«Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
методическая разработка по теме
Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.
Задача - формирование вокально-интонационных навыков
- умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
- пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
- пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
- мажорного и минорного трезвучия от звуков;
- пение в унисон;
- развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
открытый урок | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ
внутришкольного открытого урока от 19. 04. 2012 года преподавателя теоретических дисциплин МБОУ ДОД ДШИ ст-цы Крыловской Федотовой Ларисы Николаевны
Тема урока: «Развитие вокально-интонационных навыков у детей первого класса»
В открытом уроке принимают участие учащиеся 1х классов фортепианного отделения и отделения народных и духовых инструментов.
Присутствовали: Калашникова Т.С. - директор МБОУ ДОД ДШИ___________
Толстикова О.А. – заместитель директора по УР____________
Аникина Н.С. – преподаватель фортепиано и теоретических
дисциплин _________________
ХОД УРОКА:
1. Вступительное слово преподавателя:
Цель - раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в ДШИ. Показать различные виды упражнений для развития вокально-интонационных навыков.
Задача - формирование вокально-интонационных навыков
- умение правильно брать дыхание, петь распевно, добиваться чистой интонации и четкой артикуляции;
- пение песен-упражнений из двух-трех соседних звуков с постепенным расширением диапазона;
- пение гамм и упражнений, ступеней или отдельных мелодических попевок, тетрахордов, тонического трезвучия (с различной последовательностью звуков);
- мажорного и минорного трезвучия от звуков;
- пение в унисон;
- развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся.
- способствовать формированию эстетического вкуса учащихся.
2.Правильное пение – залог чистой интонации, оно формирует слух. Поэтому педагогу следует при любых формах работы, будь то интонационные упражнения, чтение с листа или пение выученных песен, неукоснительно следить за качеством пения. Нельзя допускать пения без дыхания, отрывистым звуком или пения с закрытыми губами, едва слышного.
Работа с учащимися над упражнениями, в которых обыгрывается стихотворный текст, предложенный педагогом:
а) Упражнение на вытягивание губ:
б) Доставание верхней губой носа:
в) Втягивание и вытягивание губ:
г) Широкое открывание рта:
д) Движение нижней челюсти (боковое) - дети должны, не поворачивая головы, сдвинуть челюсть сначала вправо, затем влево.
е) Круговое движение губ:
ж) Упражнении «Петушок» - дети указательными пальцами рук соединяют уголки губ, а челюсти при этом должны быть разомкнуты
3. Интонационные упражнения на первом году обучения
В младших классах пение следует начинать с певческой установки:
а) Правильная удобная посадка – это установка на внимание,
б) Правильное дыхание поможет выработать ровный звук.
Основа пения – это прежде всего правильное дыхание, поэтому необходимо с самого начала обращать внимание ученика на «правильное» дыхание «животом» На первых уроках следует давать дыхательные упражнения: чередование глубокого быстрого вдоха и медленного выдоха, на шипящий звук «с». Упражнение на укрепление диафрагмы. «Заводим машину» выдох на звуки «вз».
Упражнения на дыхание: (по типу упражнений Бутейко);
Следующий вид игровых упражнений рассчитан на тренинг голосовых связок с помощью звукоподражания:
- крик чайки; рев медведя; плач младенца; шум ветра и т.д.
Часть звукоподражательных упражнений была подсказана самими детьми.
Еще одно упражнение – стихотворное, на договаривание строки со звукоподражанием:
Педагог: — Грузовик поедет скоро,
Загудел его мотор…
Дети: — Тор-тор, тр-р-р-р…
Педагог: — Помощь скорая спешит,
Ее сирена так гудит:
Дети: — У-у-уи… (с интонированием)
Педагог: — Но быстрее всех на свете,
Обгоняя свежий ветер,
Мчусь в своей машине я, -
Не обгоните меня!…
Дети: - вокально импровизируют на звукоподражание с интонированием.
