Представление педагогического опыта
опыты и эксперименты

Представление педагогического опыта по проблеме "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы" , над которой я работаю в течение нескольких лет.и добилась значительных результатов за последние годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta.docx30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Ялгинская СОШ»

Калединой Натальи Владимировны

Тема: « Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы »

Исходным условием становления опыта является социальный заказ общества на обеспечение качества филологического образования. Другим важнейшим условием является потребность общества в здоровой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Третьим условием становления данного опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которые обусловили потребность пересмотра и качественного обновления структуры, содержания, форм и методов учебного занятия, разработки и реализации технологий педагогической деятельности.

         Ведущая педагогическая идея опыта- обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

        Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения. Поэтому для меня естественным стало применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы.  Изучение методической литературы, опыта коллег позволило мне грамотно и методически точно осуществить отбор педагогических технологий, наиболее приемлемых в условиях моего образовательного учреждения.

 Молодому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда, необходимо быть не только грамотным специалистом, но и здоровым человеком. Он должен быть творческим, самостоятельным, ответственным, коммуникабельным человеком, способным решать проблемы личные и коллектива.

 Важным условием становления опыта стал собственный интерес к обозначенной проблеме, обусловленный личным опытом общения со школьниками, с другими педагогами, стремление придать своей деятельности направленный характер.

Цель современного образования – обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству. Для достижения этой цели существует множество программ, называемых развивающими. Однако развитие личности может происходить при любой программе. Все зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно  которым учитель все сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал. Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок  не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применить их в нестандартных ситуациях.

В нашей школе уровень здоровья детей разный. Много детей с плохим зрением, с заболеваниями желудочно–кишечного тракта, с увеличением щитовидной железы.  Мы живем в зараженной зоне. Дети быстро утомляются на уроках.  Таким образом, для того чтобы добиваться качества,  интереса к обучению необходимо использовать на уроках различные способы и методы активизации познавательной и умственной деятельности, а прежде всего необходимо правильно организовать учебный процесс.

    Цель здоровьесберегающих технологии – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформулировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

         В основе моего педагогического опыта лежат, в первую очередь,    учебно-методические пособия:

1. Все учебники русского языка и литературы, которые  входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях  на 2018/2019 учебный год (Приказ Минобрнауки РФ № 2885 от 27 декабря 2011г.) г.).

2. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2013.)

3. Программы общеобразовательных учреждений по литературе под редакцией В.Я. Коровиной.

Мой опыт базируется на трудах учёных :

1. Петровский  Г. Н. Современные образовательные технологии. Основные понятия и обзор / Г.Н. Петровский. –Мн.: НИО, 2000. –92с.  

2.СеврукА.И. Здоровьесберегающийурок / А.И. Севрук, Е.А. Юнина // Школьные технологии. –. –№2. –С.200-207.  

  3. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003. –270с.

  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе.  –М.: АПК и ПРО, 2012. 

  5. Антипова Л.П. Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

  6.  Елимеев В.В. Рекомендации по сохранению здоровья школьников на   уроке и оценке эффективности здоровьесберегающей деятельности школы.

             Сущность опыта заключается в ряде средств, направленных на достижение целей,  которые ставят перед собой здоровьесберегающие образовательные технологии. К ним относят:  1) средства двигательной направленности – это двигательные действия, направленные на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.  Это  движение, физические упражнения, физкультминутки и подвижные перемены, эмоциональные разрядки и «минутки покоя», гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая,  дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости), лечебная физкультура, подвижные игры,  Возможно привнесение в жизнь школы новых элементов – фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся. 3) Гигиенические факторы. К ним относят: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена; проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи; организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления . Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение уроков, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа.

             Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.   Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность.

