Конспект мастер-класса на конкурс педагогических достижений по теме: «Использование элементов сингапурской методики при работе с исторически
план-конспект

Коротин Вячеслав Станиславович

Конспект мастер-класса на конкурс педагогических достижений «Учитель-мастер»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-master_klassa.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект мастер-класса на конкурс педагогических достижений Московского района Санкт-Петербурга «Учитель-мастер»

Коротин В.С. — учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ № 643

Тема: «Использование элементов сингапурской методики при работе с историческим источниками на уроках истории «Использование элементов сингапурской методики при работе с историческим источниками на уроках истории»

(из опыта работы).

Цель: показать развитие активной, деятельной, творческой личности обучающегося через использование элементов сингапурской методики при работе с историческим источником.

Ход занятия:

Вступительное слово.

        ЗДРАВСТВУЙТЕ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ И ЧЛЕНЫ ЖЮРИ!

        Сегодня от учителя согласно Закону об образовании, ФГОС и надвигающемуся Профстандарту педагога требуется владеть массой технологий, методик и методологий, быть универсальным, учить одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, находить подход к разным детям, которые приходят к нему на урок. А в условиях глобализации, это могут быть дети из разных частей не только нашей страны, но и мира. Я думаю, каждый сталкивался с этим. Мы должны владеть передовыми ИКТ технологиями, чтобы элементарно поспевать за нашими учениками, которые «родились» с гаджетами в руках.

        Однако зачастую мы можем видеть вот такую картину? Почему? Есть варианты?

        Причин много, так вот и задача современного учителя заинтересовать современного ученика. Но как?

        С вашего позволения я расскажу вам, как я пытаюсь это делать.

        Все новое хорошо забыто старое.

        Так вот, основная задача современного учителя в сегодняшней школе – не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний и компетенций, но и способствовать развитию способностей учащихся, приобщение их к творчеству.

        Однако, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда тот пытается ответить на вопрос. Учитель, часто, не ждет, сразу же задает другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребенок рассуждал над проблемой своим путем, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить ее? Да, можно.

        Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке, которые активно используются в сингапурской методике.

        Сингапурская методика основана на командных формах работы в классе, создании психологически комфортной, безопасной среды для обучающихся, использовании разнообразных структур как для академических целей, так и для классбилдинга (объединение класса), тимбилдинга (объединение команды) и т. д. Эти методы — позволяют учить детей мыслить, высказывать свое мнение, постоянно быть активными.

        Я бы хотел вас познакомить с некоторыми принципами сингапурской методики:

  •  Если тему урока можно связать с реальной жизнью, то обязательно показать её актуальность.
  •  Не давать знания в готовом виде.
  •  Постараться создавать в начале урока проблемную ситуацию.
  •  Не всегда сообщать тему в начале урока, особенно если в названии есть незнакомые термины, без которых можно обойтись.
  •  Сообщать тему урока с помощью мотивирующего приёма.
  •  Не злоупотреблять ИКТ!!!

Но у каждой методики есть особенности, преимущества, и, конечно, недостатки, позвольте осветить и их.

Особенность первая: конструируй это!

В основе системы, по которой строятся занятия в сингапурских школах, - коммуникативность и сотрудничество учеников. Плюс – строго заданный алгоритм.

Особенность вторая: алгоритм плана урока

Педагоги хвалят готовый алгоритм, с которым легче составлять планы уроков. Все раскладывается на модули. При каждом шаге педагогу объясняется, что делать. Достаточно внести в план номера структур, которые будут использованы в тот или иной момент.

Особенность третья: учись подсказывать

Класс разбивается на пары или на группы. Учитель задает вопрос. Каждый ученик должен ответить и помочь с ответом своему соседу. Только при этом условии пара или группа получит от учителя хорошую оценку. Подсказки делаются по команде учителя.

Ученикам во время урока приходится думать, говорить, отвечать, дополнять друг друга, обмениваться мнениями. Плюс сингапурской методики: хорошо развивается устная речь.

Особенность четвертая: посоветуйся с партнером

Ученикам и учителям пришлось выучить непривычное для российской школы слово «партнер».

«Партнер по лицу» — это тот, кто сидит напротив тебя. «Партнер по плечу» - тот, кто сидит рядом.

«Внимание! Говорят партнеры по плечу, – объявляет педагог. – А теперь послушаем мнение партнеров по лицу».

В сингапурской системе ученики равноправны. Каждый должен дать свой короткий ответ».

Главный недостаток: нумерация по головам

2 часть.

Метод «Ажурная пилка на уроках истории при работе с историческим источником»

Класс самостоятельно делится на 4 группы и ему необходимо найти ответы на 4 основных вопроса.

