Презентация педагогического опыта: Использование интеллект-карт на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Семенова Наталья Васильевна

Использование интеллект-карт на уроках русского языка при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uud_na_urokah_russkogo_yazyka.docx56.77 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект по теме:

«Использование метода интеллект-карт на уроках русского языка с целью формирования познавательных УУД в рамках требований ФГОС»

Работу выполнил:

учитель русского языка и литературы МКОУ «Средняя школа с.Рязаново»
МО «Мелекесский район Ульяновская область: Семенова Наталья Васильевн
а

2017

Содержание

 Введение        2

Аннотация        3

Обоснование необходимости проекта        3

Цели и задачи проекта        4-5

Основное содержание проекта        5-7

  1. Методические особенности реализации универсальных учебных
    действий на уроках русского языка        8
  1.  Теоретическое описание  метода интеллект-карт.……………………….9
  2.  Этапы составления интеллект-карт………………………………………10 
  3.  Описание изменений в образовательном процессе………………… 10-12
  1. Практическое применение интеллект-карт на уроках русского

языка в общеобразовательной школе………………………………… 12-15

Значимость проекта и выводы        16-18

Список использованных источников        19-21

Приложения        22-35


Аннотация

В данном проекте рассматривается пути и средства формирования универсальных учебных действий (УУД) у учащихся, которые, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, являются одной  из основных целей школьного образования. Приводятся методы по формированию УУД на уроках русского языка путем применения  интеллект – карт.

Обоснование необходимости проекта

В настоящее время в России происходит изменение системы образования, которое ориентировано на вхождение в мировое образовательное пространство, и задача государственной образовательной политики – это поворот к личности ученика.

Приоритетной целью школьного образования стало развитие у обучающихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Достижение данной цели возможно, если обучающиеся обладают системой универсальных учебных действий.

Поэтому важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

      Актуальность данной работы объясняется тем, что внедрение современных образовательных технологий и принципов организации образовательного процесса становится  необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», которыми должен овладеть ученик, обучаясь в школе.

В связи с этим приоритетным должно стать применение развивающих технологий обучения, использование системно-деятельностного, компетентностного подхода. Поэтому определение средств формирования  познавательных УУД школьников, в частности учеников  8-9 класса,  для педагогов, и в особенности для учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.  

      Учёные отмечают, что на  в 6-9-е классах УД теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом наряду с учителями принимать определенное участие в организации УД своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание УД - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. В 8-9-х классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый её участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы её решения.

Объектом исследования данной работы является процесс формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка у школьников 8-9 класса  с помощью метода интеллект-карт .

Предмет исследования – метод интеллект карт как средство  формирования универсальных учебных действий школьников.

Цель – теоретически обосновать  и определить эффективность использования метода интеллект-карт для  формирования познавательных универсальных учебных действий школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

  1. провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования  познавательных универсальных учебных действий школьников;
  2. вооружить обучающихся новым методом: научить создавать интеллект-карты и применять их в процессе обучения;
  3. научить учащихся  осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  4. создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  5. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

6)  давать определение понятиям;

7) устанавливать причинно-следственные связи;

8) осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

9) обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

10)  осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

11) строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она поможет  повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Анализ ситуации:   В  Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется

• развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

• практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретённые на первой ступени навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Для выполнения поставленных задач необходим учёт уровня когнитивного развития учащихся. В настоящее время  уровень когнитивного развития, существенно отличающийся у разных учеников, никак не учитывается при организации учебного процесса. Это одна из причин многих  учебных затруднений.
    Учащийся воспринимает информацию, поступающую к нему от учителя и от учебных текстов, с помощью имеющихся в его распоряжении когнитивных схем. Эти схемы индивидуальны, достаточно сильно отличаются у разных детей. Они делают доступной для восприятия только ту часть информации, для приёма которой у ученика есть подходящие когнитивные средства. Остальная информация либо полностью игнорируется, либо частично искажается, поэтому восприятие учебной информации очень похоже на детскую игру в испорченный телефон. В результате по различным причинам ученик может не понять некоторую часть учебного материала.
    Информационный обмен на уроке очень часто напоминает разговор слепого с глухим.   И как следствие, учащиеся испытывают существенные затруднения  в
систематизировании, сопоставлении, обобщении  и интерпретации  информации, содержащейся в готовых информационных объектах;

•  Часть учащихся  не умеет выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц,графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• испытывает затруднения  в составлении таблиц, схем, диаграмм.