               На своих уроках я использую следующие методы здоровьесберегающих технологий: метод позитивной психологической поддержки ученика;  учет индивидуальных особенностей учащегося и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;  поддержание познавательного интереса к изучению предметов;  принцип двигательной активности на уроке.  Метод позитивной психологической поддержки ученика заключается в том, что учитель всячески пытается ввести в урок те виды деятельности, которые способны поддерживать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах и доброжелательное отношение к окружающим. Этот метод также направлен на смену микроклимата на уроке, с целью сделать его более благоприятным.  Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика, возможность выбрать свой уровень и объем задания.  Двигательная активность учеников на уроках русского языка и литературы способствует снятию усталости и повышению мотивации к обучению, т. к. любая двигательная активность на уроке является моментом релаксации для детей. Кроме того, она также способствует лучшему овладению материалом. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток:

на уроке провожу 1-2 физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты через 15-20 минут после начала урока. Современный урок характеризуется большой  интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения  сил.  Чтобы достигнуть высокой эффективности урока,  учитываю  физиологические и психологические особенности детей, предусматриваю  такие виды работы, которые снимали бы усталость. В подобных условиях именно здоровьесберегающие технологии приходят мне на помощь и позволяют  добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Как результат этого, происходит улучшение успеваемости. 

         Таким образом, следует отметить, что целью внедрения здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы  является обеспечение  высокого уровня реального здоровья учащихся,  их вооружение необходимым  багажом знаний, умений, навыков для ведения здорового  образа жизни и воспитание у них культуры здоровья. 

             Я всегда внимательно отношусь  к состоянию здоровья учащихся на уроке и  в качестве релаксации активно использую музыку, создаю благоприятный психологический климат. Используя технические средства обучения, после применения на уроках ТСО выполняем с детьми комплекс упражнений для глаз. Стоя с вытянутыми вперед руками, учащиеся поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость, способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию. Кроме того, для предупреждения близорукости в различных участках классной комнаты фиксирую яркие сигнальные метки. Можно подвесить иллюстрации, дидактический материал к уроку в четырех верхних углах кабинета. Дети, находясь в свободном стоянии, начинают живо фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Это повышает активность работы детей, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся зоркими, внимательными, наблюдательными.  Я всегда обеспечиваю оптимальные нагрузки при определении объёма домашнего задания. Мною разработана гуманная система контроля  знаний и умений учащихся с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании: разноуровневые контрольные работы по русскому языку и литературе – по выбору учащихся, памятки-планы, памятки-алгоритмы, что исключает стрессовую для ученика ситуацию, и,  следовательно, не принесёт вреда  его физическому и психическому здоровью.

     При подготовке к уроку я учитываю  динамику работоспособности в течение рабочего дня:

8 – 12 часов – первый пик работоспособности;

16 – 18 часов – второй пик работоспособности.

Динамику активности обучающихся на уроке:

1 – 4 минуты - врабатываемость в урок (организационный момент);

5 – 20 минуты – самая высокая работоспособность (новый материал, самостоятельная работа);

21 – 35 минуты - снижение работоспособности (физкультминутка, закрепление материала);

36 – 45 минуты – полное утомление (подведение итогов урока, объяснение домашнего задания).

        На уроке, когда дети начинают утомляться, я предлагаю им зарядку, которая обеспечит бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся.  Двигательная активность способствует не только возрастанию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Физические упражнения благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность.

           Наряду с традиционными провожу уроки проблемно – поисковые, где ребята самостоятельно формулируют проблему урока и затем под руководством учителя находят пути решения этой проблемы. Также очень эффективны и другие нестандартные формы:

  • Уроки-семинары,
  • Уроки- экскурсии,
  • Уроки-путешествия,
  • Уроки-исследования,
  • Уроки-концерты.

        На своих уроках стараюсь использовать не менее четырех видов деятельности: работу с учебником, работу с наглядным материалом, работу с карточками, видеофрагменты, презентации и др.   Разнообразные по форме уроки способствуют поддержанию интереса к предмету, а смена видов деятельности снижает утомляемость и напряженность.        На уроках русского языка и литературы имеют влияние подбор текстов, предложений, словарная работа на тему спорта и здоровья, профилактики заболеваний, формирование здорового образа жизни. Например, словарный диктант со следующим набором слов: заняться баскетболом, зажечь олимпийский огонь, укреплять здоровье, любить гимнастику и др. На уроках развития речи  учащиеся пишут сочинение «Заметка в газету» по здоровому образу жизни на темы «Любимый вид спорта», «Что значит быть здоровым?», «Нам от болезней всех полезней». На уроках литературы также уделяется внимание педагогике здоровья. Так, например, при изучении темы «Мифы Древней Греции» на примере подвигов Геракла обращается внимание на формирование таких важных качеств характера, как выносливость, стойкость, сила, смекалка и ум, которые отражают нравственные ценности человека.  Знакомство с жанрами фольклора дает возможность подбора пословиц и поговорок не только о Родине, дружбе, семье, но и о здоровом образе жизни.        