Упражнение «Глиссандирование» на гласных звуках закрытым ртом – приводящее связки в «рабочий тонус». «Самолетик» то «взлетает» на верхнюю нотку, то опускаются вниз на «посадку», на звук «у»
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух распевка на полутоне. Полутоны поются на «у» вверх и вниз от примарного тона, сначала с поддержкой фортепиано, потом без нее.
Для того чтобы дети слышали себя нужно петь тихо, не форсируя звук. (Я в таких случаях говорю, что нужно петь «тихо и чисто, а не громко и грязно»). Маленькие песни лучше петь без аккомпанемента.
Упражнение для «гудошников»:
«Сидит филин на дубу» на той же ноте – дети: «у-у-у-у-у-у-у». Далее по полутонам вверх:
«Он играет во трубу» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Трубу точеную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
«Позолоченную» - дети: «у-у-у-у-у-у-у».
Второй этап - прежде чем что что-либо спеть нужно сначала точно представить, услышать «внутренним слухом»
Распевки не следует менять часто, так как повторение их способствует формированию вокально-интонационных навыков, кроме того, хорошо, если распевки связанны с изучаемым материалом, это позволяет лишний раз закрепить его.
4. Работа в ладу
Большую роль интонационные упражнения играют в работе над ладом. В первую очередь это упражнения, связанные с интонированием ступеней лада.
Пение гаммы (складываем кирпичики), показ – демонстрация ручных знаков.
«Наглядное» пение. Гамма на доске.
Для полного осознания ладовых тяготений необходимо пение: 1) отдельно устойчивых ступеней; 2) вводных звуков; 3) разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые; 4) опевание устойчивых ступеней; 5)пение гаммы по тетрахордам.
5. Пение интервалов
Изучение и освоение интервалов в классах сольфеджио имеет большое значение: правильно слышать и верно интонировать интервалы в тональности и от звука необходимо для совершенствования навыка чтения с листа. В процессе работы над интервалами очень важно применить правильную методику, состоящую в следующем: запомнить мелодию интервала; уметь различать ее на слух и повторять голосом; уметь представить себе интонацию интервала по названию. Однако овладение интервалами – длительный путь, работа должна вестись на протяжении всего курса сольфеджио.
6. Упражнение на развитие памяти (пение интервалов)
«Музыкальное эхо», в котором учащиеся повторяют за преподавателем, имитация «эхо».
Обсуждение урока.
КалашниковаТ.С.:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТолстиковаО.А.:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
АникинаН.С.:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список используемой литературы:
- Н. Панова «Конспекты по элементарной теории музыки»
- Г. Калинина. «Сольфеджио» рабочая тетрадь.
- О. Камозина «Неправильное сольфеджио»
- Т. Бырченко, Г. Франио «Хрестоматия» по сольфеджио и ритмике.
- Н. Баева, Т. Зебряк. «Сольфеджио
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет.
В этой статье представлена поэтапная работа по развитию графо-моторных навыков у детей 6-7 лет....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития на тему "Домашние животные"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей первого класса с ОНР III уровня речевого развития. Лексическая тема: «Домашние животные»...
Презентация к уроку по хору. Тема: Развитие вокально-интонационных навыков
Презентация к уроку по хору. Тема: Развитие вокально-интонационных навыков...
План- конспект урока по хору (инструментального отделения 2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю. Тема: Развитие вокально - интонационных навыков
План- конспект урока по хору (инструментального отделения 2-4 класс). Преподаватель: Путилина Н.Ю. Тема: Развитие вокально - интонационных навыков ...
Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...
Развитие вокально-интонационных навыков учащихся на основе распевания и принципов подбора вокальных упражнений
Методическое пособие носит практико-ориентировочный характер, где автор. на основе опыта работы глубоко анализирует основные принципы и формы организации музыкального воспитания, раскрывая основные не...
Развитие базовых школьных навыков у детей ЗПР с 1-3 класс
Развитие базовых школьных навыков у младших школьников...