Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания "Алые паруса"
материал

Зайцева Ольга Викторовна

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» на базе МБУДО ДДТ г.Сычевки построена с учётам возрастных и индивидуальных особенностей детей 6,5- 17 лет; является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность; объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_alye_parusa.docx851.47 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта

1.

Наименование субъекта Российской Федерации

Смоленская область

2.

Полное наименование организации, ведомственная принадлежность, форма собственности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дом детского творчества г.Сычевки.

Отдел по образованию «Сычевский район» Смоленской области.

Бюджетная.

3.

Ф.И.О. автора (авторов) с указанием занимаемой должности

Зайцева Ольга Викторовна.

Заместитель директора по УВР.

4.

Полное название программы

методических материалов

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса».

5.

Выбранная номинация в соответствии с Положением

Программы лагерей, реализуемых образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием).

6.

Целевая группа (возраст детей и специфика Программы (конкурсных материалов))

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 до 17 лет. При комплектовании списочного состава лагеря особое внимание уделяется детям: из многодетных, малообеспеченных, опекунских семей, находящимся в трудной жизненной ситуации, стоящим на учёте комиссии по делам несовершеннолетних; обучающимся с высоким творческим потенциалом, которые в течение учебного года становятся призёрами конкурсного движения на региональном и Всероссийском уровне. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в четырех разновозрастных отрядах по 14- 16 человек в каждом.

7.

Контактная информация: адрес (с указанием индекса), мобильный телефон, электронный адрес участника Конкурса

215280 Смоленская обл., г. Сычевка,

ул. Б. Пролетарская, д. 12.

моб. тел.: 89051607535

email: ddt6715@mail.ru

8.

Краткая аннотация содержания:

  1. цель и задачи;
  2. этапы реализации с кратким описанием ключевых мероприятий;
  3. ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты; новизна

Цель: организация отдыха и оздоровления обучающихся посредством реализации комплекса воспитательных и спортивно- оздоровительных мероприятий.            

Задачи:

-   развивать лидерские и организаторские качества (такие как: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.), а также  социальную активность обучающихся через  самоуправление;

- обеспечивать духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание в атмосфере сотрудничества;

- удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном, физическом развитии;

- развивать творческие способности обучающихся посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ.

Этапы реализации программы:

1.  Подготовительный этап. Содержание: - разработка идей программы; - комплектование     пакета     нормативно-правовых     документов, регламентирующих работу лагеря; - подготовка методического материала для работников лагеря

2.  Организационный период. Содержание: - встреча детей, знакомство; выявление  лидерских, организаторских и творческих способностей; формирование органов самоуправления; знакомство с правилами  жизнедеятельности лагеря; торжественное открытие лагеря;- проведение диагностики детей;

- знакомство с правилами жизнедеятельности в лагере, режимом дня, правилами поведения; - знакомство с воспитателями, тренерами; вовлечение детей и взрослых в совместную деятельность; создание условий для индивидуальной адаптации ребенка; психолого-педагогическая   диагностика   интересов,   эмоционального настроя детей; проведение медицинских диагностик; знакомство с основными законами и правилами жизнедеятельности лагеря; инструктаж по технике безопасности.

3. Основной период. Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки: «Барбарисское море», «Остров Наоборот»; «Пролив «Веселых шуток»;  «Бухта «Хочу знать свои права»; «Залив «Спортивный», «Остров Памяти»; «Бухта «Наши родные места» и т. д.

Содержание: организация    и    проведение    отрядных    и   лагерных    мероприятий; творческих дел, квестов, экскурсий, соревнований, конкурсов, встреч с интересными людьми; проведение мероприятий, направленных на   формирование здорового образа  жизни;

реализация творческого, физического и духовного потенциалов; оказание медицинских услуг.

4.  Заключительный период. Содержание: демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену (отчетный концерт); опросы      и      анкетирование     детей, анализ     удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью; создание видеофильма о лагерной жизни.

5.  Постлагерный период. Содержание: обсуждение итогов реализации программы; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря в будущем; аналитический отчет по летнему периоду; выработка перспектив деятельности организации на следующий год.

