Технологическая карта урока по ИЗО в 5 классе ФГОС по теме "Жостово. Роспись по металлу"
учебно-методический материал (5 класс)

Рыжонкова Жанна Александровна

Цель.Задачи.Зрительный ряд. Оборудование для учащихся. Планируемые образовательные результаты. Этапы урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 по изобразительному искусству в 5 классе ФГОС

 по теме «Жостово. Роспись по металлу»

Тема: « Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла». (5 класс)

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями художественного промысла России – жостовской  кистевой росписью лакированных металлических подносов.

Задачи урока:

Обучающие:

  • углубление эстетического познания о народном и декоративно - прикладном искусстве;
  • знакомство учащихся с техникой промысла Жостовской росписи;
  •  привитие учащимся техники создания изображений с помощью инструментов рисования: кисть и карандаш, палитра цветов.
  •  освоение основных мотивов жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма
  • освоение основных этапов письма (замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка)

Развивающие: 

  • развитие у учащихся представления о принципиальной значимости для человека информации не только в символьном, но и графическом виде;
  • развитие композиционного мышления, художественного вкуса, графического умения;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие интереса к предмету;

Воспитательние: 

  • воспитание собранности, аккуратности при подготовке к уроку;
  • воспитание умения планировать свою работу;
  • воспитание умственных и волевых усилий, концентрации внимания, логичности и развитого воображения;
  • воспитание уважительного отношения к национальным традициям.

Оборудование: ПК, наглядный материал, раздаточный материал.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы работы:

  • объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
  • практический (отработка навыков);
  • исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций).

Зрительный ряд: учебные таблицы, готовые изделия, работы детей.

Оборудование для учащихся: гуашь, кисти, палитра, бумажная форма для росписи листа.

Исполнитель: Рыжонкова Ж.А. Учитель ИЗО, МБУ Школа № 69

     

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет

Изобразительное искусство

Класс

Тема урока

Жостово. Роспись по металлу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Понимать «язык» декоративного искусства
  • Освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма

  • Учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты 
  • Сравнивать красочную роспись, анализировать собственную  художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
  • Готовность слушать и вести диалог
  • Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации
  • Интерес к изучению культуре народа,  произведениям декоративно-прикладного искусства, способность к созданию художественного образа жостовского подноса
  • Формирование уважительного отношения к жостовских мастеров и работ учащихся
  • Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

произведения декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию учащихся

Решаемые учебные задачи

  1. Развивать «язык» декоративного искусства и способности учащихся;
  2. Обобщать полученные теоретические знания и умение применять их на практике.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Жостовская роспись, приемы жостовского письма: замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка, уборка.

Оборудование

 наглядные пособия, раздаточный материал,ноутбук

Базовый учебник 

 «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс».

Учебник для общеобразовательных учреждений. Автор: Горяева Н. А., Островская О. В. / Под ред. Неменского Б. М.

Художественные материалы

гуашь, кисти синтетика плоская № 4-7, круглая №3, тряпочки, баночки с водой, бумажные  заготовки подносов.

Музыкальный ряд

 «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского, мелодия – балалайка (минус).

   

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

 Организация начала урока, формирование внутренней и внешней готовности учеников, позитивный настрой.

Вот кисти на столе,

А вот альбом.

Смотрю - готовы вы к уроку

С народных промыслов сегодня мы начнём

И потому скорее за работу.        Не хочется играть сегодня понапрасну

        И мы плывем в волшебную страну

        Страну народных промыслов прекрасных.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Выявление уровня знаний

Внимание ! Предлагаю вам ответить на  вопросы теста:

А - К какому виду изобразительного искусства относят народные промыслы.

1Архитектура.

2 Живопись.

3Декоративно-прикладное искусство.

Б – Какое из ниже перечисленных названий не относится к народным промыслам.

1 Гжель.

2 Хохлома.

3 Печора.

В – Какой из перечисленных промыслов связан с росписью посуды.

1 Дымковская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Хохломская роспись.

Г – Какой из перечисленных промыслов не связан с обработкой глины.

1 Дымковская роспись.

