Статья в журнале Методическая панорама №2 (25) 2020
статья
Статья в журнале Методическая панорама №2 (25) 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_zhurnala_metodicheskaya_panorama.docx | 892.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Ольга Васильевна Чернова, учитель математики,
высшая квалификационная категория.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Когалым
Методическая разработка. Практический кейс по геометрии 8 класс.
Кейс технология – технология активного обучения.
Перед каждым учителем стоит задача - «Государственный заказ» это ученик, умеющий работать в команде, способный генерировать идеи и технологии их внедрения, имеющий склонность к инновациям, умеющий критично и оперативно работать с огромными объемами информации различных видов.
Решение этого заказа - Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных или модельных готовых ситуаций.
Применение кейс - технологий позволяет развивать навыки решения проблем.
Практический кейс отражает реальную ситуацию или случай: исторический источник, реальный документ, статистика в динамике данных. Это кейс моделирования реального события в истории, экологического состояния локальной территории, или кейс моделирования технико-технологической проблемы, которую надо решить.
Целью данного кейса является отработка навыков преломления учебных, предметных знаний и умений в реальной жизни.
Действия учителя: За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия. Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней. Задача учителя сводится к созданию кейса: текст, видео, ауди и распределение учеников по малым группам (4-6 человек); знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий; организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков; работа с кейсом; организация презентации решений в малых группах; организация общей дискуссии; обобщение по работе группы над кейсом; оценивание учащихся преподавателем (есть опыт работы, когда оценивание работы групп над кейсом осуществляется учащимися под руководством учителя).
Действие ученика: получения информации самим учеником, создание им нового самостоятельного продукта.
Работа с кейсом: За несколько дней до занятия учащимся озвучивается тема следующего занятия. Проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. Учащиеся получают домашнее задание: самостоятельно найти информацию по предложенной теме и познакомиться с ней. Дается литература. После вводного слова учителя в начале урока, определения целей и задач урока для учащихся (5 минут), школьники распределяются по группам и получают сам кейс.
1этап: изучение содержимого кейса учащимися в группах, совместный поиск решения поставленной проблемы, заполнение отчетных таблиц. Преподаватель может осуществлять консультацию по необходимости. Продолжительность этапа занятия 30 минут.
2этап: подготовка групп к отчету о проделанной работе, (работа с доской, компьютером и т.д.), продолжительность этапа занятия 5 минут.
3этап: отчет групп о проделанной работе, обязательно с аргументацией полученного вывода, продолжительность этапа занятия 30 - 35 минут.
4 этап: итоговая часть занятия занимает около 10 минут и посвящена подведению итогов, обобщению полученных результатов.
Итоговую часть занятия проводит учитель, опираясь на презентованные группами варианты решений.
Критерии оценивания работы групп. Соблюдение регламента выступления -1 балл. Если кто-либо из участников группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение, то данная группа получает штрафные очки от 1 до 5. Учитель отвечает за соблюдение протокола. Все заработанные баллы и штрафные очки заносятся в сводную таблицу. Побеждает та группа, которая наиболее эффективно работала и набрала наибольшее количество баллов. Итоги занятия подводит учитель.
Методическая разработка. Практический кейс по геометрии 8 класс
Тема: Площадь прямоугольника
Цель: Обучающая: научиться применять полученные знания по теме «Площадь прямоугольника» в конкретных жизненных ситуациях. Развивающая: развивать умения анализировать, систематизировать, интерпретировать полученные результаты, правильно пользоваться интернет- ресурсами в образовательных целях.
Воспитательная: воспитывать ответственность и умение сотрудничать в группе, выслушивать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказывать свою точку зрения, профориентационная работа.
Вид кейса: практический
Межпредметные связи: технология, изобразительное искусство, экономика.
Планируемые результаты:
1. Личностные: уметь ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, вырабатывать активность в ходе решения геометрических задач. Развитие логического мышления, познавательного интереса.