Ресурсное обеспечение: игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе; кабинеты: «Изостудия», «Клуб любителей музыки», «Батик», «Школа раннего развития»;  кафе «Сластёна»;

настольные  игры, спортивный инвентарь;

хозяйственный инвентарь; аудиотека, фонограммы, видеотека; канцелярские принадлежности;

ТСО: ноутбук, колонки, проектор, экран, компьютер, принтер, ксерокс.

Ожидаемые результаты. Для обучающихся:

- укрепление здоровья детей, через создание благоприятных условий, используя окружающую природу в качестве источника оздоровления ребёнка.

- развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, повышение социальной активности и гражданской ответственности.

- формирование уважительного отношения к  своей стране, малой родине; привитие интереса к традициям и праздникам  народа; сохранение исторической  памяти.

- отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди обучающихся.

Новизна программы заключается в комплексном подходе к организации досуга и оздоровления детей на основе игры- путешествия.

9.

Социально- экономическая значимость

Программа лагеря обеспечивает каждому ребенку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией, организацию социально-значимого досуга детей и подростков, уменьшение степени риска вовлечения детей и подростков в преступную среду, гражданско- патриотическое воспитание детей и юношества. Главным результатом деятельности   является развитие ребенка. Показатели этого развития- приобретение ребенком новых знаний, укрепление физических и психических сил, т.е. новый положительный жизненный опыт. Дети приобщаются к здоровому и безопасному образу жизни- в естественных условиях социальной и природной среды. В лагере формируются привычки здорового образа жизни, и осуществляется практическое воплощение этих навыков.

10.

Достижения автора(ов) и организаций, реализовавших представленную на конкурс Программу или методические материалы

Призер регионального конкурса «Лучшая программа организации детского отдыха» в 2019 году.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                                                                   Лагерь- это большая, умная Игра,

                                                                              которая помогает детям радоваться жизни,

                                                                            праздновать жизнь практически ежечасно.

С.А.Шмаков

     Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно- значимых сферах деятельности.

    Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в так называемую  «группу  риска». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

        Актуальность программы обусловлена  реализацией социального заказа родителей и обучающихся. Мониторинг, проведенный учреждением в прошлую смену,  показывает, что  87 % родителей удовлетворены  качеством оказываемых услуг летнего лагеря и  100 % обучающихся готовы вернуться в лагерь снова.

     Новизна программы заключается в комплексном подходе организации досуга и оздоровления детей на основе игры- путешествия.

     Направленность программы: Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» на базе МБУДО ДДТ г.Сычевки построена с учётам возрастных и индивидуальных особенностей детей 6,5- 17 лет; является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность; объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния.

По продолжительности программа является краткосрочной и реализуется в течение одной лагерной смены (21 день).

При составлении программы учитываются традиции и возможности ДДТ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха. 

Условия участия в программе: Приём в лагерную смену осуществляется на основании заявлений родителей обучающихся, написанных на имя директора ДДТ.

          Адресат программы: программа рассчитана на детей в возрасте от 6,5 лет до 17 лет.

При комплектовании списочного состава лагеря особое внимание уделяется детям: из многодетных, малообеспеченных, опекунских семей, находящимся в трудной жизненной ситуации, стоящим на учёте комиссии по делам несовершеннолетних; обучающимся с высоким творческим потенциалом, которые в течение учебного года становятся призёрами конкурсного движения на муниципальном, региональном и Всероссийском уровне. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в четырех разновозрастных отрядах по 14- 16 человек в каждом.

История осуществления программы: Повышенный спрос родителей и детей на организованный отдых зародил идею создания  в 2005 году для обучающихся ДДТ от 6,5 до 17 лет оздоровительной смены в лагере дневного пребывания на базе ДДТ.

С тех пор сложилась и активно развивается традиция организации летнего отдыха и оздоровления детей.

Концепция лагерной смены

Лагерь с дневным пребыванием детей- это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность.

Основным направлением в работе воспитателей и администрации лагеря является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная- поскольку все они интегрируются. Особенно необходима эта помощь детям из малообеспеченных семей, не имеющим возможности загородного оздоровительного отдыха.

Создание комфортной  психологической среды  для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций.

Организация творческого пространства предоставляет возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком- либо направлении деятельности.

Методическое проектирование лагеря «Алые паруса» опирается на признанные достижения современной  отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

-    Идея опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский).

- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

- Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л.С. Выготский).

- Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.С.Макаренко).

