Тех.карта урока «Политическая элита. Политическое лидерство»
учебно-методический материал (11 класс)

Раздел 6. Политическая жизнь общества.
Тема изучения 6.3. Субъекты политической жизни Урок открытия нового знания.
Цель урока:
Деятельностная: познакомиться с понятием «политическая элита»;
Содержательная: развивать умение выявлять способы образования политической элиты; определять ее типы,
функции и системы отбора в политическую элиту

Скачать:


Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА

По теме: Политическая элита. Политическое лидерство.

 

        I.         Общие положения

      Занятие проводится в группе 2 курса ЧПУ-21

     Занятия проводятся по обществознанию в разделе №6 «Политическая жизнь общества» , в подразделе: «Субьекты политической жизни»  по порядку-третье занятие.

2. Тема является наиболее одной из важных тем этого раздела, так как студенты должны научиться дать характеристику понятия «политическая элита»; выявить  способы её образования; рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства, системы отбора в политическую элиту; выявить функции политической элиты; определить характерные черты и типы политического лидерства; рассмотреть основные характеристики политических лидеров России, роль и функции политического лидера.

3.Уметь работать с текстом, уметь заполнять таблицы, работать по тексту, уметь выделять главное, отстаивать свое мнение, запоминать и воспроизводить учебный материал.

Для того, чтобы достигнуть цели были применены  такие методы  как иллюстративный, диалоговый, схематико-графический, цифровых технологий, применены такие формы урока, как работа в парах, группах. Урок имеет практическую значимость, так как учит работать самостоятельно.

4.    По моему мнению урок цели достиг, студенты получили теоретические и практические знания в рамках данного урока.  

  • Студенты работали в малых  группах;
  • Показали умение слушать друг друга, взаимодействовать, решать поставленные учебные задачи;
  • Показывали умение оценивать друг друга;      
  •  С поставленной задачей каждая подгруппа справилась, ребята неплохо       взаимодействовали в парах помогая друг другу ,в трех подгруппах шла активная работа по разбору полученных заданий. Ребята неплохо взаимодействовали в своих группах взаимодействуя между собой. Ребята получили опыт по само оценке взаимно действуя между собой.

Общая характеристика общения:         

В группах разумно сочетались  и         соперничество и  сотрудничество.

 


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Преподаватель

Цыбенова Ц-Д Ц-Д

Учебная  дисциплина\МДК

Обществознание

Группа

ЧПУ-21.

Специальность/профессия

15.01.33 Токарь на станках с числовым программным направлением.

Раздел дисциплины\МДК

Раздел 6. Политическая жизнь общества.

Тема изучения

6.3. Субъекты политической жизни. «Политическая элита. Политическое лидерство»

Номер учебного занятия  по  КТП

Урок №55.

Вид занятия

Урок.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Педагогические  технологии

- проблемно-диалогическое обучение;

- деятельностно-поисковое обучение;

- здоровьесберегающее обучение

Формы работы:

фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах

Вид урока

Лекция с элементами самостоятельной и практической работ.

Цель урока:  

Деятельностная: познакомиться с  понятием «политическая элита»;

Содержательная: развивать умение выявлять  способы образования политической элиты; определять ее типы, функции и системы отбора в политическую элиту

Задачи урока:

Образовательные: сформировать умение  определять  характерные черты и типы политического лидерства; роль и функции политического лидера.

Развивающие: способствовать развитию навыков анализа исторических и политологических данных, умений сравнивать, выделять главное, обобщать, работать в группе и индивидуально

Воспитательные: выявить оценочные суждения учащихся о личностных качествах политического лидера; мотивировать детей к развитию лидерских качеств; воспитывать политическую  активность,  гражданскую  ответственность, толерантность, самостоятельность.

Ресурсы (материально-техническое оборудование урока и учебно-методическое пособие)

Мультимедиа, презентация, учебные пособия, раздаточный материал.

