Диагностический инструментарий
материал
Диагностика Фотековой, Нищевой Н.В., Чиркиной Г.В, Филичевой Т.Б., Волковой Г.А., Каше Г.А., Ткаченко Т.А
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПЕРВИЧНОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ (5 ЛЕТ)
1. Фамилия, имя, отчество воспитанника___________________________________________________
2. Дата рождения ___________________ Адрес_____________________ Группа ___________________
3. Общий анамнез________________________________________________________________________
4. Обследование артикуляционного аппарата _______________________________________________
_________________________________________________________________________________________
5. Состояние общей и мелкой моторики ___________________________________________________
6. Общее развитие ребёнка
а) счёт прямой обратный __________________________
б) геометрические фигуры _________________________________________________________________
в) основные цвета ______________________________ оттенки цветов ______________________
г) выделение четвёртого лишнего _________________________________________________________
д) ориентировка во времени _____________________________________________________________
е) в пространстве ______________________________________________________________________
7. Звукопроизношение: ____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
8. Слоговая структура: ___________________Снеговик ______________Земляника__________________ Сковорода__________________ Велосипед _______________________Космонавт____________________
Водопроводчик чинит водопровод ___________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле ___________________________________________________________
9. Фонематический слух: (слоговые цепочки) та-да-та________ко-го-ко________ пу-бу-пу_________
(слова со схожим звучанием) том-дом___________ бочка-почка___________коза-коса_______________
Назови первый звук в слове Аня_________, Оля________, ухо_________, Ира________
10. Грамматический строй речи:
Словоизменение (стол-столы) Чашка______________Дом _______________ Ухо _________________ Окно __________________ Лист ________________Дерево_____________
Согласование с числительными: 1 мяч _____________ 2 мяча _______________ 5 мячей ___________
1яблоко________________________ 2 яблока ______________________ 5 яблок ____________________
Согласование падежных окончаний
Без чего? (род.п)_____________Девочка даёт корм кому? (дат.п)____________Мальчик нарисовал кого? (вин.п)________________Работает чем? (тв.п.)______________Мечтает о чём? (пр.п.)________________
Словообразование (гриб-грибок, грибочек) Яблоко ______________________ Чашка _______________
Стул _____________ Цветок________________ Ведро______________ Дерево____________________
Согласование с предлогами в___________из__________на_______________под___________________
11. Лексический запас: Свитер, юбка, брюки – это_________Груша, яблоко, лимон – это ___________
Назови птиц _____________________________________________________________________________
Назови игрушки _________________________________________________________________________
Детёныши животных У козы ______________У волка ______________ У собаки____________________
Скажи наоборот: Большой-________________ Широкий- _________________Высокий-______________ Темно-_____________ Злой-________________Тяжёлый-___________________Мягкий-_______________
Кто что делает? Змея____________________ Заяц____________________ Птица _________________
12. Понимание речи Что такое ваза?________________________________________________________
13. Связная речь: _________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________14. Что неправильно нарисовал художник? __________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение и рекомендации________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Дата заполнения: «______» __________________________2021 год
Учитель –логопед МБОУ «СОШ №5» Мустафина Лена Ханиядовна / _________________ /
Учитель –логопед МБОУ «СОШ №5» Вострикова Светлана Хуснуллаевна / ____________________ /
Предварительный просмотр:
Речевая карта 5-6 лет
Фамилия, имя, отчество ребенка ________________________________________________________
Дата рождения _____________________________ Группа __________________________________
Речевое нарушение _____________________________ Родной язык __________________________
Родители (законные представители) _____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире.
а) Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? _______________________ Сколько тебе лет? _______________________________ Как зовут маму, папу? _________________________________________________________________
В какие игры (игрушки) ты любишь играть? ______________________________________________
б) Математические представления: | в) Временные представления: | |
Счет: прямой обратный счет | Дни недели: | |
Геометрические фигуры: круг квадрат прямоугольник овал треугольник | Части суток: утро день вечер ночь | |
Цвета: основные оттеночные | Времена года и их признаки: зима весна лето осень | |
Упражнение «Четвертый лишний» | г) Пространственные представления: | |
Справа – слева впереди – сзади выше – ниже | ||
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
2. Речеязыковая компетенция:
2.1 Уровень сформированности словарного запаса.