При разработке программы учитывались следующие принципы организации и содержания деятельности:

- принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интересы и потребности (интеллектуальные, творческие, организаторские);

- принцип свободы и творчества, предполагающий право выбора вида деятельности в рамках программы, форм и способов участия в досуговых мероприятиях и оздоровительных программах;

- принцип социальной активности через включение обучающихся в социально значимую деятельность.

    Координацию работы по реализации программы осуществляет комиссия по организации летней оздоровительной кампании во главе с директором МБУДО Дома детского творчества г. Сычевки. В состав комиссии входят: заместитель директора по УВР, педагоги дополнительного образования, тренеры Спортивной школы, завхоз.

План работы комиссии по организации летней оздоровительной кампании

п/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные

1.

Создание комиссии по организации летней оздоровительной кампании

Январь

Директор ДДТ.

2.

Составление плана работы лагеря, планов работы воспитателей и тренеров.

Февраль

Начальник лагеря,  

заместитель начальника лагеря,

воспитатели, тренеры.

3.

Заседание комиссии по организации летней оздоровительной кампании

(обсуждение этапов реализации программы, утверждение плана работы лагеря, составление планов работы воспитателей и тренеров,

краткосрочных программ работы ТО реализующихся в течение лагерной смены).

Март

Директор ДДТ.

4.

Подготовка к открытию лагеря (комплектование     пакета     нормативно- правовых     документов, регламентирующих работу лагеря; заключение договоров с ДЮСШ, кафе «Сластёна», ЦРБ; родительское собрание; оформление информационного стенда, территории ДДТ, где будет располагаться лагерь;

подготовка материальной базы;

определение обязанностей;

организация питания в кафе «Сластёна»).

Апрель- май

Директор ДДТ, начальник лагеря, завхоз.

5.

Заседание комиссии по итогам мониторинга результатов реализации программы.

Июнь

Директор ДДТ,

начальник лагеря,

заместитель начальника лагеря

воспитатели, тренеры.

Этапы реализации программы

1.  Подготовительный этап. Цель: подготовка учреждения к реализации программы.

Содержание: - разработка идей программы; - комплектование     пакета     нормативно-правовых     документов, регламентирующих работу лагеря; - подготовка методического материала для работников лагеря

2.  Организационный период (1-3 день смены). Цель: комплектование отрядов, размещение.

Содержание: - встреча детей, знакомство; выявление  лидерских, организаторских и творческих способностей; формирование органов самоуправления; знакомство с правилами  жизнедеятельности лагеря; торжественное открытие лагеря;- проведение диагностики детей;

- знакомство с правилами жизнедеятельности в лагере, режимом дня, правилами поведения; - знакомство с воспитателями, тренерами; вовлечение детей и взрослых в совместную деятельность; создание условий для индивидуальной адаптации ребенка; психолого-педагогическая   диагностика   интересов,   эмоционального настроя детей; проведение медицинских диагностик; знакомство с основными законами и правилами жизнедеятельности лагеря; инструктаж по технике безопасности.

3. Основной период (3-18 день смены). Цель: реализация содержания программы смены.

Экипажи пересекают моря и океаны, делают остановки: «Барбарисское море», «Остров Наоборот»; «Пролив «Веселых шуток»;  «Бухта «Хочу знать свои права»; «Залив «Спортивный», «Остров Памяти»; «Бухта «Наши родные места» и т. д.

Содержание: организация    и    проведение    отрядных    и   лагерных воспитательных и физкультурно- оздоровительных    мероприятий; творческих дел, квестов, экскурсий, соревнований, конкурсов, встреч с интересными людьми; оказание медицинских услуг.

4.  Заключительный период (19- 21 день смены). Цель: подведение итогов смены.

Содержание: демонстрация навыков и умений, приобретенных за смену (отчетный концерт); опросы      и      анкетирование     детей, анализ     удовлетворенности воспитанников совместной деятельностью; создание видеофильма о лагерной жизни.

5.  Постлагерный период. Цель: подведение итогов работы летнего лагеря, анализ, перспективы.

Содержание: обсуждение итогов реализации программы; анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря в будущем; аналитический отчет по летнему периоду; выработка перспектив деятельности организации на следующий год.

Объективные факторы работы лагеря

    Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:

Временный характер детского объединения.

Разнообразная деятельность- насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.

Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности- заинтересованность ребёнка каким- либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно- ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.

Изменение позиции ребёнка- своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.

Чёткий режим жизнедеятельности- максимальное использование природно- климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.

Здоровьесберегающие технологии- утренняя зарядка, спортивный час.

Целевой блок программы

Коллектив лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» ставит перед собой:

Цель: организация отдыха и оздоровления обучающихся посредством реализации комплекса воспитательных  и спортивно- оздоровительных мероприятий.            

Задачи:

-   развивать лидерские и организаторские качества (такие как: самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.), а также  социальную активность обучающихся через  самоуправление;

- обеспечивать духовно- нравственное и гражданско- патриотическое воспитание в атмосфере сотрудничества;

- удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном, физическом развитии;

- развивать творческие способности обучающихся посредством реализации краткосрочных дополнительных общеразвивающих программ.

Ожидаемые результаты

Для педагогов:

- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.

 - Повышение уровня педагогического мастерства.

Для обучающихся:

- Укрепление здоровья детей, через комплекс спортивно- оздоровительных мероприятий.

- Развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности, повышение социальной активности и гражданской ответственности.

- Формирование уважительного отношения к  своей стране, малой Родине; привитие интереса к традициям и праздникам  народа; сохранение исторической  памяти.

- Отсутствие отрицательной динамики правонарушений и преступлений среди обучающихся.

Для родителей:

- Удовлетворённость родителей летним отдыхом и оздоровлением детей.

Игровая легенда

    Любая программа лагерной смены предполагает легенду, и в данной смене не обойтись без нее. Ребята и педагоги в течение всей лагерной смены совершают необычное  кругосветное путешествие на борту корабля «Алые паруса» (пересекают моря и океаны, делают остановки на различных островах). Каждый ребенок является новичком- юнгой; отряды- экипажами. Продвигаться экипажам вперед  помогают: юнги- дети; боцманы (воспитатели); начальник  порта (заместитель начальника лагеря); адмирал (начальник лагеря); капитан- лидер среди детей, отвечающий за ведение бортового журнала. Игра- путешествие развивается в течение 21 дня, т.е. во все периоды смены, каждый из которых имеет свои особенности. Экипажи завершают кругосветное путешествие на острове «Радости», на котором подводятся итоги смены, готовится концертная программа; демонстрируется фильм о яркой и насыщенной лагерной жизни; определяется отряд- лидер, который награждается переходящим вымпелом «Самый лучший!». Все островитяне награждаются грамотами, подарками.

Содержание программы

    Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума, новый эмоционально- ценностный опыт. В лагере «Алые паруса» главное- не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.

    Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, поддержка мышечного и эмоционального тонуса, витаминизация питания. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.

Организация летнего отдыха осуществляется по следующим направлениям:

- спортивно- оздоровительное направление;

- гражданско- патриотическое направление,

- художественное направление;

- трудовая деятельность;

- профилактическая деятельность.

       Спортивно- оздоровительное. Цель: формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, обеспечение высокой двигательной активности и физическое развитие обучающихся. В программу лагеря включены следующие мероприятия:

- утренние зарядки на свежем воздухе и спортивные часы в здании Спортивной школы,

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация здорового питания детей;

- подвижные спортивные игры;

- спортивно- массовые мероприятия: «Зелёная тропа», «К олимпийским вершинам», «Вдох глубокий, руки шире», «Гагаринские старты».

Ожидаемый результат: массовое участие в спортивных мероприятиях, устойчивая мотивация к здоровому образу жизни.

     Гражданско- патриотическое. Целью  таких мероприятий является

формирование у обучающихся активной гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, патриотизма. В этот блок входят следующие мероприятия: «Моя Россия- моя страна», посвящённое Дню России, акция «Зажжённая свеча», посвящённая Дню памяти и Скорби, «Твои права и обязанности». Ежедневно утренняя линейка начинается с поднятия российского флага и исполнения гимна России.

Ожидаемый результат: личность, любящая своё Отечество, готовая отстаивать его интересы, участие обучающихся в мероприятиях по сохранению памяти о дедах и прадедах, участниках войны, гордость за страну, её славную историю, проявление творческих способностей.

Духовно- нравственное. Цель: духовно- нравственное развитие личности, формирование стремления к духовно- нравственному самосовершенствованию, социальному самоутверждению на основе общечеловеческих норм и ценностей православной культуры.

