Рабочая программа 5 класс
рабочая программа

Альмира Гайнитдиновой Самситдиновна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiiya_5_klass.docx52.47 КБ

Предварительный просмотр:

II. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  3. Федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067, зарегистрирован в Минюсте России 30.01.2013 № 26755);
  4. Программа основного общего образования по географии.5-9 классы. Авторы А.И. Алексеев, О.А. Климанова, В.В. Климанов, В.А. Низовцев// Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2014
  5. Рабочая программа к учебнику "География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС
  6. Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №1» п.г.т. Уренгой Пуровского района (приказ №35т 27.08.2013)

Общее количество часов – 35 часов. Программа рассчитана на 1 учебный час в неделю.

 

Концепция

Рабочая программа по географии предусматривает целенаправленное формирование общих географических и экологических понятий уже с 5 класса.  Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. В связи с этим основные методики изучения географии на данном уровне: обучение через опыт и сотрудничество; учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем); личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.

Рабочая программа направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Сюда же относятся приемы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

      В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

     Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Актуальность: Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа ориентирована, в соответствии с ФГОС второго поколения, на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии; освоение содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности.

Цель программы:  формирование системы географических знаний как компонента целостности естественнонаучной картины мира.

Задачи программы:

  • Обучающие: создать условия для формирования у учащихся предметных и учебно-исследовательских компетенций (усвоение знаний по географии в 5 классе в соответствии с новыми ФГОС, понимание учащимися практической значимости географических знаний, формирование общенаучных знаний).
  • Развивающие: создать условия для развития у учащихся интеллектуальной, эмоциональной сферы, развить уверенность в себе, умения достигать поставленных целей.
  • Воспитательные: способствовать совершенствованию социально-успешной личности, развитию коммуникативных компетенций.

Обоснование выбора УМК.

УМК выбран и утверждён на заседании МО учителей естественно – научного цикла   31.08.2019 года протокол №1. Учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019.Рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.

III. Общая характеристика курса учебного предмета, курса

География в 5 классе – первый этап географической подготовки учащихся – основной среди 5 – 11 классов. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении предыдущего курса «Окружающий мир», является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе. «География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе формирования представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Цели:

- развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,

- раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,

- воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;

- создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;

- раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;

- формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Задачи:

- формирование представлений о единстве природы, о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;

- развитие специфических географических и общеучебных умений;

- развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- воспитание в духе уважения к другим народам;

- развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов);

- развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

- выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Методы, формы и технологии решения поставленных задач.

Основными принципами обучения являются:

- сознательность, активность и самостоятельность;

- наглядность;

- системность, последовательность и комплексность;

- обучение на высоком уровне трудности;

- прочность формирования знаний, умений, навыков;

- групповой и индивидуальный принципы в обучении.  

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные: урок, консультация, собеседование, лабораторная работа, программированное обучение.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповое творческое занятие.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой, электронными источниками информации, письменные упражнения, индивидуальные задания, работа за компьютером.

Методы обучения:

  • Словесные: рассказ, беседа.
  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Практические: лабораторная работа, работа со справочной  литературой.
  • Самостоятельные: письменные упражнения, тесты.

Основные методы воспитания: убеждение, пример, соревнование, поощрение.

Педагогические технологии:

.  *Технологии личностно-ориентированного обучения;

   * Развивающего обучения;

   * Проектной технологии;

   * ИКТ;

   * Здоровьесберегающие

Межпредметные связи:

География-химия-физика-история-астрономия

IV.Место учебного предмета, курса  в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «СОШ№1» п.г.т. Уренгой Пуровского района.

Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.

Общее число учебных часов в 5 классе - 35 (1ч в неделю).

V.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Развитие познавательных ценностных ориентиров содержания курса биологии позволяет сформировать уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности; понимание необходимости вести здоровый образ жизни, потребность соблюдать гигиенические нормы и правила; сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии формирует коммуникативные ценности, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентиры направлены на воспитание стремления у обучающихся грамотно пользоваться биологической терминологией и символикой, вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии, открыто выражать и отстаивать свою точку зрения.

Курс биологи направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.

Ценностные ориентиры, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у обучающихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.

Все  ценностные ориентиры составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.

VI.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса: личностные, метапредметные и предметные

Личностными   результатами  являются:

- овладение опытом участия в социально значимом труде;

- обладание осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

- овладение коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой деятельности;

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

- сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Предметными результатами являются:

- объяснять значение понятий;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления и расстояния, работать с компасом; измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

- читать план местности и карту;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их;

- описывать погоду своей местности, вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- обозначать на контурной карте географические объекты.