Анализ имеющейся ситуации и ситуации желаемой показывает возникшее противоречие: когнитивные затруднения учащихся не учитываются  в  традиционном обучении,  а формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика.  Поэтому и возникла необходимость в использовании методов такой  образовательной технологии, которая позволила бы управлять процессом формирования  познавательных УУД, адаптируя содержание, методы, организационные формы и средства обучения к когнитивным возможностям каждого ребёнка. Одним из таких методов является метод интеллект-карт c применением сервисов  WEB 2.0.   Его я  решила применить для формирования познавательных  УУД на уроках русского языка.

Ожидаемые результаты:

В результате использования метода интеллект-карт с применением сервисов  WEB 2.0 на уроках русского языка  учитель

  • формирует и развивает  познавательные  УУД  обучающихся;
  • повышает их  мотивации, качество знаний и  конкурентоспособность, предметные и коммуникативные  компетенций;
  • выявляет причины когнитивных затруднений и корректирует их.
  1. Обучающиеся усовершенствуют навык поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации
  2. Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;
  3. Освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.
  4. Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа
  5. Обучающиеся смогут использовать информацию для установления причинно-следственных связей и зависимостей, объяснений и доказательств фактов в различных учебных и практических ситуациях, ситуациях моделирования и проектирования.
  6. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к получаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
  1.  Теоретическое описание  метода интеллект-карт.

        В книге «Преобразованная сила» писатель Э. Тоффлер выдвинул тезис, определяющий стратегическую цель образования уже ближайшего будущего: «Неграмотным в будущем будет не тот человек, который не умеет читать. Это будет человек, который не знает, как научиться тому, как следует учиться». В связи с этим  возникает необходимость интенсификации учебного процесса путем применения   инновационных методов обучения.  Наиболее значимым является метод интеллект-карт с использованием сервисов WEB 2.0, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Т.Бьюзена. Эффективность использования  данного метода связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации.  Обработка информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушарием одновременно.

      Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ, упорядоченность. Правое полушарие –  за ритм, восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарные ментальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления. Т.Бьюзен создал интеллект-карты инструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: «Создавая интеллект-карты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применить в любой жизненной ситуации».                                                       

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих заданий, инструмент развития памяти и мышления. Для более эффективного применения данного метода обучения необходимо следовать трём принципам:

«Принимай» – сначала внимательно изучи все достоинства интеллект-карт, правила и инструкции по их созданию.

«Применяй» – начни применять эту технологию, составь не меньше 100 интеллект-карт.  

«Приспосабливай» – пропусти эту технологию через себя, совершенствуй свои навыки.

Интеллект-карты имеют отличительные свойства:

  • Наглядность
  • Привлекательность
  • Запоминаемость
  • Своевременность
  • Творчество
  • Возможность пересмотра

1.2 Этапы составления интеллект-карт

Рисовать интеллект-карты можно руками на бумаге или использовать компьютерные программы: Free Mind, Mind Maps, Power Point. Можно  выделить 3 этапа творческого процесса: 

1 этап

 Определение объекта изучения (центрального образа интеллект-карты)

Извержение ассоциаций (запись любых слов, образов, символов, пришедших в голову при взгляде на центральный объект карты)

2 этап. Построение  первичной интеллект-карты :

  • В центре листа рисуется центральный образ (объект изучения), символизирующий основную идею
  • Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей первого и второго уровней
  • На каждой линии записывается одно ключевое слово
  • Везде, где возможно, добавляются рисунки, символы и другая графика, ассоциирующиеся с ключевыми словами
  • Наносятся  стрелки, соединяющие разные понятия на разных ветках
  • Для большей понятности нумеруются ветки и добавляются ореолы
  • По возможности используется максимальное количество цветов

3 этап «Реконструкция и ревизия»:

