Самоанализ профессиональной деятельности
статья
Цели и задачи профессиональной деятельности;
программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания русского языка и литературы;
обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения;
анализ УМК по русскому языку;
анализ УМК по литературе;
обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий; анализ и оценка качества образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_professionalnoy_deyatelnosti.docx | 38.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ профессиональной деятельности
2.1. Цели и задачи профессиональной деятельности
Воспитывает ребёнка каждая минута жизни и каждый уголок земли,
каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается».
В. А. Сухомлинский
Самоанализ профессиональной деятельности
Педагогическое кредо: «Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей»
2.1 Результаты педагогической деятельности.
Начало педагогической деятельности – 1978 г. С 1978 по 1982 г работала в Селенгинской школе №2 Кабанского района старшей пионервожатой, затем учителем начальных классов. С 1982 года работаю в Северомуйской СОШ. С 1993 году – учитель русского языка и литературы. Общий трудовой стаж 45 лет, педагогический - 45 лет.
Закончила в 1987 году Бурятский ордена «Знак Почёта» государственный педагогический институт имени Д.Банзарова по специальности «Русский язык и литература», присвоена квалификация «Преподаватель русского языка и литературы средней школы».
Профессия учителя, которую я выбрала, одна из самых важных и трудных. Я люблю детей, и это помогает мне в таком нелёгком труде. Это именно то, что приносит мне радость и удовлетворение.
Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у обучающихся умение и желание самосовершенствования и самообразования. Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение современных технических средств обучения, новых методик обучения, учитывающих разноуровневую подготовку обучающихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах. Я с удовольствием применяю традиционные методы обучения, проверенные временем, но при этом их модернизирую. Причина очень веская - реализация ФГОС. Надо, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в современном мире, чтобы могли преобразовывать этот мир: знания, умения, навыки практической, самостоятельной деятельности. При реализации стандарта формируются универсальные учебные действия, сохраняется здоровье учащихся, индивидуализируется процесс обучения.
Цель определила следующие задачи педагогической деятельности:
- создать благоприятные учебные условия для работы учащихся;
- способствовать созданию адекватных условий для диалога;
- с применением дифференцированного подхода создать условия для самовыражения учащихся, для развития их творческой индивидуальности и познавательного интереса на уроках русского языка и литературы;
- способствовать формированию личности, обладающей конкурентоспособными умениями: познавательными, регулятивными, коммуникативными.
Поэтому в основе моей работы лежит практико-ориентированный подход, опирающийся на опыт практической деятельности обучающихся, предполагающий создание образовательной ситуации, основными составляющими которой являются:
-образовательная напряженность;
-уточнение образовательного объекта;
-конкретизация задания;
-решение ситуации;
-демонстрация образовательной продукции;
-систематизация полученной продукции;
-работа с культурно-историческими аналогами;
-рефлексия.
Вся моя педагогическая деятельность направлена на то, чтобы дети любили русский язык и литературу, свою Родину, чтобы на моих уроках они не только получали знания, но, прежде всего, учились быть людьми – умными, честными, отзывчивыми на чужую боль, на чужое страдание, чтобы в жизни они были оптимистами и переносили невзгоды с честью, с достоинством. И всему этому учат предметы, которые я преподаю. Воспитание гармоничной личности, способной жить в нашем сложном, противоречивом обществе, способной трудиться на благо страны, способной применять знания на практике, способной быть Человеком с большой буквы – это общая задача всего школьного образования и воспитания. Именно в решении этих вопросов пересекается моя деятельность и деятельность образовательного учреждения, в котором я работаю.
Как учитель-филолог считаю, что задача моей педагогической деятельности – не только дать определённую сумму знаний (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры), но и, что не менее важно и ценно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать ораторскими навыками, уметь отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включаться в процесс межличностной коммуникации. Но современные дети разучились говорить. Им трудно отвечать у доски, они не умеют грамотно вести диалог, а монологическая речь превращается в сплошные заикания. Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой учащиеся проявляют самостоятельность, а это и ведет к тому, что ребенок разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная проблема учителей-словесников.
Поэтому на уроках большое внимание уделяю устному опросу учащихся. Виды его различные: ответ по плану, по опорным примерам, рассказ от лица героя произведения, развернутая оценка ответа одноклассника. Все это способствует развитию монологической речи учащихся. В классе стараюсь создать такую атмосферу, чтобы дети чувствовали себя уютно, комфортно. Стараюсь заинтересовать каждого ученика, создать условия для раскрытия и развития способностей обучающихся.
После принятия ФГОС ООО и ФГОС НОО и выделения средств на модернизацию общего образования в нашу школу стало в небольшом количестве поступать новое инновационное оборудование. Использование новых информационных технологий требует определенного материально-технического оснащения кабинета и соответствующую профессиональную подготовку учителя. С целью улучшения материально-технического обеспечения преподавания учебного предмета в кабинет была приобретена необходимая для этой работы техника: персональный компьютер, экран, проектор, учебная мебель с учетом физических параметров детей. Для успешной работы за годы педагогической деятельности мною создана библиотека методических материалов: подписка журналов «Педсовет», «Русский язык в школе», «Литература в школе», подшивка газеты «Первое сентября», адреса сайтов Интернета. Учебный класс постоянно пополняю наглядными пособиями, таблицами, обучающими дисками по предметам. Часть раздаточного материала оформила сама. По каждому предмету оформлены папки для накопления различного наглядного и дидактического материала. Успехов в профессиональной деятельности добиваюсь благодаря тому, что в кабинете имеются электронно-образовательные ресурсы, среди которых:
1. Компакт-диск «Электронное пособие для преподавателей русского языка и литературы. Тематическое планирование. Русский язык и литература». – Издательство «Учитель», 2018 г.
2. Электронная энциклопедия «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»
3. Электронная энциклопедия «Классическая литература»
4. Компакт-диски «Фонохрестоматия к учебникам «Литература. 6 класс, 7 класс, 8 класс, 9 класс» под редакцией В. Я. Коровиной, В. П. Журавлѐва, В. И. Коровина - ООО «Аудио-Школа» по заказу ОАО «Издательство «Просвещение», 2016 г.
Кроме этого использую и самостоятельно разработанные презентации, в создании которых мне помогают мои ученики. Современные информационные технологии значительно расширяют возможности учителя, позволяя активизировать мыслительную деятельность учащихся, делают уроки более наглядными и интересными, а общение с учениками более содержательным, дифференцированным.
Программно - методическое и дидактическое обеспечение преподавания русского языка и литературы:
Программа по русскому языку и литературе на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, устава МБОУ «Северомуйская СОШ», учебного плана МБОУ «Северомуйская СОШ» на 2023 – 2024 учебный год,
НПД НОО:
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 286».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".
НПД ООО:
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022 г. № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".
НПД СОО:
Федеральный закон от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 г. № 371 "Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования".
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2. 3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установление предельного срока использования исключенных учебников".
1. УМК по русскому языку:
а) для 5-9 классов предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
б) для 10-11 кл. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, А.Г.Нарушевич; В.Ф Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко.
2. УМК по литературе:
а) для 5-9 кл. учебные пособия авторского коллектива - В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин
б) для 10-11 кл. учебные пособия под редакцией Ю. В. Лебедева и В. П. Журавлева.
Обоснование выбора программы, учебно-методического обеспечения
Обучение учащихся русскому языку и литературе осуществляется в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
Анализ УМК по русскому языку предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
В МБОУ «Северомуйская СОШ» в течение многих лет преподавание русского языка в 5-9 классах осуществляется по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, С.Г.Бархударова, Л.А.Тростенцовой и др. Целесообразность преподавания по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, С.Г.Бархударова, Л.А.Тростенцовой вижу в том, что он соответствует основным принципам развивающего обучения:
1. принцип ведущей роли теоретических знаний.
2. принцип более высокого уровня трудности в обучении.
3. принцип прохождения материала более быстрым темпом.
