Курс дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина
консультация
ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья»
Курс дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина
Составила: Кузнецова Наталья Николаевна,
логопед отделения РНОУФВ,
высшая квалификационная категория
Кашира 2019
I. Пояснительная записка
С целью эффективной реализации новых стандартов начального и основного общего образования в части сохранения и укрепления здоровья учащихся с широким применением современных компьютерных технологий, Российская Ассоциация Биологической обратной связи (БОС), ЗАО «Биосвязь» и НОУ «Институт БОС» внедряют Проект:
Массовое оздоровление детей и повышение эффективности образовательного процесса в школах и ДОУ с помощью технологии «БОС-здоровье». Инновационные возможности технологии «БОС-здоровье» позволяют легко вводить её в учебный план любой школы, во все классы и на различных уроках.
Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех разновидностей здоровьесберегающих технологий.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.
3. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 04.04.2003г. № 139 «О совершенствовании оздоровительной работы в образовательных учреждениях».
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
6. ФГОС нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся).
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Для сохранения уровня здоровья школьников в первую очередь необходимо стабилизировать общее состояние ребенка, наладить функционирование физиологических систем организма, их взаимодействие и слаженную работу, обеспечить гармонию ребенка в отношениях с самим собой и с окружающим миром. Необходимым условием достижения положительного результата является овладение способом и инструментом для поддержания и укрепления здоровья и выхода из стрессовых ситуаций, снятия повышенного, хронического психоэмоционального напряжения и перенапряжения, приводящего в конечном итоге к функциональным, а затем и к хроническим заболеваниям.
Такие возможности открывает методика выработки и тренировки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью биологической обратной связи, которая является составной частью многих лечебных, профилактических, реабилитационных и оздоровительных программ, реализуемых широким кругом специалистов, работающих в школьно-дошкольных учреждениях (врачи, медсестры, специалисты лечебной физкультуры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты, допущенные по своему образовательному статусу к проведению оздоровительных программ у детей).
Данная методика в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение не только в медицине и коррекционной педагогике, но и в массовых школах и ДОУ, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и инструмента противодействия негативным последствиям влияния учебного процесса на организм ребенка.
Цель программы: научить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРТД) производится путем последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации с целью достижения показателей дыхательной аритмии сердца, соответствующих норме для данного биологического возраста.
Формирование и тренировка ДРТД производится с использованием компьютерного аппаратно-программного комплекса (КАПфс-БОС) путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи.
Формы проведения занятий могут быть индивидуальными, малогрупповыми и групповыми.
Программа «БОС-Дыхание. Уроки здоровья» реализуется через индивидуальную форму проведения занятий. Для проведения занятий входит компьютерный аппаратно-программный комплекс «БОС-Здоровье. Возможности комплекта позволяют вести сбор и обработку данных по каждому сеансу каждого учащегося за все циклы занятий.
Уроки ведутся по готовым конспектам и учебникам «Здоровье». Для проведения уроков педагог использует мультимедийные презентации и учебные видеофильмы.
II. Содержание программы
Методика предписывает проведение оздоровительного курса в несколько этапов:
- этап – подготовительный, включающий в себя несколько теоретических уроков, имеющих целью обобщение знаний о здоровом образе жизни, знакомство с работой кардиореспираторной системы и взаимосвязью работы сердца и дыхания, понятием о дыхательной аритмии сердца (ДАС), о стрессе и его влиянии на организм человека, о диафрагмально-релаксационном типе дыхания, о принципе работы тренажера БОС и т.д.
- этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС, включающий в себя от 1 до 3 практических занятий.
- этап – основной, состоящий из курса оздоровительных процедур (практических занятий) на тренажере для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания с максимальной ДАС. Этап включает 10-12 занятий.
Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры. Главное условие игры – правильное выполнение каждого дыхательного цикла. Продолжительность практического этапа занятия от 11 до 15 минут.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Этапы обучения.
Первый этап. Отработка техники дыхания животом. Ученик должен ее понять, а затем и легко воспроизводить. Прежде всего, он должен почувствовать, что на вдохе живот округляется, будто бы наполняется воздухом, а на выдохе медленно втягивается. Вдох делается через нос, а выдох через рот, через чуть приоткрытые губы, создающие легкое сопротивление выдыхаемому воздуху.
