Программа психологической коррекции для успешного освоения образовательной программы «Ключ к успеху»
рабочая программа

Бизимова Светлана Викторовна

Создание социально-психолого-педагогических условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_bizimovoy_svetlany_viktorovny.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17»

Программа психологической коррекции

для успешного освоения образовательной программы

«Ключ к успеху»

Составила: Бизимова Светлана Викторовна

Педагог-психолог

г. Усолье-Сибирское

2023г.


Аннотация программы.

Название программы:        «Ключ к успеху»        

Вид программы:        Коррекционно-развивающая

Составила: Бизимова Светлана Викторовна, педагог-психолог.

Цель программы: Создание социально-психолого-педагогических условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения.

Задачи:

  1. Диагностировать трудности обучения и особенности школьников (мышление, психомоторная координация);
  2. Оказать помощь в освоении основной образовательной программы общего образования детям с трудностями обучения;
  3. Осуществлять индивидуально психологическую помощь детям с учётом особенностей их развития и индивидуальных способностей;
  4. Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным вопросам;
  5. Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с детьми с трудностями в обучении.
  6. Помочь ребёнку улучшить здоровье и успеваемость, справиться с эмоционально-тревожным состоянием.
  7. Развитие внимательности и наблюдательности, акцентирование внимания ребенка.
  8. Развитие умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца

Коррекционная работа предусматривает решение проблемы с максимальной пользой и в интересах ребёнка.

Ожидаемый результат: успешная самореализация учащихся в учебной деятельности. Повысится уровень мотивации учащихся.


Содержание:

1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1. Пояснительная записка.

4

1.2. Цель и задачи программы.

5

1.3. Содержание программы.

6

1.4. Методики и техники для работы по программе.

7

1.5. Учебно-тематический план.

7

1.6. Планируемые результаты.

8

2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Планирование комплексов кинезиологических упражнений.

9

2.2. Условия реализации программы

10

2.3. Рекомендуемые кинезиологические упражнения.

12

2.4. Список литературы

15


Раздел № 1. Основные характеристики программы

1.1. Пояснительная записка

Программа «Ключ к успеху» направлена на коррекцию познавательной сферы, на повышение успеваемости, снижение тревожности, тренировку произвольной регуляции деятельности обучающихся.

Предложенная программа может реализовываться педагогами-психологами образовательных учреждений.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества с педагогами, взаимопомощи учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

 Вид программы

Коррекционно-развивающая

Направленность программы

Программа «Ключ к успеху» направлена на создание условий для повышения эффективности обучения и воспитания детей с трудностями в обучении, а также на коррекцию познавательной сферы, повышение успеваемости, снижение тревожности.

Проблема

Трудности восприятия информации на уроках, снижение успеваемости, дисциплинарные проблемы, резкое падение интереса к учению, рост тревожности, дезориентация в жизненных ситуациях.

Актуальность программы

Программа предоставляет возможности для построения работы с учетом индивидуальных способностей учащихся. Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить его способности. Содержание программы нацелено на активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей, формирование мотивации к активной деятельности.

Новизна

Новизна предлагаемой программы заключается в том, что содержание материала направленно на передачу знаний, умений и навыков для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Адресат программы

Корекционно-развивающая программа предназначена для учащиеся 5-х – 9-х классов (возраст 11-15 лет), самостоятельно желающие учиться лучше или имеющие трудности в обучении.

Исполнители программы

Администрация школы, педагог-психолог, учителя и классные руководители

Методы и приемы

Словесные, игровые, практические.

Объём программы

30 часов.

Срок реализации программы

Один учебный год.

Режим занятий

Занятия проводятся 3 раза в месяц по 1 академическому часу (40 минут).

Форма проведения занятий

Индивидуально, в группе, или в виде психологического тренинга.

Особенности организации программы

Форма реализации программы - групповая

Состав группы постоянный – от 10 до 15 человек.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы

Создание социально - психолого-педагогических условий для успешного освоения образовательной программы всеми обучающимися.

Развитие способностей детей и коррекция трудностей в усвоении программы обучения.

Задачи программы

  • Диагностировать трудности обучения и особенности школьников (мышление, психомоторная координация);
  • Оказать помощь в освоении основной образовательной программы общего образования детям с трудностями обучения;
  • Осуществлять индивидуально психологическую помощь детям с учётом особенностей их развития и индивидуальных способностей;
  • Оказать консультативную помощь родителям (законным представителям) детей по педагогическим, социальным вопросам;
  • Повысить уровень психолого-педагогической компетентности педагогов в сфере работы с детьми с трудностями в обучении.
  • Помочь ребёнку улучшить здоровье и успеваемость, справиться с эмоционально-тревожным состоянием.
  • Развитие внимательности и наблюдательности, акцентирование внимания ребенка.
  • Развитие умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца.

