Развитие базовых школьных навыков у детей ЗПР с 1-3 класс
календарно-тематическое планирование
Развитие базовых школьных навыков у младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rbshun_plan_1-_3_klass_23-24_uch._god.odt | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная программа по развитию базовых
школьных умений и навыков
учащихся 1- 3 классов
Подготовила: учитель- дефектолог Семидоцкая А. В.
2023 г.
С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней самостоятельной познавательной деятельности школьника. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
В результате обучения у ребенка должны формироваться: желание и умение учиться, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
У младших школьников основной и ведущей является учебная деятельность. Процесс формирования и развития общеучебных умений и навыков связан с процессом становления и развития учебной деятельности. Важным этапом процесса её организации является постановка учебной задачи, когда дети обнаруживают, что имеющихся у них знаний и способов действия недостаточно для решения новой задачи. В этот момент учитель не дает ученикам никаких определений, образцов, а организует их поиск от одной учебной задачи до другой. Работа начинается с первых дней в школе. Учебная деятельность – это основа для формирования умения учиться. Она позволит определить группу учебно-деятельностных умений как центральный элемент в системе общеучебных умений и навыков.
1 класс | Устанавливая связи внутри общеучебных умений |
|
Учебно- интеллектуальные |
| |
Учебно - организационные |
понимать учебную задачу, учиться работать в заданном темпе.
| |
Учебно- информационные |
| |
Учебно - коммуникативные |
|
Методические приемы и формы организации на уроках
Формирование общеучебных умений и навыков обучающихся 1-х классов невозможно без познавательного интереса, возникающего в процессе учения. Познавательный интерес не только активизирует умственную деятельность в данный момент, но и направляет ее к решению различных задач.
Так, в процессе дидактических игр на уроках математики (например, «Кто быстрее?», «Отвечай сразу», «Калькулятор»), учащиеся выполняют задания, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, уметь четко выполнять задание.
На каждом уроке литературного чтения мы отправляемся путешествовать в страну Букволандию. В ней нас встречают свои жители – Звукарики, которые обуты в разные ботиночки (красные, зеленые, синие). Также есть звукарики с колокольчиком или наушниками на голове. Таким образом, в игровой форме дети без труда осваивают звуко-буквенный анализ слова.
Во время урока использую следующие игры:
1. «Полслова за вами» (паро-воз, теле-фон).
2. Слово наоборот (пилот – толип, верблюд – дюлбрев)
3. Анаграммы. Поменяй местами буквы в перепутанных словах и получишь слова, относящиеся к предмету «Окружающий мир». Запиши. Найди лишнее слово. (ш ь ы м – мышь)
Формирование учебно-информационных умений и навыков начинается с умения читать. Ведущим началом в развитии умения читать является понимание прочитанного. Именно смысловой стороне подчинена техническая сторона чтения. Поэтому очень важно применять различные приёмы над текстом.
Любимая игра на уроках чтения – читать голосом героев из сказки. Если на доске появляются рисунки колобка, волка, бабы Яги, медведя, значит наступило время разминки, и все должны читать или говорить голосами гостей.
Нравится детям подбирать слова для характеристики сказочного героя. Из написанных на доске слов, они выбирают нужные, аргументируя свой выбор фактами из текста. Например, на доске написаны слова: добрая, скупая, ласковая, грубая, злая. Ребята подходят к доске, и, доказывая свой выбор, зачеркивают слова, которые не подходят для характеристики старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.
Часто на уроках даю задание «Поиграй с предложением!»
а) Прочитай шепотом.
б) Прочитай громко.
в) Порадуйся предложению
г) Спроси предложение.
На уроках русского языка я работаю по методике Веры Алексеевны Илюхиной. В настоящее время проблема формирования каллиграфического навыка приобретает всё большую актуальность. Сейчас так мало уделяется времени красивому, правильному (с графической стороны), аккуратному письму. Проблема формирования каллиграфических навыков актуальна с точки зрения следующих позиций:
небрежное письмо ведёт к орфографической неграмотности;
неаккуратная работа занимает много времени у проверяющего;
у проверяющего складывается впечатление о пишущем как о неграмотном и небрежном ребёнке.
Мы часто говорим детям: пиши красиво. А что значит писать красиво? Что нужно исправить в работе, чтобы получилось красиво? Методика В. А. Илюхиной основана на чётких методических приёмах, которые отвечают на поставленные вопросы и дают механизмы для самоконтроля.
В.А. Илюхина уделяет большое внимание написанию элементов букв.
В основе каждой буквы лежит математический расчёт: деление наклонной линии на две и три части. Буквы могут соединяться на середине высоты и на 1\3 части. В написании букв используют 7 элементов. Все элементы имеют свое название (бугорок, качалочка…).
