Статьи,заметки, публикации
статья

Галина Владимировна Залуцкая

Предварительный просмотр:

Электронный курс общего учебного предмета «Русский язык» в автоматизированной системе управления  «Проколледж»  ГАПОУ  РБ «Политехнический техникум

Преподаватель русского языка и литературы Залуцкая Г.В.

ГАПОУ  РБ «Политехнический техникум

        Стремительная информатизация всех сфер жизни не обошла стороной образование. Именно с применением компьютерных технологий связаны надежды на повышение его качества, смену образовательной парадигмы.

В настоящее время быстрыми темпами развиваются новые Интернет-технологии. Благодаря совершенствованию сети Интернет, современных методов общения и обмена данными стало возможным выстраивать индивидуальную траекторию обучения, создавать и применять в учебном процессе электронные лекции, энциклопедии, тесты, глоссарии, анкеты и т. д. Одним из вариантов использования таких методов и технологий является автоматизированная система управления «Проколледж»

Электронный курс по общему учебному предмету «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература» расположен на цифровой платформе АСУ «Проколледж», которая используется в Политехническом техникуме третий год. Данная цифровая платформа интегрирована с административным блоком информации – учебный план, контингент, расписание, электронный журнал, зачетная книжка с порталом электронного обучения Moodle, что позволяет преподавателю полностью автоматизировать процесс обучения и сделать его логически понятным для студента.  В аннотации к курсу прикреплен электронный учебник, созданы закладки «Обратная связь» и «Объявления» для оперативного информирования студентов и ответов на вопросы. Электронный курс используется в учебном процессе третий год и по отзывам студентов является удобным инструментом не только для самостоятельного изучения, но и в качестве отработок занятий.

        Курс выполнен в соответствии с нормативными требованиями ФГОС СОО. Внутреннее содержание курса наполнено темами уроков,согласно учебного плана и рабочей программы дисциплины, предназначен для специальности 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей», изучается на 1 курсе.

      Теоретический материал представлен в виде презентаций, при изучении которых, студенты, согласно заданию, должны законспектировать материал и выполнить задания.

Для визуального восприятия информации в блок теоретического материала добавлены видеоролики непродолжительные по времени, что позволяет задействовать разные каналы восприятия информации.

          Учебной дисциплиной предусмотрено выполнение практических заданий в виде  упражнений, которые студенты выполняют самостоятельно – ответы на вопросы, анализ текста, написание сочинений…

Практические занятия представлены в виде выполнения заданий в электронно-библиотечной системе https://book.ru/ с использованием основных и дополнительных учебников. Студент проходит по ссылке, открывает учебник и выполняет упражнения.

       Удобной формой проверки знаний по пройденной теме является тестирование, в которое  входят вопросы с множественным выбором ответов или верно/ неверно). Данный вид работы студенты могут выполнить  на учебном занятии, а также активно используется студентами при отработке пропущенных занятий. Тесты составлены как на самой платформе Проколледж, так и используются с применением другим электронных ресурсов.

        После изучения некоторых тем отслеживается обратная связь в виде чата, опросов,где студенты могут задавать вопросы по изученному материалу с использованием цифровой платформы «Опросникум». Принцип работы следующий: студент, проходя по QR-коду (предварительно зарегистрировавшись там) выходит на Опросникум и выполняет данные преподавателем задания, например, облако слов, тест, кроссворд, также можно пройти опрос и я легко могу отследить выполнение.

В форме ответов можно увидеть результаты лучших студентов и индивидуальные результаты.

           Политехнический техникум готовит обучающихся по разным специальностям: техников- механиков, сварщиков, электромонтеров, поэтому предметное содержание по каждой специальности имеет свои особенности.   Овладение профессией начинается с терминологии, которая зачастую вызывает трудности у обучающихся. В связи с этим, на уроках русского языка важна работа по обогащению терминологического запаса студентов по средствам, например, заданий с профессиональной направленностью, это может быть анализ текста или кроссворд.