Второй этап. Освоение навыков проведение дыхательного тренинга под контролем прибора БОС. Отработка правильной установки датчиков на грудную клетку; включение ПК и вход в программу, запуск сеанса и знакомство с правилами его проведения. Получение первого результата. Выявление начального уровня здоровья ученика (первый «паспорт здоровья»).
Структура сеанса
Сеанс состоит и чередующихся между собой периодов работы (игры) и отдыха. Продолжительность периодов работы варьирует от 2 до 4 минут. Периоды отдыха имеют одинаковую продолжительность – 1 мин. Сеанс ведется по готовым шаблонам (фиксированная в программе последовательность периодов работы и отдыха). В программу заложено 12 шаблонов – по числу практических уроков. Сеанс начинается с минуты записи фоновых показателей работы сердца, дыхательной системы и показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС). Далее автоматически запускается последовательность «работа – отдых». Заканчивается сеанс выводом на экран результатов (график изменения частоты сердечных сокращений, таблица с цифровыми значениями ДАС и частоты дыхания) и оценок за периоды работы и за периоды отдыха. Результаты сеанса автоматически сохраняются в его персональной карточке ученика Информация о проведенном сеансе передается в ПК педагога для формирования группового отчета (журнал здоровья).
Третий этап. Проведение сеансов БОС. Выработка и формирование навыка ДРД с максимальной ДАС. Обсуждение с педагогом полученных за урок оценок.
По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки или «Паспорт здоровья». Оценка за период работы (время, когда ребенок, получая сигналы обратной связи, проходил игровой сюжет) и за период отдыха (время, когда ребенок просматривал тематическое слайд-шоу без сигналов обратной связи). Эти оценки и есть. «Паспорт здоровья» позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья
Четвертый этап. Закрепление и совершенствование навыка правильного дыхания (ДРД). Анализ педагогом оценок каждого ученика, выявление детей с низким уровнем здоровья и консультации с родителями, педиатром. Выдача ученикам итоговых «паспортов здоровья».
IV. Ожидаемый результат
Об успешности курса можно судить по динамике показателей до и после курса занятий, которые можно условно разделить на 2 группы: медицинские и психолого-педагогические.
- Медицинские показатели:
· Изменения ДАС, ЧСС, ЧД;
· Динамика показателей соматического здоровья (антропометрия и функциональные пробы);
· Изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями);
- Психолого-педагогические показатели:
· Успеваемость до и после курса занятий;
· Изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни;
· Изменение частоты нарушений звукопроизношения;
· Формирование навыков самостоятельных занятий.
К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРТД могут быть достигнуты следующие результаты:
- Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- Снижение сезонной заболеваемости учащихся ОРВИ;
- улучшение навыков релаксации скелетной мускулатуры и управления стрессовыми ситуациями;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
- улучшение успеваемости и т.д.
если в ходе реализации базового курса не удалось выработать устойчивый навык ДРТД, то ребенку показан повторный курс через 1-2 месяца (он может быть короче -5-6 занятий).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_dyhatelnoy_gimnastiki_po_smetankinu.docx | 34.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ГКУ СО МО «Каширский ССРЦН «Семья»
Курс дыхательной гимнастики по методу А.А. Сметанкина
Составила: Кузнецова Наталья Николаевна,
логопед отделения РНОУФВ,
высшая квалификационная категория
Кашира 2019
I. Пояснительная записка
С целью эффективной реализации новых стандартов начального и основного общего образования в части сохранения и укрепления здоровья учащихся с широким применением современных компьютерных технологий, Российская Ассоциация Биологической обратной связи (БОС), ЗАО «Биосвязь» и НОУ «Институт БОС» внедряют Проект:
Массовое оздоровление детей и повышение эффективности образовательного процесса в школах и ДОУ с помощью технологии «БОС-здоровье». Инновационные возможности технологии «БОС-здоровье» позволяют легко вводить её в учебный план любой школы, во все классы и на различных уроках.
Технология биологической обратной связи с этой точки зрения является универсальной, так как в ней есть признаки и качества всех разновидностей здоровьесберегающих технологий.
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. № 52-ФЗ.
3. Приказ Министерства образования РФ и Министерства здравоохранения РФ от 04.04.2003г. № 139 «О совершенствовании оздоровительной работы в образовательных учреждениях».
4. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.12.2003г. № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей».
5. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
6. ФГОС нового поколения (Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся).
7. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Для сохранения уровня здоровья школьников в первую очередь необходимо стабилизировать общее состояние ребенка, наладить функционирование физиологических систем организма, их взаимодействие и слаженную работу, обеспечить гармонию ребенка в отношениях с самим собой и с окружающим миром. Необходимым условием достижения положительного результата является овладение способом и инструментом для поддержания и укрепления здоровья и выхода из стрессовых ситуаций, снятия повышенного, хронического психоэмоционального напряжения и перенапряжения, приводящего в конечном итоге к функциональным, а затем и к хроническим заболеваниям.
Такие возможности открывает методика выработки и тренировки диафрагмально-релаксационного дыхания с помощью биологической обратной связи, которая является составной частью многих лечебных, профилактических, реабилитационных и оздоровительных программ, реализуемых широким кругом специалистов, работающих в школьно-дошкольных учреждениях (врачи, медсестры, специалисты лечебной физкультуры, логопеды, психологи, педагоги и другие специалисты, допущенные по своему образовательному статусу к проведению оздоровительных программ у детей).
Данная методика в течение последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение не только в медицине и коррекционной педагогике, но и в массовых школах и ДОУ, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и инструмента противодействия негативным последствиям влияния учебного процесса на организм ребенка.
Цель программы: научить детей диафрагмально-релаксационному типу дыхания (ДРД) с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС).
Выработка диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРТД) производится путем последовательной тренировки в выполнении статических дыхательных упражнений с акцентом на диафрагмальный тип дыхания, на фоне релаксации с целью достижения показателей дыхательной аритмии сердца, соответствующих норме для данного биологического возраста.
Формирование и тренировка ДРТД производится с использованием компьютерного аппаратно-программного комплекса (КАПфс-БОС) путем преобразования электрофизиологических сигналов в звуковые и зрительные сигналы обратной связи.
Формы проведения занятий могут быть индивидуальными, малогрупповыми и групповыми.
Программа «БОС-Дыхание. Уроки здоровья» реализуется через индивидуальную форму проведения занятий. Для проведения занятий входит компьютерный аппаратно-программный комплекс «БОС-Здоровье. Возможности комплекта позволяют вести сбор и обработку данных по каждому сеансу каждого учащегося за все циклы занятий.
Уроки ведутся по готовым конспектам и учебникам «Здоровье». Для проведения уроков педагог использует мультимедийные презентации и учебные видеофильмы.
II. Содержание программы
Методика предписывает проведение оздоровительного курса в несколько этапов:
- этап – подготовительный, включающий в себя несколько теоретических уроков, имеющих целью обобщение знаний о здоровом образе жизни, знакомство с работой кардиореспираторной системы и взаимосвязью работы сердца и дыхания, понятием о дыхательной аритмии сердца (ДАС), о стрессе и его влиянии на организм человека, о диафрагмально-релаксационном типе дыхания, о принципе работы тренажера БОС и т.д.
- этап – выработка нового типа дыхания с помощью приборов БОС, включающий в себя от 1 до 3 практических занятий.
- этап – основной, состоящий из курса оздоровительных процедур (практических занятий) на тренажере для формирования и закрепления освоенного навыка дыхания с максимальной ДАС. Этап включает 10-12 занятий.
Обучение ведется в форме простейшей компьютерной игры. Главное условие игры – правильное выполнение каждого дыхательного цикла. Продолжительность практического этапа занятия от 11 до 15 минут.
Занятия проводятся не реже 2-х раз в неделю.
Этапы обучения.
Первый этап. Отработка техники дыхания животом. Ученик должен ее понять, а затем и легко воспроизводить. Прежде всего, он должен почувствовать, что на вдохе живот округляется, будто бы наполняется воздухом, а на выдохе медленно втягивается. Вдох делается через нос, а выдох через рот, через чуть приоткрытые губы, создающие легкое сопротивление выдыхаемому воздуху.
Второй этап. Освоение навыков проведение дыхательного тренинга под контролем прибора БОС. Отработка правильной установки датчиков на грудную клетку; включение ПК и вход в программу, запуск сеанса и знакомство с правилами его проведения. Получение первого результата. Выявление начального уровня здоровья ученика (первый «паспорт здоровья»).