В этот блок входят следующие мероприятия: «Пушкинский день», встречи с представителями волонтерского движения «Я- доброволец» и участие в проводимых ими акциях и флешмобах.

Ожидаемый результат: социально активная личность, обладающая духовно-нравственными качествами, способная проявить инициативу, прийти на помощь.

       Художественное. Направлено на развитие творческой активности обучающихся, формирование разносторонней личности, стимулирование интереса обучающихся ко всему новому непознанному. В этот блок входят следующие  мероприятия:  «Сказка ложь, да в ней намёк…» (дети инсценировали отрывки из любимых сказок»), «День именинника», «Смеяться разрешается», «День самоуправления», Пушкинский день, «Мисс и Мистер Лето», «Пираты Барбарисского моря», оформление отрядных уголков, выставки- конкурсы.  

      Также в летнем лагере осуществляется деятельность творческих объединений по краткосрочным программам:

- художественной направленности («Бумажные фантазии», «Палитра лета», «Рукодельница»);

- социально- гуманитарной направленности «Игротека».

Цель: расширение кругозора, развитие познавательных интересов и творческих способностей детей. Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт формирование эстетических чувств, развитие логического мышления и музыкального слуха; воспитание любви к труду.

Ожидаемый результат: массовое участие в культурном досуге, умение выразить себя в творчестве, развитое чувство прекрасного.

       Трудовая деятельность. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда, пробуждению интереса к различным профессиям.

Основные формы работы:

- бытовой самообслуживающий труд;

- общественно- значимый труд (уход за цветами в зале, на клумбе);

- бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей   ребенка и группы детей   за счет   личных трудовых усилий (бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создания уюта в отрядных кабинетах);

- самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой;

- проведение мероприятий об известных людях, проявивших себя высоко в своей профессии с целью воспитания ценностного отношения к выбору профессии;

-  встречи с представителями разных профессий (врач, учитель, пожарный, полицейский). 

       Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

  Целью таких мероприятий является воспитание уважительного отношения к своей жизни и жизни близких людей; формирование интереса к героическим профессиям. В этот блок входят мероприятия и конкурсы «Пешеходы рулят», посвящённое профилактике правонарушений на дорогах и знание ПДД; «Пожарные- пожарники»; выступление мини- агитбригад по профилактике вредных привычек; конкурс плакатов, посвящённый здоровому образу жизни.

  Также этот блок  содержит инструктажи для детей: «Правила дорожно- транспортной безопасности», «Правила поведения в лагере», «Правила безопасности при проведении спортивных мероприятий».

   Профилактические беседы: о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением инспектора ПДН, «О вреде наркотиков», «О правилах поведения на дороге», «О взрывоопасных предметах», «О правилах поведения на воде», «О правилах поведения при пожарах и терактах», «О правилах поведения в экстремальных ситуациях», «Осторожно, ядовитые растения!» и т.д.

Система мотивации и стимулирования участников программы

  Для коллективной системы роста в лагере «Алые паруса» в зале ДДТ создан стенд, на котором отображается система роста каждого отряда. Успех отряда зависит от дружного и сплоченного временного коллектива. За победу в различных конкурсах, состязаниях, соревнованиях отряд получает на свой парус- флажок (красный- 1 место, зелёный- 2 место, синий- 3 место, оранжевый- 4 место), который размещается на стенде. Вручение флажка происходит на утренней линейке. Отряд- лидер награждается переходящим вымпелом «Самый лучший!».

   Варианты индивидуального стимулирования: поднятие российского флага на утренней линейке, грамота за активное участие в жизни лагеря, устная благодарность.

Знаково- символическое оформление смены

         Знаково- символическое оформление включает название смены, логотип, легенду смены, информационный стенды, на которых размещены государственная символика и символика смены, анонсы, афиши мероприятий, материалы обратной связи и т.д. Отряды придумывают название и девиз, оформляют свои отрядный уголки. Знаково- символическое оформление обеспечивает процесс идентификации участников со сменой и процессами, разворачивающимися в её пределах.