1.3. Содержание программы

Содержание занятий базируется на комплексном подходе и предполагает системное развитие высших психических функций.

Занятия содержат вводную, основную и заключительную части. Задачей вводной части является включение учащихся в работу, создание психологического настроя на активное участие в группе, положительного эмоционального фона, например, с помощью приемов аутотренинга; вопросов для активизации умственной деятельности; мозговой гимнастики, повышающей энергетику головного мозга, работоспособность. Основная часть содержит задания, направленные на развитие познавательной сферы. Заключительная часть предполагает подведение итогов занятия, определения своего отношения к занятию, рефлексию.

Кинезиологиеские упражнения универсальны, помогают и взрослым, и детям. Они очень просты в исполнении и не требуют специальной физической подготовки. При регулярном выполнении этих упражнений снимается усталость, повышается концентрация внимания, возрастает физическая и умственная активность. Упражнения хорошо работают для помощи детям, имеющим психологические проблемы или трудности в обучении. Основным требованием является точное выполнение движений и приемов. Педагог должен сначала сам овладеть всеми упражнениями. Каждое упражнение выполняется по 1-2 минуты, что не требует много времени.

Выполнять кинезиологические, нейрогимнастические упражнения можно в различном порядке и сочетании. Упражнения могут практиковать как дети, так и их родители. Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), дыхательные упражнения, глазодвигательные, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Каждое занятие нацелено на тренировку психических процессов, на формирование коммуникативных навыков, позволяющих успешнее проходить процессы социализации и адаптации в условиях школы. Каждое занятие обеспечивает устойчивую тренировку произвольной регуляции деятельности.

При многократном обращении учащихся с такими проблемами, как утомляемость, не понимание учебного материала, стресс при самостоятельных и контрольных работах и т.д., в результате комплексного подхода использование коррекционных занятий, отмечается стойкая положительная динамика у учащихся; у них снизилась утомляемость, улучшились когнитивные функции (внимание, память), повысилась стрессоустойчивость и работоспособность.


1.4. Методики и техники для работы по программе

  • создание проблемной ситуации;
  • развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
  • методы формирования функции самоконтроля;
  • методы групповой работы;

Нейропсихологическая коррекция, основанная на двигательных методах, включает кинезиологические двигательные упражнения, растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации, перекрестные телесные упражнения.

В методическую разработку включены упражнения для нейропсихологической коррекции, направлены на структурирование нарушенных функций мозга, упражнения для межполушарного воздействия, упражнения для восприятия слуховой информации, глазодвигательные упражнения, дыхательные упражнения, упражнения регулятивного антистрессового дыхания, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для снятия эмоционального напряжения.

1.5. Учебно – тематический план

Планирование комплексов кинезиологических упражнений.

Месяц

Занятие

Сентябрь

- «Перекрест»

- «Зеркальное рисование»

- «Сова»

Октябрь

- «Перекрестные шаги»

- «Восьмёрка»

 - «Рисующий слон»

Ноябрь

-«Перекрест»

- «Думающий колпак»

- «Змея – шипение»

Декабрь

- «Перекрестные шаги»

- «Ребро-ладонь-кулак»

- «Сова»

Январь

- «Перекрест»

- Надуваем шарик»

- «Лезгинка»

Февраль

- «Перекрестные шаги»

- Колечко или пальчики здороваются»

- «Восьмёрка»

Март

- «Перекрест»

- «Лезгинка»

- «Думающий колпак»

- «Зеркальное рисование»

Апрель

- «Перекрестные шаги»

- «Змея-шипение»

- «Колечко или пальчики здороваются»

Май

- «Перекрест»

- «Надуваем шарик»

- «Ребро-ладонь-кулак»

- «Рисующий слон»

1.6. Планируемые результаты.

  • повышение уровня познавательной сферы у детей с трудностями в обучении;
  • снижение уровня тревожности.
  • успешная самореализация учащихся в учебной деятельности.
  • Повышение уровня мотивации учащихся.

В процессе реализации программы осуществляется контроль за развитием уровня знаний и умений учащихся. Каждое занятие наглядно показывает возможности учащихся. Уровень усвоения программного материала определяется по результатам выполнения упражнений. С каждым ребенком отрабатываются все упражнения индивидуально, необходимо внимательное, чуткое и доброе отношение к каждому учащемуся. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся. 

Итогом работы по программе должно стать желание самих учащихся успешно реализовать себя в учебной деятельности.

