Консультация "Применение Информационно - коммуникационной технологии (ИКТ) в работе воспитателя"
консультация

Виолетта Юрьевна Рудинская

В статье представлены размышления на тему, как использовать в воспитательном процессе Информационно - коммуникационную технологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация18.32 КБ

Предварительный просмотр:

Применение «Информационно - коммуникационных технологий» в работе воспитателя.

Компьютерные технологии вошли в систему образования, как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, даёт возможность качественно обновить воспитательно - образовательный процесс и повысить его эффективность.                             Информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов в сфере воспитания. Возможность использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей воспитанников.                                                                                                              Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности воспитанников, их умение самостоятельно приобретать новые знания. Данная технология даёт возможность воспитателю заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка.  

 Практика показала, что значительно возрастает интерес детей к занятиям, повышается уровень  их познавательных возможностей.   Цель этой технологии - возможность стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ; сформировать основы информационной культуры его личности; повысить компетентность и профессиональный уровень педагогов.         

Информационные технологии обеспечивают личностно- ориентированный подход. Компьютер помогает поверить и закрепить знания детей; я использую его для индивидуальных занятий с детьми, опережающими  сверстников в интеллектуальном развитии или отстающих от них; для развития психических способностей, необходимых для интеллектуальной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления...  Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию  способностей детей, активизации их умственной деятельности.

 В своей работе я использую:

- компьютер (презентации, просмотр различных роликов, онлайн- экскурсии);                                                              

- мультимедийный проектор (воспитательские часы, презентации).                    

 Использование ИКТ в воспитательной работе:                                        

- поиск и сбор информации в сети Интернет;                                                                            

 - диагностика (психологическое тестирование, диагностики);                  

- информация для занятий, бесед, воспитательных часов;                            

- игры, конкурсы, викторины...

 Использование ИКТ в воспитательной работе предоставляет широкие возможности для реализации различных проектов. Основные «плюсы» в использовании  ИКТ: наглядность, доступность и относительно низкие затраты на оборудование. Неоценима помощь ИКТ при подготовке и проведении открытых воспитательных  мероприятий: «Я выбираю профессию», «Планета кошек», «Бояться не нужно, нужно знать», «Механизм защиты организма. Иммунитет»» и т.д.                                                                              

Я заметила, что использование ИКТ на занятиях с воспитанниками «раскрашивает их новыми красками» делает их эмоционально насыщенными и полноценными, наиболее наглядными. Значительно сокращается временя на контроль и проверку знаний детей. Воспитанники охотно принимают участие в таких занятиях, ИКТ обучает их навыкам контроля и самоконтроля.                                                                                                

Интеграция всех возможностей компьютерных технологий в образовании и воспитании помогают стимулировать познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию воспитанников по отношению к себе и к своему образованию.                                                                                                  Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.                                                                                                 Компьютерные технологии призваны в настоящий момент стать не дополнительным «довеском» в обучении и воспитании, а неотъемлемой частью целостного воспитательного процесса, значительно повышающей его качество.  

Многие  воспитанники моей группы принимают активное участие в международных и региональных интернет-марафонах, интернет-олимпиадах. Посредством компьютера воспитанники школьно возраста имеют возможность пользоваться услугами репетиторов по различным предметам. Нередко студенты группы занимаются дистанционно. Для этого используются различные платформы, где ребята овладевают знаниями по видеосвязи с преподавателями.

Мы, педагоги, имеем возможность участвовать в работе интернет - форумов, интерне- педсоветах и др.

Ведение рабочей документации в электронном формате.

Данное направление включает в себя: составление календарно-тематического планирования занятий, разработки  мероприятий, подготовка карточек для индивидуальной работы и мониторинга уровня достижений учащихся. Отслеживание результатов учебной деятельности воспитанников через приложения «Моя школа», «Электронный журнал» и «Электронный дневник». Это позволяет вести  учетно- информационные услуги,  планирование работы с воспитанниками на ближайший период.

  Вывод:                                                                                                                

 Бесспорно, в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остаётся всего лишь  многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и воспитания детей достаточно простым и эффективным.

Средства мультимедиа позволят в наиболее доступной и привлекательной форме, достигнуть нового качества знаний, разовьют логическое мышление детей, усилят творческую составляющую учебного труда.

 Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением  большого иллюстративного материала, с использованием  звуко и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.                                                                                                 Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно- коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с воспитанником они не могут и не должны.                                                                                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационно-коммуникационные технологии в системе работы педагога»

На современном этапе реформирования общеобразовательной школы особую актуальность приобретает проблема разработки, внедрения и использования информационных компьютерных технологий в системе обучения и...

«Использование информационно-коммуникационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях введения ФГОС».

Современные информационные технологии являются перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДОШКОЛЬНИКАМИ»

В статье рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе с дошкольниками, как эффективное средство взаимодействия учителя-логопеда с родителями и педаго...

Информационно-коммуникационные технологии в работе воспитателя с детьми ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью).

ИКТ одно из средств создания коррекционно-развивающей среды для воспитанников с ОВЗ (интеллектуальной недостаточность), позволяющее активизировать познавательную активность,способствующее стимулироват...