Творческий, развивающий характер многих заданий УМК, учет возрастных особенностей учащихся, четкая система повторения, ориентир на более высокий уровень усвоения материала быстрыми темпами позволяют учителю успешно вести детей от незнания к знанию. Работая по этим учебниками, я могу сказать, что они способны вызвать интерес у учащихся к учебной деятельности. Большинство упражнений носит воспитывающий характер. Развитие памяти, логического мышления, сообразительности также в центре внимания авторов. В центре внимания авторов и диктанты по памяти, и алгоритмы рассуждений, множество схем, рисунков. Необходимо заметить, что графическое структурирование текста для многих учеников является необходимым в силу специфики их способа восприятия информации. Собрание задач и упражнений в учебниках помогает организовать практическую работу над понятиями и правилами, над умениями опознавать, анализировать явления языка, самостоятельно отбирать, конструировать материал в соответствии с изучаемой темой. В учебниках представлены разноуровневые задания, что помогает учителю осуществить дифференцированный подход в обучении. УМК дает целостное представление о русском языке, его правилах и законах. Изложение теоретического материала отличается глубиной и последовательностью. Учебники имеют приложения со справочными материалами, словами для запоминания, памятками, что очень удобно для учащихся при комплексном повторении изученного. Приложения обеспечивают преемственность и перспективность обучения русскому языку, является своеобразным справочником, к которому можно обратиться в любое время на протяжении нескольких лет обучения и в дальнейшей жизни.
Языковой анализ текста - один из важных компонентов подготовки к устному пересказу и письменному изложению. Учебники помогают учителю в отборе материала и в организации работы по нему, рассчитано на творческое использование его учителем. Расположение материала по линейному принципу в УМК способствует более цельному, системному усвоению материала, позволяет избежать «топтания» на месте в изучении одной и той же темы. Считаю, что УМК предметной линии учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. играет огромную роль в формировании языковой грамотности учащихся. Во-первых, с его помощью удается организовать интенсивное обучение языку. Во-вторых, он помогает выбирать эффективные методы и приемы в процессе обучения учащихся. В-третьих, обеспечивает научность преподавания. Положительно и то, что через УМК удается почти полностью реализовать государственные стандарты. УМК является полноценным пособием при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Анализ УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
В МБОУ «Северомуйская средняя общеобразовательная школа» преподавание литературы в 5-9 классах осуществляется по УМК под редакцией В. Я. Коровиной. Выбор данного УМК был обусловлен тем, что завершенная предметная линия УМК по литературе под редакцией В. Я. Коровиной переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. В переработанной линии учебников для 5 – 9 классов усилен деятельностный подход к изучению литературы, введена рубрикация: «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Литература и другие виды искусства», «Творческое задание», «Фонохрестоматия», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по организации проектной деятельности. В данной линии учебников четко прослеживается последовательное, системное обращение к изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы ХVIII–ХХ вв., произведений зарубежной литературы. В каждом учебнике линии акцент сделан на одну ведущую проблему: в 5 классе – внимание к книге, в 6 классе – художественное произведение и его автор, в 7 классе – особенности труда писателя, в 8 классе – взаимосвязь литературы и истории, 9 класс – начало курса на историко-литературной основе. А дополнительные компоненты УМК способствуют более успешной реализации деятельностного аспекта в изучении литературы. В состав УМК входят: рабочая программа, дидактические материалы, фонохрестоматии на СД с методическими рекомендациями, методические советы, поурочные разработки, проверочные работы, хрестоматия художественных произведений (для 9 класса).
