Рабочая программа по шахматам
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности по виду спорта "Шахматы" для спортивно-оздоровительных групп первого года обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obolenskaya_so-1.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТСКО – ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА
Рассмотрено На педагогическом совете МБУ ДО ДЮСШ Протокол №1 от 31.08.2020 г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО ДЮСШ ________________М.Н. Мягкий Приказ №33 от 31.08.2020 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ПО ВИДУ СПОРТА «ШАХМАТЫ»
для спортивно-оздоровительных групп 1-го года обучения
Возраст обучающихся: 6-8 лет
Срок реализации программы: 1 год
Разработчик:
тренер-преподаватель по шахматам
Оболенская А.А.
п. Зимовники
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Введение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Шахматы» для спортивно-оздоровительных групп первого года обучения предназначена для получения базовых знаний по предмету. Начальный курс по обучению игре в шахматы рассчитан на обучающихся, которые только знакомятся с этой игрой и максимально прост и доступен дошкольникам и младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Программа позволяет создать комфортную среду для всех детей, помогает выявить и поддержать одарённых обучающихся.
Шахматы - интеллектуальная игра. Она сочетает в себе элементы логики, спорта и творчества. Шахматы развивают мышление, внимание, память, воспитывают такие ценные качества характера, как терпение, ответственность, самодисциплина.
Обучение по данной программе позволяет наиболее полно использовать игровой и творческий характер шахмат, повышает уровень общей образованности детей, способствует развитию мыслительных способностей и интеллектуального потенциала, воспитывает навыки волевой регуляции характера.
Нормативно-правовая база
Нормативно-правовую базу дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности по виду спорта «Шахматы» для спортивно-оздоровительной группы составляют:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства спорта РФ от 15.11 2018 г. № 939 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам»;
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242);
- Региональные рекомендации к регламентации деятельности образовательных организаций Ростовской области, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённые приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.03.2016 г. № 115;
- Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утверждённые Минспорта России от 12.05.2014 г. № ВМ-04-10/2554 (ред. от 27.10.2014 г.) «О направлении Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- Устав МБУ ДО ДЮСШ;
- Приказ Министерства спорта РФ от 12 октября 2015 г. № 930 «Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта шахматы».
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Игра развивает и дисциплинирует мысль, даёт больше человеку, чем он тратит на неё.
Такое положение вещей дает все основания широко популяризировать шахматы среди обучающихся. Шахматная игра - увлекательная игра. На шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные. Обучающиеся погружаются в особый мир, где они сами командуют своим шахматным войском. Вначале изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой.
Актуальность программы.
В настоящее время проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения является одной из главных задач социально-педагогического направления. Занятия по программе позволяют сформировать опыт проживания в социальной системе, развивают у обучающихся мышление, любознательность, повышают интерес к знаниям, книгам, учат лучше считать, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. На занятиях обучающиеся познают мотивы своего поведения, изучают методики самоконтроля.
Педагогическая целесообразность заключается в воспитании и развитии памяти, мышления и воображения ребенка. Программа способствует вовлечению обучающихся в учебно-тренировочный процесс, что в свою очередь, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, способствует повышению самооценки. Обучение ведётся с учетом возрастных особенностей и закономерностей развития.
Представленные в данной программе формы и методы образовательной деятельности позволяют в процессе обучения игре в шахматы положительно влиять на совершенствование у обучающихся многих психологических процессов таких, как восприятие, внимание, воображение, память. На протяжении всех лет обучения обучающиеся овладевают важнейшими логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обоснованием выводов, развивают способность самостоятельного переноса знаний и умений в новую ситуацию, формируют способность к обобщению учебного материала. Развитие «логической» памяти позволяет без особых усилий запоминать большие объемы информации не только шахматной, но и любой другой сферы знаний. У обучающихся формируются навыки самостоятельной исследовательской работы, умение пользоваться справочной литературой и др.
Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития обучающихся, организация содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи:
Образовательные:
- формировать устойчивый интерес обучающихся к игре в шахматы;
- способствовать освоению обучающимися основных шахматных понятий;
- познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры;
- обеспечить успешное овладение обучающимися основополагающих принципов ведения шахматной партии;
- содействовать активному использованию полученных знаний в процессе игровой практики за шахматной доской.
- учить ориентироваться на плоскости.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения;
- развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение;
- способствовать активизации мыслительной деятельности обучающегося;
- приобщать обучающегося к самостоятельному решению логических задач;
- формировать мотивацию к познанию и творчеству.