а) Понимание смысловой стороны речи Упражнение «Что означает это слово?» пылесос корни Упражнение «Закончи предложение» В воздухе зимой кружились первые… Осенью небо хмурое и часто идет … б) Предметный словарь Показ и называние частей предметов: Стул (спинка, сиденье, ножки) Чайник (крышка, носик, стенки, донышко) в) Словарь признаков Подбор прилагательных к имени существительному: Солнце (какое?) ___________________ Облака (какие?) _________________ Подбор антонимов к существительным, прилагательным, глаголам: большой ____________ широкий _____________ высокий ____________ длинный_____________ сладкий ____________ веселый _____________ злой______________ хороший _______________ друг _____________ легкий ___________ | г) Уровень обобщения Употребление обобщающих слов: овощи фрукты одежда обувь посуда мебель домашние животные дикие животные д) Знание названий животных и их детенышей: кошка ________ собака _______ корова ____________ коза ______________ лошадь ____________ свинья ______________ заяц ______________ медведь ____________ лиса ______________ волк _______________ Упражнение «Кто, где живет?» медведь ____________ лиса ____________ белка _______________ волк ______________ птица _____________ собака _____________ е) Глагольный словарь Упражнение «Кто как голос подаёт?» корова ______________ лягушка ___________ собака ____________кошка ___________ Упражнение «Кто как передвигается?» человек ____________ птица _____________ рыба _____________ заяц ______________ лягушка ____________улитка ____________ |
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
2.2 Уровень сформированности грамматических категорий языка.
Словоизменительные навыки и умения.
а) Преобразование существительного в единственном числе в множественное число. | б) Преобразование существительных в ед. и множ. числе и падеже. | ||
Упражнение «Назови предмет и предметы» | Упражнение «Чего у меня нет?» | ||
Стол, чашка, дом, стул | У тебя вёдра, у меня нет… (чего?) | ||
Дерево, ведро, карандаш | У тебя деревья, у меня нет… (чего?) | ||
Платье, окно, ухо. | Кого много в зоопарке? | ||
Словообразовательная деятельность.
а) Образование имени существительного с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Упражнение «Назови ласково» | |||
стул | мяч | ||
яблоко | лист | ||
ведро | дом |
б) Образование притяжательных и относительных прилагательных.
Упражнение «Назови, чей?» | |
Чей фартук? (мама, бабушка) | |
Чей дом? (Таня, кошка) | |
Упражнение «Какой, какая, какое?» | |
Каша из риса (гречки, пшена) | |
Компот, варенье из яблок (слив, малины) |
в) Образование глаголов при помощи приставок.
Упражнение «Измени слово» | |
ехал | летел |
г) Согласование имен числительных с именами существительными в роде и числе.
Упражнение «Сосчитай предметы» | |
мяч | ёлка |
д) Понимание предложных конструкций с пространственным значением.
Упражнение «Покажи и скажи»
Карандаш в коробке ____________________ карандаш на коробке __________________________
Карандаш за коробкой ____________________ карандаш пред коробкой ____________________
е) Употребление в речи предлогов:
С (со) | Из-за | |||
Над | Из-под | |||
По | Под | |||
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Репродуцирование текста
Пересказ краткого по содержанию текста |
Продуцирование текста
Составление рассказа по серии картинок | ||
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
2.4 Уровень формирования фонетико-фонологической компетенции.
Состояние фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза.
а) Повторение слоговых рядов | б) Различение слов со сходным звуковым составом | |||
да-та-та | том-дом | |||
ба-па-ба | тень-день | |||
ко-го-го | коза-коса | |||
бу-бу-пу | бочка-почка | |||
в) Выделение ударного гласного звука в начале слова Алик ____ утка _____Оля ____ эхо _____ Ира _____ | ||||
г) Определение звука в ряду других. Упражнение «Хлопни, когда услышишь заданный звук» | Звук К– обезьяна, зонтик, кот, халат, мак, кулак, мыло, зайка | |||
Звук Ш – домик, зайка, шапка, мишка, шишка, ёлка, мышь | Звук Л - лампа, зонтик, кот, стул, халат, мак, кулак, мыло | |||
д) Отбор картинок, в которых слышится заданный звук звук Ш звук К звук Л | е) Упражнение. «Придумай слова с заданным звуком» со звуком З со звуком Ш со звуком Л | |||
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
Слоговая структура слова.
