Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения
статья

Готовность к обучению включает в себя целый ряд факторов, среди которых существенное место занимает зрительно-моторная координация. Практика показывает, что дети с нарушением зрения имеют неудовлетворительный уровень развития зрительно-моторной координации.

Развитию зрительно-моторной координации у младших школьников с нарушением зрения являются графические упражнения. Они развивают навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул для выполнения зрительной задачи; формируют умение пользоваться карандашом; развивают умение проводить линию, соединять точки прямой линией; развивают умение выбирать рациональный способ действия при выполнении графических заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_glaz-ruka_1_kl_2021.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                           

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«Специальная коррекционная начальная школа – детский сад № 144»

Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Адрес: улица Советская,11А;    тел/факс: 22 29 64

http://www.mkskou-144.ru; e-mail: ds144@mail.ru                                                       _____________________________________________________________________________

Картотека графических упражнений

 на развитие координации в системе «глаз-рука»

у учащихся первого класса с нарушением  зрения

                                                                                                                                       

 Разработала              

                                                                                            учитель-дефектолог

                                                                                        Телицына Ю.В.

высшая  квалификационная

категория

г.Дзержинск

2021г.

Название

Цель

Оборудование

НЕЛИНОВАННЫЙ ЛИСТ

«Обведи по точкам и раскрась»

Формировать навыки равномерного движения руки под контролем зрения. Развивать внимание. Знакомить детей с правилами посадки. 

Рабочие тетради, карандаши.

«Обведи и заштрихуй»

Упражнять в умении штриховать контурное изображение животного в указанном направлении, развивать ритмичные движения рук, глазодвигательные функции.

 Рабочие тетради, карандаши.

«Уменьши и увеличь»

Развивать умение создавать внешний контур предмета, постепенно увеличивающийся или уменьшающийся в размере; развивать зрительно-моторную координацию.

Схема – образец, рабочие тетради, фломастеры.

«Обведи изображение через кальку»

Развивать зрительно-моторную координацию при работе на листе бумаги, упражнять в прорисовке всех деталей изображения; способствовать повышению остроты зрения, развивать зрительное внимание, глазодвигательные функции.

Калька, схема-образец, рабочие тетради, карандаши.

«Заштрихуй изображение»

Упражнять в умении штриховать контурное изображение в указанном направлении, развивать ритмичные движения рук, глазодвигательные функции.

Рабочие тетради, фломастеры.

«Пройди лабиринт»

Развивать тонко координированные действия руки под контролем зрения, зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги.

Рабочие тетради, фломастеры.

«Дорисуй вторую половину и раскрась»

Упражнять в рисовании изображений. Развивать зрительно-двигательную координацию, зрительный синтез.

Рабочие тетради, ручка, цветные карандаши.

«Дорисуй недостающие детали»

Развивать навыки равномерного движения руки под контролем зрения, зрительный анализ. Закреплять правила посадки. 

Схема – образец, рабочие тетради, фломастеры.

«Нарисуй такую же фигуру»

Способствовать накоплению графического опыта. Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Развивать навыки движения руки под зрительным контролем.

Схема – образец, рабочие тетради, ручка.

«Покажи путь и раскрась»

Упражнять в плавном движении руки под контролем зрения. Развивать целенаправленный характер движений руки. Закреплять умение не выходить за контур изображения при закрашивании.

Рабочие тетради, ручка, цветные карандаши.

КЛЕТКА

«Веселые клеточки»

Учить детей ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить ее стороны. Формировать правильную позу при письме.

Рабочие тетради, цветные карандаши.

«Закончи строку»

Продолжать учить ориентироваться на тетрадном листе, уметь видеть клеточку, находить ее стороны. Учить проводить короткие и длинные, вертикальные и горизонтальные линии, развивать тонкую моторику детей.

Рабочие тетради, ручка.

«Соедини точки»

Закреплять умение ориентироваться в клетке, находить углы, центр, середины сторон клеточки, правильно называть и показывать эти точки. Развивать внимание.

Рабочие тетради, ручка.

«Продолжи орнамент»

Закреплять умение ориентироваться в клетке, проводить прямые и наклонные линии без отрыва, развивать ритмичность двигательной функции кисти руки. Развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз. Способствовать закреплению правил посадки.

Рабочие тетради, ручка.

«Посмотри и нарисуй»

Закреплять умение рисовать предметы из вертикальных, горизонтальных и наклонных линий, ориентироваться в клетке. Развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз. Способствовать закреплению правил посадки.

Схема-образец, рабочие тетради, ручка.