Метапредметными результатами являются:

- ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей и предложенным планом;

- выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности, высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

- составлять описание объектов;

- сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами;

- оценивать работу одноклассников;

- выявлять причинно-следственные связи;

- анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

- составлять вопросы к текстам, логическую цепочку по тексту, таблицы, схемы по содержанию текста

VII. Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Разделы

Количество часов

Вид занятий

практические

экскурсии

1

Как устроен наш мир

9

1

2

Развитие географических знаний о земной поверхности

8

1

3

Как устроена наша планета

14

2

1

4

Резерв

3

Итого

34

4

1

                         

 Раздел I. Как устроен наш мир 9 ч

Тема 1. Земля во Вселенной 5 ч.

Представления об устройстве мира. Как менялись представления об устройстве мира? Как задолго до первого космического полета ученые установили, что Земля вращается вокруг Солнца? Как устроен наш мир?

Звезды и галактики. Что такое звезда? Как определили расстояние до звезд? Какие бывают звезды? Сколько всего существует звезд?

Солнечная система. Какие две группы планет выделяют ученые? Стоит ли землянам бояться астероидов и комет? Как возникла Солнечная система? Как человек исследует Солнечную систему?

Луна - спутник Земли. Похожа ли Луна на Землю? Почему вид Луны на небе меняется? Как Луна влияет на Землю?

Земля – планета Солнечной системы. Почему на Земле происходит смена дня и ночи? Как связаны продолжительность светового дня и смена времен года?

Тема 2.Облик Земли 4 ч.

Облик земного шара. Как распределены по земному шару вода и суша? Сколько на Земле материков и океанов? Чем остров отличается от полуострова?

Форма и размеры ЗемлиГлобус – модель Земли. Как изменялись представления людей о форме Земли. Кто впервые измерил Землю? Что такое глобус?

Параллели и меридианы. Градусная сеть. Зачем на глобус нанесены параллели и меридианы? Чем примечательны некоторые параллели и меридианы Земли?

Практикум: Глобус как источник географической информации. Что изображено на глобусе? Как определить по глобусу расстояния? Как определить по глобусу направления?

                          Раздел II. Развитие географических знаний о земной поверхности. 8 ч.

Тема 3. Изображение Земли. 2 ч.

Способы изображения земной поверхности. Как показать на листе бумаги большие участки земной поверхности?

История географической карты. Когда появились и какими были первые карты? Как изменялись карты на протяжении истории человечества? Как делают карты на компьютере?

 Тема 4. История открытия и освоения Земли. 6 ч.

Географические открытия древности и средневековья. Какие географические представления были у древних народов? Куда путешествовали древние народы? Как звали самых известных географов древности?

Географические открытия Средневековья. Как дошли до нас сведения о первых путешествиях? Кто из европейцев составил первое описание Востока?

Великие географические открытия. Почему наступила эпоха Великих географических открытий? Как был открыт путь в Индию? Как вновь была открыта Америка? Кто первым обогнул земной шар?

В поисках Южной Земли. Как была открыта Австралия? Как была открыта Антарктида и достигнут Южный полюс? Как началось изучение арктических широт?

Исследования океана и внутренних частей материков. Как были открыты северные территории самого крупного материка Земли? Кто исследовал внутренние пространства других материков? Как люди стали изучать глубины Мирового океана?

Практикум: записки путешественников и литературные произведения как источник географической информации.

                              Раздел III. Как устроена наша планета - 14 ч.

Тема 5. Литосфера. 5 ч.

Внутреннее строение Земли. Каково внутреннее устройство нашей планеты?

Горные породы и их значение для человека. Как образуются магматические горные породы? Что происходит с горными породами на поверхности Земли? Как преобразуются горные породы, попадая в недра Земли?

Практикум: Работа с коллекцией горных пород и минералов. Как различаются минералы? Как различаются горные породы? Как и где используют горные породы и минералы?

Рельеф и его значение для человека. Как образуется рельеф Земли? Какое значение имеет рельеф для человека?

Основные формы рельефа Земли. Каковы основные формы рельефа суши? Как происходит переход от материка к океану? Как формы рельефа есть на океанском дне?

 Тема 6. Гидросфера. 3 ч.

Мировой круговорот воды. Почему на Земле не истощаются запасы пресной воды. Почему существует круговорот воды?

Мировой океан и его части. Какие бывают моря? Что такое заливы и проливы?

Гидросфера – кровеносная система Земли. Какую роль в природе и жизни человека играют реки? Какую роль в природе и жизни человека играют озера? Какую роль в природе и жизни человека играют подземные воды и болота? Какую роль в природе и жизни человека играют ледники?

  Тема 7. Атмосфера. 3 ч.

Атмосфера Земли и ее значение для человека. Чем мы дышим? Как изменяются свойства воздуха с высотой? Различаются ли свойства воздуха в разных районах земного шара?

Погода. Что такое погода? Почему погода такая разная? Что такое метеорология и как составляются прогнозы погоды?