Фонохрестоматия позволяет услышать произведения русской классической литературы в исполнении известных актеров московских театров, народных артистов России. К фонохрестоматии прилагаются «Методические рекомендации», в которых дана методика работы со звучащим текстом, предложены вопросы и задания для осмысления учащимися актерской, режиссерской и музыкальной интерпретации текста. Дидактические материалы содержат необходимые, но не вошедшие в учебник художественные тексты, портреты писателей, другие иллюстрации, а также вопросы, задания, игры, кроссворды, викторины, материалы для внеклассного чтения, дополнительные художественные и литературо-ведческие материалы. Проверочные работы по литературе для 5 – 9 классов содержат рекомендации для проведения диагностических, текущих и итоговых проверочных работ по литературе, материалы для литературных игр контрольного характера и олимпиад по литературе. С их помощью учитель может проследить динамику литературного развития каждого учащегося, в качестве инструмента для этого предложены критерии оценки письменных высказываний, а также аналитические таблицы. В своей работе я использую и самостоятельно разработанные материалы и материалы образовательных сайтов и порталов:
1. учебные материалы информативного характера: опорные конспекты, схемы, таблицы;
2. учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся);
3. инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания образования);
4. варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;
5. материалы внеклассной и учебно-исследовательской работы по предметам (рефераты, доклады, исследовательские работы учащихся, требования к этим работам).
Обоснование выбора конкретных современных образовательных технологий, используемых в практической деятельности, и описание способов их применения.
На своих уроках я применяю элементы современных образовательных технологий по овладению системой универсальных учебных действий и научных знаний школьниками, которые обеспечивают качество организации образовательного и воспитательного процесса: здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированный подход, игровые технологии, технологии уровневых дифференциаций, проектное обучение, также комбинирую несколько образовательных технологий в одном уроке
Активно используются технические средства обучения (ТСО) и информационно-коммуникативные (ИКТ), интерактивная доска, интернет – технологии.
Использование здоровьесберегающих технологий организации учебно-воспитательного процесса
Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье.
Санитарно-гигиенических нормы в моём кабинете по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебного помещения, полиграфические параметры учебников и т.д. – всё, что подлежит гигиеническому нормированию. В кабинете много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат в классе. Каждый свой первый урок начинаю с пятиминутной зарядки.
На уроках русского языка и литературы применяю разные педагогические технологии, сберегающие здоровье. Это игровые методики и развивающие игры, дающие возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации. Это проектная деятельность и уроки в сочетании с демонстрацией видеоряда, создающие у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи и снижающие утомляемость учащихся. При этом стараюсь, чтобы учебный материал был доступен, а приемы и виды работы интересны учащимся; формирую у учащихся культуру здоровья, воспитываю потребность вести здоровый образ жизни. Веду просветительскую работу с учениками: это тематические беседы, конкурсы агитационных плакатов, классный час за «Здоровый образ жизни», открытое родительское собрание «Я, ты, он, она, мы - здоровая семья». На уроках русского языка и литературы провожу физкультминутки, проветриваю классное помещение. Ежедневно контролирую посещаемость учащимися утренней гимнастики, которая составляет 100%. Выполнение детьми комплексов упражнений позволяет снизить уровень заболевания, усталость учащихся. Считаю, что организовать образовательный процесс с учетом заботы о здоровье ученика — значит не принуждать его к занятиям, а воспитывать у него интерес к познанию себя и законов мироздания. Провожу постоянный мониторинг здоровья обучающихся. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, в полной мере раскрывать свои творческие способности.
Личностно-ориентированный подход
Важнейшая задача не только обучение, но и развитие личности, а также необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности в обучении знаниям и умениям. Также существенной является ориентация как на процесс обучения, так и на конечные цели (главным ставится вопрос “каким быть”, а не “кем быть”). Ориентирую учащихся на самостоятельную работу, собственные открытия.
Использую дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученика;
стимулирую активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей;
использую дифференцированный подход;
предоставляю возможность выбора групповой или только собственной работы;
получение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихся;
сначала оценка ответа самим учащимся, потом учителем.
Использование игровых технологий
моделирует различные жизненные ситуации и позволяет глубже понять изучаемые социальные явления и отношения с точки зрения управления этими отношениями. В их основе лежит конкретная ситуация - жизненная, деловая или иная. Игра в этом случае напоминает театральную постановку, где каждый участник выполняет (играет) определенную роль. Это игры творческие, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности, поэтому в данном случае большое значение играет подготовка участников и разработка сценария игры.