Вывод: При многократном обращении учащихся с проблемами в обучении такими, как утомляемость, не понимание учебного материала, стресс при самостоятельных и контрольных работах и т.д., в результате комплексного подхода использование коррекционных занятий, отмечается стойкая положительная динамика у учащихся; у них снизилась утомляемость, улучшились когнитивные функции (внимание, память), повысилась стрессоустойчивость и работоспособность.


2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Планирование комплексов кинезиологических упражнений (Тематический план)

Темы заняти й

Коррекционно-развивающие цели и задачи

Кол-во часов

«Знакомство»

Создание атмосферы открытости и доверия, психологической безопасности группы или индивидуального занятия.

1

«Перекрест»

- Упражнение активизирует работу мозга;

- Делает более интегрированной и полезной работу выполняемых упражнений.

5

«Перекрестные шаги»

Способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций.

4

«Зеркальное рисование»

Деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга

2

«Думающий колпак»

Способствует развитию памяти, усвоению информации на слух;

2

«Сова»

Снимает напряжение, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушанье и математические вычисления.

2

«Восьмёрка»

Регулярное выполнение этих упражнений поможет стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать

2

«Рисующий слон»

Глазодвигательные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизируют процесс обучения.

2

«Надуваем шарик»

Упражнение для саморегуляции. Снимает эмоциональное напряжение.

2

«Змея» - шипение

Упражнения для снятия эмоционального напряжения. Поможет успокоиться. Развитие правильного речевого дыхания.

2

«Ребро-ладонь-кулак»

Упражнение улучшает мыслительную деятельность, синхронизирует работу полушарий, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

2

«Колечко или пальчики здороваются»

Это упражнение способствует улучшению памяти.

2

«Лезгинка»

Повышает внимательность; способствует запоминанию.

2

2.2. Условия реализации программы

Составляющая программы:

- система регулярного комплексного обучения детей в процессе различных видов деятельности;

- совершенствование образовательных технологий и технологий в охране здоровья обучающихся;

- разработка и реализация диагностических, развивающих, обучающих, коррекционных технологий;

- объединение усилий педагогов, классного руководителя, пeдaгoга-психологa и социального педагогa в оказании всесторонней помощи и поддержки детям с трудностями в oбучении;

- психологическая, педагогическая, социальная помощь детям и родителям;

- развитие системы отношений в направлении педагог-ребенок-родитель-психолог и другие специалисты.

Важен системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также согласованность действий специалистов в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательной деятельности.

Важное место в реализации данного направления занимает организация дополнительных групповых и индивидуальных занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с трудностями в обучении.

Предполагается множество вариантов условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом или психическом развитии.

Ребёнку и его родителям (законным представителям) гарантируется непрерывность помощи до полного разрешения проблемы и определения подхода к решению проблемы.

Даются рекомендации по оказанию помощи в соблюдение прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья в выборе формы получения детьми образования, защищать законные права и интересы детей.

Нейропсихологическая коррекция, основанная на двигательных методах, включает кинезиологические двигательные упражнения, растяжки, дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения для релаксации, перекрестные телесные упражнения. Нейропсихологическая коррекция направлена на структурирование нарушенных функций мозга.

Упражнения могут выполнять как дети, так и их родители. Их можно практиковать в различном порядке и сочетании. Комплексы упражнений включают в себя различные естественные движения, растяжки (нормализуют мышечный тонус, снижают гипертонус и гипотонус), глазодвигательные, дыхательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию.

Значимым пунктом в программе профилактики и коррекции школьных трудностей занимают упражнения зрительной, слуховой и кинестетической информации, которые обеспечивают правильное восприятие букв и звуков при чтении и письме. Произвольность психических процессов, внутренний план действия, рефлексия способов своего поведения, потребность в активной умственной деятельности. Иными словами, ребенок должен уметь учиться и верить в свои возможности.

Консультативная работа включает в себя:

— формирование совместных аргументированных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении, единых для всех участников образовательной деятельности;

— консультирование педагогов по выбору индивидуальных и ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с трудностями в обучении;

— консультирование и психологическая помощь семье в вопросах выбора стратегии в области воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с трудностями в обучении.

Основные права и обязанности участников программы.

Педагог-психолог несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося во время проведения занятий, а также за согласованность содержания и методов реализации программы с возрастными и личностными особенностями учащихся, а также за нарушение прав и свобод в соответствии с законодательством Российской Федерации; адекватность используемых диагностических методов, обоснованность рекомендаций.

Психолог несёт ответственность за все свои действия, обязан избегать причинения вреда участникам программы.

Психолог имеет право на свободу выбора методик и способов работы, соответствующих целям, задачам и логике программы.

Участники программы отвечают за соблюдение норм поведения, правил, выработанных группой, посещение занятий, микроклимата на занятиях, качество выполнения заданий.

