Трансляция педагогического опыта
проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Педагогический проект
Реализация принципов системно – деятельностного подхода посредством технологии проблемного обучения.
Чуранова Алена Алексеевна
учитель истории и обществознания
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
г. Советский
2018 г.
Краткая аннотация проекта.
Педагогический проект «Реализация принципов системно – деятельностного подхода посредством технологии проблемного обучения» нацелен на создание образовательной среды, позволяющей формировать у обучающихся компетентности, способности, предъявляемые современным обществом к личности выпускника. В проекте раскрывается необходимость и актуальность отказа от информационного подхода и перехода к развивающему обучению. Методологическим базисом, философией образовательного процесса выступает системно – деятельностный подход. Реализовать данный подход позволяет методика проблемного обучения. В проекте представлена технология работы в условиях проблемного обучения на примере изучения темы «Россия в XVII веке», 7 класс. Проанализированы результаты педагогической деятельности, обозначены перспективы дальнейшего развития проекта.
Актуальность темы.
Ушла в прошлое эпоха с догматическим сознанием, в рамках которого в образовании доминировал информационный подход. За образованием закреплялась главная функция – познания окружающего мира, познания, понимаемого как отражение объективно существующего бытия, в котором субъекту отводилась лишь роль адекватного восприятия этого бытия.
В традиционной методике преподавания меня не устраивает то, что при изучении истории и обществознания в школе в учебнике излагаются, а на уроке усваиваются объемные информационные блоки. При этом основным залогом успешной учебы является хорошая память, на которую и ложится основная нагрузка, а мыслительные способности при этом остаются задействованы в меньшей степени.
В традиционной методике преподавания и содержании образования я определила проблему, которая, на мой взгляд, является одной из самых главных: существующий информационный подход не обеспечивает формирование у учащихся свойств, качеств и способностей, предъявляемых современным обществом к личности. Для традиционного подхода в содержании образования большое значение имеет учебный материал, который и отождествляется с содержанием образования. Учебный материал необходимо освоить, то есть «сделать его своим» на основе запоминания; смысл учебной деятельности при этом сводится к тому, что учитель «поставляет» информацию, учащиеся ее запоминают и передают результаты запоминания учителю. Что же развивается и формируется в этом случае? Прежде всего память. Но, как утверждают психологи, память если и можно развить, то в незначительной степени. Таким образом, информационный подход не обеспечивает развитие мыследеятельности ребенка. Сегодня, когда в обществе господствует свободомыслие, плюрализм – ценность приобретают другие личностные свойства и качества. Важным становится умение критически мыслить, целеполагать, адекватно действовать в сложном современном мире.
Изменения, происходящее в стране, движение общества в направлении становления постиндустриального информационного общества повлекли за собой развитие системы образования и его главной фигуры – учителя. Развитие, как известно, осуществляется через инновационный процесс, что предполагает поисково – исследовательскую деятельность педагогов. Творить, искать, экспериментировать, обновлять содержание и методы работы по созиданию личности школьника является теперь не только правом, но и обязанностью учителя, что официально закреплено в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения.
Целью моей профессиональной педагогической деятельности является реализация принципов деятельностного содержания образования в преподавании истории и обществознания.
Основные задачи, которые ставлю перед собой:
1. Изучение теоретических основ методики проблемного обучения.
2. Реализация методики проблемного обучения в преподавательской практике.
3.Анализ и обобщение полученных результатов.
Теоретическая интерпретация проекта.
Под деятельностным подходом в образовании понимается не совокупность образовательных технологий или методических приемов, это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения. Можно выделить три черты такого подхода:
- процесс обучения есть всегда обучение деятельности – либо предметно – практическим действиям, либо умственным действиям. Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения самоконтроля, оценки и самооценки;
- процесс учения должен быть творческим – деятельностный подход предполагает открытие перед ребенком спектра возможностей и создание у него установки на свободный, но ответственный и обоснованный выбор той или иной возможности, или нахождение им новых возможностей;
- обучение деятельности предполагает на первом этапе совместную учебно- познавательную деятельность учащихся под руководством учителя; то, что сегодня ребенок способен выполнить в сотрудничестве и под руководством учителя, завтра он способен выполнить самостоятельно.