План урока:

1 Мотивация к учебной деятельности

2 Актуализация знаний

3 Выявление места и причины затруднения

4 Постановка проблемы, целеполагание

5 Реализация построенного проекта

5.1 Физминутка

6 Первичное закрепление

7 Самостоятельная работа

8 Включение в систему знаний и повторения

9 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Планируемые результаты  

Предметные:

-знание ряда ключевых понятий об «политических элитах»,  умение объяснять, с опорой  на эти понятия, явления  социальной действительности

Метапредметные:

Личностные: 

-проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу,

-осознает  значение постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе,

-готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, осваивать различные социальные роли;

-понимает причины успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: 

- умение организовывать свою познавательную  деятельность,

- умение ориентироваться в различных источниках исторической информации,

-умение критически оценивать полученную информацию,  интерпретировать её;

Познавательные: 

-осмысливает действия; проводит сравнение, классификацию.

-делает выводы о результате совместной работы класса и учителя,

-составляет алгоритм действий

- наблюдает, анализирует, сравнивает и обобщает выводами полученную новую информацию.

Коммуникативные:

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе  совместной деятельности,

- умение учитывать позиции других участников деятельности,

-умение эффективно разрешать конфликты

Ход урока

Этапы урока

Предполагаемое время (в мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

Формируемые УУД

Примечания

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне

2 мин

Приветствие студентов.

Проверяет готовность к уроку. Отметка отсутствующих.

Создает положительную атмосферу в классе:

 - Здравствуйте, ребята!

- Для начала, хочу вам рассказать анекдот  

Дети отвечают на приветствие учителя. Включаются в деловой ритм урока.

Слушают преподавателя

Фронтальная, индивидуальная

Личностные УУД:

-формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Слайд 1

II.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. 

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений

2 мин

Отсроченная догадка:

- Посмотрите, пожалуйста, чем интересен для нас данный анекдот?

- Про кого говорится в данном анекдоте?

-Правильно, он - политический деятель высокого ранга.

- Сформулируйте тему нашего урока

-Правильно, тема нашего урока политическая элита и политическое лидерство

- Какие цели мы поставим: чему мы должны научиться, что должны выяснить?

- Значит, цель нашего урока: выяснить  способы образования политической элиты; определять ее типы, функции и системы отбора в политическую элиту

Ответы обучающихся:

- Про Л.И. Брежнева

- Глава государства, генеральный секретарь центрального комитета коммунистической партии  СССР

Формулируют тему и цель урока:

-познакомиться с  понятием «политическая элита»

- научиться определять  характерные черты и типы политического лидерства; роль и функции политического лидера  

Фронтальная, индивидуальная

Личностные УУД:

проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Познавательные УУД:

-развиваем умения извлекать информацию из различных источников

Регулятивные УУД:

-умение высказывать своё предположение на основе работы с ранее изученным материалом.

Коммуникативные УУД:

-умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

Слайд 2

III. Выявление места и причины затруднения.

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

2 мин

Составление алгоритма:

-Кто знает значение слова «элита»?

(лучший, хороший …)

-Да, элита, от франц. Слова elite-«отборный», «лучший»

-Что бы вы хотели узнать про эту тему?

(что такое элита, виды…)

-Чтобы ответить, ребята, на все ваши вопросы, мы будем работать по следующему плану.

Ученики анализируют свои попытки выполнить пробное задание.

В ходе анализа каждый фиксирует для себя тот шаг, тот момент в решении, на котором они «споткнулись» — это место затруднения.

Фронтальная, индивидуальная

Коммуникативные УУД:

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Регулятивные УУД:

-учится работать по предложенному учителем плану,

-оценивает деятельность одноклассников на уроке и свою работу.

Слайд 3

IV.Построение проекта выхода из затруднения

Цель: создание проекта будущих учебных действий

3 мин

Подводящий диалог:

- И так, ребята, ответим на ваш самый главный вопрос, что такое полит.элита? А, давайте запишем определение понятия.

-Исходя из определения скажите, пожалуйста, какие  признаки присущи полит.элите и чем они отличаются от других людей?

.

-Молодцы, вот мы и определили признаки.

-А сейчас рассмотрим причины появления полит.элиты.

  • Инертность бол-ва масс, заключается в том, что большая часть населения удовлетворяет собственные базовые потребности (пример: учатся, работают, саморазвиваются), а управлением государством занимается меньшинство избранных людей-политиков.

  • Ограниченность профессиональных возможностей и должностных позиций, данном случай подразумевает, что не каждый человек имеет возможность получить лучшее образование, обладает лидерскими качествами, и готов брать ответственность принятия решения на себя.