Участники программы имеют право на:

  1. Уважительное отношение к себе.
  2. Отказ от участия в программе «Ключ к успеху»

Участники программы обязаны:

  1. Не совершать действий, наносящих психологическую или физическую травму другим участникам программы.
  2. Важно соблюдать режим посещения занятий.

2.3. Рекомендуемые кинезиологические упражнения.

Темы занятий

Коррекционно-развивающие цели и задачи

Ожидаемый результат

«Знакомство»

Назови своё имя и имя участника занятия, который был перед тобой.

Создание атмосферы открытости и доверия, психологической безопасности группы или индивидуального занятия.

«Перекрест»

Левый локоть касается правого колена, пересекая серединную линию тела. Затем правый локоть касается левого колена. Выполнять упражнение 12 раз.

Делая это упражнение, вы наладите работу мозга и тела,  сделаете ее более интегрированной и полезной для вас.

«Перекрестные шаги»

Делаем «Перекрест» при ходьбе - сначала прикасайтесь руками к противоположным коленям перед собой, затем за спиной – к противоположным пяточкам.

При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга, что способствует интегрированной работе двух полушарий головного мозга, своевременному и полноценному развитию высших психических функций. Кроме того, телесные упражнения способствуют развитию «чувствования» своего тела, обогащению и дифференциации получаемой сенсорной информации.

«Зеркальное рисование»

Рисование обеими руками. -

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы мозга.;

«Думающий колпак»

Возьмите правое ухо правой рукой, левое ухо левой рукой, так чтобы большие пальцы были сзади, а четыре спереди. Массируя край уха сверху вниз, чуть оттягивая выворачивая к затылку. Разомните мочку уха. Повторить 3-5 раз.

Активизирует весь механизм слухового восприятия, способствует развитию памяти, усвоению информации на слух.

«Сова»

- Положить руку на противоположное плечо и как следует на него надавить;

- Повернуть голову и посмотреть назад через плечо. Дышать глубоко. Развернуть плечи. Потом посмотреть через другое плечо.

- Усложнить упражнение: голову опустить к плечу – вдох, опустить голову на грудь – выдох, произнести «у-у-у»; опустить голову к другому плечу – выдох, произнести «у-у-у».

Снимает напряжение, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушанье и математические вычисления.

«Восьмёрка» или ленивая восьмёрка»

Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (∞). Ее центр проходит на уровне переносицы.

Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх.

Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр.

Продолжайте "рисовать" вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным.

За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.

Регулярное выполнение этих упражнений поможет стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, что немаловажно, грамотнее писать

«Рисующий слон» прорисовывание букв, цифр в воздухе;

В этом упражнении можно прорисовать буквы, которые с трудом даются учащимся.

Глазодвигательные упражнения способствуют развитию межполушарного взаимодействия, активизируют процесс обучения.

«Надуваем шарик»

Медленный вдох и живот надули, пауза, выдох и живот втянули.

Упражнение для саморегуляции.

«Змея» - шипение

Антистрессовое дыхание с шипящими звуками «ССССС, ЩЩЩЩ, ШШШШ» поочерёдно или вместе чередуя.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения.

«Ребро-ладонь-кулак»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе.

При усвоении программы или при затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак- ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Колечко или пальчики здороваются»

С некоторыми усилиями прижимать кончики пальцев к большому пальцу, сгибая их наружу и надавливать большими пальцами на основание остальных.

Это упражнение способствует улучшению памяти.

«Лезгинка»

Ребёнок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе.

Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Для повышения внимательности. 


2.4. Список используемой литературы.

1.  «Гимнастика для глаз», М., ФиС, 1988 г., В.И. Янкулин, Г.Г. Демирчоглян.

2.  «Сохранение здоровья пальцевыми упражнениями по методике Йосиро Цуцуми», М., 1992г.).

  1. «Оздоровительные кинезиологические упражнения» Г.Я. Кудрина. Иркутск 2012

  1. «Кинезиологическая гимнастика против стрессов» В.Ф. Сазонов, Л.П. Кириллова, О.П. Мосунов. Рязань 2000

  1. https://infourok.ru/uprazhneniya_dlya_razvitiya_artikulyacii-180859.htm#:~:text=«Рисующий%20слон».%20Сесть%20в%20позу,восьмерку%20(знак%20бесконечности)%20большими%20мазками

  1. https://med39.ru/deti/gimnastika/len8.html

  1. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2017/07/25/programma-korrektsionnoy-raboty-s-detmi


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...

Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?

Как успешно провести диагностику результативности освоения образовательных программ обучающимися в детском (юношеском) объединении?Итак, Вы – педагог (или методист), и Вы приняли ответственное р...