«Нарисуй вторую половину»

Развивать умение работать на клеточной бумаге, копировать изображение, развивать зрительное внимание, мелкую мускулатуру пальцев, глазодвигательные функции.

Рабочие тетради, ручка.

«Нарисуй такой же»

Закреплять умение копировать образец. Развивать зрительное внимание,  зрительное восприятие, пространственное  мышление.

Схема-образец, рабочие тетради, ручка.

«Закончи узор»

Обучать соблюдению интервалов, пониманию закономерности изменения  узора. Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Повышать остроту зрения.

Рабочие тетради, ручка.

«Продолжи ряд»

Развивать координацию движений по схеме «глаз-рука». Повышать остроту зрения.

Рабочие тетради, ручка.

«Графический диктант»

Развивать зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку на листе, внимание, графический навык.

Схема-образец, рабочие тетради, ручка.

УЗКАЯ ЛИНЕЙКА

«Найди строчку в тетради, обведи её ручкой»

Учить детей ориентироваться на тетрадном листе в узкую линейку, уметь видеть рабочую (узкую) строку, находить верхнюю и нижнюю линии рабочей строки. Закреплять правила посадки.

Рабочие тетради, ручка.

«Обведи по точкам»

Формировать навыки равномерного движения руки под контролем зрения. Развивать внимание. Закреплять правила посадки. 

Рабочие тетради, ручка.

«Дорисуй подсолнухи»

Развивать зрительно-двигательную координацию Закреплять навыки расположения графических элементов в линейке.

Рабочие тетради, ручка.

«Обведи и продолжи»

Развивать ритмичность двигательной функции кисти руки. Закреплять умение ориентироваться в рабочей строке.

Рабочие тетради, ручка.

«Продолжи путь»

Формировать навыки расположения графических элементов в линейке. Развивать тонко координированные действия руки под контролем зрения.

Рабочие тетради, ручка.

«Нарисуй и заштрихуй»

Упражнять в умении составлять орнамент, ритмично чередуя элементы. Развивать зрительно-моторную координацию. Упражнять в ориентировке на тетрадном листе в узкую линейку. Закреплять правила посадки.

Рабочие тетради, ручка.

«Продолжи орнамент»

Закреплять умение ориентироваться на тетрадном листе в узкую линейку, проводить прямые и наклонные линии без отрыва, развивать ритмичность двигательной функции кисти руки. Развивать зрительно-моторную координацию, прослеживающие функции глаз. Способствовать закреплению правил посадки.

Рабочие тетради, ручка.

«Посмотри и нарисуй»

Приучать детей к умению удерживать зрительный стимул в поле зрения во время выполнения задания, развивать зрительное внимание и память, прослеживающую функцию глаз.

Схема-образец, рабочие тетради, ручка.

«Дорисуй предмет»

Развивать умение воссоздавать половину изображения, симметричного левой части, получая целый предмет, развивать целостное восприятие, зрительное внимание, умение осуществлять зрительный контроль над движением руки.

Рабочие тетради, ручка.

«Нарисуй такой же»

Приучать детей к умению удерживать в поле зрения силуэт, упражнять в копировании изображений, развивать зрительно-моторную координацию, зрительное внимание, память.

Схема-образец, рабочие тетради, ручка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хореография в школе. Упражнения для развития координации рук

Видеоурок по основам хореографии в рамках третьего урока физической культуры. Основные позиции рук в хореографии. Упражнения для развития координации рук....

Игры- упражнения на развитие координации ловкости и точности движений

Кроме  указанных игр здесь размещены игры и упражнения для развития психомоторики....

Комплекс упражнений на развитие координации для детей 1 года обучения

Упражнения на координацию позвонляю выработать быстроту реакции и скорост запониминания нового материала....

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА, КООРДИНАЦИИ В СИСТЕМЕ «ГЛАЗ-РУКА» НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Для ребенка оказывается важным высокое развитие зрительного восприятия, зрительной памяти и способности к анализу и синтезу визуально поступающей информации. Эти процессы служат непременным условием д...

Упражнения для развития координации у детей дошкольного возраста дома и на улице.

Чтобы ребёнок рос здоровым, ловким и сообразительным, его способности необходимо постоянно развивать. Сегодня молодые родители уделяют много внимания мелкой моторике – и это правильно! Но не сто...

Упражнения на развитие координации с элементами акробатических упражнений

Упражнения на развитие координации на уроках гимнастики...

Картотека графических упражнений на развитие координации в системе «глаз-рука» у учащихся первого класса с нарушением зрения

Дидактические упражнения по развитию навыков координации в системе «глаз-рука» для младших школьников с нарушениями зрения...