Также в работе обращаюсь к сайту «Развитие ребенка», где есть возможность использовать  генератор заданий по разным темам, например, создать филворд.

        Преимуществом использования цифровой платформы в техникуме  является  отслеживание индивидуальных результатов обучения студентов по прикрепленным файлам заданий и выполнению тестов. Оценки выставляются при обучении в очном режиме  на платформе в электронном журнале, что способствует формированию итоговой ведомости по дисциплине для преподавателя и ведомости для отчета куратора за семестр. Также, по окончании курса на платформе можно сформировать зачетную и экзаменационную ведомости.

       В настоящее время Проколледж используется в качестве дополняющего компонента при изучении дисциплины – студенты могут дополнительно возвратиться к теоретическому материалу, который не усвоили на уроке, применение интегративных заданий по QR- кодам, по ссылке, позволяют мне, как преподавателю, в целом оценить уровень усвоения материала на уроке.  Для отработки пропущенных занятий студенты также используют данный курс и самостоятельно изучают пропущенные темы.



Предварительный просмотр:

Профессиональная направленность в преподавании общеобразовательных дисциплин

Залуцкая Галина Владимировна,

председатель предметно-методической комиссии

общеобразовательных дисциплин.

1 СЛАЙД       Добрый день! Представляю вам свой доклад на тему

2 СЛАЙД  Важную роль в подготовке специалистов высокого уровня профессионализма играет среднее профессиональное образование. Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой образования. Превращение науки в производительную силу ведет к тому, что знания по предметам общеобразовательного цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями: они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учебных заведениях СПО. Профессиональная направленность обучения дает возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Методика преподавания общеобразовательных дисциплин, реализуемых на базе основного общего образования с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, является составной частью комплекта документов организационно-методического сопровождения подготовки профессиональных кадров, направленных на увеличение общеобразовательной подготовки в СПО, предусматривающей профильную направленность содержания общего образования с учетом профессии, специальности СПО и построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.

3,4,5 СЛАЙД Актуальность разработки методики общеобразовательных предметов обусловлена рядом причин:

1. Вхождение Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования;

2. Повышение качества общеобразовательной подготовки посредством научно-методических подходов, целей, содержания, технологий преподавания, организационных форм обучения, способов оценивания результатов и условий, учитывающих профессиональную направленность программ СПО и включающих технологии интенсивного обучения, дистанционные образовательные технологии и электронное обучение.

3.Реализация основных положений Концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования;

4. Изменения в нормативно-правовой базе, являющейся основой разработки методики, Федеральный закон, Указ президента, госуд.программа, распоряжение Министерства просвещения РФ.

    Алгоритм

Работа преподавателя с предлагаемой Методикой преподавания общеобразовательных дисциплин предполагает освоение этапов по определению и описанию основных содержательных элементов общеобразовательной учебной дисциплины.

 6 СЛАЙД На I этапе проводится отбор и соотнесение образовательных результатов, определенных во ФГОС СОО и ФГОС СПО, и их синхронизация с учетом профильной направленности профессии или специальности.

 7 СЛАЙД II этап предполагает описание интеграции и преемственности предметного содержания общеобразовательных дисциплин, учебных дисциплин, дисциплин профессиональных модулей (МДК) на конкретных примерах.

8 СЛАЙД На III этапе определяются механизмы реализации направлений совершенствования системы преподавания общеобразовательных дисциплин.

Механизмы реализации: профильная профессиональная направленность; практическая подготовка, включение прикладных модулей; применение передовых технологий преподавания, в том числе, технологий дистанционного и электронного обучения.

Посмотрим, как реализуется профессиональная направленность в преподавании общеобразовательной дисциплины «Русский язык»

9,10 СЛАЙД Общая характеристика ОД «Русский язык»

Общеобразовательная дисциплина «Русский язык» является частью обязательной предметной области «Русский язык и литература», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана СПО с учетом профиля профессионального образования. Русский язык имеет междисциплинарную связь с дисциплинами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК). Изучается на базовом и углубленном уровнях. Содержание ОД направлено на достижение всех личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО. Достижение результатов осуществляется на основе интеграции системно-деятельностного и компетентностного подходов к изучению русского языка.