         Повторное извержение свободных ассоциаций

       Пересмотр интеллект-карты

      Проверка способности к вспоминанию информации, содержащейся в интеллект-карте

Применение метода интеллект-карт в образовании как средства формирования   УУД обучающихся очень разнообразно:

  • Мозговой штурм
  • Аннотирование
  • Конспектирование
  • Написание сочинения, доклада, реферата
  • Презентация
  • Групповая работа обучающихся

Преимущества  данного метода:

1.Из 100% информации, предложенной  на уроке, ученик услышит 75%, 50% запомнит, а 25% воспроизведёт. 25% - это очень мало.  Интеллект –карты позволяют практически использовать все каналы восприятия информации.

2. Интеллект-карты, по сравнению с конспектированием, позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия.                                                                                                    

       1.3. Описание изменений в образовательном процессе

   Использованию метода интеллект-карт  с целью формирования познавательных УУД   в 9 классе предшествовала подготовительная работа, в ходе которой ученики под руководством учителя  вспомнили особенности  устройства человеческого мозга, особенности  работы левого и правого полушария.  После чего учитель русского языка познакомил учащихся с понятием « интеллект-карты» и законами их построения.  В течение первого месяца использования данного метода построение карт проводилось вручную на листах формата А4 с использованием разноцветных фломастеров и карандашей.  Учащиеся самостоятельно создавали карты ума в ходе изучения теоретического материала.  Затем учащимся были предложены сервисы для создания карт. На уроках информатики ученики познакомились с такими сервисами как  mind42.com, mindmeister.com.    Так как сервис mindmeister.com оказался платным, в нём можно создать 1 бесплатную карту, учащиеся остановили свой выбор на  упрощённом варианте mind42.com.  

Преимущества  создания  карт в онлайн-сервисах очевидны:  учащиеся оставляют свой « цифровой след», создают в Интернете, образовательный объект, осваивают новые сервисы. На уроке, где используется данный метод,  реализуется принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда: самостоятельно прочитывает информацию, выделяет центральное понятие,  устанавливает связь между центральным понятием и его ветвями, отсекает излишнюю информацию, и, наконец, представляет информацию в виде разветвлённой граф-схемы.  А затем участвует в  публичной защите (обсуждении) своей карты, вносит коррективы и составляет окончательный вариант карты.

На уроках при повторении объемного материала по пунктуации сложного предложения и при подготовке к ГИА использую электронное пособие «Пунктуация в сложном предложении» (http://nmansur.blogspot.ru/p/blog-page_3645.html, ). Работа по данному пособию позволяет обучающимся и учителю сэкономить время, ускорить процесс повторения учебного материала. Анимация помогает использовать прием «отсроченной визуализации», суть которого заключается в том, что ученик имеет возможность сначала подумать над заданием самостоятельно и сделать его, и только потом сверить свой прогноз и свои действия с информацией на интеллект-карте. Работа по электронному пособию позволяет школьнику вернуться к началу, воспользоваться подсказками, а главное, сверить свой результат с правильным ответом. То есть и рефлексия собственной деятельности может происходить на протяжении всего занятия. Это позволяет запомнить учебный материал не механически, а изучать осознанно.

     Разделы дополнены тестовыми заданиями, которые дают возможность  проверить свои знания по теме  в режиме самопроверки. Подобная   работа формирует регулятивные и познавательные универсальные учебные действия.

      В процессе такой систематической работы на уроке формируются как познавательные, так и регулятивные УУД. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.  В результате формируются важные личностные характеристики: ребёнок может принимать ответственность за собственные решения, действия и поступки. В результате применения данного метода учащиеся научились:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения  языковых задач;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  1. Практическое применение интеллект-карт на уроках русского языка в общеобразовательной школе.