  • Ограниченность численностью-это ограниченное кол-во мест в государственный аппарат управления, и в то же время желающих попасть в этот узкий круг- довольно много. (пример: в гос.думу нужны только 450 депутатов).

-Также существуют три известных теории о происхождении элиты: т-я Парето, Моска, Михельса.

Сейчас начертите в тетрадь данную таблицу, слушайте меня очень внимательно и в процессе заполняйте таблицу.

ПАРЕТО. Политическая элита-наиболее энергичная, сильная, развитая часть населения, которая поднимается из низших слоев в высшие, расцветают и правят (правящая элита). Затем им на смену приходят контрэлиты (неправящая элита), они так же завоевывают власть и повторяют путь первых.

МОСКА. Всякое общество делится на 2 группы людей: аристократическую (правящую) и демократическую (управляемую). Первая передаёт власть наследникам или ближайшим соратникам, что приводит к упадку политического класса и общественному застою. Вторая- обновляет политический класс за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному управлению. Наиболее желательно для общества равновесие между аристократической и демократической тенденциями, т.к. оно обеспечивает  преемственность и стабильность в руководстве страной, и качественное обновление.

МИХЕЛЬСА. Любое демократическое движение, партия со временем неизбежно вырождается в олигархию- закрытую касту правителей, за счет превосходства элиты над массами.

-Теперь, поменяйтесь тетрадями, глядя на слайд, проверяйте и ставьте оценки.

-Молодцы!

Ответы детей

Перечисляют признаки:

-власть, влияние, престиж, привилегированное положение, принятие важных для страны решений

Работают в тетради (чертят и  заполняют таблицу)

Проводят взаимопроверку, взаимооценку

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные УУД:

- анализ  объектов с целью выделения признаков,

- выбор оснований  и критериев для сравнения, классификации объектов,

-установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

V.

Реализация построенного проекта

Цель: выбор оптимального варианта, фиксация (вербально и знаково)

4 мин

Проблемный поиск:

-Разделимся на 3 группы по 7 человек.

-Как вы думаете, как идет отбор в полит.элиту?

-Есть 3 системы отбора, работая по тексту, задача каждой группы заключается в поиске основных отличительных черт систем:

1 группа- антрепренерской,

2-системы гильдий,

3-номенклатурной.

-Даю вам 3 минуты.

Бонус: члены группы, которые лучше всех найдут и объяснят, получат +1 балл к оценке по заключительному тесту.

-классификация, пока сидят в группе и записывают классификацию в тетрадь

-Рассаживайтесь по своим местам, разберём вместе с вами функции (чем занимается элита). Запишите их в тетрадь.

Ученики сами создают проект выхода и пробуют применить его на практике.

Индивидуальна, групповая

Коммуникативные УУД:

-умение участвовать в коллективном обсуждение проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД:

- умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия.

Регулятивные УУД:

-оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

-определение собственной мотивации

Слайд 9

Слайд 10-13

Слайд 14

V(I) Физминутка

2 мин

-Ребята, вижу, вы устали, давайте ответим на вопросы с элементами физ-ры. Я вам задам вопросы, если из задаваемых утверждений будет «верно» -поднимайте руки над головой и хлопайте, если «неверно»-приседайте.

Дети выполняют зарядку

Фронтальная

Регулятивные УУД:

-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую  и мыслительную

Личностные УУД:

-развитие умения применять в жизненных ситуациях и учебном процессе снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. 

Цель: закрепление с проговариванием нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

48 мин

Учитель задает вопросы

- Пётр 1 политик?, Антрепренёрская система отбора закрытая?

- т-я михельса подразумевает закон железной дисциплины?

-Элита отличается престижем и властью?

-Алла Пугачева-из политической элиты? Гос.дума это образовательное учреждение.

-Среди политической элиты выделяются более умные, энергичные, организованные личности, которые умеют вести за собой людей, умеют убеждать. Как их называют? (полит.лидеры)

-Скажите,  пожалуйста,  кого  в  современной  России  можно  назвать  политическими  лидерами?  (руководители  государства  и  политических  партий  –  В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.Ф. Жириновский, Г.А. Зюганов).

