Взаимодействие с родителями обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
материал

Моржанаева Ирина Николаевна

Методические рекомендации, памятки, консультации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Памятки для родителей

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

  

Памятка для родителей

"Обучение детей наблюдательности на улице"

 

* Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку. 

* Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. 

* При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части. 

* Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках. 

* При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть – остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку. 

* Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт. 

* Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность – движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности. 

* Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части. 

* Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта. 

* Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП. 

* Помните, что ребенок обучается движению по улице прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!

Памятка для родителей-водителей

"Правила перевозки детей в автомобиле"

* Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи). 

* Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья. 

* Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара. 

  

Памятка для родителей

"Причины детского дорожно-транспортного травматизма"

 

* Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом. 

* Игры на проезжей части и возле нее. 

* Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги. 

* Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора. 

* Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий. 

* Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади. 

* Незнание правил перехода перекрестка. 

* Хождение по проезжей части при наличии тротуара. 

* Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта. 

* Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта. 

* Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!

Памятка для родителей

"Правила поведения на остановке маршрутного транспорта"

 

* Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д. 

* На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть. 

* Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны. 

* При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги. 

 



Предварительный просмотр:

   

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Рекомендации родителям!

Как пополнять словарный запас у детей?

        Редко кто из родителей задумывается,  как важен активный богатый словарь! Попросите ребенка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую вы можете заметить, что ребенок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова-паразиты. Роль словарного запаса особенно важна при овладении  грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное — правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.

Ребенок «добирает» новые слова за счет прочитанных литературных произведений, услышанных и усвоенных на экскурсиях и занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10—15 минут родительского времени.

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.

По дороге домой. Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Вот девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».

Что я загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сою).

Загадай — мы отгадаем. Составление ребенком загадок-описаний.

Для расширения словарного запаса   нужно постоянно проводить с ребенком специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.

Наоборот. Взрослый называет слова, а ребенок подбирает слова с противоположным значением. Например: высоко... (низко); потерял... (нашел).

Закончи фразу. Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, закончить фразу. Например: сахар сладкий, а лимон... (кислый); река широкая, а ручей... (узкий).

Скажи по-другому. Взрослый предлагает ребенку подобрать слова, близкие по смыслу. Например: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться.

Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребенок должен подобрать как можно больше близких по значению слова. Например: пища — еда... (корм, продукты);

Кто больше? Взрослый предлагает ребенку подобрать как можно больше названий предметов к названию действия.

Например: бежит: кто?., (человек, зверь); что?., (река, ручей, молоко, время).

Загадывайте ребенку загадки об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. Отгадку ребенок дает с объяснением того, как догадался.

Предлагайте ребенку самому составлять загадки-описания по определенному плану. Например: взрослый предлагает составить загадку про одежду, используя описания цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, в которое ее носят.

Ребенка следует приучать воспринимать, понимать, запоминать и использовать в речи простые по содержанию, доступные ему народные выражения, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Например: взрослый просит ребенка объяснить, что значат выражения «золотые руки», «теплая встреча», «мастер на все руки» и т. д.

Уважаемые родители! Будьте терпеливы и, самое главное, доброжелательны. Если вы будете проявлять интерес, ребенок будет стремиться возвращаться к подобным заданиям. Обсуждайте увиденное после посещения детских спектаклей, музеев. Интересуйтесь мнением ребенка и высказывайте свое мнение.

О заданиях

  • Есть целый ряд вопросов, задавая которые вы узнаете уровень представлений вашего ребенка об окружающей жизни..
  • Конечно, эти вопросы не для всех, а только для тех детей, у которых неравнодушные родители, т. е. родители, которые хотят:
  • знать, что изучает ребенок в школе;
  • помочь ему или проверить его;
  • наверстать пропущенное по болезни;
  • помочь ребенку закрепить пройденное;
  • понять неусвоенное;
  • Помните: ребенку нужна ваша помощь, а не выполнение задания за него!



Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ "НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Консультация для родителей.

                                    Игры с ребенком во время каникул.

Чем занять детей в каникулы, чтобы было и интересно, и полезно? Родители стараются найти для своих детей развивающие игрушки. Но есть множество полезных игр для детей, которые развивают восприятие, мышление, внимание, воображение и не требуют дорогостоящих материалов.

1. Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …», «Наоборот» (на слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий – тяжелый) - помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

2. Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход "по делам" или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

- какими словами, красками можно описать время года;

- назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

- расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

- что он может делать (назови как можно больше глаголов): цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Развитие мелкой моторики

· Собирать, перебирать ягоды;

· Выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

· Играть с глиной, мокрым песком;

· Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)

· Бросать и ловить летающие тарелочки.

· Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

· Перебирать крупы;

· Играть с пальчиками (народные игры типа «Сорока»);

· Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

· Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);

· Плести из бисера;

· Лепить из пластилина, пластика, теста.

Чаще читайте ребенку вслух. Это сближает ребенка и взрослого, развивает слуховое внимание, вызывает у ребенка желание научиться читать, создает условия для дальнейшего грамотного письма.

Обсуждайте прочитанное, рассматривайте иллюстрации – пусть ребенок тренирует память и рассказывает вам, что он запомнил, что ему больше понравилось в сказке или рассказе. Попросите его описать понравившегося героя. Рассматриваете ли вы картинку, читаете ли книгу, слушаете ли сказку - обращайте внимание ребёнка на редко встречающиеся в бытовых разговорах обороты речи, спрашивайте, что значит то или иное слово.

Развивающие игры:

  Найди и зачеркни. Тренируем свойства внимания: распределение, переключаемость, устойчивость. Для этой полезной игры подойдет любой текст из газеты или журнала с крупным шрифтом. Задание звучит так: «По сигналу зачеркни все буквы «О» одной чертой». Если ребенок играет первый раз, вы смотрите, правильно ли двигается его взгляд по тексту. Правильное движение аналогично перемещению взгляда в процессе чтения: сверху вниз, слева направо. Если ребенок вычеркивает буквы хаотично, покажите ему, как это делать, и по мере необходимости поправляйте во время игры. Когда задание выполнено, вы меняетесь с малышом текстами, чтобы проверить работу друг друга. Игра очень полезная, но и очень энергозатратная для детей. Играйте в нее 1−2 раза в неделю по 5−7 минут — этого достаточно, чтобы развить внимание.

  Что общего? Тренируем умение сравнивать. Каждый из играющих называет по одному предмету, например, вы говорите: «Яблоня», — а ребенок: «Береза». Игра состоит в том, чтобы по очереди отмечать признаки, общие для обоих объектов. В данном случае диалог может быть таким: - Береза и яблоня - это растения - Береза и яблоня — деревья. - У березы и яблони ствол - У березы и яблони листья

                             Помните!

Что смена занятий и отдыха — необходимое условие продуктивности и успешности.

1. Принуждать ребенка заниматься нельзя, необходимо заинтересовать его.

2. Занятия должны проходить в виде игры, к следующему упражнению переходить, лишь усвоив предыдущее

3. Не фиксировать внимание на ошибках, а тактично исправить ребенка

4. Постоянно контролировать речь детей, учить правильно произносить звуки в словах, фразах.

5. Не требовать от ребенка называть или говорить то, что ему в данный момент не доступно.



Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Консультация для родителей на тему:

«Развитие познавательной активности у детей в семье».

Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья служит первой ступенью, от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

-Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

-Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

-Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

-Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь над ними.

-По возможности путешествуйте с ребёнком.

-Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

-Ходите с ребёнком в музеи.

-Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

-Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

-измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения;

- былины, мифы, легенды;

-часы настенные и календарь;

-настольно-печатные игры – лото, пазлы;

-настольные игры – домино, шашки, шахматы;

-чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Эксперименты, которые семья ребёнка может проводить

в домашних условиях.

Волшебные краски

На вопрос: «Чем можно рисовать?» – дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Слепки с природы

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой “Время как песок”, “Время как вода”.

Музыкальные бутылочки

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку – открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина – воздушное давление).

Волшебный человечек

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт: Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике – мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание: Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

******************************************************************

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»



Предварительный просмотр:

Рекомендации педагогам и родителям
(законным представителям) ребенка по включение ребенка

с нарушением слуха в систему общего образования

Включение ребенка с нарушением слуха в систему общего образования должно предусматривать:

  1. проектирование архитектурной среды образовательной организации с учетом специфических особенностей восприятия и понимания речи и неречевых звучаний детей с нарушениями слуха: удобно расположенные стенды с представленным на них наглядным материалом о правилах поведения, правилах безопасности, распорядке/режиме функционирования организации, расписании занятий, последних событиях, ближайших планах и т. д.; табло с «бегущей строкой» на этажах, где может быть представлена актуальная на сегодняшний день информация; световая индикация начала и окончания занятий, а также оснащенные световой индикацией «тревожные кнопки» (пожарная сигнализация и др.) в кабинетах и помещениях общего пользования (залы, рекреации и т. д.), которые позволяют детям ориентироваться в пространстве/ситуации и организовывать свое время;
  2. конструирование информационного и рабочего пространства ребенка с нарушением слуха - акустическая подготовка кабинета/комнаты для занятий - отсутствие эффекта реверберации (эха), оснащение кабинета необходимой мультимедийной аппаратурой (доска, проектор, компьютер с колонками и выходом в Internet, средства для хранения и переноса информации (USB накопители, принтер, сканер) и телевизором; доступный интернет и телефон с функцией работы в режиме СМС - сообщений, предназначенный для контактов с родителями, сверстниками, педагогами;
  3. создание специальных комнат/мест для отдыха/релаксации; наличие и использование ассистивных технологий, в том числе

