Консультация по патриотическому воспитанию для заместителей директоров и учителей
консультация

Материалы по организации патриотического воспитания в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для заместителей директоров по ВР и педагогов-организаторов на тему: «Патриотическое воспитание в школе»

ВИДЕО РОЛИК (притча о Родине)

Добрый день, уважаемые коллеги!

Свою консультацию мы неслучайно начали с данного ролика, потому что сегодня мы будем говорить о воспитании у подрастающего поколения такого великого чувства, как любовь к своей Родине, своему Отечеству.

«Чувству Родины нельзя научиться, но нельзя не учить. Камень за камнем вместе складываем мы здание, имя которому - любовь к России». Эти слова принадлежат известному советскому и российскому писателю, сценаристу, искусствоведу Юрию Петровичу Тюрину.

Сегодня вашему вниманию будет представлен опыт работы педагогов нашей школы по сохранению памяти поколений и формированию патриотического сознания у обучающихся.

Патриотическое воспитание в последние годы как никогда остается одной из главных задач системы образования на государственном уровне. Стоит посмотреть федеральные целевые программы, федеральные стандарты  - и все становится понятно.  Это подтверждают и участившиеся разговоры о введении в Учебный план новых предметов патриотической направленности, поддержка на правительственном уровне юнармейского движения и много других примеров возросшего интереса на всех уровнях власти к данному вопросу.

Но самое главное - изменилось наше отношение к воспитанию патриотизма у обучающихся. Ведь мы убедились, что молодежь, не понимающая истинных идей, не осознающая ценностей государства, не уважающая свою страну, родину, становится страшной разрушительной силой, способной подорвать государственные устои.

«Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности и тогда они победят сами себя», - сказал  Отто фон Бисмарк.

Незнание особенностей своей истории, непринятие духовно- нравственных ценностей, ориентир на чужие идеи, признание идей расовой, религиозной и национальной исключительности становится благодатной почвой для вовлечения молодежи в противоправные мероприятия, вплоть до государственного переворота.

Все это мы понимали, но, то, что это действительно может произойти, никто не верил. И то, что в 21 веке информационная война за детские умы будет такая же, как, например, за минеральные ресурсы - абсолютная реальность.

Переписывание истории, изменение ценностей, новые идолы - это новые формы открытого информационного противоборства, хорошо срежиссированные пропагандистские атаки.

 Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Среди базовых национальных ценностей российского общества, на основе которых создавались ФГОС, на первом месте находится патриотизм.

Во ФГОС определены личностные характеристики выпускника «портрет выпускника школы», в котором гражданско-патриотические качества играют определяющую роль:

  • любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;
  • осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством.

Патриотическое воспитание школьников в нашей школе — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своей Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите её интересов. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Работа школы по патриотическому воспитанию организуется через программы и подпрограммы, разработанные на основе государственных и локальных нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666;

- «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

- Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»; - - Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1463 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»;

- Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».

Педагоги нашей школы подходят к изучению проблемы патриотического воспитания углубленно, расширенно, с использованием современных интерактивных методов и форм обучения и воспитания (индивидуальные и групповые проекты, исследовательская деятельность, виртуальные экскурсии, серии презентаций, фестивали фильмов, ролевые игры) и диагностических методик по оценке качества патриотического воспитания.

Диагностика, проведенная среди учащихся школы (2016г.), показала следующий уровень патриотической воспитанности школьников:

Значительное число учащихся –84 % знают и слышали слово «патриотизм», имеют чёткое представление о том, кто такие патриоты. К сожалению, 16 % лишь слышали эти слова. Также 82 % учащихся считают, что патриот должен любить и Родину, и государство, и власть своей страны. А11 % считают, что государство любить не обязаны. 67 % могут точно ответить, в чём проявляется любовь к Родине, близким.

Исходя из этого в МБОУ СОШ 2 принята программа гражданско-патриотического воспитания школьников «Мы – граждане великой страны», которая является подпрограммой «Программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ СОШ №2

Была определена цель патриотического воспитания:

- воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;

- создавать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- развивать и углублять знания об истории и культуре родного края.