Реализация принципов деятельностного содержания образования позволяет формировать личность активную, способную адекватно действовать в практических ситуациях, самоопределяться, целеполагать, проектировать; формировать у учащихся компетентности – познавательную, социальную, коммуникативную.
Данный подход позволяет мне сделать ученика своим единомышленником. Ученик участвует в учебном процессе не как объект воздействия, а как равноправный субъект обучения. При этом перестраиваются отношения и между учащимися. В условиях разворачиваемой коллективной деятельности учащиеся ведут диалог, выслушивают друг друга, сопоставляют различные точки зрения на одну и ту же проблему.
В деятельностном подходе я выделяю основным то, что дети осваивают то содержание образования, которое разворачивается в ситуации коллективной деятельности и оно может быть специально выделено и отрефлектировано детьми, что позволяет говорить об освоении учащимися способа деятельности. При этом полагаю, что в дальнейшем эти способы будут применяться в других учебных ситуациях.
Данный подход позволяет мне работать с мышлением учащихся, их пониманием, относиться к ученику не как к накопителю информации, а как к личности, имеющей уникальную организацию сознания.
Реализуя принципы деятельностного содержания, я ставлю перед собой задачу сформировать у учащихся такие способы деятельности:
- способы работы в группе, выстраивание с другими людьми отношений сотрудничества и диалога;
- способ постановки целей и задач в учебных и практических ситуациях;
- способ определения путей и средств достижения целей и задач;
- способы анализа, сравнения, классификации.
Основным средством реализации принципов деятельностного содержания образования, я выбрала применение методики проблемного обучения. Идея проблемного обучения не является новой. Большое распространение технология проблемного обучения получила в 20 – 30 – ых гг. XX в. в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи. В нашей стране наибольший вклад в разработку теории проблемного обучения внесли ученые А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, А. В. Брушлинский, Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер.
Выражением общей направленности проблемного обучения могут служить слова Д. Дьюи: « … создать такие условия и как результат такие действия учащихся, вследствие которых они не смогут не научиться: ум ребенка будет сосредоточен не на учебе или учении, он будет направлен на делание того, что требует ситуация, а обучение будет результатом. Методом учителя становится отыскание тех условий, которые пробуждают самообразовательную активность, а учение становится следствием этой активности».
Проблемное обучение как условие реализации принципов деятельностного содержания образования.
Проблемное обучение в преподавании истории и обществознания. Формы и методы работы.
Строя обучение проблемно, создаю в учебном процессе проблемные ситуации и организую активную деятельность учащихся по ее разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
При этом:
- повышается прочность знаний;
- усваиваются способы самостоятельной деятельности;
- формируются поисковые и исследовательские умения и навыки;
- развиваются познавательные и творческие способности.
В своей практике использую различные методические приемы создания проблемной ситуации:
- подвожу школьников к противоречию, предлагая найти способ его разрешения;
- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос, проблему;
- предлагаю рассмотреть явление с различных позиций;
- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты;
- формулирую проблемные задачи:
- с недостаточными или избыточными исходными данными;
- с неопределенностью в постановке вопроса;
- с противоречивыми данными;
- заведомо допущенными ошибками.
Создавая учебную ситуацию, учитываю такие моменты:
- выделяя единицы содержания, исхожу из ошибок и затруднений самих детей в их реальной предметной деятельности;
- предусматриваю «ситуацию успеха» для учащихся с целью стимулирования дальнейшей деятельности;
- осуществляю рефлексию на заключительном этапе занятия;
- сочетаю групповую и индивидуальную формы организации работы учащихся.
Важную роль отвожу организации групповой работы, что позволяет в большей степени формированию коммуникативных способностей (высказывать свое суждение, выслушивать других, находить точки соприкосновения); формированию у учащихся толерантности.
