Описание педагогического опыта
статья
Тема: Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта
Введение
1.Тема: Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках математики как средство формирования ключевых компетентностей и повышения познавательной активности обучающихся.
2. Сведения об авторе: Васинова Александра Николаевна, высшее образование, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, учитель математики, педагогический стаж – 32 года, в МБОУ «Новокарьгинская СОШ» -28 лет.
3. Актуальность Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках математики текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знания. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. На уроках с использованием ИКТ учащиеся не только получают информацию в «чистом виде» от учителя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Формирование ИКТ-компетентности не просто требование времени, а необходимость для любого человека, живущего в условиях информационного общества. Применение этих технологий в обучении математики, объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса обучающихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности.
4. Основная идея моей работы понять и оценить возможности использования информационно-коммуникативных технологий для обеспечения качественного и доступного образования, показать эффективность метода для активизации познавательной деятельности учащихся.
5. Теоретическая база опыта. Теоретической базой опыта явились работы В.В.Давыдова, Л.С. Выготского, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, научные идеи развивающего обучения Д.Б.Эльконина, и передовой педагогический опыт ведущих педагогов страны.
6. Новизна опыта.
- В разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
- В интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
- В создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
Современные информационно-коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Поэтому, ИКТ являются основой современного образования.
Своеобразие предлагаемого опыта заключается в применении новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися, создании условий для активной познавательной деятельности обучающихся через применение информационно-коммуникационной технологии на уроках математики и во внеурочное время, опираясь на следующие принципы активизации познавательной деятельности: принцип свободы выбора, принцип открытости, принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип идеальности и принцип взаимообучения. Практическая значимость данной проблемы заключается в том, чтобы развить в ребёнке способности мыслить, самостоятельно добывать знания, уметь ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
Технология опыта. Главное в 21 веке - быстро и свободно осваивать новые виды, способы деятельности и информационные поля, поэтому актуальны на сегодня ИКТ. Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. В школе созданы условия для использования сети Интернет в учебной и внеурочной деятельности, а также компьютерных программ, электронных справочников и книг. К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. В своей педагогической деятельности я использую компьютер на различных этапах урока. Но, как показывает опыт, на уроке математики целесообразнее применять его при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и на уроках контроля знаний обучающихся. Информационные технологии на уроках математики я использую в следующих вариантах:
- Применение мультимедийных презентаций во время урока
За время работы в школе мною разработаны и накоплены как целые системы уроков по отдельным главам, так и отдельные мультимедийные презентации. Подготовка презентаций – серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия обучающегося. Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, графики, диаграммы, портреты математиков, сведения из истории, видео-уроки. На уроках алгебры неоценимую помощь оказывают слайды с демонстрацией преобразования графиков функций в системе координат. Такие слайды я использую в 8 классе при построении графиков квадратичной функции; при построении графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
- Осуществление контроля посредством ИКТ
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет: math.ege., alexlarin.narod.ru. и др. Тесты могут быть простые, в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный; они могут быть представлены в виде установления соответствий, а также содержать несколько кратких ответов. Такие тесты можно использовать на различных этапах урока. Способы работы с ними также разнообразны – фронтальный и индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, с последующим выводом на экран правильных ответов. Тренажеры содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу обучающихся на уроке и дома, провести мониторинг обученности.
- Применение ИКТ во внеурочной деятельности
Во внеклассной деятельности и на уроках обобщения я использую различные дидактические игры: «Своя игра» для учащихся 6-7 класса. На слайд выводятся разделы, где содержатся вопросы с указанием баллов за правильный ответ. Обучающиеся решают задания различного уровня сложности, отвечают на вопросы и, в случае правильного ответа, получают баллы. Выигрывает игрок или команда, набравшие наибольшее количество баллов. «Кто хочет стать миллионером?» для учащихся 7-9 класса. Для развития интереса к предмету использую викторины, например:
«Путешествие по стране логарифмов». При проведении данной викторины я делю класс на две группы; вывожу задания различного типа на экран; даю время для обсуждения а затем, представители каждой группы озвучивают свои ответы. Такие викторины могут содержать различные задания: шарады, кроссворды, системы «вопрос-ответ» и др.
На своих уроках я использую кроссворды, которые готовятся как творческое домашнее задание, либо использую готовые формы.