1.Упражнение «Посмотри и назови» - называние картинок с разной слоговой структурой | |||||
снеговик | скворечник | ||||
космонавт | водопровод | ||||
земляника | сковорода | ||||
2. Упражнение «Послушай, повтори» | |||||
Мальчики слепили снеговика | |||||
Птичка вывела птенцов в гнезде. | |||||
Мотоциклист едет на мотоцикле. | |||||
Вывод _________________________________________________________________ | Оценка |
Звукопроизношение
С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | j | Н | Нь | ||||||||||
изолированно | |||||||||||||||||||||||||
в словах | |||||||||||||||||||||||||
М | Мь | Т | Ть | Д | Дь | К | Кь | Г | Гь | Х | Хь | В | Вь | Ф | Фь | ||||||||||
изолированно | |||||||||||||||||||||||||
в словах | |||||||||||||||||||||||||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка |
3. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата | |
Губы (тонкие, толстые) | |
Зубы (мелкие, редкие, крупные, вне челюстной дуги) | |
Прикус (открытый, боковой, прямой, прогения, прогнатия) | |
Твёрдое нёбо (уплощенное, готическое, расщелина) | |
Язык (толстый, массивный, маленький) | |
Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная) | |
3.2 Двигательные функции артикуляционного аппарата | |
Моторика артикуляционного аппарата | |
Саливация | |
3.3 Речевое дыхание и голосообразование | |
Дыхание | |
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) | |
3.4 Просодическое оформление речи | |
Выразительность речи | Темп речи |
4. Двигательное развитие. Сформированность целенаправленных движений (праксис)
Состояние мелкой моторики: | |
доминирующая рука | движения пальцев рук |
5. Психологическая база речи
5.1 Речевое внимание | ||
5.2 Особенности речевой среды | ||
5.3 Неврологический статус (заикание) |
Логопедическое заключение __________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата обследования ____________ учитель-логопед _____________/ С.Х. Вострикова
Предварительный просмотр:
Речевая карта 6 -7 лет
Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________________________
Дата рождения ______________________________ Группа ______________________________
Речевое нарушение ___________________________ Родной язык __________________________
Родители (законные представители): __________________________________________________
1. Общие представления ребенка об окружающем мире
а) Разговорно-описательная беседа:
Как тебя зовут? __________________________ Сколько тебе лет? ______________________
Как зовут маму, папу? _____________________________________________________________
Где ты живешь? __________________________________________________________________
б) Математические представления: | в) Временные представления: | |
Счет: прямой обратный счет | Дни недели: | |
Геометрические фигуры: | Части суток: утро день вечер ночь | |
Цвета: основные оттеночные | Времена года и их признаки: лето осень зима весна | |
Упражнение «Четвертый лишний» | г) Пространственные представления: | |
справа – слева спереди – сзади вверху – внизу далеко - близко | ||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка |
2. Речеязыковая компетенция
2.1 Уровень сформированности словарного запаса
а) Понимание смысловой стороны речи: | ||
Объяснение значений слов, обозначающих предметы. | Что значит слово «пылесос»? «Ваза»? | |
б) Предметный словарь: | ||
Показ и называние частей предметов. | Машина: кабина, кузов, колеса, фары, руль Человек: голова, шея, туловище, грудь, живот, спина, руки, ноги | |
Знание названий животных и детенышей | корова_______________ свинья ____________ лошадь ____________ заяц _______________медведь _____________ волк _______________ | |
«Кто, где живет?» | медведь ______________ лиса _____________ белка____________ птица ___________ собака ______________ | |
в) Глагольный словарь: | ||
«Кто как голос подаёт?» | корова ___________ лягушка _____________ утка ____________ собака ____________ воробей ____________ кошка ____________ | |
«Кто как передвигается?» | человек____________ улитка______________ птица ___________ заяц ______________ черепаха _____________ рыба __________ | |
г) Словарь признаков (ассоциативные связи): | ||
Подбор прилагательных к существительным: | солнце (какое?) лиса (какая?) | |
Подбор антонимов, синонимов к существительным, прилагательным, глаголам: | ||