Организуя работу в группах, придерживаюсь ряда принципов и требований:
- к формированию групп:
- состав групп переменный;
- группы формируются учителем;
- учет учебных возможностей учащихся;
- определение руководителя группы, перед которым ставятся координирующие и организационные задачи;
- к анализу работы групп:
- по результатам работы группа коллективно оценивает деятельность каждого участника;
- группа оценивает свою работу в целом: насколько успешно были решены учебные задачи;
- группа определяет свое отношение к деятельности других групп;
- к формированию коммуникативных навыков:
- выслушивать других, не перебивать;
- уважать другие точки зрения;
- четко и ясно излагать свою позицию;
- возражать аргументируя;
- стремиться находить точки соприкосновения;
- к постановке учебных задач и созданию учебных ситуаций: использование разнообразных типов развивающих задач:
- определения отношения (к историческому деятелю);
- анализ ситуации;
- выдвижение версий и их аргументация;
- отбор, структурирование ситуации.
Одной из главных задач в условиях реализации деятельностного подхода является достижение учащимися осмысления и понимания исторических явлений, событий, процессов. Добиться этого помогает использование на уроках способов моделирования – составление опорных логических схем,
что способствует:
- более глубокому осмыслению исторического материала (за счет представленных логических связей);
- определению взаимосвязей в историческом развитии различных факторов (субъективных, объективных, случайных), различных процессов (экономических, политических, социальных) и пр.;
- комплексно воспринимать исторические события.
Важно в данном случае не предъявлять схемы в готовом виде, посредством организованной коллективной, фронтальной работы вывести учащихся на структурные блоки, взаимосвязи элементов, замышленные педагогом. Таким образом, достигается решение важной задачи: учащиеся приобщаются к самостоятельному овладению способам моделирования, что в свою очередь способствует формированию различных мыслительных операций.
Демонстрирую использование указанного метода на примере:
Логическая схема по теме «Аграрная реформа П. А. Столыпина».
Технология работы в условиях проблемного обучения.
Разрабатывая учебно – тематическое планирование по теме (блоку), определяю структуру организации учебной деятельности:
1. Определяю цели и задачи изучения темы, единицы содержания, которые должны быть освоены учащимися при изучении данной темы.
2.Разрабатываю вводное занятие, на котором будет осуществляться этап целеполагания, выявления проблемного поля, промежуточных проблем.
3. Разрабатываю учебные ситуации, позволяющие реализовать принципы методики проблемного обучения.
4. Подготавливаю дидактический материал (тесты, тексты, ЦОРы).
5. Определяю формы контроля, формы организации учебной деятельности учащихся.
6. Составляю диагностическую карту.
Направления изложенной структуры реализую на всех этапах и разделах изучения исторических и обществоведческих курсов.
В данном случае иллюстрирую реализацию технологии проблемного обучения на примере изучения темы «Россия в XVII веке», 7 класс.
1. Определение целей и задач изучения темы(деятельность педагога).
1.1. Определение требований к результатам учебной деятельности учащихся:
- предметные:
- показывать основные направления экономического, политического, социального развития России в 17 в.;
- выявлять положение различных сословий в 17 в.;
- составлять сравнительно – исторические, хронологические таблицы;
- работать с исторической картой;
- делать выводы о роли исторической личности в истории Российского государства (царь Алексей Михайлович, патриарх Никон).
- метапредметные:
- совершенствовать навыки работы с различными источниками информации: тексты учебника, словарь, исторические энциклопедии, ресурсы Интернет;
- совершенствовать способность организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- совершенствовать способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах.
- личностные:
- осмысливать социально – нравственный опыт предшествующих поколений;
- уважать культурное наследие своего народа.
1.2. Выявление единицы содержания:
-выработка алгоритма деятельности (таблицы, схемы);
- факт – гипотеза.
2. Реализация этапа целеполагания(работа педагога с учащимися).
Работа над изучением темы начинается с этапа целеполагания, который осуществляется на вводном уроке. В ходе коллективного обсуждения определяются цели и задачи изучения темы, при этом необходимо обеспечить связь и преемственность новой темы с предыдущей изученной темой. Это позволяет учащимся самостоятельно поставить цели и задачи изучения темы.
2. 1. Организация коллективной беседы, вопросы для обсуждения:
- какую тему изучили? (смутное время)
- каково ее основное содержание? (ослабление центральной власти, интервенция, народные движения)
- как данная ситуация отразилась на развитии страны? (разорение страны, экономический спад, ухудшение уровня жизни населения, рост преступности, потеря национальных земель).
2.2. Определение проблемного поля.