11 СЛАЙД Целью методики преподавания русского языка является Повышение качества образования по дисциплине в системе среднего профессионального образования и развитие профессионально-мобильной, социально-адаптивной, гражданско-активной личности с учетом профессиональной направленности ООП СПО.

12 СЛАЙД Роль языка

Русский язык играет большую роль не только в квалифицированной подготовке специалистов  среднего звена, но и в воспитании их духовного и нравственного развития. В последние годы для обучающихся в техникуме характерна слабая подготовленность по русскому языку и слабая мотивированность в изучении предмета.

13 СЛАЙД Есть и другие отличительные черты обучения русскому языку в системе СПО: несхожая мотивация обучающихся общеобразовательной школы и техникума в изучении русского языка, различные их коммуникативные потребности, иное количество часов,  иной контингент обучающихся и т.д. Один из путей преодоления этой проблемы является систематическое использование профессионально-направленных заданий на уроках-практикумах.

14 СЛАЙД Реализация уроков-практикумов по русскому языку дают возможность расширить лексический запас обучающихся посредством применения различных заданий творческого и исследовательского характера. Это может быть Задача с производственным содержанием: анализ научной литературы по профессии и ее составляющих направлений (речевое взаимодействие, профессиональная документация, взаимодействие с социальными институтами); Задания по развитию речи: сочинения, эссе, изложения, пересказ, составление плана, тезисы, конспекты, деловая (ролевая) игра, творческое задание,разноуровневые задания, кейс-задание, контрольная работа, рефераты, письменный и устный опрос, ребусы и кроссворды  по профессии (с акцентированием внимания на  лексическое и орфографическое  значения слова-термина), тематические словарные и  орфографические диктанты, создание текста-рекламы своей профессии или специальности, написание резюме.Они разработаны на основе речевых ситуаций в профессиональной среде или с использованием практико-ориентированных текстов с узкопрофессиональной лексикой. Например:

15 СЛАЙД  Для обучающихся по специальности «Электроснабжение» на уроках возможно применения тематического диктанта или деловой игры с использованием электротехнических терминов и видов инструментов и крепежа. После выполнения этого задания обязательно акцентируется внимание на лексическое и грамматическое значение профессиональных слов: ц..коль лампы, гру(п,пп)а электр..допуска, из..лирова(н,нн)ый инструмент, ра..пр..делительнаякоро..ка. Подобное задание можно выполнить студентам по профессии «Сварщик», только подобрав другой текст.

Заключение

16 СЛАЙД Систематическая работа по решению задач с содержанием профессионального и практического характера дает положительные результаты. Изучение лингвистического материала становится более интересным, так как студенты видят практическое применение изучаемых тем в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, Профессиональная направленность является необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО.

16 Благодарю за внимание!!!!!



Предварительный просмотр:

О РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

«ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» (10мин.)

Залуцкая Галина Владимировна

         В России растет востребованность среднего профессионального образования, а проект Министерства просвещения России «Профессионалитет» будет способствовать дальнейшему увеличению гибкости этой системы, сообщил директор Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Виктор Неумывакин.

      Инициатива "Профессионалитет" призвана сделать систему среднего профессионального образования еще гибче, сделать еще один шаг в сторону работодателей»,- подчеркнул он. А это в конечном итоге позволит увеличить трудоустройство выпускников средних учебных заведений до 90%.

       Проектом постановления Правительства Российской Федерации определяются порядок и условия реализации в 2022–2024 годах новых образовательных программ СПО в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Положения, обозначенные в документе, направлены на разработку, апробацию и внедрение образовательной технологии по автоматизированному конструированию экспериментальных образовательных программ.

    Механизмы, предусматриваемые постановлением, позволят создать новую гибкую модель системы подготовки квалифицированных кадров, отвечающую современным потребностям отраслей экономики.