индивидуальных слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов, которым активно пользуется ребенок, FM-систем и др;

  1. кадровое обеспечение - обязательная дополнительная

подготовка всех специалистов, вовлеченных в работу с неслышащим/плохослышащим ребенком (при условии переподготовки в сфере        сурдопедагогики);        предоставление        услуг ассистента/сопровождающего педагога/переводчика русского жестового языка;

  1.  наличие методических ресурсов - необходимые для обеспечения образования ребенка с нарушением слуха: методические рекомендации по        применению программ в работе с глухими/слабослышащими детьми, адаптированные основные общеобразовательные программы;
  2. проектирование социокультурной среды - формирование социально-нравственного потенциала образовательной организации и готовности к включению детей, имеющих нарушения слуха, в сообщество детей и взрослых.

Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями слуха, педагог должен быть готов к выполнению обязательных правил:

-сотрудничать с родителями ребёнка и другими педагогическими работниками образовательной организации для комплексного психолого-педагогического сопровождения образования обучающегося с нарушением слуха;

-стимулировать        полноценное        взаимодействие

глухого/слабослышащего ребенка со сверстниками и способствовать скорейшей и наиболее полной адаптации его в детском коллективе;

соблюдать необходимые методические требования (месторасположение относительно ребенка с нарушением слуха; требования к речи взрослого; наличие необходимых материальнотехнических ресурсов; контроль понимания ребёнком заданий и инструкций до их выполнения и т. д.);

-организовать рабочее пространство ребенка с нарушением слуха (подготовить его место; проверить наличие исправных слуховых аппаратов/кохлеарного импланта и т. д.);

-привлекать специалистов службы психолого-педагогического сопровождения образовательной организации при необходимости для участия в проведении им уроков, при этом избегать гиперопеки и не задерживать темп проведения занятия.

Рекомендации        для        педагогов,        организаторов

занятий/мероприятий, начинающих работать с глухими и

слабослышащими детьми.

Первая встреча (контакт) очень важна, так как определяет характер всего последующего взаимодействия - его искренность, степень партнерства, эффективность процесса. Этой встречи и педагог (если у него не было опыта взаимодействия с таким ребенком), и «особый» ребенок ожидают со сходными чувствами:

ребенок боится, что не поймет речь взрослого, что вызывает у него состояние напряжения, скованности, замкнутости;

взрослый ощущает тревогу, потому что не компетентен во взаимодействии с ребенком, имеющим нарушение слуха. Тревога проявляется во внутренней неуверенности и,        как следствие,

неестественности поведения и коммуникации.

Перед        встречей        с глухим/слабослышащим ребенком

необходимо:

получить информацию об основных особенностях человека с нарушением слуха, своеобразии в развитии речи, познавательных процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление), развитии личности;

психологически настроиться и подготовиться к встрече: справиться со своей        тревогой, укрепить «внутреннюю»

профессиональную позицию. Педагог должен помнить, что только когда на смену негативным пришли позитивные чувства и состояния (интерес, радость, понимание, принятие), он готов и может встречаться с ребенком, имеющим нарушение слуха.

Ребенок с нарушением слуха в процессе взаимодействия в первую очередь воспринимает эмоции, выражаемые человеком с помощью мимики, жестов, движений. Поэтому для педагога так важно «держать лицо»: не показывать мимикой раздражения и недовольства, особенно если ребенок его не понял. Можно спокойно повторить фразу, а если ребёнок снова не поймёт, написать ее.

Лицо педагога должно быть всегда обращено к ребенку в процессе коммуникации, так как он должен видеть артикуляцию и мимику.

Соблюдение предложенных ниже рекомендаций может обеспечить успешность взаимодействия всех участников проводимых занятий/мероприятий.

  1. Дети с нарушениями слуха должны видеть лицо говорящего. При объяснении заданий старайтесь занять такую позицию, чтобы все дети могли видеть ваше лицо.
  2. Речь взрослого должна быть нормальной громкости, в нормальном темпе. Независимо от ситуации речь взрослого не должна быть тихой или ускоренной. Сложные акустические условия, в которых может проходить занятие/мероприятие, требует снижение темпа и использования речи повышенной громкости, но при этом следует помнить, что ни в коем случае нельзя переходить на крик. Замедленный темп речи также затрудняет ее понимание.
  3. Речевой материал должен быть доступным для понимания. В речи взрослого не должно быть сложных слов, просторечий, профессиональных терминов. Не следует использовать сложные инструкции, слишком длинные предложения при предъявлении заданий.