Антонимы: | высокий длинный сухой широкий весёлый тихо | |
Синонимы: | смелый (отважный, храбрый) тайна (секрет, загадка) большой (огромный, громадный) | |
д) Употребление обобщающих слов: | ||
транспорт _________________ мебель ____________________ профессии ________________ бытовые приборы _______________ продукты питания ________________________ | ||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка |
2.2 Уровень сформированности грамматической компетенции
Словоизменительные навыки и умения | |||
а) Согласование числительного с существительными: | |||
«Сосчитай, сколько?» | Одно яблоко, два … три … четыре … пять… | ||
Словообразовательная деятельность | |||
б) Образование множественного числа существительных от единственного числа: | |||
Упражнение «Один – много» | ведро - … окно - … дом - … ухо - … дерево -… | ||
в) Образование притяжательных прилагательных: | |||
«Чей? Чья? Чьи?» | Чей хвост? Чья мордочка? | ||
г) Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных: | |||
Упражнение «Назови ласково» | чашка - … стул - … цветок - … лист - … ведро - … дерево - … | ||
д) Образование относительных прилагательных: | |||
Упражнение «Из чего? Какой? Какое?» | Сок из апельсина (помидор, яблока) Каша из риса (гречки, пшена) | ||
е) Образование глаголов при помощи приставок: | |||
Ехал, летел, лил |
| ||
ж) Употребление предлогов: | |||
Упражнение «Где предмет?» | Выполнение заданий ребенком | Упражнение «Откуда, куда?» | Выполнение заданий ребенком |
В вазе | Из-под стола | ||
На полке | За дерево | ||
Из шкафа | Из-за дерева | ||
Над цветком | С (со) стула | ||
Под стол | По дороге |
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка |
2.3 Понимание и самостоятельное продуцирование/репродуцирование текста
а) Продуцирование текста: | ||
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | ||
б) Репродуцирование текста: | ||
Пересказ краткого по содержанию текста | ||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка |
2.4 Уровень сформированности фонетико-фонологической компетенции
Состояние фонематического слуха | ||||||||||||||||||||||||||||||
а) Повторение слоговых рядов | да – та – та ка – га – га бу – бу – пу том – дом бочка – почка | |||||||||||||||||||||||||||||
б) Выделение заданного звука в слове: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Упражнение «Будь внимательным» (Хлопни в ладоши, если услышишь заданный звук в слове) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Звук Ш – шапка, лиса, мишка, стул, шишка | Звук К – зонтик, луна, кошка, стул, мак, кулак | |||||||||||||||||||||||||||||
Сформированность навыков звукового анализа и синтеза | ||||||||||||||||||||||||||||||
а) Выделение ударного гласного: | Алик …. утка …. Оля …. эхо …. Ира …. | |||||||||||||||||||||||||||||
б) Выделение первого звука в словах: | кот …. пух …. луна …. шары …. сок ….. нос …. | |||||||||||||||||||||||||||||
в) Выделение последнего звука в словах: | мак …. суп …. нос …. кот …. каша…. | |||||||||||||||||||||||||||||
г) Определение количества звуков в словах: | дом …. луна … банан …. | |||||||||||||||||||||||||||||
д) Придумывание слов с заданным звуком: | звук З звук Ш звук Л | |||||||||||||||||||||||||||||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||||
Слоговая структура слова | ||||||||||||||||||||||||||||||
а) Повтори слова: | ||||||||||||||||||||||||||||||
снеговик… космонавт… инструменты… водопровод … | ||||||||||||||||||||||||||||||
б) Повтори предложения: | ||||||||||||||||||||||||||||||
Мотоциклист едет на мотоцикле. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Водопроводчик чинит водопровод. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||||
Звукопроизношение | С | Сь | З | Зь | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Л | Ль | Р | Рь | j | Н | Нь | ||||||||||||||
изолированно | ||||||||||||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||||||||||||
М | Мь | Т | Ть | Д | Дь | К | Кь | Г | Гь | Х | Хь | В | Вь | Ф | Фь | |||||||||||||||
изолированно | ||||||||||||||||||||||||||||||
в словах | ||||||||||||||||||||||||||||||
Вывод ___________________________________________________________________ | Оценка | |||||||||||||||||||||||||||||
