Методический семинар.
статья
«Формирование смыслового чтения как
метапредметного результата образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 20.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа Гафитулиной М.А. (учителя русского языка и литературы)
Методический семинар.
«Формирование смыслового чтения как
метапредметного результата образования»
Пояснительная записка
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования в п.10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделяет отдельным умением «смысловое чтение».
В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т. е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Понятие грамотности чтения включает такие важные признаки, как способность понимать требуемые обществом языковые формы, выражения, использование письменной информации для успешного осуществления поставленных человеком перед собой целей и др. В итоге наиболее полное определение грамотности чтения таково: это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, активного участия в жизни общества.
Смысловое чтение - это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Цель - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Чтение непосредственно связано и с устной речью. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения; при чтении используются средства речевой выразительности, а также связная устная речь для передачи содержания текста и общения между читающими.
Чтение - фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителями всех школьных предметов – систематически уделять внимание смысловому чтению на уроках. Современная концепция образования ставит целью развитие личности, способной к эффективной реализации себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Особое значение в связи с этим приобретает проблема обучения стратегиям смыслового чтения, формирование и развития коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка и литературы.
Читательская компетентность является необходимым условием освоения школьниками практически всех учебных дисциплин, поэтому работа по повышению ее уровня должна быть организована на всех учебных занятиях, где учащимся приходится взаимодействовать с текстами как источниками информации: на уроках, факультативных (элективных) курсах и пр.
Учащиеся, которые читают каждый день для своего удовольствия, показывают более высокие результаты по грамотности чтения, чем их нечитающие сверстники.
Совершенствованию навыков смыслового чтения в нашей школе способствует проведение читательских конференций. Учащиеся получают задание внимательно прочитать за определенный период времени произведение, не входящее в школьную программу. Цель конференции - развитие интереса учащихся к книге и чтению, формирование читательских умений учащихся, традиций и обычаев чтения. Читательские конференции развивают интеллект, кругозор учащихся, познавательный интерес, умение грамотно преподнести информацию, ориентирование в содержании текста и понимание его целостного смысла, формулирование тезиса, выражающего общий смысл текста, определение главной темы, общей цели или назначения текста и т.д.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся смогут грамотно, вдумчиво читать;
- Пересказывать текст с привлечением дополнительной информации из прочитанной литературы;
- Овладеют умением построить связное монологическое высказывание по любой из заданных учащимся тем;
- Смогут продемонстрировать правильно построенную грамотную речь на устном экзамене.
Совершенствование навыков смыслового чтения производится не только на уроках, но и во внеурочное время. Формированию интереса к чтению способствует приобщение ребят к участию в таких конкурсах как «Живая классика», «Сценическое искусство», «Конкурс чтецов».
Чтобы уметь воспринимать внутреннюю логику любой информации требуется развитое понятийное мышление. В этом случае ученик правильно воспринимает материал урока, смысл текстов книгах и пособий. Навык смыслового чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009
Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...
методический семинар для учителей по теме"одаренность"
В данном материале рассматриваются виды одаренности, различные пожходу к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»
Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...
Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".
Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент. ...
Методическое выступление на педсовете или на методическом семинаре "Система оценивания учащихся в соответствии с ФГОС "
Данная методическая работа предназначена дляпедагогов,работающих по ФГОС...
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...