Не игнорируйте просьбы детей повторить инструкцию или объяснить непонятное им слово.

  1. Музыкальное сопровождение должно быть дозированным. Дети с нарушениями слуха любят музыку. Она повышает эмоциональный фон занятий/мероприятий, она может являться сигналом к началу и окончанию выполнения действий. Но при этом её использование должно быть дозированным. Слишком громкая музыка только повышает уровень шума и может вызвать дискомфорт у детей, пользующихся индивидуальными слуховыми аппаратами. Не следует включать «фоновую» музыку при объяснении заданий и правил.
  2. Используйте метод показа и совместного выполнения действий. Способы выполнения сложных действий лучше показать самим или выполнить совместно с ребёнком. Это предупредит ошибки при самостоятельном выполнении детьми заданий.
  3. При объяснении заданий педагог может использовать таблички (с названиями трудных слов). Например: «Сегодня мы будем делать новогодний подсвечник». Неслышащие дети плохо воспринимают незнакомое слово подсвечник. В этом случае педагогу рекомендуем написать это слово на листе бумаги (доске) и прочитать его вместе с детьми.
  4. При нарушенном слухе реакции ребенка на звуки окружающего мира отличаются от обычных.

Голос говорящего дети с нарушениями слуха «слышат» - ощущают его наличие на разном расстоянии. Они воспринимают и понимают обращенную к ним речь на существенно меньшем расстоянии.

Восприятие речи затруднено и зависит от степени нарушения слуха, уровня развития речи ребенка.

Педагогам рекомендуется не задавать вопросов «Понял?», «Понятно?», не верить односложным ответам школьников «Да» и «Нет».

Для того чтобы узнать, понятна ли ребёнку инструкция, можно предложить повторить или показать, что он будет делать.

Составление заключения и психолого-педагогической характеристики по результатам обследования ребенка с нарушением слуха имеет некоторые особенности. В них необходимо отразить не только уровень интеллектуального и речевого развития, но и такие важные для организации коррекционной работы показатели, как степень потери слуха, уровень развития двигательной сферы, наличие сопутствующих нарушений. В систематизации этих данных целесообразно придерживаться следующей схемы:

  1. Характеристика состояния слуха

Степень потери слуха (глухота, частичная потеря) - использовать данные из медицинской документации.

Возраст, в котором произошло нарушение слуха: врожденное нарушение слуха, ранняя потеря слуха (в возрасте до трех лет), нарушение слуха в более позднем возрасте.

Причины, приведшие к данному нарушению.

Наличие или отсутствие в семье родственников с нарушениями

слуха.

  1. Уровень развития двигательной сферы

Пантомимика - осанка, походка, индивидуальные позы.

Мимика - общее выражение лица, выразительность мимических

движений, характер естественных жестов.

Координация движений (крупных и мелких).

Возможности сохранения статического и динамического равновесия.

  1. Познавательная сфера

Уровень развития разных видов восприятия. Анализ и синтез в процессе зрительного восприятия.

Соотношение в развитии разных видов памяти (образной и словесной), разных способов запоминания материала (механического и логического).

Мышление - виды мышления, его соответствие возрастным нормам; характеристика уровня обобщений, степень развития мыслительных операций.

Развитие речи - виды речи, которыми владеет и пользуется ребенок (словесно-устная, письменная, дакгильная, жестовая). Состояние навыка чтения с губ. Индивидуальные особенности. Аграмматизмы. Объем словаря (активного и пассивного). Соотношение разных видов речи. Выделение ситуаций, в которых используется тот или иной вид речи. Взаимосвязи в развитии познавательных процессов. Соотношение в развитии мышления и речи (словесной и жестовой).

  1. Особенности ведущей деятельности (учебная деятельность)
  2. Уровень развития личности

Реакции на разные виды воздействий (поощрение, наказание,

оценка).

Эмоциональные состояния ребенка. Особенности внешних выражений эмоций. Понимание эмоций других людей.

Самооценка - степень ее адекватности и устойчивости, причины, вызывающие ее изменение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Взаимодействие с родителями обучающихся как одно из условий успешной адаптации пятиклассников"

Презентация поможет завучу организовать работу с коллективом на заседании педагогического совета"...

Программа взаимодействия с родителями обучающихся «Семья и школа»

Цель программы: создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, соз...

«Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся» Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка.

laquo;Взаимодействие учителя английского языка с семьями обучающихся»Взаимодействие с родителями обучающихся для повышения уровня мотивации изучения английского языка....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся....

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и ...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...

Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив по развитию взаимодействия с социальными партнерами образовательной организации, по развитию взаимодействия с родителями обучающихся.

В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем в том и другом случае реализуются как традиционные, так и нетрад...