Учитель подводит учащихся к противоречию: каким образом страна, находясь в таком состоянии, смогла преодолеть последствия Смутного времени (использование метода приведения двух противоречивых суждений: появляется некая интрига, за счет чего достигается мотивация).
Проблемное поле: определить факторы, обеспечившие восстановления страны.
Задача: охарактеризовать процессы, происходящие в различных сферах жизни страны: политической, экономической, социальной, духовной, внешнеполитической.
2.3. Планирование изучения темы (осуществляется общий обзор темы, постановка промежуточных проблем; результаты фиксируются в табличной форме):
Сферы обществ. жизни | Полити-ческая | Экономи- ческая | Социаль-ная | Духовная | Внешне- полити- ческая |
Процес-сы, явления, события. | Становле- ние новой правящей династии- династии Романовых. | -Трудности и проблемы в развитии хозяйства; - новые явления в экономике. | -Сослов-ный строй; - народные движения; - быт и нравы. | -Церков-ный раскол; - образо-вание и культура: достиже-ния, тенденции. | -Войны с Польшей; - русско- турец. война; -освоение Сибири. |
Промежу- точная проблема. | Определить факторы формирова-сословно- представит. монархии и складывания самодер-жавия. | Определить противоре- чие в развитии экономики. | -Опреде лить причины изменения положения различных сословий; - выявить причины народных движений. | -Выявить содержа- ние и факторы конфликта меду «свя- щенством и царством»; -опреде- лить отличитель-ную черту в развитии культуры. | Выделить различные пути расшире-ниятерри- тории России. |
3. Планирование деятельности педагогом:
- методическая работа по созданию учебных ситуаций, в результате которых планируется разрешение учебной задачи;
- работа по формированию групп;
- распределение заданий по подготовке сообщений, индивидуальные консультации;
- подготовка дидактических материалов.
В данном случае демонстрирую создание проблемной ситуации на примере темы «Политическое развитие страны в XVII веке».
Проблемное поле: определить факторы формирования сословно – представительной монархии и ее перерастания в абсолютную монархию.
По разрешению проблемы планирую учебные ситуации.
Ситуация 1: выявление задач, которые стояли перед страной по окончании смутного времени.
Задание учащимся: проанализировать текст, определить:
- кто и каким образом стал русским царем;
- почему выбор пал именно на эту кандидатуру.
Учащимся предлагается заполнить таблицу, в которой будут отражены результаты их деятельности:
Кто стал русским царем | Каким образом | Аргументация выбора |
М. Романов. | Избран Земским собором. | - Родство с предшествующей династией; - «выбирали удобнейшего» и др. аргументы. |
Ситуация 2: определение специфики отношений между новым царем М. Романовым и Земским собором.
Для решения данной задачи, учащимся необходимо проанализировать предшествующую политическую ситуацию. Педагог предлагает алгоритм деятельности:
- определить, когда и кем был создан Земский собор;
- охарактеризовать политическую ситуацию, в условиях которой происходило его формирование;
- определить цели создания данного органа;
- определить форму правления.
Когда и кем был создан Земский собор. | Политическая ситуация, как условие его создания. | Цели создания Земского собора. | Форма правления. |
1649 г., Иван IV | Завершение объединения русских земель; слабость центральной власти. | Создание опоры, поддержки центральной власти со стороны разных сословий в условиях централизации государства. | Сословно – представительная монархия. |
Ситуация 3: определение роли Земских соборов в царствовании М. Романова, аргументация предъявленной версии.
Роль Земского собора | Аргументация версии |
Роль Земских соборов достаточна значительна | Слабость центральной власти: - новая династия; - М. Романов – молод, не опытен; - много трудностей и проблем во всех сферах жизни страны после окончания смутного времени. |
Ситуация 4:выявление изменений формы правления и факторов, повлиявших на эти изменения.
Роль Земских соборов в царствовании А. М. Романова. | Причины изменений. | Форма правления. |
Созыв Земских соборов прекращается. | Укрепление позиций дома Романовых. | Складывания самодержавия. |
Рефлексия деятельности.