3. Анатомическое строение органов артикуляционного аппарата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Губы (тонкие, толстые) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Зубы (мелкие, редкие, крупные, вне челюстной дуги) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Прикус (открытый, боковой, прямой, прогения, прогнатия) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Твёрдое нёбо (уплощенное, готическое, расщелина) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Язык (толстый, массивный, маленький) | ||||||||||||||||||||||||||||||
Подъязычная связка (короткая, приращенная, укороченная) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.2 Двигательные функции артикуляционного аппарата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Моторика артикуляционного аппарата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Саливация | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.3 Речевое дыхание и голосообразование | ||||||||||||||||||||||||||||||
Дыхание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Голос (тихий, громкий, высокий, низкий, сиплый, назальный) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3.4 Просодическое оформление речи | ||||||||||||||||||||||||||||||
Выразительность речи | Темп речи: быстрый, медленный, умеренный |
4. Двигательное развитие. Сформированность целенаправленных движений (праксис)
Общая и мелкая моторика: | |
Прыжки на одной ноге, на двух, поиграть с мячом, руки вверх, в стороны, вперёд | |
Кулак-ребро-ладонь, зайчики, бычок, колечки | |
Состояние мелкой моторики: | |
доминирующая рука | движения пальцев рук |
5. Психологическая база речи
5.1 Речевое внимание | ||
5.2 Особенности речевой среды | ||
5.3 Неврологический статус (заикание) |
Логопедическое заключение ________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Рекомендации _____________________________________________________________________
Дата обследования Учитель-логопед:
____ ____ 2022 г. ________ Вострикова Светлана Хуснуллаевна
Предварительный просмотр:
План индивидуальной логопедической коррекционной образовательной деятельности на 2022-2023 учебный год
Ф.И. ребенка:
Группа:
Логопедическое заключение:
Направление коррекционной работы | Содержание коррекционной работы |
Развитие понимания речи | Формировать умение вслушиваться в обращённую речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков, понимать слова обобщенного значения. |
Развитие мелкой моторики | Создание условий для совершенствования статической и динамической координации движений:
|
Развитие просодической стороны речи: голосовых функций, темпа речи, интонации, речевого дыхания | Совершенствование продолжительности и силы выдоха, упражнения на выработку интонации, плавности речи. |
Развитие моторики артикуляционного аппарата | Создание условий для совершенствования двигательной функции губ и языка. Создание условий для совершенствования динамической организации движений артикуляционного аппарата (артикуляционные упражнения, самомассаж губ и языка) |
Развитие слухового внимания и фонематического слуха |
|
Формирование правильного звукопроизношения |
|
Формирование слоговой структуры слова |
|
Интонационное оформление речи |
|
Формирование словаря и грамматического строя речи | Активизация и обогащение словаря по лексическим темам, формирование обобщённого понятия слов по группе однородных предметов (мебель, транспорт, профессии). Расширение словаря прилагательных (подбор определений к предметам). Уточнить названия детёнышей животных и птиц. Употребление единственного и множественного числа существительного, изменение падежных окончаний, родительный падеж мн.числа
В, НА, ПОД, НАД, ОКОЛО, У, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, МЕЖДУ
|
Развитие связной речи |
|
Развитие ВПФ (психологической базы речи) | Создание условий для совершенствования зрительного и слухового внимания, наглядно-образного и словесно-образного мышления. Формирование мотивации к занятиям, самоконтроля за качеством собственного звукопроизношения.
|
ДИНАМИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Периоды обучения | Результативность логопедической коррекционной образовательной деятельности |
Первый период (октябрь, ноябрь, декабрь) | |
Второй период (январь, февраль, март) | |
Третий период (апрель, май) |
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: ребёнок с максимально возможным восстановлением: речевой функции (звукопроизношение, лексика, грамматика), компенсацией психических нарушений.