Структура сеанса
Сеанс состоит и чередующихся между собой периодов работы (игры) и отдыха. Продолжительность периодов работы варьирует от 2 до 4 минут. Периоды отдыха имеют одинаковую продолжительность – 1 мин. Сеанс ведется по готовым шаблонам (фиксированная в программе последовательность периодов работы и отдыха). В программу заложено 12 шаблонов – по числу практических уроков. Сеанс начинается с минуты записи фоновых показателей работы сердца, дыхательной системы и показателя дыхательной аритмии сердца (ДАС). Далее автоматически запускается последовательность «работа – отдых». Заканчивается сеанс выводом на экран результатов (график изменения частоты сердечных сокращений, таблица с цифровыми значениями ДАС и частоты дыхания) и оценок за периоды работы и за периоды отдыха. Результаты сеанса автоматически сохраняются в его персональной карточке ученика Информация о проведенном сеансе передается в ПК педагога для формирования группового отчета (журнал здоровья).
Третий этап. Проведение сеансов БОС. Выработка и формирование навыка ДРД с максимальной ДАС. Обсуждение с педагогом полученных за урок оценок.
По итогам урока каждый ученик получает по пятибалльной шкале две оценки или «Паспорт здоровья». Оценка за период работы (время, когда ребенок, получая сигналы обратной связи, проходил игровой сюжет) и за период отдыха (время, когда ребенок просматривал тематическое слайд-шоу без сигналов обратной связи). Эти оценки и есть. «Паспорт здоровья» позволяет быстро и точно оценить состояние ребенка и уровень его здоровья
Четвертый этап. Закрепление и совершенствование навыка правильного дыхания (ДРД). Анализ педагогом оценок каждого ученика, выявление детей с низким уровнем здоровья и консультации с родителями, педиатром. Выдача ученикам итоговых «паспортов здоровья».
IV. Ожидаемый результат
Об успешности курса можно судить по динамике показателей до и после курса занятий, которые можно условно разделить на 2 группы: медицинские и психолого-педагогические.
- Медицинские показатели:
∙ Изменения ДАС, ЧСС, ЧД;
∙ Динамика показателей соматического здоровья (антропометрия и функциональные пробы);
∙ Изменение показателей заболеваемости (в основном респираторными инфекциями);
- Психолого-педагогические показатели:
∙ Успеваемость до и после курса занятий;
∙ Изменение реактивной и личностной тревоги, степени выраженности депрессии, качества жизни;
∙ Изменение частоты нарушений звукопроизношения;
∙ Формирование навыков самостоятельных занятий.
К концу курса БОС - тренинга при условии успешного овладения ребенком навыка ДРТД могут быть достигнуты следующие результаты:
- Увеличение и/или стабилизация ДАС при снижении средней ЧСС и ЧСС на выдохе;
- Снижение сезонной заболеваемости учащихся ОРВИ;
- улучшение навыков релаксации скелетной мускулатуры и управления стрессовыми ситуациями;
- улучшение психоэмоционального состояния ребенка (повышение уверенности в себе, снижение реактивной и личностной тревожности, нормализация сна;
- улучшение успеваемости и т.д.
если в ходе реализации базового курса не удалось выработать устойчивый навык ДРТД, то ребенку показан повторный курс через 1-2 месяца (он может быть короче -5-6 занятий).
V. Литература для обучающихся
1. В.А.Зверев. «Учись здоровью».ЗАО «Биосвязь»,филиал издательства «Просвещение»,2008г.
2. А. Сметанкин, А. Межевалов, В. Ромодин. «Будь здоров малыш!», учебник для детей дошкольного и младшего школьного возраста.Санкт-Петербург, ЗАО «Биосвязь»
Литература для педагога
1. Ермалаева М.Г. «Игра в образовательном процессе». Спб: СпбАППО, 2007.- 112 с.
2. Сметанкин А.А. «Здоровье на 5+». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
3. Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
4. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50.
5. Дубровская Ю.А., Крупин Д.В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009.-с.31-33.
6. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Пулукчу А.И., Крупин Д.В. Дыхание по Сметанкину: метод биологической обратной связи для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. Сборник статей (на польском языке) Международной конференции «Невозможное становится возможным – реабилитация в эпоху развития науки и новых технологий», Польша: 2009.
7. Сметанкин А.А., Петраш В.В., Ващило Е.Г., Бубнова И.В., Метелкин А.И. Биотехническая система с обратной связью для контроля и управления дыхательной аритмией сердца. Сборник статей 2-й Всес. Научно-технической конференции «Проблемы создания технических средств для диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой астмой». Львов, 1987.-с.43.
8. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Тихомиров П.Н. и др. «Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно-дошкольных учреждениях» Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно-дошкольных учреждений, реализующих программы оздоровления. СПб.: Изд-во НИИХ СПбГУ, 2003.-23 с.