Что выявили, выяснили на уроке: | Каким образом, через что это делали: |
1. форму правления в царствовании М. Романова и А. Романова; 2. причины формирования сословно – представительной монархии и абсолютной; 3. сущность сословной и абсолютной монархии. | определение роли Земских соборов; выявление факторов, обусловивших их деятельность; для этого: - работали с фактическим материалом; - осуществляли анализ ситуации; - выдвигали гипотезы и их аргументировали. |
Для закрепления и осмысления проделанной деятельности совместно с учащимися выстраиваем алгоритм работы по решению учебной задачи:
4. Контроль и оценивание результатов учебной деятельности.
4.1. Повторительно – обобщающий урок.
1 этап. Работа над проблемным полем, заявленным на вводном занятии:
определить факторы восстановления страны. Каждая группа представляет
свой проект видения проблемы.
2 этап. Определение итогов развития страны в XVII веке.
Результаты оформляются в таблицу:
Политичес- кое развитие | Экономи-ческое развитие | Социаль- ное развитие | Развитие культуры, образования | Внешняя политика | |
Результаты развития | |||||
Проблемы |
Исходя из выявленных результатов и проблем развития страны в разных сферах, определяем, с какими задачами войдет Россия в XVIII век.
3 этап. Осуществление контроля знаний, умений, навыков:
учащиеся индивидуально выполняют тестовые задания.
4.2. Работа в группах по оцениванию результатов деятельности (оценивание осуществляется относительно работы над всей темой).
Оценивание собственной деятельности учащимися и группой:
Участники группы | Самооценка | Оценка группы | Оценка учителя | Итоговая оценка |
Отслеживание результатов деятельности группы:
Насколько успешно группа справилась с заданием. | |
Какие трудности возникли во время работы. | |
Отношение к результатам деятельности других групп. |
5. Педагогическая диагностика результатов учебной деятельности учащихся.
Важным звеном педагогической деятельности является система отслеживания результатов деятельности учащихся. Для системного отслеживания изменений в развитии учащихся веду диагностические карты.
Диагностическая карта сформированности и развития межпредметных
результатов учебной деятельности.
Ф. И. учени-ка. | Работа с текстом. | Работа с ин- формац – ми источн. | Работа с версиями, оценками | Анализ. Объяснение. | Способ репре-зентации. | Резюме учителя. | |||
Умение ответить на поставл. вопрос. | Состав- ление плана. | Опреде- ление глав. мысли. | Исп. ресурсов Интернет | Сост. ММП |
Диагностическая карта сформированности и развития предметных
результатов учебной деятельности.
Ф.И. учен ика | Ист. факты: События, процессы, явления | Характер. ист. личности | Понятия | Ист. карта | Ист. источник | Хроноло гия | Резюме учителя | ||
сущ ность | прич- след связи | дея тель ность | оцен ка; отно шение | ||||||
План реализации проекта:
Этап, сроки | Содержание | Осуществляемая деятельность |
I. Подготовительный. 2018 г. | Осознание проблемы и необходимости в более глубоких знаниях, определение темы самообразования, постановка целей и задач. | - Осознание ситуации: в изменившихся условиях образование вышло на новые рубежи, сместив акцент со знаниевой составляющей на развивающую. - Тема саомобразования: «Деятельностный подход в преподавании истории и обществознания». - Представление опыта работы на Всероссийском конкурсе педагогических инноваций. |
II. Теоретический. 2018 г. | Изучение теории вопроса, опыта работы коллег. | - Изучение различных концепций личностно – ориентированного образования. Среди идеологов личностно – ориентированного образования можно отметить И.С.Якиманскую, Ю.В.Громыко, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, Л.В.Занкова. Все эти концепции объединяет понимание того, что овладение научной системой знаний является не целью, а средством развития ребенка, который изначально выступает в качестве субъекта, актора познания. - Участие в работе творческих групп «Проблемное обучение», «Технология критического мышления». - Посещение уроков коллег |
III. Формирующий. 2018 – 2019 гг. | Разработка технологии проблемного обучения, ее реализация. | - Системное использование технологии проблемного обучения в педагогической практике. - Проведение открытых уроков: «Устройство Римской республики», 5 кл., «Принятие христианства», 6 кл. |
IV. Презентационный. 2020 - 21 г. | Распространение опыта. | - Размещение методических разработок уроков на сайте МБОУСОШ № 1, портал «Сеть творческих учителей». - Представление проекта в ходе аттестации на высшую квалификационную категорию. - Представление проекта на районном методическом объединении учителей истории и обществознания. |
Результаты педагогической деятельности.
