План самообразования учителя информатики и ИКТ Тойкеевой Марии Алексеевны на 2016-2020 гг.
методическая разработка
План самообразования учителя информатики и ИКТ Тойкеевой Марии Алексеевны на 2016-2020 гг. по теме «Использование игровых технологий на различных этапах занятия информатики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps_igrovye_tehnologii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования учителя информатики и ИКТ
Тойкеевой Марии Алексеевны
на 2016-2020 гг.
Тема по самообразованию: «Игровые формы обучения с использованием информационных технологий».
Цель самообразования: совершенствование методики преподавания предмета «Информатика и ИКТ», повышение уровня обученности учащихся школы, уровня теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства путем внедрения инноваций в обучении и воспитании.
Задачи:
- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- изучить и применять новые интерактивные технологии в процессе обучения;
- обеспечивать программирование своей деятельности, воплощение творческого замысла.
- продолжать работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания информатики и ИКТ;
- разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Развивать познавательный интерес обучающихся как в урочное, так и во внеурочное время.
- Формировать информационную культуру обучающихся на уроках информатики и ИКТ.
Мотивы, побуждающие меня к самообразованию
- Ежедневная работа с информацией требует все больших знаний не только по поиску, анализу новой информации, но и по ее хранению, использованию и достоверности.
- Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, не хотелось бы, чтобы мой образ формировался у них как образ «несовременного человека».
- Общественное мнение. Мне не безразлично, считают меня «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.
- Материальное стимулирование. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться повышения категории, увеличения нагрузки в школе.
- Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности школьного методического объединения естественно-математического цикла и районного методического объединения учителей информатики и ИКТ, а также через участие в жизни школы и через сетевое взаимодействие с педагогами посредством Интернет.
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета (для учащихся: качество обученности не менее 50%; участие в конкурсах – не менее 40%);
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, создание мультимедийных материалов (презентаций) для уроков информатики;
- доклады, выступления на заседаниях МО, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта;
- продвижение персонального в сети Интернет, корректировка его основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов.
Планируемые результаты самореализации:
- Разработка уроков по информатике и ИКТ;
- Разработка пакета материалов:
- комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- пакета сценариев открытых уроков с применением информационно-коммуникационных технологий.
- Выступление на семинарах, конференциях, участие в олимпиадах.
Учиться можно только весело... Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.
А. Франс
В новом тысячелетии мы вступили в эпоху, которую в противовес уходящей «индустриальной эпохе» называют «информационной эпохой». А это, прежде всего, означает то, что новыми мировыми лидерами будут считаться не те государства, которые добыли больше угля или произвели больше автомобилей, а те, которые развивают наукоемкие технологии. Это означает, что теперь самым важным продуктом становится информация, и лидировать будут те страны, жители которых смогут получить хорошее образование и широкий доступ к информации. Может быть, Россия в чем-то и отстала от развитых стран в индустриальной гонке, но сейчас, на старте информационной эпохи, мы находимся, практически, в равных условиях.
Новая эпоха ставит перед школьным образованием новую проблему — подготовить учеников к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.
Задачей учителя на уроках информатики является сформировать у ученика информационную компетентность — одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Это понятие включает в себя целостное миропонимание и научное мировоззрение, которое основано на понимании возможности математического описания единства основных информационных законов в природе и обществе, и преобразование в практике информационных объектов с помощью средств информационных технологий, и этические, правовые нормы поведения людей в информационной среде.
Ни компьютер, ни информационные технологии сами по себе не способны сформировать интеллектуальные и этические качества выпускника школы, они являются лишь вспомогательными средствами решения мировоззренческих задач, а найти эти решения ученик может лишь с помощью грамотного, творчески работающего учителя. Пути конкретной реализации этого подхода могут быть различными, что выражается в различии изучаемых вопросов, взаимоотношении с программными средствами, применениями уроков разного типа, и пр.
Интерес к изучению информатики во многом зависит от того, как проходят уроки. Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках информатики нужно как можно шире применять нетрадиционные формы.
Творчески работающие учителя информатики ведут поиск новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы умственную деятельность учеников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса. Особенно важно это в подростковом возрасте, когда формируются и определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. И в этот момент надо раскрыть перед подростком притягательные стороны информатики, иначе его интересы замкнутся на компьютерных играх, на «стрелялках» и «догонялках» в компьютерных салонах или личном компьютере.
Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут- то мы и имеем возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме. В процессе игры можно выработать у детей умение сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание и стремление к знаниям. Увлекшись, ребенок и не замечает, что учится — он познает, запоминает новое, ориентируется в необычной ситуации.
Игры являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют психические процессы, но только в том случае, если проводит ее толковый организатор. Однако использование игровых технологий не позволяет изучить предмет «играючи», легких путей в науку не бывает, но надо искать все возможности для учения с интересом. Например, целесообразно проводить уроки на основе проблемно-ориентированной технологии, уроки-практикумы. На этих уроках ребенок получает индивидуальное задание и пытается сам выполнить его, используя полученные теоретические знания. С трудом полученная информация запоминается надолго. Очень интересен опыт применения уроков-семинаров. На этих уроках ученики обмениваются информацией по заданной теме, доказывают свою правоту, спорят, и в этих спорах рождается истина.
В традиционной методике существует триединство учебных целей: образовательная, развивающая и воспитательная. Часто бывает, что учителю не всегда ясна доминирующая направленность его взаимодействия с учениками, он, подчас, точно не знает, на чем ему сосредоточиться: на формировании системы знаний учащихся, на их развитии, или на воспитании этических и эстетических идеалов. В этом ему должны помочь нетрадиционные уроки — уроки-праздники, где каждый может проявить себя, где класс становится творческим коллективом.