2 Гжель.

3 Палех.

Д – Какой из перечисленных промыслов предполагает роспись только одной краской.

1 Хохломская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Гжель.

Е – Что обозначает слово Гжель.

1 Синяя.

2 Посуда.

3 Жечь.

З – В какой росписи этапы выполнения работы называют:

подмалёвок, тенёвка, оживка.

1. Дымковская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Хохломская роспись.

И - В какой росписи используют красный, золотой, чёрный цвета.

1Дымковская роспись.

2 Городецкая роспись.

3 Хохломская роспись.

Отвечают на вопросы теста.

Взаимопроверка по окончании работы.

Регулятивные:

 - планирование определение последовательности промежуточных целей с конечным результатом.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

-  ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя плакат, схем;

- анализ объектов с целью выделения основных признаков;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.

Сколько нового и интересного мы узнали  и ещё узнаем на уроках изобразительного искусства. Ведь наша волшебная кисть помогает творить чудеса, знакомит нас с новым и интересным.  

Куда приведет нас дорога?

Хотите об этом узнать?

Тогда постарайтесь скорее

Этот кроссворд отгадать.

1. По белому полю узоры плывут.

О росписи важной они пропоют.

                          (гжель)        

2.Посмотрите на стенд

 Вот индюк нарядный,

 Весь такой он ладный.            У большого индюка все расписаны бока.

                     (роспись)

3.Откуда следующий герой

Как он называется?

   (иллюстрация на доске)

       (свистулька)

4.Ростом разные подружки

Не похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

                                    (матрёшка)

5.Конь и птица – вот герои

 Росписи на дереве.

Отгадай-ка, молодец  

Что за роспись …

                       (городец)

6.Кружочки, крестики и волны

Поверьте, знаки не простые

Заложен в них  особый смысл

Зовутся (символом) они.

   

7.Вот так диво, что за диво

Вспыхнет золотом  игриво,  Пламенный плывет узор-

Лепестков, цветов ковёр

Не задерживай людей

Догадайся  поскорей.

                (хохлома)

г

ж

е

л

ь

р

о

с

п

и

с

ь

с

в

и

с

т

у

л

ь

к

а

м

а

т

р

ё

ш

к

а

г

о

р

о

д

е

ц

с

и

м

в

о

л

ы

х

о

х

л

о

м

а

- Отгадайте ключевое слово кроссворда.

-Так, вы назовете тему сегодняшнего урока?

-О чем бы вы хотели узнать на уроке?

Да, действительно, тема нашего урока Жостово, роспись по металлу.

Вот уже 200 лет радует людей прикладное искусство мастеров подмосковного села Жостово.

На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и пейзажи, и цветочные композиции: венки из цветов, пышные букеты иногда в сочетании с фруктами и птицами, ягод и листьями. Сколько подносов, столько и вариантов изображений.

(в руках поднос)

Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок.  Свободная манера письма даёт мастеру возможность фантазировать, импровизировать.  Это основной принцип жостовской живописи.  Но связь с традицией всегда сохраняется.

Учащиеся слушают учителя

Отвечают на поставленные вопросы

Учащиеся смотрят слайды с росписью.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: формирование умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

планирование, прогнозирование.

IV. Обобщение и систематизация знаний

У вас на партах лежат макеты ,бумажных подносов, присмотритесь и скажите, какую форму они имеют?

А форма подносов может быть разнообразная

 (показ форм подносов наглядный материал)

многоугольной

- круглой

- овальной

- комбинированной

Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима. Среди Жостовских подносов не найти двух совершенно одинаковых, мастера работают творчески не копируя чужих образцов и не повторяя своих собственных.

Композиция часто зависит от формы подноса и может быть в виде:

-«веночка»,

-«букета»,

-«корзинки» .

(наглядный материал)

Но, самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.

Ребята, а теперь давайте посмотрим, какие бывают неповторимые по красоте и богатству росписи подносы.