            В 6 классе при изучении темы «Наклонение глагола» я использую тексты о правилах дорожного движения и безопасном поведении на дороге, при изучении темы «Имя числительное» предлагаю учащимся дидактический материал «Из истории олимпийских игр». Из приёмов рефлексии деятельности учащихся на уроке наиболее приемлемым, на мой взгляд, является приём «Незаконченное предложение», когда учащимся предлагается выбрать и закончить начало фразы, которая может быть написана на доске, экране или карточке, например: сегодня на уроке я узнал …, я научился … , мне было трудно … и т. п.

               Главный упор, который я делаю на уроках – это рациональная организация урока, использование активных методов и активных форм обучения. К примеру, если в течение урока используется один вид деятельности или 30-35 минут занимает фронтальная работа, то это приведет к не восприятию материала.  

         Из опыта своей работы я могу сделать вывод,  что,  применяя разнообразные средства, приемы и методы активизации деятельности учащихся, чередуя их согласно требованиям здоровьесберегающей педагогики, используя знания о природном потенциале ученика, включая в работу все каналы восприятия (аудиальные, визуальные, кинестетические), я не только сохраняю здоровье своих учеников, но и  развиваю их интеллектуальные возможности. Такой подход к обучению и воспитанию способствует включению каждого ребенка в процесс познания, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. У ребенка формируются не только знания, но и система умений и навыков по добыванию знаний.  Основные задачи учителя, работающего над формированием здоровьесберегающей среды, заключаются в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.

        Все перечисленные способы, методы, приемы помогают развитию интереса к урокам русского языка и литературы, достижению стабильных положительных результатов.

        Систематически повышаю свой методический уровень на курсах  повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов своей школы, а также  пользуюсь интернет-ресурсами, где размещен опыт педагогов других регионов.  Я и сейчас в поиске новых, более эффективных методов работы. Ведь сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения позволяет создавать рабочую атмосферу на уроках и во внеурочное время, развивает творческие способности школьников, формируют умения и навыки учебного труда и умение пополнять и обновлять свои знания.

          Кабинет русского языка и литературы способствует сохранению здоровья школьников.  В 2016 году был сделан ремонт.  Парты расставлены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска  зеленого цвета, она благоприятно влияет на зрение детей. Доска снабжена дополнительным светильником. Светильники  в кабинете новые .  Освещение кабинета хорошее. В кабинете есть компьютер, проектор, принтер.  Все это помогает проводить интересные  и запоминающиеся уроки, разнообразить методы и приемы. В кабинете есть растения, что создает уют и способствует очищению воздуха.

               На своих уроках я отслеживаю здоровьесохраняющие компоненты учебного процесса: педагогические (организация мотивационной основы занятий, педагогически рациональная форма проведения уроков, активные методы обучения), физиологические (соблюдение санитарно-гигиенических норм, физиологически грамотное построение занятий), психологические (благоприятный эмоциональный фон занятий, создание ситуации успеха).

      Проанализировав результаты работы, я сделала следующие выводы:

  1. В классах, где я работаю, интерес к предмету не падает;
  2. Снижен процент пропусков уроков по болезни;
  3. Повысилась заинтересованность учащихся в сохранении и укреплении своего здоровья
  4. Создан благоприятный микроклимат для развития творческих способностей учащихся;
  5. Нет неуспевающих,  качество знаний по предмету высокое;
  6. ЕГЭ, ОГЭ учащиеся сдают успешно.
  7. Отсутствие пропусков помогает готовить мотивированных детей к олимпиадам, различным конкурсам.

        В ходе всей деятельности в направлении здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы  я вижу определённые положительные результаты. С 2018 по 2023 годы в классах, где я работаю, много призеров олимпиад. Я продолжу работу над данной проблемой, потому что она актуальна в современном мире.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта

"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны

Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...

Представление педагогического опыта работы через мастер-класс

Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....

презентация "Представление педагогического опыта"

самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...

Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.

Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....

Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".

Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...

Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.

        Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...