Основные направления:

  • Связь поколений
  • Растим патриота и гражданина России.
  • Мой край родной
  • Я и семья (фото на сайте в папках)

Для успешной реализации программы по патриотическому воспитанию учащихся в школе созданы следующие условия:

  • в школе создана воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система внеурочной деятельности учащихся и дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • активно развивается исследовательская, проектная, творческая деятельность учащихся;
  • развивается школьное ученическое самоуправление;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные педагогические технологии в процесс патриотического воспитания.
  • развивается социальное партнерство, сотрудничество с общественными организациями, родительским сообществом, средствами массовой информации, ВУЗами..

Координация деятельности по патриотическому воспитанию в школе ведется через следующую структуру:

  • Администрация школы
  • МО классных руководителей
  • МО учителей-предметников
  • Совет старшеклассников   ШР «Спектр»              
  • Совет музея
  • Совет ветеранов ОАО «Серпуховский завод «Металлист»

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

1. Связь поколений.

Цель: Осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Задачи:

1. Воспитывать гордость за свою Родину, народных героев.
2. Сохранять историческую память поколений в памяти подрастающего поколения.
3. Способствовать формированию у обучающихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

Формы: тематические классные часы, уроки мужества, устный журнал, предметные недели, беседы, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

Данное направление включает в себя проведение экскурсий, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий посвященных великим датам.

На Уроках Мужества ребята со слезами на глазах слушают тех, кто рассказывает о войне.

Исполнение песен военных лет – особая форма в воспитании патриотизма, оно помогает обучающимся прочувствовать то, что трудно объяснить словами. Ежегодно в феврале в школе проходит конкурс инсценированной военной песни «Когда поют солдаты»

- видеоотрывок

Важной составляющей любого общешкольного мероприятия стало исполнение песни «Катюша», которую пот все

К 75-летию Победы учителем ИЗО был разработан брейн-ринг для проведения классных часов и внеклассных мероприятий

- фрагмент брейн-ринга

- фрагмент игры

2. Растим патриота и гражданина России.

Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

Задачи:

1. Воспитывать правосознание, способность к осознанию своих прав и прав другого человека.
2.Развивать ученическое самоуправление.
3.Формировать культуру проявления гражданской позиции.
4. Формировать у учащихся систему знаний, уважения и интереса к государственным символам России.

Формы: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта (городской), дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

Важное место в патриотическом воспитании занимает пропаганда российской символики. Изучению Гимна, истории российского Герба, Флага, посвящена целая серия классных часов. Совет старшеклассников школьной республики «Спектр» работал над социальным проектом, посвященным государственным символам. Результатом данной работы стала разработка беседы для учащихся 1-4 классов и цикл радиопередач о государственных символах

- Радиопередача

Ежегодно в школе проходит месячник ко Дню защитника Отечества, мероприятия ко Дню народного единства, Дню Победы, Дню России (в лагере) и  т.д.

Активно в этом направлении работает министерство юстиции школьной республики «Спектр». На протяжении 10 лет в школе работает общественно-политический клуб «Альтернатива». Предназначение клуба раскрывается в его названии, которое придумали сами ученики. Здесь обсуждаются проблемы волнующие сегодня учащихся школ , происходит много споров, диспутов и дискуссий. Своеобразным девизом клуба стали слова: «Говори, что знаешь, делай, что умеешь, при этом уважай и цени мнение тех, кто рядом с тобой». Активное участие в заседаниях  общественно-политического клуба удовлетворяет индивидуальные потребности учеников, направленные прежде всего на защиту гражданских прав и интересов, помогает в решении насущных проблем, с которыми они сталкиваются в школе и вне ее. В год проводится 4-5 заседаний в библиотеке на различные темы, волнующие современную молодежь: "Служба в армии: "за" и "против", "Проблемы современной молодежи". "Толерантность" и др. В заседаниях принимают участие учащиеся, педагоги, родители, известные люди нашего города.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. В школе, ребята получают первую профориентацию, нередко и практически знакомятся с будущей военной специальностью. В школе создан юнармейский отряд на базе 6-Г класса,  есть старшее отделение – на базе 8-9 классов.

Для более эффективной работы по военно-патриотическому воспитанию, школа сотрудничает с музеями города (для того чтобы дети знали свои истоки, так как без прошлого нет настоящего и будущего, и могли гордиться своей родиной) Советом ветеранов города и завода «Металлист».

