Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
олимпиадные задания
опыты и эксперименты
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 18.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Функциональная грамотность на уроках истории и обществознания
В настоящие время в системе общего образования происходят существенные изменения, меняется общественный запрос на качество современного образования. Система образования через оценку качества настраивается на новые результаты. Одним из направлений совершенствования образования в России является усиление внимания к формированию функциональной грамотности.
Что же такое функциональная грамотность?
Термин «функциональная грамотность» введен ЮНЕСКО В 1957 г. Функциональная грамотность понималась как «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и удовлетворения житейских проблем».
Сегодня функциональная грамотность выступает показателем базового образования личности, ее формирование является одной из ведущих задач ФГОС, а уровень сформированности, рассматривается как планируемый результат обучения. Формирование функциональной грамотности происходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе истории и обществознания.
Овладение функциональной грамотностью на уроках истории и обществознания складывается на нескольких составляющих:
- Процесс овладения исторической грамотностью: учащиеся определяют временные рамки изучаемого периода, соотносят даты с веками, показывают на карте территориальное пространство изучаемого события, дают характеристику понятийному аппарату, анализирует роль личности в истории.
- Процесс обучения: усвоение исторических знаний происходит поэтапно, «от простого к сложному», от материала 5 класса (Древнейшие цивилизации) к темам 9 класса (история ⅩⅩ-ⅩⅩⅠ вв.). Затем расширение полученных знаний в 10-11 классе путем циклического повторения курса. На протяжении всего процесса обучения используются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», работа в малых группах, творческие задания, урок-экскурсия и др.
В работе учителя понимание функциональной грамотности, это прежде всего, как ученик освоил теоретический материал и как он может применить его на практике.
Это возможно, если:
- В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
- Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
- Формируется универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).
- Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.
- Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью
Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:
- ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
- коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнерам, сформировать умения вести диалог;
- социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющие ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой. Отдельными людьми.
- культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
Функциональная грамотность представляет собой уровень образованности, позволяющий человеку свободно владеть всеми видами коммуникации, видеть проблемы и искать пути их решения, активно участвовать во всех видах общественной деятельности, решать стандартные задачи в различных сферах жизни, а также быть готовым учиться всю жизнь.
Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:
- функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
- пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
- познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
- исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
- изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
- чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям.
Учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает;
- исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз, убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя осталось в истории).
Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.
При формировании функциональной грамотности учитель выступает в роли организатора, консультанта и помощника. Ученик, владеющий такими навыками, сможет в будущем стать хорошим специалистом, самостоятельным человеком, способным определять проблему и искать пути ее решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...
Финансовая грамотности как составляющая функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
В данной работе, на практическом применении, показано использование финансовой грамотности на уроках истории и обществознания....