РЕЖИМ ДНЯ

1 поток (I этаж)

Элементы режима дня

Пребывание детей

8.30- 14.30

Сбор детей

8.30- 9.00

Зарядка, утренняя линейка

9.00- 9.30

Завтрак

9.30

Воспитательные мероприятия в отрядах

10.00- 11.00

Спортивный час

11.00- 12.00

Работа по плану отрядов, работа кружков

12.00- 13.00

Обед

13.15

Свободное время

13.30- 14.30

Уход домой

14.30

2 поток (II этаж)

Элементы режима дня

Пребывание детей

8.30- 14.30

Сбор детей

8.30- 9.00

Зарядка, утренняя линейка

9.00- 9.30

Завтрак

9.45

Спортивный час

10.00- 11.00

Воспитательные мероприятия в отрядах

11.00- 12.00

Работа по плану отрядов, работа кружков

12.00- 13.00

Обед

13.30

Свободное время

13.30- 14.30

Уход домой

14.30

Критерии и способы оценки качества реализации программы

        Качественные критерии (методы оценки результатов: наблюдение, анкетирование, тестирование, самооценка, беседа):

- степень удовлетворённости родителей и обучающихся качеством образовательных услуг в лагере (мониторинг);

        - сохранение и развитие устойчивого интереса к участию в жизни лагеря, занятиям в объединениях дополнительного образования;

         - трансляция приобретённых знаний и опыта (каждый отряд ведет «Бортовой журнал» в котором дети записывают отзывы о проведенных мероприятиях, жизни в лагере);

         - проявление ответственности обучающихся за себя и товарищей, за порученное дело;

         - психологически комфортное положение всех участников смены (в лагере ведется «Экран настроения» в котором каждый обучающийся цветом выражает свое эмоциональное состояние в конце дня);

         - степень включённости в активную жизнь лагеря;

         - участие обучающихся в организации и проведении отрядных и общелагерных мероприятий;

         - мотивация к здоровому образу жизни.

Количественные критерии:

        - количество участников смены, вновь стремящихся попасть в лагерь «Алые паруса» (анкетирование);

         - выраженный оздоровительный эффект (мониторинг эффективности оздоровления: медицинским работником фиксируются стартовые и финишные показатели состояния организма (рост, вес каждого ребёнка));

- количество обучающихся, охваченных организованными формами досуга;

         - количество обучающихся, занимающихся в студиях и секциях (анализ документации);

         - количество успешных выступлений на конкурсах и соревнованиях (грамоты победителям и призёрам).

Условия реализации программы

Нормативно- правовое обеспечение

Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 9.11.2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Об утверждении санитарных правил СН 2.4. 3648- 20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление от 28 сентября 2020 г. N 28);

- Устав МБУДО Дома детского творчества г.Сычевки.

Кадровое обеспечение

     В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

Партнёры реализации программы

Методическое обеспечение

     При реализации программы лагеря с дневным пребыванием детей «Алые паруса» педагогический коллектив придерживается следующих принципов организации и содержания деятельности:

1. Принцип многообразия видов, форм и содержания деятельности, рассчитанных на доминирующие способности, интерес и потребности (интеллектуально- познавательные, художественно- творческие, организаторско- лидерские). Выступления на концертных площадках, разработка социально значимых проектов - все это является одновременно и привлекательным для участников, имеет четко выраженный результат, содержит эффект новизны, позволяет проявить творчество и самостоятельность и способствует самоутверждению личности.

2. Принцип свободы и творчества предполагает право выбора:

познавательной деятельности, клубного пространства, пути, темпа продвижения по маршруту в освоении выбранной деятельности; форм и способов организации жизни в коллективе, участие в досугово- развлекательных мероприятиях; выбора ролевой позиции при подготовке дел (организатор, участник, эксперт, рекламный агент, консультант, костюмер, оформитель, социолог и т.д.); выбор формы участия в оздоравливающих программах (зарядка, спортивный час  и др.).

3. Принцип социальной активности через включение подростков в социально- значимую деятельность при проведении разноплановых просветительских, оздоровительных, спортивных, досуговых мероприятий.

4. Принцип взаимосвязи педагогического управления и самоуправления, реализация которого предполагает формирование временных творческих групп, служб из числа взрослых и детей по организации, пропаганде, освещению жизнедеятельности в лагере: аналитической, информационно- оформительской, хозяйственной, службы здоровья и т.д. Общими усилиями проводятся лагерные мероприятия, часы здоровья.

