Педагогические / образовательные технологии
статья (10 класс)

Ухинова Софья Базаровна

Из различных  дидактических приемов мною применяются  методы, дающие больший образовательный эффект. К ним относятся теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, теория общего развития Н.В. Занкова, теория проблемного обучения И.Я. Ларнера, теория педагогики сотрудничества В.А. Сухомлинского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения математики и в воспитательной работе.

За годы моей работы отрабатывались различные методы обучения, которых мы называем традиционными. Основной их недостаток: это передача знаний через копирование действий и рассуждений учителя, их направленность на заучивание школьником знаний. Запоминание не долговременно, отнимает время и силы и педагога и школьника. Поэтому я использую активные формы обучения, способствующие повышению качества обучения. Из различных  дидактических приемов выбирались  методы, дающие больший образовательный эффект, которые  применяю в предлагаемой личностно ориентированной методике обучения и сейчас являющиеся незаменимыми элементами работы над познанием нового.

 а) ● Использование интегрированного материала, направленный на мотив «Интерес». ● Нетрадиционные формы работы над материалом («Путешествия», «Бой знатоков», и другие деловые учебные игры др.); Надо сказать, что на практике работы я пришла к выводу, что роль таких уроков более значима при проведении уроков обобщения.

● Привлечение исторических фактов (сообщения учащихся или учителя )

● Использование алгоритмов в схемах и рисунках .

● Работа с опорным конспектом (информационно – педагогическим модулем).

● Домашние экспериментальные задачи.  

б)  Метод экспрессии на уроках геометрии, физики.

Приемы метода - рисование, моделирование, образные разговоры.                                               Основные этапы метода:                                                                                                                             Начинаю урок с построения атмосферы безопасности и доверия, создание среды, в которой ученик мог бы освободить себя от своих проблем.                                                                             Ученики рассаживаются так, как им удобно.                                                                                      Переходим к чтению условия задачи.

Чаще употребляю слова « Я хотела бы, чтобы вы подумали о том, что здесь происходило…»  Переходим к рисованию, оформлению и решению задачи.                                                                  Данный метод дает возможность развивать воображение, творчество ученика. Способствует развитию самосознания, помогает укреплять взаимоотношения.

в) Метод дискуссии.

Содержание дискуссии организовывается, например, по поводу анализа учебной ситуации. Учащимся предлагается рассмотреть поставленную проблему с точки зрения выбора рациональных способов решения: наиболее целесообразное, наиболее вероятное и допустимое. Метод учит навыкам использования практических правил, свойств и извлекать общие принципы из анализа конкретных ситуаций. Развивает умения слушать, дает возможность аргументировать свои идеи, повышает мотивацию, показывает преимущество личной позиции.

 г) Игровые методы.

Это деловые и ролевые игры.

Деловая игра имеет алгоритм решения, учащиеся видят результат решения, исследуют процесс принятия решения.

 Ролевые игры строятся на предположении, и в них делается упор на активные действия.

Указанный метод дает мне возможность развивать самопознание учащихся, осваивать новые модели и формы, учит учеников находить адекватный выход из ситуации, осознавать учениками самого себя, учит умениям рефлексировать, анализировать.

 д) Разноуровневое решение задач.

Для каждого ученика разработан  комплект задач, состоящий из заданий различного уровня трудности от простого до сложных. Решение задач имеет многогранную функцию, учит применять теорию, повторять материал, развивает самостоятельность и творческое мышление. Учитывая  разные индивидуальные возможности детей, используя принцип вариативности (выбора заданий по возможностям и способностям самим ребенком).

  Работа в группах сменного состава создает особую форму активности ребенка, при которой его деятельность (игровая, учебная, трудовая или общения) решает важную методическую задачу – вовлекает детей в ситуации, вызывающие самоизменение личности, развивает деловое общение. Коллективная мыследеятельность при решении проблемных вопросов вызывают у ученика определенные творческие усилия, заставляет излагать собственное мнение, формировать выводы, строить гипотезы и проверять их в диалоге с оппонентами. Сформированность учебных умений анализирую с помощью таблицы:

Вид деятельности

Значение индикатора 3 балла

Коэффициент выполнения – 2 балла

Коэффициент выполнения – 1 балл

Умение работать с учебной информацией

Самостоятельное составление полных моделей информации: рефератов, конспектов, докладов, сообщений, таблиц, схем и т.д.

Самостоятельное дополнение элементов к модулю учебной информации: таблиц, схем, рисунков, планов и др.

Умеет составлять элементарные модели учебной информации: переписывание правил и определений, схем и др. из учебника.

Развитие интеллектуальных умений

Формирование знаний и представлений через  творческую  и исследовательскую деятельность ученика при решении теоретических  и практических задач.

Репродуктивная и фрагментарная творческая деятельность (формирование убеждений), элементарная исследовательская деятельность.

