Доклад на МО «Проектная деятельность на уроках предмета «информатика и математика» и во внеурочной деятельности» 31.10.2022
статья
Доклад на МО «Проектная деятельность на уроках предмета «информатика и математика» и во внеурочной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_shkolnoe_metodicheskoe_obedinenie_uchiteley.docx | 139.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»
Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840
Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26 e-mail:cenreab@mos.ru
Доклад
на школьное методическое объединение учителей
Тема:
«Проектная деятельность на уроках предмета «информатика и математика»
и во внеурочной деятельности»
Докладчик:
Кандалова Вера Павловна,
учитель-дефектолог
Г. Москва, г. Троицк
Ноябрь, 2022 – 2023 уч. год
В связи с внедрением ФГОС ООО для АООП современные условия жизни ставят перед нами все более новые задачи: он призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить применять усвоенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, создать условия для всестороннего развития личности.
В нашем случае это не только освоение простейших операций в базовых прикладных программах и элементарных практических навыков овладения ПК, но и возможность овладения другими прикладными программами и дальнейшего совершенствования своих навыков.
Практический этап был ориентирован на организацию проектной деятельности по информатике у учащихся с ОВЗ на различных этапах урока и во внеурочное время. В связи с особенностями наших детей и достаточно низким уровнем их учебной деятельности и познавательных процессов, работа была организована с учетом нескольких требований:
∙ «по возможностям детей» (все темы, предлагаемые в качестве проектных, были посильны пониманию обучающегося);
∙ простота выполнения (ученик должен был представлять не только задачу,
стоящую перед ним, но и пути ее решения, уметь составлять план работы по
проекту с помощью учителя);
∙ заинтересованность детей в проекте;
∙ максимально возможное дидактическое, информационное и материальное
обеспечение проектной деятельности прямо в Центре.
Мы используем на уроках информатики планшеты Aquarius, предназначенные для работы в системе МЭШ при проведении уроков МЭШ. Все планшеты адаптированы и обновлены до последней версии МЭШ. Также в нашем распоряжении 3D принтер Designer 250Pro, который используем в проектной деятельности.
Операционная система на планшетах – Win 10, предустановлен пакет офисных программ (Word, Excel, Power Point). Планшеты объединены в школьную сеть Study с возможностью выхода в интернет.
Так, в курсе предмета «информатика и математика» в 8А классе мы изучали основные функции обработки текста в текстовом процессоре MS Word, параллельно делали открытки для мамы (постеры), фигурные стихи (создание разных типов и размеров шрифта, изменение цвета подложки и букв), объявления (в теме: создание сложных таблиц), составление своего расписания (в теме «создание шапки таблицы»), клавиатурном тренажере Stamina (отработка умения печати и функциональных клавиш), также работа в Paint: использование элементов векторной графики (создание звездочек, фигурок, домиков (сложные фигуры).
Стоит отметить, что работа на планшетах для ребят не являлась сложной или неинтересной. Задания по информатике строятся исходя из возможностей учащихся, их скорости освоения материала, но не более чем на 35 мин.
По этой причине, как наиболее оптимальные, я использовала следующие виды проектной деятельности:
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта («создание кукольного домика»).
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении (открытка маме, изучение геометрии кристаллов льда (снежинок) с последующей их печатью на 3D принтере, пространственные фигуры (куб), извержение вулкана и т.д.)
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов («гирлянда из снежинок», «звёзды Кремля»,
Конечно же, работы учащихся по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению значительно уступают работам сверстников из обычных классов…НО..
“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но размышляйте и, хотя и криво, да сами
(Г.Э, Лессинг, немецкий поэт, просветитель).
При работе с учащимися с ОВЗ (О УО В.1) привожу информационный мини-проект, реализованный на уроке, как наиболее оптимальный для этой возрастной категории:
Мини-проект по информатике в 8А классе
«Открытка маме»
Тема урока: Основные правила редактирования в Word.
Цель: Работа с верхним меню процессора.
Задачи:
- развитие пространственного воображения;
- развитие логического мышления;
- развитие тактильной памяти;
- приобретение навыков исследовательской работы в группах в процессе проектной работы.
Ход урока:
1. Повторение ранее пройденного материала.
- Какие виды поздравлений вы знаете (с днём Мамы, с Первомаем, с Новым Годом, с Рождеством, с Пасхой и т.д.)
- Приведите примеры поздравлений (поиск в Интернете: каждый учащийся ищет на заданные темы поздравления) (5 мин)
- Начертите эскизы открыток в тетради (3-5 мин).
2. Введение в проблему.
Ребятам были показаны эскизы открыток на интерактивной панели.
Вместе с учителем учащиеся вспоминают, каким образом можно оформить постер (оформление подложки, типа шрифта, цвета шрифта, внедрения объектов, составления текста в таблице
Проблема: Как оформить просто, наглядно и красочно открытку-постер для мамы? (обсуждаем оформление, дизайн, текст)
Совместно с учителем учащиеся приступают к работе на планшетах. Работа занимает от 25 до 35 мин
Вывод: в данной работе ребята могут проявить свой индивидуальный подход к оформлению, креативно показать свою работу.
5. Домашнее задание.
1. Сохраняем работу на Рабочий стол, правильно даем название файлу.
2. Если ребенок не доделал, даю возможность доделать до конца на следующем уроке или дома.
На уроке был применен проектный метод творческого вида, на дом задано выполнение творческого проекта.
Некоторые проекты являются долгосрочными и выполняются на внеурочных занятиях
В этом учебном году запланировано несколько проектов. Это творческие проекты – «Новогодняя игрушка», гирлянда из снежинок (6 кл, 7 кл, 8 кл), «Мои традиции» (7кл), «Кремлевские звезды» (6 кл, 7 кл), создание моделей геометрических фигур, иных объектов
Практико-ориентированные проекты - «Кукольный домик» (6 кл, 7 кл), «Математика в моей жизни» (6кл, 7кл, 8кл).
На данный момент у нас в разработке групповой проект «Кукольный домик».
Из всей работы на 3D принтере в течение 2020-2021 и 2021-2022 учебных годов можно сделать несколько выводов:
- Результаты проектной деятельности этого уч. года оказались выше прежних результатов (проекты стали содержать элементы анализа и синтеза).
- Результаты проектной деятельности оптимальные для наших детей (это определяется по совпадению реальных знаний и умений, уровня развития учащихся с их учебными возможностями)
- Есть положительная динамика ведущих показателей развития в процессе реализации проекта (уровень обученности, уровень развития познавательной активности, уровень развития творческих способностей, уровень коммуникативности, сдвиги в развитии мотивации).
В рамках реализации проектов также проводится мониторинг уровня обученности и мониторинг личностного развития учащихся методом педагогического наблюдения. По его данным можно в последствии проследить результативность нашей проектной работы.
Мы продолжаем работать в данном направлении.
Проектные работы:
- Проект «Открытка маме»:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности 2012
Использование технологии проектного обучения на уроках русского языка и литературы и во твнеурочной деятельностиМастеркласс 2012 год....
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
Развитие индивидуальных познавательных способностей школьников в процессе проектно – исследовательской деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в отборе и разработке методов и приемов проектно – исследовательской деятельности как средства развития индивидуальных познавательных способностей школьни...
Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.
Организация проектной деятельности с применение ИКТ - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе.
Методическая разработка открытого урока Тема: Развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности на уроках предмета «Музицирование» в фортепианном классе....
«Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»
Из опыта работы «Проектная и исследовательская деятельность на уроках истории и обществознания учащихся и во внеурочной деятельности в МОУ «СОШ с. Ириновка»...