ЦЕЛИ: формирование и развитие фонематического восприятия; формирование навыков правильного произношения звуков русского языка.
ЗАДАЧИ:
- Укреплять соматический и неврологический статус воспитанника
- Развивать психические функции
- Развивать просодическую сторону речи: дыхание, темп, ритм, высоту, силу голоса, интонационную выразительность
- Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно-произносимых звуков
- Формировать правильную артикуляцию звуков
- Развивать моторные функции
- Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, фразовой речи
- Развивать способность различать звуки по акустическим признакам
- Формировать навык фонематических операций: звукового анализа и синтеза
- Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи
- Обогащать словарный запас, уточнять лексические значения слов, активизировать словарь предметов, признаков, действий. Работать над использованием в речи антонимов и синонимов.
- Совершенствовать практическое усвоение грамматических категорий языка
- Формировать навыки диалогической и монологической речи.
Дата:______________2022год
Учитель-логопед:Вострикова Светлана Хуснуллаевна
Предварительный просмотр:
Анализ результативности
индивидуального коррекционно - логопедического сопровождения воспитанника (Ф.И.)_________________________________________,
_________группы с ограниченными возможностями здоровья (4,2) на 2021-2022год.
С воспитанником было проведено логопедическое обследование в начале учебного года, промежуточный и в конце учебного года.
Воспитанник был зачислен на логопедические занятия, коррекционно-логопедическая работа была организована по рабочей программе для детей с речевыми нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР) с 5 до 6 лет.
Целью работы являлась коррекция звукопроизношения и воспитание у ребёнка правильной, чёткой речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем связной речи, что достигалось разноплановыми систематическими воздействиями.
Основные задачи логопедической работы:
- Устранить дефектное звукопроизношение: [З], [Ц], [Г], [Ш], [Ж], [Л, Л'], [Р, Р'];
- Развивать фонематическое восприятие, слух, речевое дыхание.
- Развивать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, расширить словарный запас.
- Развивать внимание, память, мышление.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Осуществлять просветительскую работу среди воспитателей группы и родителей с целью предупреждения и преодоления речевых нарушений у воспитанника с ограничением зрения.
Согласно планированию коррекционной работы учителя - логопеда проведено 68 индивидуальных занятий.
В результате логопедического обследования у воспитанника выявлен следующий вид нарушения: фонетико-фонематическое нарушение речи, двуязычие.
В течение года с целью исправления нарушений звукопроизношения была проведена коррекционная и профилактическая работа:
- подгрупповые и индивидуальные занятия коррекционно–развивающей направленности, 2 раза в неделю, которая способствовала развитию у воспитанника фонематического слуха и восприятия, формированию словаря, грамматически правильной речи и связной речи.
- игры и упражнения направленные на профилактику зрения, на развитие
мелкой и общей моторики.
- еженедельные домашние задания по лексическим темам на развитие лексико-грамматического строя речи, а также для постановки звуков и закрепления правильного звукопроизношения; упражнения для графотмоторных навыков.
При постановке и автоматизации поставленных звуков применялись следующие методы и приемы:
- самомассаж мелкой моторики рук, который оказывал тонизирующее действие на ЦНС, улучшал функции рецепторов и проводящих путей;
- упражнения для регуляции правильного дыхания, темпа, ритма, голоса;
- упражнения для развития артикуляционного аппарата и фонематического восприятия;
В логопедической работе по постановке, автоматизации и дифференциации звуков использовала компьютерные логопедические технологии «Сказка о весёлом язычке», «Весёлые игры для речи и слуха» презентации индивидуальных занятий «Мини – сказки» для коррекции речи.
Таким образом, была создана база для быстрой и легкой постановки звуков и введения их в речь.
По окончанию учебного года в результате логопедического обследования были выявлены следующие результаты.
