Политическая элита и политическое лидерство. Конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)
Ссылка на отзывы об уроке .https://vk.com/wall-13323303_6005
Тип урока усвоения новых знаний
Тема «Политическая элита. Политическое лидерство»
На уроке используются формы и методы , приемы для активизации мыслительной и познавательной деятельности студентов, повышения эффективности и качества усвоения нового материала, формирования интереса к предмету.
В ходе диалога и сопровождения мультимедиа презентации динамично меняются формы учебной деятельности: самостоятельная работа студентов в группах, взаимообучение в парах, составление кластера, сообщения о политических лидерах. Закрепление – фронтальный
Студенты группы ЧПУ-21 активно включились в процесс изучения темы и с большим интересом работали на уроке. Знания и навыки, полученные ими на уроке, помогут грамотно осмысливать свой социальный и профессиональный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 31.33 КБ |
презентация к уроку | 1.15 МБ |
самоанализ занятия | 18.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Политическая элита и политическое лидерство
Курс: 2
Цели урока:
Образовательные: дать характеристику понятия «политическая элита»; выявить способы её образования; рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства, системы отбора в политическую элиту; выявить функции политической элиты; определить характерные черты и типы политического лидерства; рассмотреть основные характеристики политических лидеров России, рольи фунции политического лидера.
Развивающие: развивать навыки работы с документом, умение выделять главное в изучаемом объекте; умение работать в группе; оценивать работы собственные и чужие; отстаивать свое мнение.
Воспитательные: выявить оценочные суждения учащихся о личностных качествах политического лидера; мотивировать детей к развитию лидерских качеств; воспитывать политическую активность, гражданскую ответственность, толерантность, самостоятельность.
Средства обучения: меловая доска, компьютерная техника, проектор, раздаточные материалы (Текст «Системы отбора в политическую элиту», заключительный тест)
Тип урока: урок изучения нового материала
Методы обучения: эвристическая беседа, практическая работа, работа в группах, работа в парах.
Требования к уровню подготовки учащихся: знать понятия политики и власти, уметь характеризовать особенности политического поведения.
Ход урока:
1 этап. Орг.момент. Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжаем тему общественно-политического развития. Хочу вам рассказать анекдот (Слайд 1)
2 этап. Формулировка темы и цели урока.
-Про кого говорится в данном анекдоте?
-Про Л.И. Брежнева
-А кем же он был?
(глава государства, генеральный секретарь центрального комитета коммунистической партии СССР),
-Правильно, он- политический деятель высокого ранга.
-Значит, сегодня мы будем говорить о каких личностях?
(о людях, которые управляют государством)
-Как их можно по-другому назвать, ребята?
(политическая элита, политические лидеры),
3 этап. Изучение новой темы урока.
-Правильно, тема нашего урока политическая элита и политическое лидерство. (Слайд 2)
-Кто знает значение слова «элита»?
(лучший, хороший …)
-Да, элита, от франц. Слова elite-«отборный», «лучший»
-Что бы вы хотели узнать про эту тему?
(что такое элита, виды…)
-Чтобы ответить, ребята, на все ваши вопросы, мы будем работать по следующему плану.
(Слайд 3)
- И так, ребята, ответим на ваш самый главный вопрос, что такое полит.элита нам прочитает ученик А, давайте запишем определение понятия(Слайд 4)
-Исходя из определения скажите, пожалуйста, какие признаки присущи полит.элите и чем они отличаются от других людей?
Перечисляют признаки: -власть, влияние, престиж, привилегированное положение, принятие важных для страны решений.
-Молодцы, вот мы и определили признаки. (Слайд 5)
-А сейчас рассмотрим причины появления полит.элиты?
- Инертность бол-ва масс, заключается в том, что большая часть населения удовлетворяет собственные базовые потребности (пример: учатся, работают, саморазвиваются), а управлением государством занимается меньшинство избранных людей-политиков.
- Ограниченность профессиональных возможностей и должностных позиций, данном случай подразумевает, что не каждый человек имеет возможность получить лучшее образование, обладает лидерскими качествами, и готов брать ответственность принятия решения на себя.