2. Метапредметные: -регулятивные: определение цели учебной деятельности, в диалоге с учителем совершенствуются критерии оценки и самооценки;
-познавательные: делают отбор информации, полезной им в реальной действительности , -коммуникативные: умение слушать других, принимать свою точку зрения; организовывать учебное взаимодействие в группе.
3. Предметные: обобщение и систематизация знаний по теме: « Площадь прямоугольника», применение полученных ранее знаний к решению практико-ориентированных задач.
Ситуация: У каждого свое понимание, что такое дом, но все мы точно сходимся в одном, дом — это там, где нам хорошо и спокойно, где мы можем укрыться от всего, что происходит вокруг, где нас любят и ждут. Говорят, твой дом там, где твоя душа. Дом играет очень важную роль в жизни человека, так как в нем заключены все бытовые аспекты его существования. Именно в доме мы отдыхаем после напряженного рабочего дня. В нем мы готовим себе еду, и защищаемся от морозов и ветров. Не зря древняя пословица гласит, что дом человека – это его крепость. Именно дом выступает надежным укрытием от всех неприятностей и неблагоприятных условий. Пространствo жилого помещения должно предоставлять человеку возможность для различной деятельности, соответствовать образу жизни, а интерьер сугубо индивидуален. Косметический ремонт в квартире, при наличии желания, времени и минимальных навыков можно выполнить самостоятельно. Семья решает сделать ремонт в своей квартире. Ремонт – дело дорогостоящее или нет?
Комментарий ситуации: Для решения проблемы подготовлены приложение, в котором предложены статьи: Понятие «дом», дом в жизни человека, виды обоев, план-схема квартиры, каталог обоев и историческая справка по теме: «Площадь прямоугольника» Учащиеся должны познакомиться с предложенными информационными источниками и, опираясь на них, рассчитать количество рулонов обоев, необходимых для ремонта и их стоимость.
1 группа - Рассчитать стоимость обоев для 1 комнаты
2 группа - Рассчитать стоимость обоев для 2 комнаты
3 группа - Рассчитать стоимость обоев для 3 комнаты
4 группа - Рассчитать стоимость обоев для кухни
Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить задание и ответить на вопрос: Ремонт – дело дорогостоящее или нет?
Вопросы для обсуждения:
1. Чем является дом для вас?
2. Приходилось ли вам принимать участие в ремонте вашей квартиры?
3.Принципиально ли для вас материальные затраты на ремонт вашей квартиры? Почему?
4. Что необходимо учитывать при выборе обоев?
5. Какие единицы измерения площадей вам известны?
6. Какие свойства площадей помогут вам выполнить задание?
Приложения.
1.Понятие «дом», дом в жизни человека
Дом в первобытном обществе. Люди начали сооружать примитивные дома еще с времен первобытного строя. Прародительницей современно дома была пещера. Однако со своим эволюционным развитием, первобытный человек уже не мог удовлетвориться условиями жизни в пещере.
Появилась необходимость строить дома на открытом пространстве. Материалы, которые использовались для построек первых хижин и шалашей зависел от региона обитания первобытных людей.
Так на территории современной России для создания жилища первобытный человек использовал древесину и хвойные ветки, что обеспечивало укрытие от холода и дождя. После того, как древние люди начали переходить к оседлому способу жизни, дома и землянки строились с использованием глины и савана. Дом в античности. В период античности дома впервые начали соответствовать статусу хозяев. Богатые и знатные люди воздвигали настоящие дворцы из мрамора, которые окружали сады. В античных домах впервые появилось несколько комнат – раньше дома представляли собой одно большое внутреннее помещение. Дом делился на две части – на женскую и мужскую половину. В мужской половине устраивались приемы гостей. К домам знати были подведены коммуникации – вода и канализация. Жилища бедных людей были простые – часто их создавали из глины и дерева, чаще всего с одной комнатой. В античных домах не было хозяйственных пристроек. Очень часто мастерские и кладовые находились на вторых этажах домов. Дом в средневековье. Дома средневековой аристократии поражали своим убранством и красотой. Зачастую это были большие здания, с внешней стороны украшенные лепкой. Примечательным является то, что средневековых домах было мало окон – это обеспечивало безопасность всех жителей дома. Несмотря на строгие нравы того времени, дом уже не делился на женскую и мужскую половину. Центральной комнатой средневекового дома была большая гостиная, в которой имели право собираться мужчины, женщины и даже прислуга. В одном средневековом доме проживала одна семья.