Воспитывающие:
- воспитывать, усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений.
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 6-8 лет, наполняемость группы 25 человек.
Программа рассчитана на 52 недели учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Продолжительность учебного год: с 01.09.2020 по 31.08.2021 года.
Количество часов в год: 312. Из них 284 часа – на учебно-тренировочную деятельность, 28 часов – на соревновательную деятельность.
Форма занятий: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 академических часа (1 час 30 минут).
Результатами освоения программы является:
- Интерес обучающихся к занятиям шахматами.
- Освоение шахматных терминов: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья.
- Владеют названиями всех шахматных фигур и правила хода и взятия каждой фигурой.
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка.
- Развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Календарно - тематическое планирование для спортивно-оздоровительной группы
№ п/п | Содержание учебно-тренировочного занятия | Кол-во часов | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | ||||
1-12 | Инструктаж по технике и правилам безопасности. Шахматная доска. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полос. Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Вертикальная линия. Их количество. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 04.09 06.09 07.09 11.09 13.09 14.09 18.09 20.09 21.09 25.09 27.09 28.09 | |
13-25 | Индивидуальные занятия и игры «Горизонталь», «Вертикаль». Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Шахматные фигуры: белые, черные, король, ферзь. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 02.10 04.10 05.10 09.10 12.10 16.10 18.10 19.10 21.10 23.10 27.10 29.10 30.10 | |
26-37 | Шахматные фигуры. Ладья, слон, конь, пешка. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур. Начальное положение. Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет». | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий Учёт | 04.11 06.11 07.11 11.11 13.11 14.11 18.11 20.11 21.11 25.11 27.11 28.11 | |
38-49 | Практические занятия по изученному материалу. Король. Место короля. Ход короля. Короля не бьют, но и бод бой не ставят. Король партия короля. Король против других фигур. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 04.12 06.12 07.12 11.12 13.12 14.12 18.12 20.12 21.12 25.12 27.12 28.12 | |
50-59 | Ладья. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие, захват контрольного поля. Ладья против ладьи, две против одной. Две против двух. Практические занятия. Слон. Место слона в начальном положении. Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 10.01 11.01 15.01 17.01 18.01 22.01 24.01 25.01 29.01 31.01 | |
60-71 | Практические занятия. Ладья против слона, двух слонов. Ферзь. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь-тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий Учёт | 01.02 05.02 07.02 08.02 12.02 14.02 15.02 19.02 21.02 26.02 28.02 29.02 | |
72-82 | Ферзь против слона. Ферзь против ладьи и слона. Сложные положения (связка, атака неприятельской фигуры, механические подвижности). Захват контрольного поля. Защита контрольного поля. Практические занятия. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 04.03 06.03 11.03 13.03 14.03 18.03 20.03 21.03 25.03 27.03 28.03 | |
83-95 | Конь. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь-легкая фигура. Конь против коня, два коня против одного, вилка, ограниченные подвижности. Конь против слона. Практические занятия. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 01.04 03.04 04.04 08.04 10.04 11.04 15.04 17.04 18.04 22.04 24.04 25.04 29.04 | |
96-106 | Пешка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня. Две пешки против одной. Ограничение подвижности. Атака неприятельской фигуры. Двойной удар. Практические занятия по изученному материалу. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий Учёт | 06.05 08.05 13.05 15.05 16.05 20.05 22.05 23.05 27.05 29.05 30.05 | |
107-116 | Практические занятия по изученному материалу. Защита нужных полей. Игра на уничтожение. Король. Король против других фигур (король против ферзя; король против слона; король против ладьи; король против коня; король против пешки). | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 03.06 05.06 06.06 10.06 17.06 19.06 20.06 24.06 26.06 27.06 | |
117-130 | Шах. Шах ферзём, ладьёй, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход (простые примеры). Мат с большим количеством фигур. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий Учёт | 01.07 03.07 04.07 08.07 10.07 11.07 15.07 17.07 18.07 22.07 24.07 25.07 29.07 31.07 | |
131-143 | Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Принципы разыгрывания дебютов. Игра коротких партий. Практические занятия по изученному материалу. Соревнования в группах. Итоговые аттестационные занятия. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | Текущий | 01.08 05.08 07.08 08.08 12.08 14.08 15.08 19.08 21.08 22.08 26.08 28.08 29.08 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
- Шахматная доска
Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля, чередование полей, вертикали, горизонтали, диагонали. Центр, форма центра. Значение центра. Обозначение полей.
2. Шахматные фигуры
Белые, черные, пешка, слон, ладья, конь, ферзь, король, их расположение. Ходы фигур и пешек. Свойства фигур. Сравнительная сила фигур.
3. Начальная расстановка фигур
Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
4. Ходы и взятие фигур
Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзёвые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.
5. Цель шахматной партии
Шах, понятие шаха. Виды шаха. Вскрытый, двойной, вечный шах. Объявление шаха различными фигурами. Мат, понятие о мате. Мат цель игры. Матование короля ферзем, ладьей, двумя слонами, слоном и конем с помощью другого короля. Матование одинокого короля с помощью различных фигур, комбинации мат в один ход, пат, ничья. Варианты ничьей. Длинная и короткая рокировка и ее правила.
6. Игра всеми фигурами из начального положения
Игра всеми фигурами из начального положения, общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта, демонстрация коротких партий.
- Игра с шахматными часами.
Теория: знакомство с турнирными режимами игры с часами.
Практика: игра с часами.
- Мат легкими и тяжелыми фигурами.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Линейный мат. Мат ферзем. Мат ладьей. Мат двумя слонами.
Практика: логические игры для развития памяти, внимания и мышления.
- Король против короля и пешки.
Теория: изучение правил игры в шахматы. Шах или мат. Мат или пат. Мат в один ход. Ограниченный король.
Практика: выполнение шахматных заданий. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.
- Решение шахматных задач.
Теория: решение шахматных задач в 1 ход. Решение шахматных задач в 2 хода. Решение задач с помощью разбора партий чемпионов.
Практика: выполнение упражнения «Два хода».
- Итоговое занятие.
Практика: повторение изученного материала в форме соревнований, турниров, конкурсов.
Годовой календарный график
для спортивно-оздоровительной группы
№ п/п | Перечень тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Шахматная доска | 12 | 12 | |
2 | Шахматные фигуры | 6 | 6 | |
3 | Начальная расстановка фигур | 6 | 6 | 12 |
4 | Ходы и взятие фигур | 40 | 55 | 96 |
5 | Цель шахматной партии | 34 | 40 | 74 |
6 | Игра всеми фигурами из начального положения | 8 | 11 | 18 |
7 | Повторение пройденного материала | 12 | 12 | |
8. | Тренировочные и турнирные партии | 82 | 82 | |
итого | 118 | 194 | 312 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
- принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого обучающегося и всего коллектива в целом;
- принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;
- принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала;
- принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитывающих.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры.
- Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Оценочные материалы
Оценка знаний, умений и навыков, приобретённых в процессе обучения, является основой при отслеживании результатов работы.
№ | Виды контроля | Контролируемые знания, умения, навыки | Форма контроля |
1 | Предварительный контроль | Шахматная доска, шахматные фигуры, их ходы, шахматная нотация, элементы шахмат- | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
ной партии. | |||
2 | Текущий контроль | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
3 | Промежуточная аттестация | Элементы шахматной партии, правила поведения во время турнира. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
4 | Итоговая аттестация | Основы шахматной тактики, участие в турнире, использование шахматной литературы. | Индивидуально, в ходе шахматного турнира. |
Алгоритм учебного занятия: I. Вводная часть
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Вводная часть занятий предполагает подготовку обучающихся к работе, к восприятию материала, целеполагание.
В основной части занятия происходит мотивация учебной деятельности обучающихся (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям). Усвоение новых знаний и способов действий на данном этапе происходит через использование заданий и вопросов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Здесь же целесообразно применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются учащимися самостоятельно. Для того, чтобы переключить активность обучающихся (умственную, речевую, двигательную), на занятиях проводятся физкультминутки.
В заключительной части занятия - подведение итогов, рефлексия. В течение 2-3 минут внимание обучающихся акцентируется на основных идеях занятия. На этом же этапе обучающиеся высказывают своё отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у обучающихся: загадки, стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих обучающихся, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагога
Основная литература:
- Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2015. - 256 с.
- Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2014. - 96 с.
- Сухин И.Г. Удивительные приключения в шахматной стране – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2014.
Дополнительная литература:
- Журавлёв Н.И. Шаг за шагом. М: Физкультура и спорт, 1986. - 288с.
- Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002. - 538 с.
- Сборник дидактического материала к поурочному планированию занятий по обучению игре в шахматы обучающихся старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Авторы-составители: педагоги д/о Зайкин В.В., Зайкина В.Л. - Норильск, МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" района Талнах, 2010. - 57с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...
Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...
Рабочая программа по Шахматам
УтверждаюДиректор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда________________Ёнзак Д.Д.«_...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...