- Ограниченность численностью-это ограниченное кол-во мест в государственный аппарат управления, и в то же время желающих попасть в этот узкий круг- довольно много. (пример: в гос.думу нужны только 450 депутатов). (Слайд 6)
-Также существуют три известных теории о происхождении элиты: т-я Парето, Моска, Михельса. Сейчас начертите в тетрадь данную таблицу, слушайте меня очень внимательно и в процессе заполняйте таблицу. (Слайд 7)
ПАРЕТО. Политическая элита-наиболее энергичная, сильная, развитая часть населения, которая поднимается из низших слоев в высшие, расцветают и правят (правящая элита). Затем им на смену приходят контрэлиты (неправящая элита), они так же завоевывают власть и повторяют путь первых.
МОСКА. Всякое общество делится на 2 группы людей: аристократическую (правящую) и демократическую (управляемую). Первая передаёт власть наследникам или ближайшим соратникам, что приводит к упадку политического класса и общественному застою. Вторая- обновляет политический класс за счет наиболее способных к управлению и активных низших слоев. Такое обновление предотвращает дегенерацию элиты, делает ее способной к эффективному управлению. Наиболее желательно для общества равновесие между аристократической и демократической тенденциями, т.к. оно обеспечивает преемственность и стабильность в руководстве страной, и качественное обновление.
МИХЕЛЬСА. Любое демократическое движение, партия со временем неизбежно вырождается в олигархию- закрытую касту правителей, за счет превосходства элиты над массами.
-Теперь, поменяйтесь тетрадями, глядя на слайд, проверяйте и ставьте оценки. Молодцы! (Слайд 8)
-Разделимся на 3 группы по 7 человек. Как вы думаете, как идет отбор в полит.элиту? Есть 3 системы отбора, работая по тексту, задача каждой группы заключается в поиске основных отличительных черт систем: 1 группа- антрепренерской, 2-системы гильдий, 3-номенклатурной. Даю вам 3 минуты. Бонус: члены группы, которые лучше всех найдут и объяснят, получат +1 балл к оценке по заключительному тесту.
Текст: Значительное влияние на социальную результативность, представительность и качественный состав элиты оказывает система рекрутирования (отбора) элит. Современная политическая наука выделяет две основные системы рекрутирования элит:
— систему гильдий, для которой характерна закрытость и отбор претендентов на более высокие посты в узком кругу, главным образом из нижестоящих слоев самой элиты;
— антрепренёрскую, напротив, отличающуюся открытостью и более широкими возможностями для представителей любых общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций. Следует отметить, что в чистом виде вышеуказанные системы встречаются крайне редко. Антрепренёрская система преобладает в демократических государствах, система гильдий — в странах, где демократические традиции развиты в меньшей степени.
Номенклатурная система присуща странам социалистического лагеря, где правит одна политическая партия, в этой системе главным критерием кандидата являлась личная преданность вождю и партии. В данной системе человек, проходит путь от простого рабочего-члена партийной ячейки до председателя КПСС регионального значения, затем государственного. (Слайд 9)
-классификация, пока сидят в группе и записывают классификацию в тетрадь (Слайд 10-13)
-Рассаживайтесь по своим местам, разберём вместе с вами функции (чем занимается элита). Запишите их в тетрадь. (Слайд 14)
-Ребята, вижу, вы устали, давайте ответим на вопросы с элементами физ-ры. Я вам задам вопросы, если из задаваемых утверждений будет «верно»-поднимайте руки над головой и хлопайте, если «неверно»-приседайте.
Вопросы: Пётр 1 политик?, Антрепренёрская система отбора закрытая?, т-я михельса подразумевает закон железной дисциплины? Элита отличается престижем и властью?, Алла Пугачева-из политической элиты? Гос.дума это образовательное учреждение.
-Среди политической элиты выделяются более умные, энергичные, организованные личности, которые умеют вести за собой людей, умеют убеждать. Как их называют? (полит.лидеры)
-Скажите, пожалуйста, кого в современной России можно назвать политическими лидерами? (руководители государства и политических партий – В.В. Путин, Д.А. Медведев, В.Ф. Жириновский, Г.А. Зюганов). (Слайд 15)
-Сейчас студент П выступит с сообщением о В.В. Путине, а вы внимательно слушайте, чтобы определить характерные черты политического лидера. (Слайд 16)
- Типы. Определите, пожалуйста, какие из полит. Лидеров относятся к «лисам», а какие к «львам» (В.И. Ленин, И.В. Сталин, Д.А. Медведев, А.Б. Чубайс, аргументируйте свою позицию. (Слайд 17-22).
