Активизация лексических навыков на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
методическая разработка на тему
Активизация лексических навыков на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Активизация лексических навыков на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения»
Говоря о приемах и способах активизации лексических навыков на уроках английского языка на начальном этапе обучения, хотелось бы отметить что различные виды игр открывают большие возможности для коммуникативной практики. Перевоплощение в разные образы позволяет обучающимся выразить самые разные коммуникативные намерения и настроения в зависимости от цели общения. Обучающие игры помогают обеспечить взаимное общение всех её участников и мотивирует их языковую деятельность.
Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, лексика бытовая, лексика деловая, общественно-политическая).
Целью обучения лексике является формирование лексических навыков, умения комбинировать слово согласно лексическим правилам.
При работе над лексикой традиционно выделяют три основных этапа:
1) Ознакомление
2) Первичное закрепление
3) Развитие умение использования навыков в различных видах речевой деятельности.
Первые два этапа часто объединяют в один – презентация лексики.
Этап презентации играет важную роль в обучении лексики. От эффективности и целенаправленности данного этапа зависит вся последующая работа над лексикой. Задача учителя - выбрать наиболее эффективный способ презентации в соответствии со ступенью обучения, уровнем знаний учеников, качественной характеристикой слова и его принадлежностью к активному и пассивному минимуму. Многообразие различных приемов семантизации и первичного закрепления позволяет выбрать прием, соответствующий целям и задачам данного урока, возможностям учителя и варьировать их от урока к уроку.
Цель данной работы – на основе анализа литературы отечественных и зарубежных авторов сформулировать основные приемы презентации лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики и на основе предложенных образцов создать собственные упражнения.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
• Определить основные этапы презентации и их особенности
• Определить основные способы семантизации и особенности их применения
• Рассмотреть возможные способы формирования навыков самостоятельной семантизации
• Рассмотреть возможные способы применения наглядности при введении и первичном закреплении лексики.
Существуют некоторые приемы работы над лексикой. Давайте рассмотрим их.
Лексические единицы активного минимума должны вводиться учителем в устной форме в отдельных предложениях или в связном рассказе. Примером запоминающегося введения слов по теме «Животные»: frog, crocodile, monkey, bear, wolf может служить следующий. Учитель рассказывает о каждом животном, о его внешнем виде, любимой еде. Эту сценку можно так же разыграть с учащимися. Запоминаются эти слова также и при введении их с использованием предметов, ими обозначаемыми, которые учитель приносит в класс. Яркое введение достигается и с помощью картинной наглядности.
Учитель произносит новые слова (каждое слово в отдельности), а учащиеся повторяют их индивидуально и хором. Это нужно для первичного закрепления звуковой формы слова. Новые слова полезно также записать, и при наличии трудностей провести звукобуквенный анализ.
Говоря о семантизации (раскрытие значения слова) нужно заметить, что она может осуществляться различными способами, которые принято объединять в две группы: 1) беспереводные; 2) переводные.
К беспереводным способам семантизации относят:
- демонстрация предметов, жестов, действий, картинок, рисунков, диапозитивов и т.д.;
- раскрытие значений слов на иностранном языке, для чего могут использоваться:
а) определения (дефиниции) – описание значения слов уже знакомыми словами. Например:
Cinema – theatre where films are shown.
б) перечисления. Например:
Dogs, cats, cows, horses, pigs are animal.
в) Семантизация с помощью синонимов или антонимов. Например:
Cold – warm, quick – slow
г) определение слова на основе контекстуальной догадки, которая основана на понимании общего содержания предложения, на знании фактов. Например: Columbus discovered America in 1492.
д) определение значения слова на основе его внутренней формы. Например, известный корень и знакомые словообразовательные элементы: worker. Сложное слово, состоящее из двух знакомых компонентов, например: schoolboy; когнаты (сходные по написанию и звучанию в родном языке): club.
Следует отметить, что Беспереводные способы развивают языковую догадку, увеличивают практику в языке, создают опоры для запоминания (например, формальные при опоре на структуру слова, а также опоры на основе сходства или контрастности при использовании синонимов или антонимов), усиливают ассоциативные связи. К недостаткам данных способов относится то, что они не всегда обеспечивают точность понимания, а также требуют больше времени, чем переводные.
К переводным способам семантизации относят:
- перевод слова (словосочетания или оборота) соответствующим эквивалентом родного языка;
- перевод-толкование, при котором помимо эквивалента на родном языке учащимся сообщаются сведения о совпадении (или расхождении) в объёме значения. Например:
big – большой (обозначает величину, размер)
great – большой (знаменитый, великий)
Перевод экономен в отношении времени, универсален в применении, (но увеличивает возможность языковой интерференции).