Репродуктивная деятельность (основанная на запоминании учебной информации,  направленная на повтор действий по алгоритму или образцу)

Учебная активность

Ученик активен на всех уроках, стремится к получению прочных знаний и умений.

Ученик активен на многих предметах, что проявляется в желании выполнять предложенные задания.

Низкая учебная активность на большинстве учебных занятий.

Работа с текстом

Ученик  осознаёт прочитываемый текст, умеет выделить основную мысль текста.

Ученик затрудняется выделить основную мысль прочитанного текста.

Ученик  плохо понимает смысл прочитанного.

Вычислительные навыки при решении физических задач.

Предложенную работу выполняет в полном объёме. Умеет  достаточно уверенно применять аппарат  математики, составлять и решать несколько линейных уравнений, преобразовывать формулы, переводить единицы измерения.

Знает  правила и алгоритмы, но при выполнении заданий  допускает незначительные недочёты (неправильный выбор действий и операций и вычисл. ошибки, отсутствие ответа к заданию, неправильное списывание данных)

При решении допускает неправильный выбор действий и операций, пропуски части математических выкладок, демонстрирует незнание или непонимание правил и алгоритмов.

Образовательный процесс организовываю на основе эффективного использования современных образовательных технологий.

Теория поэтапного формирования умственных действий

Теория общего развития

Теория интенсификации учебного процесса

Теория проблемного обучения

Теория содержатель-ных обобщений

Теория педагогики сотрудничества

Авторы технологий:

Гальперин П.Я.

Тализина З.Ф.

Занков Н.В.

Бабанский Ю.П.

Кудрявцев Т.В.

Махмудов М.И.

Ларнер И.Я.

 и др.

Эльконин Д.Б. Давыдов В.В.

Макаренко А.С.

Сухомлинский В.А.

Основные этапы урока:

1

Этап постановки учебных задач через мотивацию:

Практической значимости изучаемого материала

(что узнать и зачем?)

Интереса к предмету изучения

Формирования проблемной ситуации

Комплекта заданий разного вида для усвоения общих понятий

Объяснение практической значимости материала

2

Этап изучения нового материала

Изучение материала с помощью алгоритма последовательности действий (моделирование материала)

Выделение основных понятий и объединение материала в опорный конспект

Создание с помощью активных форм и методов обучения укрупнённого информационного блока

Дробление проблемы на отдельные задачи. Разрешение проблемы через выбор алгоритмов организации учебной деятельности.

 Укрупнение информации  через связь с материалом других уроков на основе общих понятий.

Составление взаимосвязанных блоков основного содержания учебного материала.

3

Этап закрепления материала

Система репродуктивных и практических, творческих заданий

Практическая и творческая деятельность с помощью алгоритма действий

Задания с использованием взаимосвязи изученного и нового материала, используя техническое и практическое оборудование

Решение творческих задач, используя алгоритм деятельности.

Система творческих и репродуктивных заданий для усвоения, включающий определение условий, выбор методов, поиск и анализ решений

Выполнение  дифференцированных практических, творческих работ по алгоритмам (или другим приёмам учебной деятельности).

4

Контрольно – оценочный этап

Что узнали (обобщение)

Выявление уровня развития учебных навыков

Самоанализ и самооценка учениками результатов деятельности

5

Этап определения домашнего задания

Творческое задание на закрепление полученных знаний.

Таким образом, одной из задач моей педагогической деятельности является повышение качества преподавания своего предмета. К решению поставленной задачи похожу со следующей позиции:

а)   Оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление   видеть перспективы развития личностного потенциала ученика и умение максимально стимулировать это развитие ребенка им же самим с помощью адекватных средств.

б)  Отношение к ученику как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, способной учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность.

в)   Опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ученика в учении, содействие их обретению и развитию.

Мои  функции: Я   учитель – собеседник. Поддерживаю  учеников беседой, обсуждением, помощью.

Я   учитель – исследователь Систематически провожу анализ динамики взаимоотношений во время обучения, отслеживаю личное продвижение каждого ученика в учебном взаимодействии;   использую психодиагностические методы и процедуры, что способствуют получению информации о развитии ученика, о его успехах и трудностях;  применяю развивающие технологии личностного роста.

Я   учитель – эксперт Мои ученики всегда обращаются ко мне за консультацией, я создаю такие условия, чтобы в любое время могли бы обратиться за советом, делюсь знаниями и опытом. За последние пять лет я выпустила два 9 класса: один класс с сильной подготовкой и другой - со слабой подготовкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Современные педагогические образовательные технологии....

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ....

Педагогические образовательные технологии

образовательные технологии...

Современные педагогические (образовательные) технологии: плюсы и минусы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются ин...

«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...

Педагогические/образовательные технологии в педагогической системе преподавателя

Как организовать учебный процесс таким образом, чтобы сформировать у студентов активное отношение к учебно-профессиональной деятельности, исходя из позиции жизненного и профессионального самоопределен...