(наглядный материал)

Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново:

у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе — «думает кистью»

Жостовские живописцы пишут букеты удивительно быстро, даже с некоторой лихостью. Опытный мастер, если надо, может расписать за один рабочий день от пяти до десяти подносов. Во время работы поднос постоянно вращают на коленях, чтобы видеть роспись со всех сторон, в развитии и согласованности всех её частей. От этого, вероятно, тоже зависит удивительная живость, подвижность жостовских букетов. Писать быстро очень трудно: нужна твёрдая рука, чтобы вовремя нанести необходимой формы мазки и росчерки, ведь художник пишет без предварительного рисунка, он сразу рисует кистью. Нужен и верный глаз, чтобы не ошибиться в цвете и размере его пятна: масляную краску сразу не сотрёшь и не перекроешь каким-либо другим цветом. Надо знать, какие краски и как можно смешивать, чтобы получить нужный цвет, как быстро они сохнут, какие из них ложатся прозрачным, а какие плотным слоем.

Ответ учащихся: Имеет форму овала и круга

 Обсуждают технику выполнения росписи.

Композиция:

-«веночек»,

-«букет»,

-«корзинка».

Учащиеся смотрят наглядные пособия

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия.

Познавательные: поиск и выделение информации, анализ и синтез.

Регулятивные:

- формирование умения проявлять познавательную инициативу

Коммуникативные:

 - умение договариваться, - находить общее решение при работе в группе;

- планирование, управление своим поведением.

VI.Физкультминутка

Эмоциональная разрядка

Но что - то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.  

Чтобы справиться с заданием

Украсить свой поднос

Следите за дыханием,

Дышите через нос.

Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.

Выполняет вместе с учениками

Выполняют танцевальные движения  под музыку.

VIII. Применение знаний и умений на практике

Приступаем к практическому заданию.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах  над составлением композиции из бумажных цветков,, потом попробуем свое мастерство в росписи на бумажных подносах. Учитель вместе с детьми выполняет кистевые приемы в 6 этапах росписи.

Учитель  консультирует учащихся во время самостоятельной работы. И в заключение к этой технике добавим другую технику штампирование. Выполним рисунок цветка не кистью а скрученной бумагой в узор цветка – штампом.

Личностные:        

- выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществление пошагового контроля, различать результат и способ действия.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения, контролировать  действия партнёра.

VIIII.Подведение итогов урока.

Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Закончили работу, покажем друг другу и организуем выставку.

 Какие вы молодцы, давайте по аплодируем друг другу (аплодисменты). Какие особенности имеет жостовская роспись, роспись выполняется по металлу, композиция зависит от формы, чаще всего изображают цветы, но может быть и фрукты, птицы и т.д.

Если вас заинтересовал народный промысел «Жостовская роспись», вы можете посмотреть в дополнительной литературе  или интернет-ресурсах (памятки).

«Детская художественная школа № 17"

"Кемеровский областной художественный колледж"

«Губернаторский техникум народных помыслов"

Желаю вам творческих успехов!

Подводят итоги своей работы.

Рефлексия.

Личностные:

- самооценка (анализ деятельности);

- проявление интереса к новому.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

-  ориентирование своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- рефлексия;

Регулятивные: 

- самооценка;

- самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока музыки в 5 классе (ФГОС) программа Критской, тема: «Импрессионизм в музыке и живописи»

Данная публикация представляет собой технологическую карту  открытого  урока, в которой в сжатом виде последовательно изложены разделы урока  и соответствующие им УУД.Тип урока: У...

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)

Технологическая карта урока физической культуры 5 класса (ФГОС)...

Технологическая карта урока по математике.5 класс.ФГОС.

Тема:  «Деление десятичных дробей на натуральное число»Тип урока: комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).Цели урока: создать условия для воспроизведения и коррекции опорных зна...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе (ФГОС). Тема: "А.С. Пушкин "Песнь о вещем Олеге"

На уроке даётся понятие жанра "Баллада", использование фольклорных и литературных традиций в изображении героев и событий. Работа с кроссвордом, групповая работа на соотнесение понятий....

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...

Технологическая карта урока "Решение уравнений" 5 класс ФГОС

Программа ФГОС ставит перед нами новую задачу - требуется ученик нового поколения: интеллигент, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой м...