Основные разделы работы по самообразованию:
Содержание деятельности | Сроки | Форма результатов |
1.Раздел Изучение психолого-педагогической, научной и методической литературы | ||
1. Изучение и анализ научно-методической литературы. 2. Обзор информации в Интернете по информатике и ИКТ, педагогике, психологии. 3. Изучение новых программ, учебников по информатике и ИКТ, выяснение их особенностей и недостатков. 4.Совершенствование работы с педагогическими технологиями (личностно-ориентированной и технологией уровневой дифференциации) через предметные издания и Интернет. | Систематически Систематически Систематически Систематически | Конспекты Памятки Рекомендации
|
Раздел 2. Разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса | ||
1. Изучение и внедрение в практику своей работы проектно-исследовательской технологии на основе мотивации и активизации учащихся. 2. Разработка календарно-тематического планирования по информатике и ИКТ и рабочих программ. 3. Разработка конспектов уроков информатики и ИКТ. 4. Разработка индивидуальных и дифференцированных заданий для учащихся. 5. Разработка комплекта входных, промежуточный и итоговых контрольных работ, в том числе и электронных тестов. | В течение года
Август
В течение года В течение года
В течение года
| Рабочие программы и учебно-тематические планы
Дидактические материалы
|
Раздел 3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности | ||
1. Участие в конференциях, семинарах, олимпиадах. 2. Продвижение персонального сайта-портфолио в сети Интернет, корректировка основных разделов, размещение на нем авторских методических материалов. 3. Разработка пакета учебных материалов (комплекта тестовых заданий по информатике и др.) 4. Обобщение и оформление материалов в методическую копилку школы. | Систематически
| Комплекты методико-дидактических материалов
|
Раздел 4. Участие в системе методической работы | ||
1. Проведение открытых уроков в рамках работы ШМО. 2. Организация работы с одарёнными детьми и участие с ними в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах. 3.Знакомство с новыми формами, методами и приёмами обучения информатике и ИКТ. 4.Совершенствование знания современного содержания образования учащихся по информатике и ИКТ. 5.Подготовка к ЕГЭ. Разбор и решение тестовых заданий 11 классы. 6.Проведение мониторинга уровня сформированности предметных компетентностей учащихся школы. | Систематически
| Конспекты открытых уроков.
Контрольные срезы |
Раздел 5. Методическая тема работы учителя: «Игровые формы обучения с использованием информационных технологий». | 2016-2022 гг. |
Оценка эффективности программы
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагогических кадров);
- уровень обученности школьников;
- степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- качественное и количественное размещение информации на веб-сайте.
План профессионального самообразования на 2016-2020 годы
№ | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | ||
1 | Изучение учебно-методической литературы в сети Интернет, в профессиональных газетах и журналах | Систематически |
2 | Прохождение курсов повышения квалификации | Раз в 5 лет |
3 | Изучение применения новых образовательных технологий в области обучения и воспитания | Систематически |
4 | Участие в семинарах, вебинарах, конференциях | Систематически |
5 | Участие в дистанционных семинарах, курсах | Систематически |
Использование современных образовательных технологий | ||
1 | Подготовка мультимедийных презентаций для проведения уроков | Систематически |
2 | Использование на уроках электронных учебников, цифровых образовательных ресурсов | Систематически |
3 | Приобретение новых электронных учебников | Систематически |
4 | Проведение экспериментальных уроков | Систематически |
5 | Составить собственные авторские разработки в электронном варианте с целью их внедрения в учебно-воспитательный процесс | Систематически |
6 | Совершенствование форм и средств организации обучения по предмету | Систематически |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | ||
1 | Обобщение и распространение собственного опыта на заседаниях РМО | Ежегодно |
2 | Участие в проведении обучающих семинаров, мастер-классов по внедрению новых образовательных технологий с учителями-предметниками школы | Систематически |
3 | Профессиональные публикации | Ежегодно |
4 | Ведение персонального сайта | Систематически |
Участие в конкурсах профессионального мастерства | ||
1 | Участие в профессиональных конкурсах на различных уровнях | Ежегодно |
2 | Участие в дистанционных конкурсах среди учителей информатики | Ежегодно |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | ||
1 | Совершенствовать систему подготовки учащихся к ГИА | Ежегодно |
2 | Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах и мероприятий по информатике и ИКТ. | Ежегодно |
3 | Вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность для участия в научно-практических конференциях | Ежегодно |
4 | Организовывать и проводить предметные недели по информатике | Ежегодно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя информатики и ИКТ
План самообразования учителя информатики и ИКТ. Тема по самообразованию: «Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся»....
Индивидуальный план самообразования учителя информатики ГБОУ СОШ № 1376 ИПАТОВОЙ НАИЛИ ГАЛИМОВНЫ 2015-2016гг
Информационное пространство...
Индивидуальный план самообразования учителя информатики и ИКТ
Первого сентября 2011 года в России началось введение в практику работы школ нового стандарта начального общего образования. Это значит, что нынешние первоклассники за четыре года обучения в начальной...
План самообразования учителя информатики
Тема по самообразованию: «Совершенствование преподавания физики и информатики используя различные методы». Цель самообразования: совершенствование методики препо...
План самообразования учителя Информатики и ИКТ Тойкеевой Марии Алексеевны 2020-2024 гг.
План самообразования учителя Информатики и ИКТ Тойкеевой Марии Алексеевны 2020-2024 гг....
Портфолио на первую квалификационную категорию учителя информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» а.Эдельбай Благодарненского городского округа Ставропольского края Тойкеевой Марии Алексеевны
Портфолио на первую квалификационную категорию учителя информатики муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №14» а.Эдельбай Благодарненского городс...
План самообразования учителя информатики
План самообразования учителя информатики...