задачи-рисунки;
логические мини-задачи;
задачи-шутки;
задачи с неполным условием;
сюжетно-ролевые игры.
Технологии проектного обучения
Акцент современного образования переносится с «усвоения знаний» на формирование компетентности личности.
В основе проектной деятельности учащихся лежит:
развитие поисково-познавательных навыков,
умений самостоятельно конструировать свои знания,
умение ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического и творческого мышления,
умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Творческая учебная работа по решению практической части, цели и содержание которой определяют сами учащиеся и осуществляют их в процессе теоретической проработки и практической реализации.
Механизмы учета индивидуальных достижений талантливых обучающихся
Основанием для учета качества индивидуальных достижений учащихся служит «портфолио», где собраны все их грамоты, дипломы. Копии наградных материалов учащихся классов. Проработав по данным технологиям в течение длительного времени, я пришла к выводу, что данная система работы даёт положительные результаты: деятельность учащихся на уроках и внеурочное время стала более активной, охотно ребята принимают участие в различных предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях, где занимают призовые места. Многие мои ученики после школьного выпуска продолжают обучение в высших учебных заведениях, где профилирующими предметами являются русский язык и литература.
2.3 Анализ и оценка качества образовательного процесса
Имея стаж педагогической деятельности 45 лет, а в должности учителя русского языка и литературы 30 лет, я приобрела богатый опыт работы во всех параллелях учебного предмета. Свободно ориентируюсь во всех аспектах методики преподавания предмета в средней школе. Решая проблему дифференцированного обучения, стараюсь использовать разнообразные методы и средства в зависимости от целей и содержания урока: индивидуальные задания, различные формы самоконтроля и взаимоконтроля, многофункциональные диктанты, графические и табличные способы систематизации и обобщения материала, диспуты по предмету, индивидуальные и групповые задания разноуровневого характера, тестовые формы контроля знаний. При этом стараюсь вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность по изучению русского языка и литературы, организуя участие в проектах и олимпиадах разного уровня. Уроки стараюсь строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. При этом основное внимание уделяю формированию у подростков методов и приемов самостоятельной познавательной деятельности. Создание проблемных ситуаций, приближение условий задания к жизни даёт возможность для развития познавательных мотивов, формирования устойчивого интереса к предмету. Технологию проблемного обучения считаю одной из самых продуктивных, способствующей развитию познавательного интереса у учащихся. Наиболее существенными элементами данной технологии являются:
-создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи;
-возбуждение самостоятельной мыслительной деятельности учащихся, направленной на поиск решения познавательной задачи и овладение новыми знаниями;
-расширение, углубление и уточнение новых знаний в процессе тренировочно-творческих упражнений;
-осознание и овладение учащимися приемами умственной деятельности по приобретению новых знаний, как в процессе решения поисковой задачи, так и в системе тренировочно-творческих упражнений.
По мере развития учащихся мною применяется и такой способ проблемного обучения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать и аргументировать ее решение.
При этом используются такие приемы, как:
прием новизны, предполагающий включение в содержание учебного материала
интересных фактов, сведений и др.;
прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия;
эвристический прием, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, помогает им с помощью наводящих вопросов самостоятельно найти правильный ответ; прием научного спора.
Думаю, что технологическая карта занятия по русскому языку сможет проиллюстрировать использование данной технологии на уроке русского языка.