Давайте же вернемся к обучающим играм и вспомним классификацию обучающих игр согласно ведущим специалистам в области методики преподавания ИЯ, которые разделяют их:
- по цели
- по использованию предметов
- по количественному составу
- по способу организации
- по продолжительности
М.Ф. Стронин классифицирует учебные игры в соответствии с аспектами языка на подготовительные (грамматические, лексические, фонетические, игры на усвоение правил чтения)
и на творческие (аудитивные и речевые)
Рассмотрим примеры подготовительных упражнений
- 1. упражнения в дифференциации и идентификации:
а) сгруппируйте слова по указанному признаку;
б) определите на слух / найдите в тексте слова, относящиеся к одной теме (одной части речи, синонимическому ряду);
в) найдите в тексте / подберите на память антонимы к словам, данным на доске.
- 2. упражнения в имитации:
а) прослушай те слова (словосочетания, предложения), повторите их вслед за диктором;
б) ответьте на вопросы диктора, придерживаясь данного образца
- 3. упражнения на развитие словообразовательной и контекстуальной догадки:
а) определите значение незнакомых вам производных слов, образованных от известных корней и аффиксов;
- 4. упражнения для обучения прогнозированию на уровне слов, словосочетаний и предложений:
а) назовите слова, которые могут сочетаться с данными существительными (глаголами) – clean the windows, the doors;
б) употребите как можно больше слов при ответе
- 5. упражнения в расширении и сокращении структур:
а) расширьте предложения за счёт включения в них указанных словосочетаний;
б) сократите предложения, придерживаясь данного образца
- 6. упражнения в эквивалентных заменах:
а) замените выделенные слова синонимами / антонимами;
б) замените сложноподчинённое предложение двумя простыми, не изменяя содержания.
Лексическими упражнениями, пригодными на всех ступенях обучения, являются следующие: составить словосочетания из данных разрозненных слов, заполнить пропуски в предложениях или закончить предложения, в ряду слов подчеркнуть слова с противоположным значением, ответить на вопросы, употребляя данные слова, назвать, каким обобщающим словом можно объединить группу слов.
Самый сложный вопрос работы над лексикой - это вопрос о дозировке количества лексических единиц на каждый урок. Дело в том, что она зависит от очень многих факторов: от того, относятся ли вводимые слова к активному или пассивному минимуму, от трудности слов, от степени связанности лексических единиц между собой, от этапа обучения и подготовленности учащихся. Если вводимые слова можно объединить в группу по тому или иному признаку или подать в связанном контексте, то усвоение каждого из них облегчается; разрозненность отсутствие смысловых связей затрудняет их усвоение. Но поскольку лексическая работа над единицами активного и пассивного минимума различна, то вводить их на одном и том же уроке не целесообразно. На первом году обучения на одном уроке можно ввести от 3 до 5 слов при формировании активного запаса. На втором и последующих годах - от 5 до 12 слов. При введении слов пассивного минимума требуется меньше времени на первичные упражнения, чем для лексических единиц активного запаса, поэтому на младшей ступени сразу можно дать 6 - 8 слов, на средней и старшей - до 15.
На основе всех перечисленных положений может быть сделан вывод о том, что новая лексика будет вступать в ассоциативные связи с ранее изученными словами, а ассоциативные процессы способствуют непроизвольному запоминанию. Как известно из психологии, материал, запоминаемый непроизвольно, оказывается прочно запечатлённым в долговременной памяти обучающихся, обладает необходимой точностью и мобильностью, но при условии организации целенаправленных действий с этим материалом. Ассоциативные связи могут быть, безусловно, использованы на этапе презентации лексики. При этом важно учесть два момента: организацию самого лексического материала и организацию целенаправленных действий с этим материалом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-459075-1403254678.jpg)
Формирование лексических навыков на уроках английского языка у учащихся 1-го года обучения
Статья содержит методические рекомендации по работе над формированием лексических навыков на уроках английского языка в начальной школе ( первый год обучения ).Материал может помочь молодым педагогам ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/06/picture-1008398-1517939376.jpg)
Использование наглядности в обучении английскому языку на начальном и среднем этапах
В данной статье предложена классификация демонстрационного и раздаточного материала, виды графических опор....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-761928-1456561664.jpg)
«Творческие приёмы обучения английскому языку на начальном и среднем этапах обучения как условие сохранения здоровья школьников»
Одним из приоритетных направлений гуманизации школьного образования считается сохранение и укрепление здоровья детей.На уроках обучения иностранному языку необходимо использовать ра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-182044-1365437690.jpg)
Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"
Сценарий мастер-класса по теме "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА АССОЦИАЦИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"...
Опыт использования современных педагогических технологий на уроках английского языка на начальном и среднем этапах обучения
Данная статья посвящена использованию разнообразных современных педагогичских технологий на уроках английского языка в начальной и преимущественно средней школе, благодаря которым процесс обучения ста...