В основе реализации программы лежит деятельностный подход. Основными методами организации деятельности являются:

- коллективная творческая деятельность (КТД);

- игра (сюжетно- ролевые, спортивные, интеллектуально- познавательные);

- театрализация;

 - проектная деятельность;

- творческие мастерские;

- состязательность (распространяется на все сферы творческой деятельности).

Для эффективной  работы в лагере активно используются:

Методика КТД. В сфере воспитания коллективно- трудовая деятельность и коллективно- творческие дела уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Эта методика, технология, способна творить чудеса. У каждого, кто участвует в КТД, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам.

Дело- это событие, любые какие- либо действия, которые несут в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.

Коллективное дело- событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектив- воспитанников и воспитателей.

Коллективно- творческое дело-  событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно- важных задач и задумывается, планируется и реализуется и оценивается сообща.

Виды КТД:

1. Организаторские дела (метод взаимодействия).

 2. Общественно- политические дела (беседы, лекции и др.).

 3. Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать как можно больше об окружающем мире).

 4. Трудовые дела (способствовать развитию трудовых навыков).

 5. Художественные дела (творчество: рисование, оформление).

6. Спортивные дела (зарядки, спортивные часы, соревнования по пионерболу и др.).

Методика самоуправления

      Развитие самоуправления в коллективе детей играет важнейшую роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение значимых проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.

   Новый подход к пониманию сущности развития самоуправления предполагает создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей. Это обеспечивается включением их в решение сложных проблем взаимоотношений, складывающихся во временном детском объединении. Через свое участие в решении этих проблем дети вырабатывают у себя качества, необходимые для преодоления сложностей социальной жизни. От отношения детей к целям совместной деятельности зависит их участие в решение управленческих проблем.

   Детское самоуправление- форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у воспитанников самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения групповых целей.

   Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

   Работа самоуправления под руководством взрослых способствующая формированию таких умений, как: лидерские способности; чувство ответственности за лагерь, за весь коллектив;

умение общения с взрослыми; высказывание и отстаивание своей точки зрения; видение ошибок и умение находить пути их исправления; уважение мнения других.

Финансовое обеспечение

Финансирование осуществляется  за  счет средств областного бюджета.

 Материально- ресурсное обеспечение

Игровая площадка для проведения игр на свежем воздухе;

кабинеты: «Изостудия», «Вокал», «Рукодельница», «Театральный»;

большой зал Спортивной школы;

кафе «Сластёна»;

настольные  игры, спортивный инвентарь;

хозяйственный инвентарь;

аудиотека, фонограммы, видеотека;

канцелярские принадлежности;

ТСО: ноутбук, колонки, проектор, экран, компьютер, принтер, ксерокс.

Организационные ресурсы:

- инструктивно- методические сборы для вожатых перед началом смены;

- проведение ежедневных планёрок по вопросам организации деятельности в отрядах и лагере, обмену опытом;

- проведение общего собрания в начале смены и педагогического совета по итогам реализации программы смены.

Информационные ресурсы:

- ведение дневника на официальной странице лагеря в социальной сети https://ok.ru/mkoudoddo: отчёт о событиях дня с приложением фотографий; размещение анонсов событий;

- освещение деятельности на официальном сайте учреждения https://ddt6715.edusite.ru/ (МБУ ДО Дом детского творчества г. Сычевки); 

 - создание видеофильма, демонстрирующего наиболее интересные моменты из жизни лагеря, с вручением диска обучающимся в день закрытия смены;

- создание информационного стенда (памятка для родителей и обучающихся, план- сетка лагерной смены, режим дня, меню и др.);

- формирование методических папок с материалами программы;

- освещение самых значимых событий в средствах массовой информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"

Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....

Программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания

Программа «Летний пришкольный лагерь для детей и подростков «Салют Фестивалей» предполагает в 18-дневный период проведения ряда мероприятий, направленных на поиск новых талантов, развитие и воспитание...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Алые паруса"

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ДОД ДДТ...

«Вместе лето" программа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания детей

Программа направлена на решение проблемы построения воспитательного процесса, ориентированного на потенциальные возможности каждой личности и ее потребность стать субъектом социальной и культурной жиз...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Алые паруса"

Программа лагеря обеспечивает каждому ребенку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией, организацию социально-значимог...