              В современном учебном процессе в условиях модернизации образования предполагается апробация таких форм и видов учебной деятельности, которые позволят проявить учащимся высокую активность в образовательном процессе. Из всех существующих форм наглядности на уроках русского языка  наиболее распространенными и активно применяемыми сегодня являются интеллект-карты, которые представляют собой особую организацию теоретического материала в виде графического изображения, зрительно подчеркивающего соотношение зависимости явлений, характеризующих определенную языковую проблему (грамматическую, пунктуационную, орфографическую). Такое изображение создается в упрощенно-обобщенном виде. При  систематическом, грамотном  применении оно способно придать сложному многоплановому процессу обучения определенную цельность, стабильность. Большое значение для успеха этой работы имеет содержание и оформление такой интеллект-карты, которая должна быть системной, емкой по содержанию, краткой, четкой по оформлению, простой, понятной по восприятию и воспроизведению. В процессе работы по опорным схемам необходимо учитывать этапы обучения, степень подготовленности учащихся к восприятию и анализу схемы, их способность записать, проговорить информацию, а позже самостоятельно ее составить. Такая  работа   должна проводиться в течение всех уроков изучения темы, что помогает более глубокому пониманию и постепенному запоминанию необходимого теоретического материала, а не "зазубриванию" его. Постоянная работа по  картам, составление их при непосредственном участии учащихся приводит к тому, что на определенном этапе даже "слабые" учащиеся могут учиться самостоятельно, пользуясь опорой, логично, связно изложить лингвистический материал.

       Составив интеллект-карту – опору, учащиеся сверяют её с правилом в учебнике и делают вывод, что сложное предложение  состоит из нескольких частей, связанных по способу подчинения или сочинения союзной связью. Далее нужно выполнить ряд разнообразных упражнений, чтобы закрепить умение правильно рассуждать при выборе знака препинания в сложном предложении.

             Использование интеллект-карт помогает учащимся легче и прочнее усвоить в каждой теме теоретический материал, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что и способствует выработке грамотного письма. Хочется отметить, что использование карт не исключает использование  теоретического материала учебника, они только  помогают сжать его до предела. В схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.      

          При составлении интеллект-карт следует придерживаться определенных требований:

1) графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений;

2) употребление минимального количества слов, примеров;

3) использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов;

4) применение принципа противопоставления языковых фактов;

5) кодированность информации.

          Учащиеся не получают карты  в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

          После составления интеллект-карты  для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца выполняются упражнения с использованием данной  схемы алгоритма.  На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его по схеме. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по карте, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам, терминологический диктант, блиц-опрос, индивидуальные ответы у доски, парные взаимоопросы, "полетное" повторение.

                Работа по интеллект-картам  включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла

              Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся, освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Динамика работы по картам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового  уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику интеллект-карт в последнее время называют « комфортной ».

           Применяя данную технологию, следует помнить, что она не исключает применение других форм и методов работы.

Приемы введения интеллект-карт могут быть разнообразными. При этом надо исходить из содержания изучаемого материала и учитывать степень ознакомленности учащихся с этим материалом, степень сформированности навыков умственной деятельности, дидактическую задачу, стоящую перед учителем.

 Интеллект-карты могут даваться учителем готовыми, могут составляться под его руководством вместе с учащимися, учащиеся могут составлять карты самостоятельно после знакомства с правилом. При этом важно, чтобы отдельные пункты карт были предельно краткими, лаконичными. Простота и наглядность модели интеллект -карты тоже способствуют более успешному его усвоению.

Слабым учащимся в процессе практического применения разрешаю заглядывать в карты.

Приведу примеры интеллект-карт в приложении.

Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причём немеханическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируется логические связи между явлениями языка.

Выводы по работе:

     Метод интеллект-карт позволяет учитывать уровень когнитивного развития учащихся и способствует  формированию у учащихся познавательных УУД.

 Использование данного метода приведёт к следующим результатам освоения учебных и междисциплинарных программ:

Выпускник научится:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения  языковых задач;

• давать определение понятиям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

• структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

     • заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Продуктивность

  • повышается успеваемость ( больше хороших и отличных оценок) ;
  • ученики не боятся отвечать у доски;

Трудоемкость

            Трудность составляет планирование материала блоками, разработка интеллект-карт.

Доступность: Освоение опыта доступно любому учителю.

В итоге хочется отметить, что не следует преувеличивать роль интеллект-карт  и считать их единственно возможным способом формирования языковых, орфографических и пунктуационных умений. Выбор способов обучения  зависит от многих факторов: типа учебного материала, особенностей интеллектуального развития детей в классе, индивидуальности самого учителя.

Имея значительные «плюсы», интеллект-карты помогут учителю решить проблему успешного обучения русскому языку или другому предмету, если подходить к ним, как и к другим способам обучения, творчески, учитывая возможности каждого способа обучения в соответствии с типом учебного материала и условиями его изучения.

Я считаю, применение интеллект-карт способствует формированию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся  овладевают всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаково-символические средства, овладеют широким спектром логических действий.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умение учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию.

   Завершая анализ моего опыта работы с интеллект-картами, хочу отметить, что педагогическое творчество чаще всего и состоит в том, что учитель испытывает уже испытанное другими, но применительно к условиям своей школы, класса, с учетом особенностей конкретного детского коллектива и каждого ребенка в отдельности. Все наработанное наукой он тщательно “просеивает”, отбирая то, что помогает ему достичь наилучших результатов, внося свои коррективы и достижения.

   В своей дальнейшей деятельности я буду стремиться творчески моделировать образовательную среду, опираясь на современные педагогические и информационные технологии для воспитания гармонично-развитой личности.

Информационные источники:

        1. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.

  1. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. ―             4 ― е изд. ― Мн.: "Попурри", 2007
  2. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  3. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
  4. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. – М. : Дрофа, 2007.
  5. Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. Спб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь. М.: Сфера, 2010, 188с.
  6. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб.: Каро, 2009. – 367 с.
  7. Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: М.: ИОСО РАО, 2003.
  8. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М., 2005. - 224 с.

Нормативные документы

       

1.      Закон РФ об образовании

2.      Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.

3.      Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.

4.      Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.

5.      Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Приказ № 2151  Министерства образования и науки  Российской федерации от 20 июля 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте: Регистрационный №  22303  от 14 ноября 2011)

6.      Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

7.      Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.07.2010 № 03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

8.      План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р.

9. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

10. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.1.2660-10. ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 июля 2010 г. N 91

11. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785)

12. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

13. ФГОС  полного общего образования.

14. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в

Российской Федерации"

15. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г.

16. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений: утв. приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.

17. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников: утв. приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106.

18.  Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся (приказ Минобрнауки России от 28.12. 2010г. № 2106)

19. СанПиН 2.4.1.1249-03 (2.4.1. Гигиена детей и подростков, Детские дошкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству. Содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений).

Интернет ресурсы:

1.      http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ

3.      http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0-32 

 Сайт  когнитивные    образовательные технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта по теме "Использование компьютерных техноогий на уроках русского языка"

Обобщение опыта по теме: "Использование компьютерных технологий на уроках  русского языка",...

Обобщение опыта работы по теме :"Использование интерактивной доски на уроках русского языка и литературы"

Работаю  с  интерактивной  доской  4  год. Сначала  было  очень  много  вопросов.  Теперь  мне  очень  нравится  работать  с ...

Обобщение опыта "Использование ролевой игры на уроках русского языка в 5-6 классах как средство формирования и развития интереса к предмету(на примере изучения разделов "Морфология", "Орфография" и "Лексика"

В данном опыте  представлены ролевые игры, позволяющие формировать у обучающихся устойчивый интерес к предмету, навыки учебной деятельности , более прочные и глубокие знания; рассмотрены особенно...

Обобщение опыта «Повышение познавательного интереса на уроках русского языка и литературы через использование активных форм в обучении русскому языку и литературе ».

Обобщение опыта по данной проблеме проводила в 2014 году в своей школе, в 2015 году  - на уровне района. Считаю, что тема актуальна и в настоящее время....

Обобщение педагогического опыта «Использование интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе как средство активизации деятельности учащихся»

Материал представляет обобщение опыта использования интерактивной доски на уроках русского языка в 7 классе....

Описание педагогического опыта. "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Выступление на заседании РМО учителей русского языка и литературы. Описание педагогического опыта "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы" (Технология р...

использование интеллект-карт (сотворчество на уроках литературы) в 5 классе.

конспект урока с использованием  метода интеллект-карты как приёма визуализации учебного материала....