Наставничество
материал
На данной странице размещён приказ "О назначении наставников" и план работы наставника Новиковой Л.А., учителя-дефектолога с Поповой Н.В., учителем - дефектологом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novikova_la_programma_nastavnika.docx | 225.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения | О молодом специалисте | О педагоге - наставнике |
Фамилия, имя, отчество | Попова Наталья Викторовна | Новикова Любовь Анатольевна |
Образование | высшее | высшее |
Какое учебное заведение окончил | Волгоградская Гуманитарная Академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы | Иркутский государственный педагогический институт |
Педагогический стаж | молодой специалист | 42 года |
Место работы | МБОУ СОШ пгт Смирных | МБОУ СОШ пгт Смирных |
Должность | учитель-дефектолог | учитель-дефектолог |
Квалификационная категория | без категории | высшая |
Пояснительная записка
Поддержка молодых специалистов – одна из ключевых задач образовательной политики.
Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий педагог, психологически и технологически готовый к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы. Овладение специальностью представляет собой достаточно длительный процесс, предполагающий становление профессиональных компетенций и формирование профессионально значимых качеств.
Начинающие педагоги слабо представляют себе повседневную педагогическую практику. Проблема становится особенно актуальной в связи с переходом на ФГОС, так как возрастают требования к повышению профессиональной компетентности каждого специалиста. Новые требования к учителю предъявляет и Профессиональный стандарт педагога.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Срок реализации программы: 3 года.
Цель: обеспечение качественного уровня развития системы наставничества на институциональном уровне, формирование эффективных механизмов взаимодействия наставника и начинающего педагога.
Задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом его потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Ожидаемые результаты
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики, психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- наличие портфолио у молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
Принципы наставничества
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы
работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное, групповое);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение занятий, собеседование, мастер-классы и др).
Деятельность наставника
- этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
- этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого учителя, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
- этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Показателями и критериями оценки результативности наставничества будет успешная аттестация на 1 категорию молодого специалиста. Промежуточные результаты работы молодого специалиста будут рассматриваться на заседании методического объединения в конце каждого учебного года по результатам отчета наставника.
Программа должна помочь становлению молодого специалиста на всех уровнях данного процесса:
• вхождение в профессиональное образовательное пространство;
• профессиональное самоопределение;
• творческая самореализация;
• проектирование профессиональной карьеры;
• вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность;
• самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Основные направления работы:
1. Работа с документацией.
2. Планирование и организация работы.
3. Работа по самообразованию.
4. Психолого-педагогическая поддержка.
5. Руководство и контроль за деятельностью молодого специалиста.
Виды деятельности в работе с молодым специалистом:
• Повышение научной, теоретической и психолого-педагогической подготовки молодого специалиста;
• глубокое изучение и освоение молодым специалистом рабочих учебных программ, научной и методической литературы;
• изучение и внедрение в практику преподавания передового педагогического опыта и основных достижений педагогической науки, а также организацию творческой деятельности.
Обязанности наставника:
1.Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, определяющих права и обязанности молодого специалиста по занимаемой должности.
2.Разрабатывать совместно с молодым специалистом план профессионального становления с учётом уровня его интеллектуального развития, педагогической, методической и профессиональной подготовки.
3.Изучать деловые и нравственные качества молодого специалиста, его отношение к проведению занятий, коллективу школы, учащимся и их родителям, увлечения, наклонности, круг досугового общения.
4.Вводить в должность (знакомить с основными обязанностями, требованиями, предъявляемыми к педагогу, правилами внутреннего распорядка, охраны труда и техники безопасности).
5.Проводить необходимое обучение; контролировать и оценивать самостоятельное проведение молодым специалистом учебных занятий; давать конкретные задания с определённым сроком их выполнения; контролировать работу, оказывать необходимую помощь.
6.Оказывать молодому специалисту индивидуальную помощь в овладении педагогической профессией, практическими приёмами и способами качественного проведения занятий, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки.
7.Личным примером развивать положительные качества молодого специалиста, привлекать к участию общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора.
8.Участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической и общественной деятельностью молодого специалиста, вносить предложения о его поощрении или применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия.
9.Подводить итоги профессиональной адаптации молодого специалиста, составлять отчёт по итогам наставничества с заключением о результатах прохождения адаптации, с предложениями по дальнейшей работе молодого специалиста.
Обязанности молодого специалиста:
1.Изучать нормативные документы, определяющие его служебную деятельность, структуру, штаты, особенности деятельности школы и функциональные обязанности по занимаемой должности.
2.Выполнять план профессионального становления в установленные сроки.
3.Постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками по занимаемой должности.
4. Учиться у наставника передовым методам и формам работы, правильно строить свои взаимоотношения с ним.