Проект постановления в том числе предполагает создание федеральной цифровой платформы по конструированию экспериментальных образовательных программ с учётом лучших образовательных практик, применяемых предприятиями-работодателями.

          В документе подчёркивается, что условия реализации и планируемые результаты освоения экспериментальных образовательных программ не могут быть ниже установленных федеральными государственными образовательными стандартами СПО. Типовые образовательные программы, определяющие структуру, объём, условия реализации, а также планируемые результаты их освоения, будут разрабатываться Министерством просвещения при участии предприятий-работодателей.

      Восемь образовательно-производственных кластеров появятся в российских регионах в рамках реализации нового проекта "Профессионалитет", который предполагает сокращение сроков обучения в колледжах. Суть кластера в чем? Это образование без создания юридического лица, которое будет курировать и координировать всю систему СПО по данной отрасли в регионе", - заявила  замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профобразования и профобучения Минпросвещения Маргарита Скворцова..

По ее словам, эта структура будет отслеживать и аккумулировать все вопросы, касающиеся образования, подготовки преподавателей. На создание каждого кластера планируется выделить дополнительное финансирование за счет средств федерального бюджета в размере около 100 млн рублей.

        Одним из ведущих путей повышения эффективности подготовки кадров в СПО в рамках «Профессионалитета» станет массовое внедрение в России механизмов дуального образования, при котором работодатели должны будут выделять наставников, находить место студентам колледжей и техникумов на производстве и участвовать в определении образовательной программы. При этом профессиональные стандарты, отметил генеральный директор Национального агентства развития квалификаций Артем Шадрин, должны стать более гибкими, а в образовательные программы колледжей войти так называемые soft skills с упором на развитие эмоционального интеллекта, клиентоориентированность, управленческие способности и умение работать в команде. 

    По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения попадут более 100 профессий и специальностей из железнодорожной, фармацевтической, горнодобывающей и нефтегазовой отраслей, атомной промышленности, металлургии, сельского хозяйства, машиностроения и легкой промышленности. Подготовка кадров для этих сфер будет охвачена новой программой в первую очередь. Приём учащихся будет осуществляться на конкурсной основе.

      Цель проекта — быстро и качественно обучить молодежь навыкам, необходимым рынку. Другими словами, обеспечить страну рабочими руками, кадрами среднего звена.

     Федеральный проект «Профессионалитет» содержит три ключевые инициативы. Первая – интеграция колледжей и предприятий реального сектора экономики посредством создания образовательно-производственных кластеров.

Вторая – внедрение новых образовательных программ (профессионалитет), предусматривающих в том числе оптимизацию сроков обучения: до двух лет для рабочих профессий и специальностей (после 11 класса), до трёх лет для более технологичных (после 9 класса).

И третья – воссоздание государственной системы подготовки педагогических кадров для СПО. По завершении образовательных программ предусмотрено проведение государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена. Тем, кто сдаст его успешно, выдадут дипломы о среднем профобразовании. Особенности выдачи дипломов Минпросвещения тоже должно утвердить до 1 марта 2022-года.

     Пока программа «Профессионалитет» и изменения, к которым она ведет, — лишь разработка. Предложения, касающиеся реструктуризации системы среднего образования, прописаны в проекте постановления Правительства РФ от 19.08.2021 года «О проведении эксперимента по реализации образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта "Профессионалитет"». Документ опубликован 1 и пока обсуждается на портале проектов нормативных правовых актов. По планам эксперимент стартует 1 сентября 2022 года. В нем будут участвовать отобранные Министерством просвещения колледжи и техникумы из разных регионов страны. Первыми испытают на себе программу 150 тысяч ребят, которые пройдут специальный конкурс. Если их опыт будет признан удачным, через два года программа «Профессионалитет» распространится на все ссузы страны и будет доступна каждому. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, сроки обучения будут сокращены за счет интенсификации и практико-ориентированного подхода, при этом выпускники получат обычные дипломы о среднем профессиональном образовании (СПО). Участниками проекта станут и потенциальные работодатели, которые готовы инвестировать в развитие среднего профессионального образования, подключаться к разработке программ и давать базу для формирования практических навыков студентов. При этом будут усилены и общеобразовательная программа, и курс профессионального обучения. По словам министра, образовательные технологии, с одной стороны, и производство — с другой, развиваются такими темпами, что нужные навыки, позволяющие молодому человеку трудоустроиться и быть успешным, можно привить ему довольно быстро.