Главным продуктом, результатом, считаю, будет:
во – первых, заинтересованный ученик (ученики), мотивированный на осуществление деятельности, овладевающий способами деятельности, успешно осваивающий систему знаний, умений, навыков;
во – вторых, учитель, готовый к использованию современных образовательных технологий;
дополнительные продукты: комплект методик, дидактические материалы,
цифровые образовательные ресурсы.
Критерии эффективности.
Главным критерием, позволяющим понять насколько ученик заинтересован, выступает желание учеников изучать предмет, о чем я узнаю из следующих показателей:
1. активность учащихся на уроке: слушают, задают вопросы, участвуют в диалоге, открыто смотрят в глаза, смело отвечают, строят гипотезы, участвуют в обсуждении;
2. выполнение домашних заданий: нравится выполнять задания, подходят к этому творчески, делятся затруднениями, рассказывают, что выполнили;
3. хорошие знания по предмету: качественная успеваемость, участие в олимпиадах.
Ресурсы.
Самый главный ресурс – это внутренний ресурс – желание заниматься данной проблемой, интерес к данному вопросу.
Внешние ресурсы:
информационные: литература по теории и практике деятельностного подхода и проблемного обучения, ресурсы Интернет;
интеллектуальные: взаимопосещение уроков коллег, участие в работе творческой группы;
кадровые: прохождение курсовой подготовки.
Целевая аудитория.
Проект рассчитан на учащихся средней общеобразовательной школы на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования.Партнеры.
В подготовке проекта партнерами выступали учителя – коллеги, методическое объединение учителей истории и обществознания МБОУСОШ №1, администрация школы. На этапе реализации партнерами являются учащиеся, родители, а также коллеги и администрация школы, осуществляющие экспертную деятельность.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Продолжая работу над реализацией системно – деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания, планирую изучить и реализовать в педагогической практике кейс метод.
Цель использования данного метода: научить анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программу действий.
Ожидаемый результат:формирование предметной, информационной и коммуникативной компетенций.
Используемая литература:
1. Абдулаев Э. Н. Деятельностный подход в преподавании истории в рамках требований нового стандарта // Преподавание истории в школе. - 2012. - №1.- С.3 – 6.
2. Громыко Ю.В. Новое содержание образования // Пушкинский институт «Московские учебники». - 2001 г.
3. Климова Н. Компетентностно – деятельностный подход в обучении истории в средней школе // Методическая работа в школе. - 2012. - № 2 С. 50 -57.
4. Колесник Н. Анализ урока с точки зрения деятельностного подхода // Качество образования в школе. – 2011. - № 2. – с. 22, 23.
5. Кудрявцева Н. Системно – деятельностный подход как механизм реализации стандартов нового поколения // Сельская школа. – 2012. - № 2.- С. 3 -12.
6. Купавцев А.В. Теоретические основы и практика интенсивно – деятельностного обучения // Педагогика. – 2011. – № 8. – С. 69 – 76.
7. Перминова Л.М.О взаимосвязи школьных образовательных стандартов первого и второго поколения // Образование в современной школе. – 2012. - № 2. – С. 4 – 9.
8. Якиманская И. С. Технология личностно – ориентированного образования // Москва. «Сентябрь».- 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета по выявлению возможности трансляции педагогического опыта
Анкету разработала Некрасова Елена Николаевна,методист ЦДТ "Царицыно" г. Москвы.________________________________________________________________________________________________________Данная анк...
Трансляция педагогического опыта
Государственная итоговая аттестация...
Сайт как способ систематизации и трансляции педагогического опыта
Данная статья хранении и систематизации материалов на данном сайте....
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Открытые уроки.
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Открытые уроки....
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Выступления.
Справка о проведенных мероприятиях по трансляции педагогического опыта. Выступления....
Трансляции педагогического опыта
Трансляции педагогического опыта...
трансляция педагогического опыта
трансляция педагогического опыта...