4. Использование компьютера при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ
Главной задачей как в старшей, так и в основной школе является качественная подготовка обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Использование информационных технологий позволяет оптимизировать этот трудоёмкий процесс. В своей практической деятельности я использую тренажеры для подготовки к ЕГЭ по математике, провожу тестирование в режиме on-lain. Данные тренажеры приближены к реальным вариантам заданий ОГЭ и ЕГЭ, содержат такое же количество заданий. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест, потом нажимает на функцию «Проверить», затем, каждый обучающийся получает развернутый анализ выполненных заданий, где можно посмотреть, как он ответил и как должен был ответить на поставленные вопросы. В итоге дается общее количество правильно выполненных заданий и оценка. Если у ученика возникли затруднения по тому или иному вопросу, то он в любой момент может вернуться к теории и еще раз просмотреть изученный материал. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Работа на тренажерах позволяет более эффективно подготовить обучающихся к ЕГЭ.
За последние три годам мною разработаны видеоматериалы уроков математики с использованием технологии проблемного обучения и развития критического мышления. В основу всех уроков положен исследовательский метод.
Результативность
Управление обучением с помощью компьютера привело к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности обучающихся. Повышение качества математической подготовки обучающихся повлекло за собой положительную динамику уровня обученности по математике, зафиксирован рост познавательной активности обучающихся на уроках. Систематическое использование электронных учебных ресурсов на уроках математики привело к овладению учащимися навыками создания мультимедийных презентаций, повысился уровень информационной компетенции учащихся. Основными параметрами результативности педагогической деятельности при внедрении информационно коммуникационных технологий являются:
- стабильное качество знаний и успешность обучения учащихся математике;
№п/п | Учебный год | Качество знаний | Уровень обученности |
1 | 2017-2018 | 66 | 100% |
2 | 2018-2019 | 66 | 100% |
3 | 2019-2020 | 83 | 100% |
- высокое качество знаний по результатам внешнего мониторинга:
качество знаний -100% (муниципальный мониторинг по математике в 9 классе за 2020-2021 учебный год)
- призёр на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников в 2017г.
На сегодняшний день собран большой видеоматериал по математике, который использую в своей работе. (Нужно постоянно дорабатывать) Применение ИКТ существенно расширяет возможности современного урока. Считаю, что использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности, при подготовке к олимпиадам очень удобно: можно получить быстрый доступ к любой информации, применять наглядность; открывается больше возможностей для самостоятельной работы учащихся, для развития исследовательских навыков.
Список литературы
- Селевко Г.К. Современные педагогические технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Черемисина Л.Д. «Иду на урок». ТОИПКРО. 2005г.
- Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школьников на уроках математики».ТОИПКРО. 2003г.
- Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК Велби, 2005. – 247 с.
- Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
- Выготский, Л.С. Педагогическая психология – М. Педагогика, 1991.
- Желдаков М. И. Внедрения информационных технологий в учебный процесс. – Мн. Новое знание, 2003. - 152 с.
- Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.. 1990.
- Моисеев В.Б. Организация ученого процесса при использовании дистанционного обучения. // Информатика и образование, 2002, № 12.
- Никифорова М. А. Преподавание математики и новые информационные технологии. // Математика в школе, 2005, № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитическая справка «Описание педагогического опыта Шариповой Елены Петровны - учителя истории МБОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа», Кваркенского района Оренбургской области, раскрывающего сущность методической системы»
Материал по обобщению опыта предоставлен на конкурс "Учитель года"...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта по теме самообразования: "Практическая направленность на уроках географии как средство реализации компетентностного подхода в обучении учащихся "...
Описание педагогического опыта учителя физкультуры Рассолова А.В.
Здесь описывается моя методичская тема, представлен опыт работы по данной теме и результаты...
Описание педагогического опыта
Описание педагогического опыта...
Описание педагогического опыта по использованию современных технологий в образовательном процессе
Описывается опыт применения системно - деятельностного подхода к обучению информатике. Информатика не может быть скучной! Эти слова наиболее полно выражают моё отношение к информатике как учебному пре...
Описание педагогического опыта классного руководителя
Представлен опыт работы с учащимися старших классов в малокомплектнойсельской школе....
Описание педагогического опыта учителя русского языка и литературы Елдиной Юлии Николаевны
"Развитие творческих способностей на уроках литературы"Рассмотрение условий развития творческих способностей школьников позволило выделить пути реализации их развития в процессе изучения литерат...