-Сейчас студент П выступит с сообщением о В.В. Путине, а вы внимательно слушайте, чтобы определить характерные черты политического лидера. (Слайд 16)

- Типы. Определите,  пожалуйста,  какие из полит. Лидеров относятся к  «лисам», а какие к  «львам»  (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Д.А. Медведев, А.Б. Чубайс, аргументируйте  свою  позицию.   (Слайд 17-22).

-Какую роль полит.лидер исполняет?.

-Итак,  ролевые  функции  политического  лидера  состоят  в  следующем  (Слайд  23)

1. анализирует состояние общества

2.  формулирует  цели,  определяет  средства  их  достижения  (на  основе  анализа состояния  общества,  ожиданий  масс,  заботится  о  том,  чтобы  цели  и  средства  их достижения соответствовали запросам населения)

3.  укрепляет связь власти и народа

4. заботится о единстве своей организации

Студенты выполняют  задания по новому, выработанному проекту, объясняют и аргументируют свои действия.

Отвечают на вопросы

Слушают выступление студента

Составление кластера

Отвечают на вопросы: управляет обществом, Делают выводы

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные УУД:

-умение анализировать информацию,

-составлять устные высказывания,

 -структурировать полученные знания,

-составлять алгоритм действий,

-адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Регулятивные УУД:

-оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос

Коммуникативные УУД:

-умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе  совместной деятельности.

-развиваем умение высказывать свою точку зрения, а так же слушать и понимать других

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17-22

Слайд  23

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: осознание учеником того, что он уже умеет

15 мин

-Хотели бы вы узнать какой у вас уровень лидерства?

- Давайте потренируемся.

- Я предлагаю поработать самостоятельно. Выполните  тест «Лидер ли я?»:

 Учитель дает инструкцию к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме.

Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов.

 Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову”.

Выполняют задание самостоятельно, затем сверяются с данным образцом, выполняют взаимопроверку

индивидуальная

Познавательные УУД:

-умение анализировать информацию,

-составлять высказывания,

-структурировать полученные знания

-адекватно оценивать свои действия,

-умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

-определение собственной мотивации.

VIII.

Включение в систему знаний и повторения

Цель: выявление границ применимости нового знания

5 мин

-Напишем маленький тест (5-7 вопросов).

 Итоги теста озвучу на следующей паре. Помните про бонус +1 балл группе, лучше всех ответившей в групповой работе.

 

Ученики решают задания по новому, выработанному проекту, объясняют и аргументируют свои действия.

 индивидуальная

Регулятивные УУД: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять взаимоконтроль

Личностные УУД:

-действие смыслообразования, т. е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Цель: осознании обучающимися  своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса

5 мин

Задает вопросы:

- Что запомнилось на уроке? Что понравилось?

-Какую цель вы ставили перед собой?

- Достигли ли вы цели?

- Оцените свою работу на уроке.

Ставит оценки в журнал (по теории происхождения элит по итогам взаимопроверки).

Урок окончен, всем спасибо, до свидания!

Ученики оценивают свою работу и работу своих одноклассников по заданным критериям

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: 

-понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале,

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль

Личностные УУД:

-формировать любознательность и стремление расширять кругозор,

-адекватно воспринимать оценку своей работы одноклассниками и учителем.

IX. (I)Домашнее задание

2 мин

- Мы сегодня хорошо поработали.

-Спасибо вам  за работу.

- А вот домашнее задание выберите сами:

1. Эссе по теме: «Какие бы реформы я провел,  если был  бы президентом.

2. Дать характеристику политическому лидеру.

Записывают домашнее задание

Фронтальная, индивидуальная

Регулятивные УУД: 

-умение самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

 -осуществлять анализ, синтез, сравнение, обобщение

Личностные УУД:

-осуществление самоанализа хода и результатов деятельности,

- самооценка успешности в достижении цели,

- определение собственной мотивации.

                                                                             


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство" 11 класс...

Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»

Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...

Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"

Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...

Политическая элита и политическое лидерство. Конспект урока

Ссылка на отзывы об уроке .https://vk.com/wall-13323303_6005Тип урока  усвоения новых знаний Тема «Политическая элита. Политическое лидерство» На уроке используются формы и методы , п...

Политическая элита. Политическое лидерство.Презентация к уроку

Занятие проводится в группе 2 курса ЧПУ-21     Занятия проводятся по обществознанию в разделе №6 «Политическая жизнь общества» , в подразделе: «Субьекты политичес...