9. Сметанкин А.А. «Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца –путь к нормализации центральнойрегуляции дыхательной и сердечно-сосудистой систем». Методическое пособие «Общие вопросы применения метода БОС». СПб.: НОУ «Институт биологической обратной связи»,2008.- с. 81-98.
15. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая математика» для детей дошкольного возраста. Темы: «Высокий и низкий», «Узкий и широкий». СПБ: ЗАО «Биосвязь», 2009, с.16.
16. Книга «Учимся и оздоравливаемся» с учебно-электронным пособием «Здоровая азбука» для детей дошкольного возраста. СПБ: ЗАО «Биосвязь», 2009, с.24.
17. Пат. РФ № 2224455. Способ Сметанкиных тренировки диафрагмального дыхания. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., опубл.27.02.2004, Бюл. №6.
18. Пат. РФ №2233180. Способ определения тактики коррекции функционального состояния школьников. Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., опубл.27.02.2004, Бюл. №6.
III. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Количество часов | Средства обучения | Дата план | Дата факт |
1. | Введение. Путешествие в страну Здоровей-ка. | 1 час | Презентация |
|
|
2 | Основной признак живого | 1 час | В.А. Зверев с.4 |
|
|
3. | Что такое воздух | 1 час | А. Сметанкин «Будь здоров, малыш!» с2,3 |
|
|
4. | Зачем мы дышим | 1 час | А. Сметанкин «Будь здоров, малыш!» с 4-5 |
|
|
5. | Внешние органы дыхания. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 16-27 |
|
|
6 | Как дышит человек | 1 час | В.А. Зверев |
|
|
7 | Теория: Легкие. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 28-33 |
|
|
8. | Теория: Движение организма. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 34-37 |
|
|
9. | Теория: Диафрагма. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 38-47 |
|
|
10. | Теория: Сердце. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 48-55 |
|
|
11. | Теория: Дружба Сердца и Легких. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр.56-65 |
|
|
12. | Очень важный секрет | 1 час | В.А. Зверев с.8 |
|
|
13. | Теория: Дыхание животом. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр.67-73 В.А. Зверев с.9 |
|
|
14. | Теория: Про обратную связь. (Приборы обратной связи) Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 74-83 |
|
|
15. | Теория: Про обратную связь. Прибор БОС Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 74-83 |
|
|
16. | Теория: Игры Побосика. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 84-91 |
|
|
17. | Теория: Игры Побосика. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 84-91 |
|
|
18. | Теория: От чего зависит дружба Сердца и Легких . Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 92-99 В.А. Зверев с.11-13 |
|
|
19. | Теория: Две страны. «Болей-ка» Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 109-119 |
|
|
20. | Теория: Две страны. «Здоровей-ка» Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | Учебник «Учись Здоровью» Кн.1, стр. 109-119 |
|
|
21. | Сколько тебе лет? Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
22. | Что может человек? Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
23. | Полезное питание. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
24. | Что такое мышцы? Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
25. | Для чего нужно закаливание? Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
26. | Самый главный ритм. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
27. | Коварный стресс. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
28. | Да здравствует хорошее настроение! Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
29. | Давайте жить дружно! Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
30. | Умеем управлять собой. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
31. | Твой дом. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
32. | Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час |
БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
33. | Что мы узнали. Паспорт ЗДОРОВЬЯ. Практическое занятие на тренажере «БОС-Дыхание» | 1 час | В.А. Зверев БОС-здоровье Модуль «Дыхание» |
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дыхательная гимнастика в детском саду.
В данной презентации изложен теоретический материал по строени. органов дыхания, даны обоснования о необходимости проведения упражнений по развитию дыхания, приведены практические материалы....
Методические рекомендачии по дыхательной гимнастике ( метод Стрельниковой)
Применение дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой на уроках физкультуры....
Приёмы и методы дыхательной гимнастики
Приемы и методы дыхательной гимнастики в вокально-хоровой работе на уроках музыки...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"...
Консультация для родителей, Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - несколько ...
Консультация "Роль дыхательной гимнастики, как метод оздоровления дошкольников"
Материал для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ...
Мастер-класса на тему: «Использование современных методов в развитии артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха и дыхательной гимнастики.»
Занятие – консультация по проведению артикуляционной гимнастики «Зачем язычку делать гимнастику?».Дыхательная гимнастика «Дышим правильно- говорим легко».Игра – пут...