методы, заимствованные у социологии: устный опрос, анкетирование, интервью. Этот метод лежит в основе работ: «Что означает ваша фамилия?», «Языковые особенности СМС-сообщений», «Недетские проблемы детского чтения».
Нужно помнить, что чем больше параметров изучается, тем более серьезные требования должны предъявляться к выбору респондентов при проведении опроса. Чаще всего в роли респондентов наших работ выступают учащиеся 5-11 классов нашей школы, хотя нередко мы привлекаем и родителей данных учеников.
Очень важно иметь в виду, что работу ученика без исследовательской части нельзя рассматривать как исследование. Смысл исследовательской работы состоит прежде всего в овладении методом исследования.
В гуманитарных исследованиях конечным продуктом является текст. Это может быть текст разных жанров: устный доклад, учебно-исследовательская работа, статья, текст компьютерной презентации.
Как и любой научный текст, текст НИР должен отвечать требованиям логичности, точности, объективности.
Логичность обеспечивается, во-первых, непротиворечивостью, аргументированностью суждений, во-вторых, композиционной стройностью текста, который должен включать:
- постановку цели и задач исследования;
2) основную исследовательскую часть;
3) выводы.
В процессе создания текста обязательно обращаю внимание на то, что задачи раскрываются как этапы достижения цели. Каждый этап – это спланированный шаг к поставленной в работе цели. Продуманные задачи служат и планом действий, и планом создаваемого текста. Поэтому рекомендую начинать и работу над исследованием, и сам текст исследовательской работы с формулирования целей и задач исследования.
Точность в тексте научного стиля связана с использованием терминов и понятий. Как показывает опыт, школьники недостаточно владеют навыками научной речи: нечетко формулируют определения, не владеют навыками аргументации, нарушают логическую последовательность при изложении материала, не умеют обобщать и делать выводы. Эти затруднения преодолеваются в процессе работы с научной литературой по теме исследования, хотя многие приходится решать непосредственно при создании текста исследовательской работы.
Непременное требование к основной части исследовательской работы – наличие аргументов, их объективность и доказательность. Выдвигаемые в работе тезисы должны быть подтверждены языковым материалом.
Задача обобщить полученные факты и сформулированные выводы представляет известную трудность. На этом этапе работы с текстом наиболее необходима помощь научного руководителя. Нужно иметь в виду, что выводы должны кратко излагать факты и закономерности, полученные в ходе исследования; в них не должно быть ничего лишнего. Если работа проводилась четко по задачам, поставленным для достижения цели, то выводы будут обязательно соотнесены с этими задачами, целью исследования и, конечно, с формулировкой темы.
Таким образом, постепенно мы приходим к завершению создания текста исследовательской работы. Научному руководителю и исследователю еще предстоит редакторская правка и окончательное оформление работы для предоставления на конкурс. Вот основные части правильно оформленной работы:
- Титульный лист.
- Введение.
- Исследовательская часть.
- Выводы.
- Список литературы.
- Приложение.
Формы представления исследовательских работ разнообразны: устный доклад, собеседование, стендовый доклад, видеопрезентация, компьютерная презентация. Мы используем две из них: доклад и компьютерную презентацию. И та, и другая форма требуют специальной подготовки, на которую обязательно обращаю серьезное внимание. Монологически выступать на лингвистическую тему тяжело, поэтому на занятиях говорим об особенностях восприятия устной речи, специальных риторических приемах удержания внимания и, конечно, репетируем выступление.
На устный доклад обычно отводится не более 10 минут. Поэтому останавливаемся на главном: обосновании выбора темы, кратком обзоре литературы, собственно исследовательской части и выводах. Готовим специальный вариант текста «для произношения»: он должен легко восприниматься на слух, иметь четко выстроенную композицию выступления. Иллюстративный материал предъявляем на компьютерных презентациях. Они наглядны и информативны. Их удобно создавать с помощью программы Microsoft Power Point. Она позволяет демонстрировать текст, рисунки, фрагменты в заданной или производной последовательности, со звуком или без него.
Презентации делаем по определенным правилам. Обычно для 10-минутной презентации достаточно 8-12 слайдов, которые располагаем следующим образом:
- «титульный лист», на котором указываются название работы, авторы, руководители, название учебного заведения;
- цель и задачи работы;
- описание метода исследования;
- основные результаты и их объяснение;
- выводы;
- перспективы дальнейшей работы по этой теме;
- список использованной литературы.
Можно также указать в презентации на актуальность работы, исходную гипотезу, возможное практическое применение результатов, добавить благодарности.
За время работы в школе под моим руководством написано около 20 научно-исследовательских работ по русскому языку и литературе. Есть и неплохие результаты: в течение последних лет мы занимаем призовые места на районной конференции научного общества учащихся.
Для учеников публикации важны: во-первых, это – признание их успеха научным сообществом, во-вторых, это значимо для учета личных учебных достижений как в рамках школьной аттестации, так и при поступлении в вуз.
Таким образом, научно-исследовательская работа по русскому языку и литературе имеет серьезный образовательный потенциал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Обобщение опыта по организации проектной деятельности на уроках русского языка и литературы
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор...
Обобщение опыта "Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"
Главной особенностью технологии развития критического мышления «является конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности».Система развития критическо...
Обобщение опыта: «Формирование познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через систему эффективных уроков»
Актуальность проблемы. В настоящее время осознана важность и необходимость развития познавательной активности учащихся на уроках русского язык...
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность"...
Научно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Неотъемлемой частью системы оценки качества образования является показатель участия в предметных олимпиадах и конференциях. Поэтому необходимо совершенствовать работу с одарёнными детьми. Таким образо...
Обобщение опыта на тему "Применение ИКТ на уроках русского языка и литературы как один из способов повышения качества знаний."
В данном сообщении приведён опыт применения ИКТ на уроках русского языка и литературы за несколько лет работы в среднем и старшем звене....