Одной из задач государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» является создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания. В связи с этим, в нашей школе распространение получила такая технология работы по военно-патриотическому и гражданскому воспитанию детей, как привлечение к организации данной работы волонтеров из числа обучающихся. Волонтерский отряд создан на базе 7-В класса.  Волонтерская работа проводилась в нашей школе и до этого: ежегодно обучающимися нашей школы проводятся акции военно-патриотической направленности: акции «Ветеран живет рядом», акции по оказанию помощи ветеранам,  «Белый цветок», поздравление ветеранов с Днем Победы и другими праздниками,

Кроме того, школьники принимают активное участие в акциях по благоустройству памятных мест в городе. Обучающиеся нашей школы принимают самое активное участие в акции по уборке и благоустройству территории около памятника солдату напротив завода «Металлист». Учащиеся несут Вахту памяти около памятника в сентябре, феврале, мае.

3. Мой край родной.

Цель: Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.

Задачи:

1.Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у обучающихся позицию сопричастности к истории своей Родины.
3. Формировать экологическое поведение.

Формы: экологическое движение, уроки краеведения, выпуск листовок, газет, озеленение, игры, марафоны, викторины, тематические классные часы, предметные недели, устный журнал., краеведческие викторины, «Брейн-ринги» и т.д.

Любовь к Родине начинается с любви к своему родному городу. Поэтому наши учащиеся, активно выступают на всех городских праздниках, Дне города. В школе  работает   Музей истории школы и микрорайона. Оснащением  музея  занимается краеведческий сектор научного общества учащихся во главе с руководителем музея. Работа организована по следующим направлениям:

«Страницы летописи школы»

«Интернациональное движение»

«Великая Отечественная война»

«Великие люди - наши земляки»

«Память сердца…»

В нашей школе большую роль играет экскурсионное краеведение (изучение родного края во время подготовки и проведения экскурсиях).

Ребята ежегодно совершают экскурсии по городу, в Приокско-террассный заповедник, по местам боевой славы и т.д.

В этом году к юбилею города была оформлена выставка «Серпухов сквозь века». Это не просто выставка. Для ее оформления ребята прошли квест. Им были даны фото старого Серпухова, а они уже искали как эти уголки выглядят сейчас, фотографировали и потом все вместе оформляли фотографии. Вот, что получилось.

- картины с фотовыставки

Также была оформлена фотовыставка «Зимний Серпухов»

4. Я и семья.

Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.

Задачи:

1. Воспитывать культуру семейных отношений, позитивных семейных ценностей.
2. Повышать педагогическую и психологическую компетенцию родителей.
3. Создавать условия для участия родителей в воспитательном процессе.

Формы: беседы, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники часы общения, «Походы выходного дня».

Немаловажное значение в формировании патриотического сознания играет семейное краеведение (изучение родословной своей семьи). Большой внимание уделяется в нашей школе проектной деятельности. Ребята создают интересные индивидуальные проекты, такие как: «Мой дедушка – герой», «Моя родословная», «Моя семья в истории моей страны».

Учащиеся нашей школы принимают активное участие в различных творческих конкурсах, посвященных изучению истории и культуры родного края.

Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий.

Заключение

В марте 2019 года психологической службой школы было проведено диагностическое обследование, по патриотическому воспитанию.. В опросе участвовали учащиеся 5-11 классов.

Мониторинг результативности воспитательной работы показал, что систематическая, целенаправленная деятельность по патриотическому воспитанию учащихся, осуществляемая педагогическим коллективом СОШ №2, имеет положительные тенденции. Результаты анкетирования показали следующее:

Таким образом, у большинства учащихся сформировано понятие «патриотизм».

Думаю, что именно совместная работа администрации школы, школьного сообщества: педагогов, обучающихся и родительской общественности - помогает формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись». (И.С.Тургенев)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по программе гражданско-нравственного воспитания детей, подростков и молодежи на семинаре заместителей директоров по учебно-воспитательной работе. Тема: «Богач за неделю - грязные деньги"

Главная идея- все, что мы делаем в этой жизни, оказывает влияние  на нашу личность, формирует наши привычки, складывает характер. Нередко нам кажется, что для достижения хороших целей можно...

В помощь заместителю директора по правовому воспитанию

шаблоны к внутришкольному контролю...

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...

Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"

Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"...

Консультация «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Консультация музыкального руководителя «Нравственно — патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»...