Ребятам очень интересно заниматься по Чудо-прописям. На каждую букву подобран интересный материал. Прекрасные упражнения по вписыванию изученных букв в слова, да не просто в слова, а в пословицы (здесь и связь с обучением грамоте, одновременно обогащение словарного запаса учащихся и в то же время проводится воспитательная работа). Так же огромный плюс пособию – ребусы на каждый урок. А к словам для звуко-буквенного разбора в прописи есть готовые схемы – экономия времени – тоже положительный аспект. Еще мне нравится, что в прописях есть задания по дописыванию элементов до букв!
По работе со словарными словами у меня разработан проект «Викисловарь». Задачи проекта: повышение грамотности учеников, развитие познавательного интереса, развитие устной и письменной речи, творческого мышления и воображения, воспитание интереса к урокам русского языка, формирование информационной культуры.
Ученики работают со словарным словом, выполняют творческие задания разного уровня сложности, в зависимости от возрастных особенностей.
Он направлен:
- на изучение лексического значения слова;
- на закрепление навыка правописания слова;
- на отработку навыка правильного произношения;
- на включение в активный словарь школьника, для чего составляются с новым словом словосочетания или предложения.
Ученики 1 класса работают над созданием рисунка, представляющего собой само словарное слово, а запоминаемая буква художественно обыгрывается.
Ученики 2 класса выполняют творческую работу по созданию рисунка, используя метод ярких ассоциаций. Суть метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова.
Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию написания словарных слов, повышает интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы.
Ученикам 3 класса предлагается написать сказку, рассказ или историю со словарным словом. Выполнение этого задания вызовет у детей ряд трудностей, поэтому необходимо сотрудничество педагога, детей и родителей. Учитель оказывает детям индивидуальную помощь, дает подсказки, ориентируя на правильное выполнение задания. Эта работа поможет учителю выявить творческие способности детей, их умение фантазировать, логически мыслить, анализировать, сравнивать и делать выводы.
Главная цель работы с детьми – учить детей учиться. Усвоенные способы учебно-познавательной деятельности становятся умениями и навыками, которые и составляют синтезированное понятие «умение учиться».
Формирование общеучебных умений очень важно для начальной школы. Это наиболее общие практические и интеллектуальные умения, которые необходимы ученику для успешного овладения школьной программы по любому предмету во всех классах. А это позволит формировать активность и самостоятельность в учебном процессе и научить детей учиться.
Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знаний, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Но это происходит не автоматически, а связано с активацией познавательной деятельности детей в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
В наши дни необходимо шагать в ногу со временем - современный урок должен быть прогрессивным, интересным, познавательным и креативным. А для этого нужно огромное желание, творческий подход, знание информационных технологий, веры в себя и в своих умных и любознательных учеников.
Основные направления программы
Класс | Математика | Письмо, русский язык | Чтение |
1 | Умение сравнивать. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь. Навыки самопроверки и самооценки. Умение работать в паре. | Навык смыслового чтения. Грамотная устная речь. Умение работать в паре. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь Навыки самопроверки и самооценки. | Навык смыслового чтения: выразительно читать, пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту. Грамотная устная речь. Умение работать в паре. |
2 | Умение сравнивать. Умение анализировать. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь. Навыки самопроверки и самооценки. Умение работать в паре. | Навык смыслового чтения. Грамотная устная речь. Умение работать в паре. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь. Навыки самопроверки и самооценки. Умение работать со справочной литературой. | Навык смыслового чтения: выразительно читать, пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, озаглавливать текст. Грамотная устная речь. Умение работать в паре. Навыки самооценки. |
3 | Умение сравнивать. Умение анализировать. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь. Навыки самопроверки и самооценки. Умение работать в группе, в паре. | Навык смыслового чтения. Грамотная устная речь. Умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму. Умение вести тетрадь. Навыки самопроверки и самооценки. Умение работать в группе, в паре Умение работать со справочной литературой. | Навык смыслового чтения: выразительно читать, полно и сжато пересказывать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту, выделять главную мысль, озаглавливать текст, составлять вопросы репродуктивного уровня. Грамотная устная речь. Умение работать в группе, в паре. Умение работать со спр. литературой. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.Задача ...
Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет.
В этой статье представлена поэтапная работа по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет....
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ)
Систематизирована работа над дыханием, артикуляторной моторикой, голосом, темпом и ритмом речи, интонационной выразительностью по лексическим темам в течение года, в соответствии с в...
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОБЩИХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ (ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ).
СИСТЕМАТИЗИРОВАНА РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ОРН: ДЫХАНИЯ, АРТИКУЛЯТОРНОЙ МОТОРИКИ, ГОЛОСА, ТЕМПА, РИТМА, ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ В ТЕЧЕНИЕ ГОДА....
Реферат "Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста"
Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки....
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...