Воспитанник овладел:
- звукопроизношением согласных звуков [З], [Ц], [Г], [Ш], [Ж], [Л], [Л'], [Р], [Р'];
- развито речевое дыхание (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох);
- образовывать множественное число имен существительных (кукла - куклы, машина - машины, мяч - мячи, рука - руки, яблоко - яблоки, книга - книги и т.д.);
- выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях;
- употреблять в речи названия детенышей животных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов;
- понимать и использовать в активной речи предлоги в, на, под;
- строить фразы по картинке, состоящие из четырех слов;
- понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения и отвечать на поставленные вопросы;
- понимать и передавать характер, особенности и повадки знакомых персонажей сказок, рассказов и мультфильмов;
- овладел умением задавать вопросы друг другу, отвечая на них спокойно, глядя в глаза друг другу, не перебивая партнера по общению;
- образовывать новые слова с помощью суффиксов (мяч - мячик, коза - козленок);
- составлять описательный рассказ по игрушкам, предметам;
- образовывать новые слова с помощью приставок (пришел- ушел, уехал-приехал, убежал-прибежал, открыл-закрыл);
- расширен, словарь: словами действиями; словами -названиями по различным лексическим темам: «Домашние птицы», «Перелетные птицы», « Насекомые» и т.д.; словами, обозначающими признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный).
У воспитанника возникают следующие трудности:
- недостаточно развито слуховое и зрительное внимание;
- недостаточно развит слуховое внимание и слуховая память из четырех-пяти ритмических сигналов;
- формирование четких и точных движений артикуляторной моторики недостаточно;
- недостаточно развито фонематическое восприятие. Трудности в дифференциации похожих звуков;
- имеются трудности процесса запоминания и воспроизведения последовательности;
- недостаточно сформированы операция сравнения, обобщения, классификация;
- недостаточно сформирован словарный запас, связная речь, грамматический стереотип словоизменения и словообразования.
Пути решения проблем:
- продолжать корректировать нарушения фонетической стороны речи, диффиренциация поставленных звуков;
- продолжать формировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память;
- продолжать формировать кинестетические и кинетические основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
- продолжать формировать мыслительные операции;
- продолжать формировать слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в процессе восприятия ритмических структур;
- продолжать формировать общие речевые навыки;
- продолжать формировать словарь экспрессивной речи;
- продолжать формировать грамматический стереотип словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
- продолжать формировать связную речь;
- продолжать учить планировать свою деятельность в речевых высказываниях:
- продолжать формировать вербальные формы общения с взрослыми и со сверстниками (поддерживать беседу, отвечая на вопросы и самостоятельно задавать вопросы);
- продолжать употреблять в активных высказываниях предлоги за, перед;
- продолжать учить воспитанника отвечать на вопрос «чем?» («Я рисую карандашом», «Пол подметают щеткой»);
- продолжать учить пониманию причинно-следственных зависимостей в литературных произведениях.
Учитель логопед: Вострикова С.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностический инструментарий
Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля с целью кор...
Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)
В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...
Примерный контрольно-диагностический инструментарий по русскому языку и математике для учащихся 5-9 классов ( к программам С(К)ОУ VIII вида)
В пособии представлены контрольные работы 5-9 классов, для обучающихся в по программам VIII вида. Контрольные работы даны по вариантам, учитывая индивидуально-типологические особенности де...
«Диагностический инструментарий для выявления подростков, причисляющих себя к неформальным молодёжным объединениям»
Даны теоретико - методологические основы педагогической работы с подростками членами неформальных молодёжных объединений, а так же представлена опытно-экспирементальная работа с учащимися школы...
Оценочно-диагностический инструментарий (анализ подготовки и участия воспитанников театральной студии )
Оценка творчества многомерна и многогранна. Такая оценка стимулирует ученика;воспитанников студии, способствует повышению интереса к творческой деятельности....
Диагностический инструментарий. Анкета "Наказание в семье".
Анкета "Наказание в семье" состоит из 12 вопросов с вариантами ответов для учащихся 1-11 классы для выяснения вопросов, связанных с ситацией жестокого обращения с детьми в семье....
Диагностический инструментарий. Анкета "Отношение подростков к наркотикам".
Анкета "Отношение подростков к наркотикам" для 8-11 классов состоит из 17 вопросов с вариантами ответов. Анкета анонимная, но с указанием класса, пола, возраста учащегося....