обобщение опыта
учебно-методическое пособие (8 класс)

Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Я, Морозова Елена Леонидовна, учитель музыки   МОУ "Усть-Карская СОШ" Сретенского района Забайкальский край, 1974 года рождения.

Мой педагогический стаж составляет 26 лет. В должности учителя музыки работаю 8 лет. В своей практике имею опыт работы с детьми разных возрастных категорий и уровня подготовленности.
За время работы в школе накопила  опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем.  И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Цель моей педагогической деятельности в первую очередь  формирование духовной, высококультурной, нравственной личности  способной к саморазвитию и самосовершенствованию.
Задачи:
-  развитие у учащихся музыкальных способностей и формирование музыкальной  
   культуры;
-  приобщение учащихся к «золотому фонду» музыки;
-  развитие художественно – образного мышления;
-  владение интонационно – образным языком;
-  наличие целостного представления о национальной художественной и
   музыкальной культуре и их месте в мировой культуре;
-  активизация направленности музыкальных знаний и умений в деятельности  
   классного и школьного коллективов, в быту и на досуге;
-  умение применять в самостоятельном знакомстве с музыкой различные технические
   средства, пользоваться справочной и специальной литературой и средствами
   массовой информации.
-  умение использовать информационные технологии в знакомстве с музыкальной
   культурой.
Одной из важнейших задач современной школы является воспитание нравственно развитой, духовно богатой личности. Только нравственно здоровый человек должен ответить сам себе: умею ли я любить дерево под моим окном, город, где родился, страну, где вырос, тех, кому я в любви клянусь? Умею ли я  быть добрым?
Я давно осознала, какое большое место в моей жизни занимает музыка. Музыка пронизывает мою речь, мою походку, мое мышление, мой голос. Я постоянно ищу оптимальные пути проникновения «большой» музыки в жизни детей, пути усиления ее воздействия на них. Хотя бы на малое время, погружая детей в музыку Бетховена, Чайковского, Шостаковича, я понимаю, сколько потаенных сил открывает в душе каждого проникновение в атмосферу величайших творческих усилий, взлетов, разочарований. Каждый раз ищу и ощущаю нити, которые связывают меня с учеником, а его – с миром музыки.

      Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

       Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет человека меняться, и это делает его более восприимчивым  и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.

 Уроки музыки играют большую роль в формировании развитой личности.    Высшая цель школьного музыкального образования заключается в передаче ценного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве, в его наиболее полном и всестороннем виде и развитии на этой основе положительных черт и свойств личности каждого ребенка.

Музыкальное воспитание должно строиться на органичном сочетании трех элементов: народной музыки, классической музыки и музыки современной. Смысл преподавания музыкального искусства в школе заключается в том, что, занимаясь музыкой, дети находятся в процессе активной творческой деятельности. Они сами поют и сами играют, приучаясь не только воспринимать красоту музыкальных произведений, но и трудиться, создавая ее «своими руками». Активный характер занятий музыкой учит лучше видеть окружающую жизнь и понимать собственный духовный мир. Занятия в хоре вырабатывают у детей чувство ответственности за коллектив, в котором они участвуют. Кроме всего этого, занятия музыкой воспитывают в учащихся очень важное понимание того, что неточное, неаккуратное, фальшивое никогда не может быть ни хорошим, ни красивым. Они на своем опыте убеждаются в том, что эти два понятия внутренне связаны между собой.  

Я хочу сказать: я стараюсь научить детей мыслить, чувствовать, сопереживать, ориентироваться в мире музыки, привить им вкус и приобщить к высшим духовным ценностям. Через общение с искусством музыки ребенку легче понять себя и найти свое место в мире, у детей развивается не только интеллект, но и формируются духовно-нравственные ценности.

Я  владею умением эффективно организовать свою профессиональную деятельность и направить ее на обеспечение высокой мотивации у детей. Для этого эффективно использую различные формы и методы образовательного процесса.

С 2013 г. реализую программу Е. Д. Критской «Музыка», которая соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта. Содержание программ базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков и современных композиторов.  
Уровень освоения государственного образовательного стандарта составляет 100%.

В работе использую различные методики обучения с учётом возможностей и способностей учащихся. Мои ученики имеют стабильные положительные результаты освоения образовательной программы.

Результаты освоения обучающимися образовательной  программы по предмету «Музыка» за 3,5 года

Учебный год

%успеваемости

 % качества

Дополнение

2018-2019

 100

83

 2019-2020

100

87

 2020-2021

100

81

2021-2022

(1 полугодие)

100

83

Методы:
•  Метод междисциплинарных взаимодействий
•  Творческий метод
•  Метод восхождения от частного к общему
Это те методы, которые предусматривает программа, а так же проблемный, объяснительно -  иллюстративный, репродуктивный, словесный,  наглядно-слуховой, стимулирующий, метод анализа и сравнения, метод обобщения, интерактивный.
Формы и методы контроля
       Устный контроль: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
       Письменный контроль: письменный зачет, викторина, тест.
       Мониторинг: отслеживание уровня прочности усвоения материала (2 года)                      
Уроки музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, Т. С. Шмагиной открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, учителю необходимо:
•   подбирать дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков;
•   с   целью   формирования   мышления   привлекать   материал   из других видов искусств;
•   умело импровизировать в неожиданных ситуациях;
•   использовать разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Дети очень любят слушать музыку. И поэтому на уроках не обойтись без DVD  или магнитофона. Любимым занятием детей на уроках стало исполнение песен под «Караоке» (пение под записанную музыку) и в результате растет исполнительское мастерство учащихся. Исполняя песни под фонограмму, они проявляют самостоятельность, чувствуют себя артистами.
Еще очень полезно записать  или снять на видео исполнение песен ребятами в классе, а  затем   всем вместе прослушать, проанализировать. Такое мы часто делаем. В процессе слушания они находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.

Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя является искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить дома сказку, где бы «звучала» музыка. Предлагаю оформить ее в виде книжки и по возможности проиллюстрировать. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные.  На уроках использую игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применять различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание должно быть обращено на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, разбудит в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть уроков музыки – дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни:
• добро и зло;
• справедливость и беззаконие;
• война и мир;
• любовь и ненависть;
• борьба и страдания;
• долг и совесть;
- жизнь и смерть.
Мы знаем, что мера любой вещи, любого явления - не только количество, но и качество. Поэтому нас не может не тревожить, что в этом необъятном мире звуков слишком много плохой музыки, пошлой и безнравственной. Ведь хочет человек или не хочет - она оказывает на него свое влияние. Это поднимает моральную и профессиональную ответственность школьных учителей музыки в достижении высшей цели музыкального воспитания, которую трудно определить лучше, чем это сделал замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание- это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
Как учитель, глубоко убеждена, что музыкальное воспитание – одно из звеньев общей системы воспитания детей. Верю в большие воспитательные возможности музыкального искусства, так как оно обращено к духовному миру ученика. Искусство своим мастерством признано и воздействует на душу ребенка, его гуманные чувства.
Ведётся  огромная и кропотливая работа не только с детьми, но  и их родителями (проведение собраний, посещение на дому, доверительные беседы). Учитываю просьбы и пожелания родителей в отношении учебного процесса.
Уже, почти год, я являюсь руководителем МО учителей музыки, технологии, физкультуры. В 2019-2020 учебном году приняла участие в муниципальном конкурсе "Учитель года" и заняла третье место. Преподавателям, классным руководителям оказываю помощь в подготовке и проведении различных внеклассных мероприятий, проведении праздников и др. Участвую в концертах и мероприятиях поселкового масштаба.
Я забочусь  о повышении своего профессионального уровня.

В 2020 году создала свою страничку на сайте nsportal. Ссылка на мой мини-сайт: https://nsportal.ru/alenamoroz
Мои курсы:

  • 17.03.2014 г. – 04.04.2014 г. "Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования"прошла обучение по программе "Современные тенденции в преподавании музыки в свете внедрения ФГОС" в объеме 108 часов.
  • 27.05.2016 получила диплом о профессиональной переподготовке с правом на ведение профессиональной деятельности в сфере "Педагогическое образование. Теория и методика преподавания предметов образовательной области "Искусство"".
  • 22.04.2019 г.- 06.05. 2019 г. "Всероссийский научно - образовательный центр "Современные образовательные технологии"" г. Липецк прошла обучение по программе "Современные методики обучения музыке в общеобразовательных организациях в условиях реализации ФГОС" в объеме 72 часа.

Мои достижения за 3 года:

*За подготовку призеров в школьном конкурсе "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2018 г.

*Диплом всероссийской олимпиады "Эстафета знаний", сетевое издание "Эстафета знаний", 2019 г.

*Грамота за работу, представленную на 4 краевой смотр-конкурс "Мы помним, мы гордимся". Заб. детско-юношеский центр, 2018 г. Приказ

№194-В от 19. 11.2018 г.

*Почетная грамота за подготовку, организацию и проведение ЕГЭ в 2019-2020 учебном году. УО "Сретенский район", 2020 г. Приказ № 19 от 25.08.2020 г.

*Почетная грамота за 3 место в муниципальном конкурсе "Учитель года". УО "Сретенский район", 2020 г. Приказ № 3 от 28.01.2020 г.

*Почетная грамота за добросовестный труд и большой личный вклад в развитие образования. Администрация МР "Сретенский район".2020 г. Распоряжение № 485 от 25.08.2020 г.

*Почетная грамота за многолетний добросовестный труд в сфере образования, профессионализм. Министерство образования, науки и молодежной политики Заб.края.2020 г. Приказ № 36 от 16.09.2020 г.

*Диплом всероссийской олимпиады "Подари знание". 2020 г., сетевое издание.

*Диплом международного тестирования "Совместная деятельность педагогов и родителей". 2019 г.

*Благодарственное письмо за активную работу по военно-патриотическому воспитанию. Военный комиссар Заб. края 08.05.2019 г.

*Благодарственное письмо за активное участие в интернет-олимпиадах по музыке на портале "Солнечный свет" 2020 г.

*Грамота за  подготовку призеров в школьном конкурсе "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2019 г.

*Грамота за занятое 1 место "Класс года – 2019".  МОУ "Усть-Карская СОШ", 2019 г.

*Грамота за  подготовку призеров в школьном конкурсе  "Вместе мы -сила!" МОУ "Усть-Карская СОШ", 2021 г.

*Грамота за занятое 1 место "Класс года – 2021".  МОУ "Усть-Карская СОШ", 2021 г.

Для себя я ставлю следующие цели дальнейшего профессионального развития:
- совершенствовать своё педагогическое мастерство через изучение опыта других учителей;
- приобретать новые знания через курсы повышения  квалификации;
- проводить работу по теме самообразования «Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках музыки».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...