Тема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Постановка учебной проблемы | Запишите слова в два столбика: лес лес леса лесок лесу лесник лесом лесной о лесе лесочек - Как вы думаете, по какому принципу подобраны слова в группы? | Это всё однокоренные слова, но разные части речи |
Выдвижение гипотез | - Давайте проверим, определив данные слова как части речи. - Но во второй группе два прилагательных, значит, не это главное (аргумент). - Подумаем ещё… | В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза) У слов во втором столбике разное строение. (1 вывод) |
Подводящий к теме диалог | - Проверим, разберите слова по составу. Что получилось? - Изменилось ли лексическое значение слов первой группы? А что изменилось? - Изменилось ли лексическое значение слов второй группы? - Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему? | У них разное строение. В первой группе изменяется только окончание, во второй - у слов изменяется состав слова. Нет, лексическое значение слова не изменилось, изменились лишь его число и падеж. Изменяется и строение, и лексическое значение слова. (2 вывод.) Формы слова образуются при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.) Однокоренные слова и формы одного и того же слова |
Формулировка темы | - Скажите, над какой темой мы с вами будем работать сегодня? | Однокоренные слова и формы одного и того же слова |
Используя проблемные ситуации, я создаю осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует творческого поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию познавательного интереса к предмету. В своей практической деятельности широко применяю и проектные технологии. В основе этой системы обучения лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую – при выполнении полученного задания, которое учащиеся выполняют в течение определённого времени. Среди требований, предъявляемых к проектной деятельности, выделяется:
а) наличие проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска решения;
б) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
в) самостоятельная деятельность учащихся;
г) структурирование содержательной части проекта;
д) использование исследовательских методов.
Реализация проектной технологии представлена уроком - проектом по литературе в 7 классе.
Урок – проект по литературе в 7 классе
Тема урока - проекта: «ЦЕНА ЖИЗНИ» (Сопоставительный анализ героев повес-ти Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).
Цели:
1.Образовательная: учащиеся закрепляют знания о сравнительной характеристике героев литературного произведения, о художественно-выразительных средствах языка, используемых автором для выражения своего отношения.
2.Развивающая: в результате выполнения проекта учащиеся умеют сопоставлять героев произведений разных авторов.
3 .Воспитательная: учащиеся понимают, что писатель с помощью различных литературных приёмов показывает читателю, что нельзя выносить однозначное и бескомпромиссное суждение о человеке.
Метод исследовательский
1 группа
Сравните эпизоды смерти Остапа и Андрия (гл.9 и 11).Сопоставьте:
- причину их смерти;
- их поведение в решающий момент;
- отношение отца, его слова и мысли; сделайте выводы.
2 группа.
Сравните эпизоды казни Остапа и Калашникова из «Песни про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова.
- Что объединяет этих героев?
- Что значит казнь в представлении людей?
- Достигла ли эта мера наказания своей цели: презираемы ли народом казнённые Калашников и Остап?
Сделайте выводы.
3 группа.
Сравните эпизоды смерти Кирибеевича и Андрия.
- Что объединяет этих героев?
- В чём заключается разница?
- Каково отношение автора? Проанализируйте художественно- выразительные средства, используемые авторами в этих эпизодах.
Сделайте выводы.
- Сопоставляя главных героев повести Остапа и Андрия друг с другом, с героями лермонтовского произведения, вы сделали выводы - поделитесь ими друг с другом.
- Ответьте на главный вопрос: за что погибли герои? (Фиксация ответов учащихся).
4.Позиционная дискуссия.
- Кого из братьев было сложнее оценивать?
- Попробуйте ваше отношение к Андрию выразить при помощи оценочных эпитетов-прилагательных.
1 группа: чем хорош;
2 группа: чем не хорош;
3 группа: ни хорош, ни плох (компромисс);
- Что в результате? Можно ли сделать однозначный вывод?
5.Работа со стихотворением Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет».
- Отражает ли стихотворение основную мысль нашего проекта?
- Какие строчки вам понравились? Какие из них можно выбрать для заголовка сочинения?
- В ходе выполнения проекта изменилось ли ваше отношение к героям повести «Тарас Бульба»? Каким образом?
- Можно ли сопоставить события, изображённые в повести, с нашей современной жизнью? Кто и за что сейчас жертвует жизнью? Приведите примеры.
6. творческий (индивидуальная работа) Направление работы – реализация творческих способностей учащихся. - Предлагаю домашнее сочинение двух видов:
1) сравнительная характеристика «Остап и Андрий» (по составленному плану);
2) сочинение-размышление о цене и ценности человеческой жизни. Сочинение озаглавьте самостоятельно.