«Сегодня важны цифровые компетенции, умение работать с новыми технологиями, — сказал в одном из интервью министр. — Важно, чтобы студенты получили практическую подготовку и были готовы к работе на современном производстве».

     Одна из главных задач программы «Профессионалитет» – создание системы управления, где соучредителями должны стать бизнес и государство, а решение о привлечении специалистов в ту или иную отрасль должно приниматься совместно. На реализацию проекта из федерального бюджета до 2024 года планируется выделить около 30 миллиардов рублей. В сентябре вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что уже к 2024-му 70% российских колледжей должны уменьшить сроки обучения. Кроме того, она заявила, что с 2022/23 учебного года контрольные цифры приёма в колледжи будут устанавливать с учётом потребности разных отраслей в специалистах.

Бытуют разные мнения по поводу проекта:

1.Одним преимуществом данного подхода является то, что решится вопрос с трудоустройством по специальности. Студенты будут учиться не для трудоустройства на абстрактную работу, куда еще, может, и не возьмут, а на конкретное место в конкретных фирмах.

2.Двоякое отношение: с одной стороны, это отвечает запросам общества и государства и в целом соответствует тенденции современности, а с другой – остро стоит вопрос реализации в том виде, в котором она задумана. Потому что велик риск не получить результат по итогу.

3.Для нового проекта понадобятся новые педагогические кадры, соединяющие в себе прекрасное знание теории и хорошую практическую подготовку, это обеспечит вовлечение отраслевых партнеров в систему среднего профессионального образования. Тогда не придется выпускников СПО доучивать, а то и переучивать во время начала их профессиональной деятельности. Обучение должно стать ярким, интересным, деятельностным, а значит, не будет вызывать у родителей страха перед переходом ребенка из школы в колледж, что снимет напряжение, если его не берут в 10‑й профильный класс

4.В целом выбор направлений удивляет. Он охватывает те отрасли, по которым нет дефицита кадров. Зато остались в стороне профессии, которые требуются на каждом шагу, но не имеют притока молодых сил. По всей стране идет строительство, а где специалисты? Мы видим на стройках по большей части приезжих из южных краев. Везде гигантская нехватка профессиональных штукатуров и каменщиков. Массово требуются обученные сварщики, плотники, слесари, сантехники, плиточники. Если бы эти направления охватить новой программой и поддержать какими-то еще дополнительными мерами, возможно, молодежь выбирала бы их охотнее. (выпускник строит.колледжа)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие компьютерной публикации. Средства создания публикаций. Виды публикаций, их шаблоны. Структура публикаций

Познакомить учащихся: с понятием компьютерной публикации; с видами публикаций; с понятием шаблона публикации и ее структуры; со средствами создания публикации.Научить учащихся: использовать программу ...

Статья "Заметки о Германии"

В статье рассказывается о поездке в Германию весной 2015 года....

Статья "Заметки о поэзии Леонида Аронзона (для внеклассного чтения)"

Статья представляет собой авторское осмысление некоторых особенностей поэтики Леонида Аронзона. Материал может быть полезен как для уроков внеклассного чтения по поэзии XX века, как и для работы над а...

X критерий. Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Распространение педагогического опыта. Наличие публикаций, включая интернет-публикации годНазвание изданияТема статьиУровеньРезультат2017Материалы Всероссийской открытой научно-практической конфе...

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования.

Публикации во Всероссийском сборнике статей и публикаций института развития образования....

Статья. Заметка как информационный жанр.

Развернутый план занятия по журналистике в дополнительном образовании.Цель: познакомить с информационным жанром современной газетной журналистики «заметкой».Задачи:1. Познакомить с жанром ...