Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
статья

Попова Галина Федоровна

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания


Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу: подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на международной арене. Президент РФ В.В. Путин 17.05.2018 года подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в котором обозначил Правительству РФ направления в разработке национального проекта в сфере образования.

Российский педагог, член-корреспондент РАО, Наталья Федоровна Виноградова даёт  определение функциональной грамотности: функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности, включающее в себя:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром,
  • возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи,
  • способность строить социальные отношения,
  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности,
  • стремление к дальнейшему образованию.

Направления функциональной грамотности:

Читательская грамотность - это способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей. Ученик должен научиться находить, извлекать нужную информацию, интерпретировать и интегрировать ее, осмысливать и оценивать содержание текста, использовать полученную информацию.

Математическая грамотность является вторым по значимости компонентом функциональной грамотности. Она предполагает способность использовать математику, чтобы помочь решить реальные проблемы, включает также способность понимать «язык» математики.

Естественнонаучная грамотность - способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере, а также личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д.

Глобальные компетенции - это способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Креативное мышление - умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше.

Виды функциональной грамотности:

  • коммуникативная
  • информационная
  • деятельная.

Поскольку формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла, в том числе история и обществознание.

В работе учителя понимание функциональной грамотности, это, прежде всего, как ученик освоил теоретический материал, и как он может применить его на практике.

Это возможно, если:

  1. В учебном процессе в целом осуществляется активизация познавательной мыслительной деятельности учащегося на каждом уроке.
  2. Формируется навык самообучения, самообразования в учебном процессе непрерывно.
  3. Формируются универсальные учебные действия, характерные для всех школьных дисциплин (развитие памяти, аналитического и критического мышления, умение четко выразить свою мысль).
  4. Ученик научен, работать с текстом, анализирует его и может дополнять. Умеет найти нужную информацию в источниках.
  5. Умеет полученную информацию соотнести с исторической действительностью.

Следует выделить следующие функции уроков истории и обществознания, необходимые для успешного формирования функциональной грамотности учащихся:

  • ценностно-ориентационная, направленная на освоение учащимися значимых исторических, культурных, социальных, духовно-нравственных ценностей через систему личностно-значимой деятельности;
  • компьютерная, включает в себя поиск информации в сети Интернет; пользование электронной почтой; создание и распечатывание текстов; работа с электронными таблицами; использование графических редакторов;
  • коммуникативная, позволяющая расширить круг общения как в урочной, так и во внеурочной деятельности (в том числе за счёт включения в него исторических и литературных героев), познакомиться с правилами и формами сотрудничества, уважительного отношения к партнёрам, сформировать умение вести диалог;
  • социально-адаптационная, обеспечивающая учащегося умениями решать жизненные проблемы, позволяющая ему становиться активным членом сообщества, приобретать качества гражданина, а также гармонизировать свои отношения с обществом, группой, отдельными людьми;
  • культурообразующая, способствующая активному включению учащегося в самые разные пласты национальной и мировой культуры.
  • правовая и общественно - политическая, отстаивание своих прав и интересов; объяснение различий в функциях и полномочиях Президента и Правительства; объяснение различий между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением; анализирование и сравнивание предвыборные программы разных кандидатов и партий.

Средства формирования функциональной грамотности на уроках истории и обществознания:

  • пересказы (мифов, биографий, рассказов и т.д.) - предоставление учащемуся возможности, монологически грамотно изъясняя свои мысли, «примерить на себя» те или иные исторические сюжеты и образы, что позволяет «очеловечить» события, расширить их воспитательный диапазон, создавая тем самым соответствующую эмоциональную среду для усвоения базовых ценностей;
  • функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц);
  • познавательные игры, викторины, уроки-дебаты, которые развивают навыки сотрудничества, индивидуальной работы и умение выступать с собственной точкой зрения в дискуссиях;
  • исторические и обществоведческие диктанты и эссе с их последующей коррекцией со стороны учителя, что формирует письменную грамотность учащихся;
  • изучение исторических и правовых документов, их подробный анализ, что позволяет учащимся высказать своё собственное мнение по проблеме, опираясь на этические ценности, которые выработало человечество за всю свою историю;
  • чтение вариативных источников, что позволяет учащимся отказаться от однозначных и прямолинейных суждений, пристально присматриваться к текстам и авторским позициям. Таким образом, учащиеся делают этический выбор, с одной стороны примеряя на себя исторические роли, а с другой - входя в круг тех, кто эти роли оценивает.
  • исследовательские работы в форме презентаций, рефератов, социологических опросов, проектов (учащиеся используют информацию, полученную в беседах с родственниками, с ветеранами войны и труда, из справочной литературы, обогащая себя новыми знаниями, очередной раз убеждаясь в том, какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы его имя не забывали).

Таким образом, учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регулярно заострять внимание учащихся на духовно-нравственных аспектах тех или иных исторических событий, учить школьников анализировать и синтезировать информацию, проводить аналогии с сегодняшним днём. Воспитание высоконравственного человека, способного адекватно адаптироваться в современной социальной среде - сложнейшая задача, но она вполне достижима, если за её реализацию возьмутся профессиональные педагоги, способные воздействовать на личность с разных сторон.

Литература

Указ Президента «О национальных и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» //http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027/page/1

К.А. Нурмуртова. Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. «Педагогическая наука и практика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте и...