2. Виды обоев. Сегодняшний рынок строительных материалов предлагает потребителю такой огромный ассортимент товаров, что порой бывает очень сложно из всего многообразия выбрать что-то одно. Это касается и обоев. Чтобы понять какие именно разновидности этих стеновых покрытий подойдут конкретно для ваших целей, следует изучить информацию и узнать, как они классифицируются, чем отличаются друг от друга и какие имеют преимущества и недостатки.
3. Статья «Как выбрать обои», сайт «Технологии строительства»
4.Каталог обоев.
1 | Бумажные Ширина –50см Длина рулона-10м Цена-120руб. | 5 | Виниловые Ширина –60см Длина рулона-10м Цена-600руб | ||
2 | Бумажные Ширина –50см Длина рулона-15м Цена-200руб | 6 | Виниловые Ширина –80см Длина рулона-10м Цена-840руб | ||
3 | Бумажные Ширина –50см Длина рулона-15м Цена-230руб. | 7 | Виниловые Ширина –50см Длина рулона-10м Цена-500руб | ||
4 | Текстильные Ширина –120см Длина рулона-10м Цена-9000руб | 8 | Текстильные Ширина –90см Длина рулона-10м Цена-2500руб |
5.План - схема квартиры.
А-Б – 1 комната, Б-В – 2 комната, В-Г – 3 комната, Г-А – кухня.
6.Историческая справка. А известно ли вам, что древние люди в Вавилоне умели рассчитать площадь прямоугольника. В своей книге «Начала» знаменитый древнегреческий математик Евклид, описывает различные способы вычисления площадей разных геометрических фигур.
Выводы: Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. Этот кейс создает практическую, « действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков в данной ситуации. Такие кейсы должны быт максимально наглядными и детальными. Главный егo смысл сводиться к реальной профессиональной деятельности. В кейс методе главным действующим лицом является обучаемый.
Список литературы
1.Алексеева О.В.и Сафонова Н.Н.Формы и методы активного обучения в современном образовании в контексте введения ФГОС. Сургут -2015
2.АвдюсевБ.Кейс – технологии – инструмент формирования компетентностей.//Директор/- 2010 /№4
3. Еремин А.С. Разработка и апробация кейсов.// Инновация в образовании.-2010.-№3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО АВТОМАТИЗАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ ЗВУКОВ, 2004 г., статья в журнале "ЛОГОПЕД"
В статье представлены авторские логопедические игры по автоматизации звуков на этапе "слово", "предложение", а так же конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе, как п...
«Игры с предлогами», статья в журнале «Логопед» № 8/2008,
В статье представлены варианты игр с предлогами...
Особенности логопедической работы по формированию фонетической стороны речи у детей с двуязычием.Статья в журнале «ЛОГОПЕД», №2, 2009
В статье представлен практический материал для коррекционных занятий по формированию произношения у детей, для которых русский язык не является родным....
Научно-методическая статья в журнале ENGLISH ( г. МОСКВА)
Все с детства знают, что то-то и то-то невозможно. Но всегда находится невежда, который этого не знает. Он-то и делает открытие.Альберт Эйнштейн...
Статья "Технология критического мышления" в городском журнале "Методическая панорама № 2016/1 (13)"
В городском методическом журнале "Методическая панорама" на стр 57 представлена моя статья "Технология критического мышления. Методический прием "Кластер". В данной статье я поделилась опытом работы с...
Журнал "Методическая панорама"
Сборник созданный на основе сценариев педагогов - организаторов образовательных учреждений г.Когалыма (фрагмент)...
Статья в научно-методическом журнале Учитель кузбасса, июль-сентябрь 2016
В статье рассматриваются наиболе приоритетные направления формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики, как на уроках, так и во внеурочной деятельности...