Практикум: Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой. С помощью каких приборов измеряют значения разных элементов погоды?

 Тема 8. Биосфера. 2 ч

Биосфера - живая оболочка Земли. Когда и как на планете Земля возникла жизнь? Как связаны все живые организмы?

Как живые организмы изменяют нашу планету? Что такое биосфера?

Практикум: Экскурсия в природу. Что такое экскурсия? Что такое фенологические наблюдения? Зачем собирают гербарий? Как провести гидрологические наблюдения? Что является итогом экскурсии?

Тема 9. Природа и человек. 1 ч.

Воздействие человека на природу Земли. Что человек берет из природы? Почему так опасно загрязнение природы? Каковы масштабы воздействия человека на природу? Почему надо беречь и охранять природу? Как должны строиться взаимоотношения человека и природы?

Практические работы 5 класс

  1. Урок-практикум «Глобус как источник географической информации».
  2. Урок-практикум «Записки путешественников и литературные произведения как источники географической информации».
  3. Урок-практикум «Работа с коллекцией горных пород и минералов».
  4. Урок-практикум «Знакомство с метеорологическими приборами и наблюдение за погодой».
  5.  Урок-практикум. Экскурсия в природу.

VIII. Требования к уровню подготовки учащихся

Планируемые результаты освоения учебного предмета.

 

Предметные результаты изучения курса «География» в 5 классе:

 Обучающиеся научатся:

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «глобус», «градусная сеть», «параллели», «экватор», «тропики», «полярные круги», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- определять (измерять) направления, расстояния по глобусу;

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.

- объяснять значение понятий: «путь из варяг в греки», «Великий шелковый путь», «Старый Свет», «Новый Свет», «поморы»;

- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- читать план местности и карту;

- производить простейшую съемку местности;

- работать с компасом, картой;

- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;

- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

- приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «горы», «равнины», «мировой круговорот», «океан», «море», «заливы»,

«проливы», «гидросфера», «речная система» (и ее части), «озера», «болота», «подземные воды», «ледники», «атмосфера», «атмосферный воздух», «погода», «воздушная масса», «метеорология», «синоптическая карта», «биосфера», «биологический круговорот»;

- называть и показывать по карте основные географические объекты;

- обозначать на контурной карте географические объекты;

- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;

- приводить примеры основных форм рельефа суши и дна океана;

- объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;

- измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц с использованием различных источников информации;

- описывать погоду своей местности;

- вести простейшие наблюдения элементов погоды;

- вести полевой дневник.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

-читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

-строить простые планы местности;

-создавать простейшие географические карты различного содержания;

-моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

-использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

-воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

-создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией умениями и знаниями по теме.

Метапредметные результаты обучения

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

составлять описания объектов;

составлять простой план;

 работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

выявлять причинно-следственные связи;

Обучающиеся получат возможность научиться:

высказывать суждения, подтверждая их фактами;

искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

Регулятивные УУД:

Обучающиеся научатся:

ставить учебную задачу под руководством учителя;

планировать свою деятельность под руководством учителя;

 работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 работать в соответствии с предложенным планом;

Обучающиеся получат возможность научиться:

выделять главное, существенные признаки понятий;

 участвовать в совместной деятельности;

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

- оценивать работу одноклассников

- добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

 Обучающиеся получат возможность научится:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

 

Формирование ИКТ–компетентности

Обучающиеся научатся:

  • подключать устройства ИКТ к электрическим и информационным сетям, использовать аккумуляторы;
  • соединять устройства ИКТ (блоки компьютера, устройства сетей, принтер, проектор, сканер, измерительные устройства и т. д.) с использованием проводных и беспроводных технологий;
  • правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами (перемещение курсора, выделение, прямое перемещение, запоминание и вырезание);
  • осуществлять информационное подключение к локальной сети и глобальной сети Интернет;
  • выводить информацию на бумагу, правильно обращаться с расходными материалами;
  • соблюдать требования техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе с устройствами ИКТ, в частности учитывающие специфику работы с различными экранами.

  Личностные   результаты.

У обучающихся будет сформировано:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира:

 - осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

Обучающиеся получат возможность для формирования:

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

IХ. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

УМК для ученика:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
  2. Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
  3. Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019

УМК для учителя:

  1. География. Землеведение. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019
  2. География. Диагностика результатов образования. 5 класс. Учебно-методическое пособие к учебнику О. А. Климановой, В. В. Климанова, Э. В. Ким «География. Землеведение. 5–6 классы». – М.:Дрофа, 2017
  3. А.В. Румянцев. Э. В. Ким, О. А. Климанова. География. 5-6 кл. Землеведение. Методическое пособие. М. Дрофа, 2017
  4. Атлас. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019
  5. Контурные карты. География. 5 класс. ФГОС. М.:Дрофа, 2019

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...