5.Совершенствовать свой общеобразовательный и культурный уровень.
6.Периодически отчитываться о своей работе перед наставником.
Программа
работы наставника Новиковой Л.А. с молодым педагогом Поповой Н.В.
Мероприятие | Деятельность наставника | Результат работы | |
1 год | |||
Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Индивидуальный образовательный маршрут молодого специалиста (далее – МС) | |
Изучение нормативно- правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала | Компетентность МС в заполнении школьной документации | |
Ознакомление с Профстандартом педагога | Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Наличие программы индивидуального профессионального развития | |
Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Организация общения посредством электронной почты. | Возможность постоянного взаимодействия и общения | |
Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований ФГОС | Открытые занятия наставника, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования занятия МС. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия. | |
Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника. | Обогащение опыта умения молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения. Динамика в освоении образовательных технологий | |
Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. | |
Мониторинг профессионального роста МС | Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
Итоги реализации Программы | Подготовка отчета наставника и МС | ||
2 год | |||
Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой | |
Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Наличие портфолио МС | |
Введение в процесс аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Подготовка МС к прохождению аттестации в рамках школы. | |
Организация продуктивной деятельности | Разработка КИМов, | Методические продукты | |
Проектирование занятий в контексте требований ФГОС | Организация самостоятельного проектирования занятия МС. Анализ и самоанализ занятий. | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе занятия. | |
Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
Определение технического задания | Разработка технического задания МС (с учетом результатов мониторинга ИЛИ на основе перспектив работы на следующий год) | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС | |
Итоги реализации Программы | Подготовка отчета наставника и МС | ||
3 год | |||
Разработка рабочей программы учителя, ведение школьной документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Самостоятельно разработанные рабочие. Компетентность в оформлении школьной документации. | |
Аттестация | Консультирование по оформлению документов | Аттестация МС на первую квалификационную категорию | |
Методическая выставка достижений МС | Оказание методической помощи | Уровень профессионализма молодого педагога - систематизация наработок профессиональной деятельности | |
Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | ||
Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС |
П Л А Н Р А Б О Т Ы
наставника Новиковой Л. А.
с молодым специалистом Поповой Н.В.
на 2021-2022 учебный год
№ п/п | Планируемые мероприятия | Срок исполнения | Форма отчетности | Отметка наставника о выполнении |
Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования. Проведение инструктажа по заполнению журнала. | сентябрь | Календарно- тематическое планирование. Памятка по заполнению журнала. | сентябрь | |
Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; Участие в оформлении учебного кабинета. Практическое занятие: «Как работать с интерактивным конструктором рабочих программ» | октябрь | Список учебно- дидактического материала. Паспорт кабинета. Памятка по работе с конструктором рабочих программ. | октябрь | |
Подбор литературы по теме самообразования. Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию. | ноябрь | Выработка рекомендаций. Список литературы | ноябрь | |
Общие вопросы методики проведения занятий. Анализ работы за первое полугодие. | декабрь | Выработка рекомендаций. | декабрь | |
Участие в заседании районного методического объединения специалистов коррекционного профиля. | февраль | Протокол РМО | февраль | |
Отчет молодого специалиста о проделанной работе. Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год. | май | Отчет и заключение наставника с оценкой о проделанной работе. | май | |
Совместная разработка системы занятий по теме или отдельного занятия, консультации по волнующим вопроса с психологом, наставником, администрацией, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой. | в течение года | в течение года |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план наставничества
Папка наставника учителя русского языка и литературы первой категории Савосиной Г.И....
Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе
Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател...
Практика наставничества: "Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников и развития обучающихся через групповое наставничество с работодателем"
В современных условиях каждый выпускник школы должен быть подготовлен к осознанному выбору востребованных экономикой профессий, к числу которых относятся специальности инжен...
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МБОУ «СОКШ №4» г. Нефтеюганска на 2021-2022 учебный год...
Программа наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в МКОУ «Брединская СОШ №4» на 2020/2024 годы
Наставничество представляется универсальной моделью построения отношений внутри образова-тельной организации как технология интенсивного развития личности, передачи опыта и знаний, формирование навыко...
Наставничество: Инструкция "Как подать запрос на участие в системе наставничества в роли наставляемого"
Данная инструкция предназаначена для родителей учащихся, имеющих особые образовательные или иные потребности и желающих принять участие в ЦМН...
Доклад в рамках вебинара «Реализация целевой модели наставничества в МОУ СОШ №131» «НАСТАВНИЧЕСТВО в добровольческой деятельности учащихся» Капарулина Д.А.
В современных условиях в образовательной и воспитательной системе нашей страны возрастает необходимость интеграции в учебно-воспитательный процесс разнообразных инновационных форм работы с обучающимис...