Первая группа: по первому вопросу «Начало войны»

Вторая группа: по второму вопросу «Чешский и датский периоды в войне»

Третья группа: по третьему вопросу «Шведский и французский периоды в войне»

Четвёртая группа: по четвертому вопросу «Завершение войны»

        Ваша задача совместно изучить свой вопрос, а затем составить новые группы, в соответствии с номером на вашем листочке. Вам необходимо очень хорошо изучить свой вопрос, чтобы затем объяснить другим членам группы изученный вами материал и совместными усилиями заполнить таблицу.  Рекомендации для выполнения заданий лежат у вас на столах.

В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить.
                                                                                     Cократ

И тогда мы к ученикам, различающимся своими потребностями, склонностями, возможностями, интересами,

сможем найти заветный ключик!

  1. Работа групп (10 мин)

Перед вами лежат конверты с  ответами на ваши вопросы. Вам необходимо из предложенных  вариантов выбрать правильные и вклеить их в таблицу.

1.

Начало войны

1.1.

Страны-участники

     Испания  Франция   Италия   Швеция   Дания   Россия  

Германские католические княжества    Германские протестантские княжества

Священная Римская империя

1.2.

Цели стран участников

Священная Римская империя – установить контроль Габсбургов над большей частью Европы

Франция и ее союзники – не допустить усиления Габсбургов в Европе

1.3.

Повод к войне

1618 г. – чешские дворяне-протестанты выбросили из окна королевских наместников-католиков

2.

Чешский и датский периоды в войне

2.1.

Ход военных действий

1620г. – разгром чешской армии войсками императора Фердинанда II

Чехия стала австрийской провинцией Богемией

1625г. вступление в войну Дании

2.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

Альбрехт фон Валленштейн – чешский дворянин, полководец Священной Римской империи

Армия состоит из наемников, должна сама себя содержать путем ограбления населения

1629г. – разгром А. Валленштейном армии датчан

3.

Шведский и французский периоды в войне

3.1.

Ход военных действий

1630г. – вступление в войну Швеции

1632г. – разгром шведами войск императора у Лютцена, гибель Густава II Адольфа

1635г. – король Франции Людовик XIII объявил войну Испании и Германии

3.2.

Выдающийся полководец, причины его побед

Густав II Адольф – шведский король

Армия небольшая, но профессиональная. 3 рода войск, во главе которых кадровые офицеры. Высокая скорость стрельбы. Армия состоит из крестьян, призванных на основе воинской повинности

4.

Завершение войны

4.1.

Содержание Вестфальского мира

1648г. – заключение Вестфальского мира

Франция получила Эльзас

Швеция получила земли на Балтийском побережье, закрепив свой контроль над устьями немецких рек Одер, Эльба и Везера

Голландия получила независимость от Испании

Германские князья стали неограниченными монархами, независимыми от власти императора

4.2.

Последствия войны для Европы

Уравнение в правах католиков и гугенотов

Установление равновесия сил в Европе

 Вот так можно использовать элементы сингапурской методики.

        Нельзя останавливать своё развитие, иначе не ты (как педагог и как личность), не твой предмет не будут интересны и полезны для учащихся.

        Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«My pet» («Мой питомец» 1 год обучения УМК «Millie» (Азарова С.И., Дружинина Э.Н и др. уч для 2 кл. общеобраз. учрежд), с использованием элементов "Сингапурской методики" + презентация

«My pet» («Мой питомец»  1 год обучения УМК УМК «Millie» (Азарова С.И., Дружинина Э.Н и др. ., с использованием элементов "Сингапурской методики"...

Представление педагогического опыта на тему: "Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе с целью повышения мотивации старших дошкольников с ОВЗ"

В данной статье представлено обобщение опыта работы учителя-логопеда по использованию информационно-коммуникативных технологий в работе с детьми, имеющих общее недоразвитие речи....

Мастер - класс, подготовленный для конкурса "Педагогический дебют"

Мастер класс был разработан для финального этапа конкурса "Педагогический дебют". Задача этапа: рассказать о своем педагогическом открытии....

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Презентация результатов проектной деятельности в рамках конкурса педагогических достижений по теме: «Мир на ладошке. Времена года.»

Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. П...

Использование элементов сингапурской методики в подготовке к ЕГЭ по обществознанию

В данной разработке представлен опыт организации урока-консультации (подготовка к ЕГЭ) по теме "Инфляция". Урок построен с использованием элементов сингапурской методика на основе организаци...

Использование элементов сингапурской методики обучения на уроках русского языка и литературы.

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы....