Методика "Сфера интересов"
методическая разработка
Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.
Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:
* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
* наличие хороших и верных друзей;
* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);
* творчество (возможность творческой деятельности);
* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика «Сфера интересов»
(О.И. Мотков)
Цель: изучение широты сфер интересов учащихся, выраженности интереса к активным видам деятельности, к общению, творчеству.
Методика направлена на выявление следующих ценностных ориентаций:
* активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность);
* наличие хороших и верных друзей;
* познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
* продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
* развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
* развлечения (необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей);
* творчество (возможность творческой деятельности);
* красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);
* любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком).
Учащимся предлагается по пятибалльной системе оценить сферы их интересов.
1 балл ставится, когда сфера незначима для учащегося.
2 балла – когда она малозначима.
3 балла – сфера средней значимости.
4 балла – когда сфера значима.
5 баллов – очень значима.
Напротив, номера называемой сферы ставится тире и ответ цифрой, соответствующей выбору учащегося из шкалы возможных оценок значимости интересов.
Текст.
1.Телевидение, радио.
2. Общение в семье.
3. Учеба.
4. Спорт, занятия физической культурой.
5. Общение с противоположным полом.
6. Домашний труд.
7. Общение с педагогом, с руководителем.
8. Музыка любая.
9. Бизнес.
10. Кино.
11. Коллектив класса, группы.
12. Одежда.
13. Самовоспитание личности.
14. Общение с друзьями.
15. Живопись, рисование, лепка, макраме и т.д.
16. Походы.
17. Экскурсии, краеведение.
18. Техническое творчество.
19. Общение с природой.
20. Чтение художественной литературы (вне программы).
21. Изготовление различных предметов своими руками.
22. Другие виды художественного творчества (поэзия, проза, моделирование, биологические опыты и т.д.).
23. Занятие без особой цели – ничегонеделание.
Ключ к методике (изучаемые стороны личности и соответствующие вопросы):
Широта интересов – по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).
Интересы к трудоемким, активным видам деятельности – учитываются оценки 4 и 5 по вопросам 3,4,6,9,13,15,16,17,18,21,22.
Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5)
Общение – №№ 2, 5, 7, 14,19.
Развлечения – №№ 1, 8, 10, 12, 20.
Творческая деятельность – №№ 15, 16, 18, 21, 22.
Коллектив группы – № 11.
Организуемый взрослыми труд – №№ 3, 6.
Самовоспитание – № 13.
С помощью качественного анализа учитель определяет, какие виды общения, развлечения, творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для класса в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов. Если не удается выявить ни одного направления, можно предположить несформированность у ученика системы ценностей.
Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».
Тест | Варианты ответов | Не значима 1 Мало значима 2 Средне значима 3 Значима 4 Очень значима | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Данные по классу представляются в виде таблицы.
Список учащихся | Общение | Трудоемкие, активные виды деятельности | Развлечения | ||||||||||||||||||||
Общение с друзьями | Общение в семье | Общение с учителями | Общение с противоположным полом | Общение с природой | Учеба | Спорт, занятия ФК | Домашний труд | Бизнес | Живопись, лепка, макраме | Техническое творчество | Изготовление своими руками | Другие виды творческой деятельности | Походы | Экскурсии, краеведение | Самовоспитание личности | Коллектив класса | T V, радио | Музыка, любая | Кино | Одежда | Чтение художественной литературы | ничегонеделание | |
Класс _________ Дата _________
Определение уровня развития сферы интересов (количественная обработка результатов) производится в соответствии со следующей таблицей:
Уровень | По широте интересов | По активным видам деятельности | По области общения | |
5-9классы | 10-11 классы | |||
Достаточный | 16-22 (75-100%) | 10-11 сфер | 8-11 сфер | 4-5 сфер |
Средний | 11-15 (50-74%) | 8-9 сфер | 5-7 сфер | 2-3 сферы |
Низкий | 3-10 (11-49%) | 6-7 сфер | 3-4 сферы | 1 сфера |
Неудовлетворительный | 1-2 (0-10%) | Менее 5сфер | 1-2 сферы | 0 сфер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Выступление на межрегиональной конференции «Защита прав и интересов ребенка в деятельности социального педагога» на тему: «Технологии защиты прав и интересов детей в условиях детского дома»
Защита прав ребенка предполагает и его защиту от различных форм насилия, ущемления его естественных и гражданских прав как в семье и в микросоциуме, так и в государственных, муниципальных, особенно в ...
Интерес к личности учителя как средство активизации интереса к предмету
Профессия педагог - особенная. Это те люди, вокруг которых постоянно вращается большое количество коллег, родителей и детей. Без интереса к личности учителя не может быть и интереса к предмету....
Работа по раннему выявлению случаев нарушения прав и законных интересов детей, оказанию помощи семьям в вопросах защиты прав и законных интересов детей.
Рекомендации по работе классных руководителей...
«Действия классного руководителя в интересах детей» или мои интересы - это интересы моих детей.
Эссе...
«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике....