Рабочая программа по Шахматам
календарно-тематическое планирование на тему
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда ________________Ёнзак Д.Д. «_____» ________________ 2015г
| Согласовано Зам.директора по ВВР МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда _________________Дадар-оол Б.Д. «______» _________________ 2015г
| Рассмотрено На заседании ШМО Руководитель ШМО ____________ Ортыгашева Ш.Д. «______» ______________2015г |
Рабочая программа
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматная школа»
Учитель физической культуры
и шахматам Салчак Ю.С
Ак-Довурак-2015
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского
Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
1) образовательная:
· расширяет кругозор;
· пополняет знания;
· активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
· учит ориентироваться на плоскости;
· тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .
2) воспитательная:
· вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах, стойкий характер;
3) эстетическая:
· умение находить нестандартные решения
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Ожидаемый результат:
В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся
должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры.
должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.
2.Содержание обучения.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п\п | темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 |
2. | Ходы и взятия фигур | 8 | 3 | 5 |
3. | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 8 | 3 | 5 |
4. | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен | 8 | 2 | 6 |
5. | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта | 10 | 3 | 7 |
6. | Особенности матования одинокого короля | 7 | 2 | 5 |
7. | Тактические приёмы и особенности их применения | 7 | 2 | 5 |
8. | Начальные сведения об эдшпиле | 8 | 2 | 6 |
9. | Начальные сведения об мительшпиле | 8 | 2 | 6 |
10. | Подведение итогов года | 2 | - | 2 |
| Итого | 68 | 20 | 48 |
|
|
|
|
|
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_shahmat.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Директор МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда ________________Ёнзак Д.Д. «_____» ________________ 2015г | Согласовано Зам.директора по ВВР МБОУ СОШ №1 г. Ак-Довурака имени Тамдын-оол С. С. – Героя Социалистического труда _________________Дадар-оол Б.Д. «______» _________________ 2015г | Рассмотрено На заседании ШМО Руководитель ШМО ____________ Ортыгашева Ш.Д. «______» ______________2015г |
Рабочая программа
спортивно-оздоровительного направления
«Шахматная школа»
Учитель физической культуры
и шахматам Салчак Ю.С
Ак-Довурак-2015
1.Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена на основе примерной программы спортивно-оздоровительного направления «Шахматная школа», Автор: А.А. Тимофеев и Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование под редакцией В.А. Горского
Москва, «Просвещение», 2011 г.
Программа «Шахматная школа» предназначена для начинающих юных шахматистов и уже имеющих некоторый опыт игры в шахматы, проявляющих интерес к освоению высот мастерства шахматной игры.
Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления… Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Она должна войти в жизнь школы, как один из элементов умственной культуры.
Вполне понятно, что педагогический эффект шахмат проявляется не сразу. Прежде всего, необходимо обеспечить массовое вовлечение младших школьников в занятия шахматами, потому что педагогические задачи, стоящие перед этой удивительной игрой, довольно широки и разнообразны:
- образовательная:
- расширяет кругозор;
- пополняет знания;
- активизирует мыслительную деятельность младших школьников;
- учит ориентироваться на плоскости;
- тренирует логическое мышление и память, наблюдательность, внимание .
- воспитательная:
- вырабатывает настойчивость, выдержку, волю, спокойствие,
уверенность в своих силах, стойкий характер;
- эстетическая:
- умение находить нестандартные решения
Цель программы:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Задачи программы:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся .
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества со сверстниками.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура)- для формирования здорового образа жизни.
Данная программа может быть использована как на начальном этапе обучения, так и в среднем звене. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи, детям – семилеткам, предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам 12 лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.
Ожидаемый результат:
В конце курса обучения предполагается, что занимающиеся
должны знать:
1. основные правила игры;
2. названия и силу шахматных фигур;
3. цель шахматной игры.
должны уметь:
1. располагать фигуры на шахматной доске;
2. играть друг с другом, используя приобретенные знания;
3. решать элементарные шахматные задачи.
Прогнозируемый результат:
*овладение навыками игры в шахматы
*интеллектуальное развитие участников кружка
*результативное участие в соревнованиях различных уровней.
Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Программа предусматривает 68 часов занятий в течение года – по 1 часу в неделю.
2.Содержание обучения.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п\п | темы | Количество часов | ||
всего | теория | практика | ||
1. | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 |
2. | Ходы и взятия фигур | 8 | 3 | 5 |
3. | Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» | 8 | 3 | 5 |
4. | Ценность шахматных фигур. Нападение, защита, размен | 8 | 2 | 6 |
5. | Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта | 10 | 3 | 7 |
6. | Особенности матования одинокого короля | 7 | 2 | 5 |
7. | Тактические приёмы и особенности их применения | 7 | 2 | 5 |
8. | Начальные сведения об эдшпиле | 8 | 2 | 6 |
9. | Начальные сведения об мительшпиле | 8 | 2 | 6 |
10. | Подведение итогов года | 2 | - | 2 |
Итого | 68 | 20 | 48 | |
3.Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Костров В.В. Шахматный учебник для детей и родителей- СПб.: ИД «Литера»,2005.
Пожарский В.А. Шахматный учебник./ В.А. Пожарский.- М., 1996.
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шахмат как учебного предмета в начальной школе// Шахматный всеобуч.-1996.-№ 3.
Тимофеев А.А. Общие подходы к концепции «Шахматы как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование.-2006.- № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа кружка: "Шахматы".
Данная программа расчитана на 1год обучения. Программа предусматривает 23 часа занятий в течении года-по 1часу в неделю. Программа может быть легко изменена как по часам занятий в неделю, так и по кол...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа внеурочной деятельности “Шахматы в школе” предназначена для спортивно-оздоровительной работы с учащимися, проявляющими интерес к физической культуре и спорту.Грамотно поставленный пр...
Рабочая программа кружка «Шахматы»
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловле...
Рабочая программа по шахматам
Рабочая программа по шахматам...
Рабочая программа по шахматам. 1-4 класс
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расш...
рабочая программа по "Шахматам"
Рабочие программы по внеурочной деятельности "Шахматы" 1-4 классы и 5-8 классы...