Считаю, что использование проектной технологии способствует повышению у учащихся интереса к изучаемому предмету, формированию положительной мотивации, уровня самооценки, самоконтроля, самодисциплины, ответственности, а также привлечению учащихся к участию в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах (школьного, районного, республиканского уровней). Среди технологий, используемых мною, есть и игровые технологии. Среди познавательных игр, которые применяются мною, есть такие, как:
а) игры – упражнения;
б) ролевые игры (инсценировки фрагментов произведений на уроках, выразительное чтение наизусть с проигрыванием отдельных фрагментов, строк, прозы с использованием жестов, мимики, позы);
в) познавательные игры – путешествия (заочные экскурсии по литературным местам России); г) игры – соревнование: конкурсы, викторины;
подобные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.
В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования компьютерных технологий представляется весьма актуальной. Использование современных цифровых инструментов, как указывается в ФГОС НОО, является наиболее естественным способом формирования универсальных учебных действий (УУД). Поэтому современные компьютерные технологии в школе должны использоваться с целью реализации подпрограммы формирования ИКТ-компетентности как важного элемента УУД. Их использование обеспечивает ориентировку школьников в информационных и коммуникативных технологиях, а также формирование способности их грамотно применять. При этом реализуются основные дидактические принципы обучения, а особенно – принцип наглядности и принцип научности. Отсюда одной из главных задач школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, предавать информацию, проектировать объекты и процессы. Современный урок требует использование компьютера. Владение современными ИКТ помогает мне добиваться высоких результатов. Сегодняшнее поколение называют цифровым, и действительно оно первое, которое будет жить в цифровой среде. Поэтому многие уроки я провожу с применением мультимедиа – это средство или инструмент познания на различных уроках. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Методика использования мультимедиа технологий предполагает:
-совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
-усиление мотивации учения;
-улучшение качества обучения и воспитания, через повышение информационной
культуры учащихся;
-повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных
технологий;
-демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.
Уроки с использованием мультимедийной установки помогают мне решить следующие дидактические задачи:
-расширить базовые знания учащихся по предмету;
-систематизировать усвоенные знания учащихся;
-сформировать у учащихся навыки самоконтроля и мотивацию к учению;
-оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной и научно – исследовательской работе.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше. При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменяются только их временные характеристики, а этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку.
2.4 Анализ и оценка качества профессиональной деятельности
Результаты работы позволяют свидетельствовать о том, что используемые мною технологии и методы, способствуют формированию информационной компетенции обучающихся, что положительно влияет на качество образования по предмету «Русский язык» и «Литература». Наблюдается положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе. Уровень обученности во всех классах стабилен. (Данные представлены в таблице в заявлении и в «моих документах» https://disk.yandex.ru/client/disk ).
Скачкообразность динамики объясняется сложностью предметов, слабым контингентом учащихся и их текучестью (сильные в учёбе учащиеся уезжают из посёлка с родителями).
Результаты диагностики трёх лет обученности учащихся одного и того же класса по предметам «русский язык» и «литература» позволяют сделать вывод, что прослеживается положительная динамика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности...
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности для аттестации на высшую категорию, описание системно-деятельностного подхода в обучении математики и информатики....
Самоанализ профессиональной деятельности
Уважаемые коллеги! 25 марта 2012 г., я завершила прохождение процедуры аттестации по модели "Аттестационная сессия". Как показала практика, наибольшее количество вопросов и затруднений вызвал Сам...
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ профессиональной деятельности учителя физической культуры МБОУ «Кош-Агачская основная общеобразовательная...
Самоанализ профессиональной деятельности
Мое педагогическое кредо наиболее точно выражается словамиА. Дистервега: «Повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя»....
Самоанализ профессиональной деятельности
Самоанализ для подтверждения высшей квалификационной категории...
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА (самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя)
СТРУКТУРА САМОАНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА(самопрезентация результатов педагогической деятельности учителя) ...