-Какую роль полит.лидер исполняет? Ожидаемые ответы: управляет обществом, заботится о народе и т.д.
-Итак, ролевые функции политического лидера состоят в следующем (Слайд 23)
1. анализирует состояние общества
2. формулирует цели, определяет средства их достижения (на основе анализа состояния общества, ожиданий масс, заботится о том, чтобы цели и средства их достижения соответствовали запросам населения)
3. укрепляет связь власти и народа
4. заботится о единстве своей организации
-Хотели бы вы узнать какой у вас уровень лидерства?
Тест “Лидер ли я?”
Инструкция к тесту: “Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит в голову”.
Тестовый материал.
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество “А” и “B” ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов “B” свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.
4 этап. Закрепление.
-Напишем маленький тест (5-7 вопросов). Итоги теста озвучу на следующей паре. Помните про бонус +1 балл группе, лучше всех ответившей в групповой работе.
5 этап: Рефлексия.
-Скажите, ребята, вам понравилось занятие? Что нового и интересного вы узнали про полит. элиту и лидеров?
-Расставление оценок по теории происхождения элит по итогам взаимопроверки в журнал. Урок окончен, всем спасибо, до свидания!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
САМОАНАЛИЗ УРОКА
По теме: Политическая элита. Политическое лидерство.
I. Общие положения
Занятие проводится в группе 2 курса ЧПУ-21
Занятия проводятся по обществознанию в разделе №6 «Политическая жизнь общества» , в подразделе: «Субьекты политической жизни» по порядку-третье занятие.
2. Тема является наиболее одной из важных тем этого раздела, так как студенты должны научиться дать характеристику понятия «политическая элита»; выявить способы её образования; рассмотреть основные признаки, типы политического лидерства, системы отбора в политическую элиту; выявить функции политической элиты; определить характерные черты и типы политического лидерства; рассмотреть основные характеристики политических лидеров России, роль и функции политического лидера.
3.Уметь работать с текстом, уметь заполнять таблицы, работать по тексту, уметь выделять главное, отстаивать свое мнение, запоминать и воспроизводить учебный материал.
Для того, чтобы достигнуть цели были применены такие методы как иллюстративный, диалоговый, схематико-графический, цифровых технологий, применены такие формы урока, как работа в парах, группах. Урок имеет практическую значимость, так как учит работать самостоятельно.
4. По моему мнению урок цели достиг, студенты получили теоретические и практические знания в рамках данного урока.
- Студенты работали в малых группах;
- Показали умение слушать друг друга, взаимодействовать, решать поставленные учебные задачи;
- Показывали умение оценивать друг друга;
- С поставленной задачей каждая подгруппа справилась, ребята неплохо взаимодействовали в парах помогая друг другу ,в трех подгруппах шла активная работа по разбору полученных заданий. Ребята неплохо взаимодействовали в своих группах взаимодействуя между собой. Ребята получили опыт по само оценке взаимно действуя между собой.
Общая характеристика общения:
В группах разумно сочетались и соперничество и сотрудничество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Тест по теме "Политическая элита и политическое лидерство" 11 класс...
Политическая элита и политическое лидерство.
Политическая элита и политическое лидерство....
Политическая элита и политическое лидерство.
Задания (в ЕГЭ формате) для работы с материалом параграфа....
Политическая элита и политическое лидерство.
Презентация на тему "Политическое лидерство"...
Политическая элита и политическое лидерство 11 класс
Презентация к уроку обществознания....
Конспект урока по теме «Политическая элита и политическое лидерство»
Дать характеристику понятия «политическая элита»Выявить особенности формирования политических элит, их виды и функцииОхарактеризовать черт политического лидера, сравнить типы лидерст...
Открытый урок по теме "Политическая элита и политическое лидерство"
Открытй урок по обществознанию в 11 классе по теме: Политическая элита и политическое лидерство". Тема политики, как и прежде, остаётся очень актуальной и касается каждого из нас. Французский пис...