Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах.
материал
Индивидуальный проект — это отдельный курс, который в соответствии с ФГОС среднего общего образования изучается в 10-11 классах. В следующем учебном году на ФГОС переходят 10-е классы по всей стране, так что этот курс становится обязательным. Одновременно в понятие «индивидуальный проект» включается самостоятельная работа ученика — проект или исследование, который он выполняет в течение двух лет и затем представляет на защиту.
О том, что индивидуальный проект появится в школьной программе, было известно еще в 2012 году, когда утверждался ФГОС среднего общего образования. «Учительская газета» писала, что он должен стать вершиной всего обучения в школе. Выполняя индивидуальный проект, учащийся демонстрирует предметные знания и сформированные навыки анализа, постановки задач, работы с информацией. Уже тогда началась разработка нормативной базы для преподавания нового предмета.
Индивидуальный проект должен отвечать интересам и образовательным потребностям каждого конкретного учащегося. Это означает, что школа должна предложить старшеклассникам широкий перечень тем проектов, обеспечить их тьюторским сопровождением и ресурсной базой. Проект может быть профориентационным и выполняться в рамках практически любого профиля — технологического, гуманитарного, социально-экономического и других. Школа может организовать преподавание нового предмета силами учителей, а может привлечь социальных партнеров — организации профессионального и дополнительного образования, в том числе кванториумы, научные институты, предприятия из сферы бизнеса.
Основа нормативной базы для введения нового предмета — это, прежде всего, ФГОС (его обновленная версия должна появиться до сентября) и примерная основная образовательная программа. Предмет вводится локальным актом образовательной организации. Важно, что если в основной школе ученики выполняют проекты и исследования, опираясь на учебные предметы, то в старшей школе проекты и исследования становятся межпредметными и полидисциплинарными. Старшеклассник самостоятельно формулирует предпроектную идею, ставит цели, описывает ресурсы, определяет критерии успешности проекта. Презентацию результатов можно проводить не только в школе, но и в том социально-культурном пространстве, где проект разворачивается, — например, в сообществе деловых людей.
Защита проекта проходит в два этапа. В самом начале нужно защитить тему — проектную идею, а в конце — реализованный проект. На защите темы нужно обсудить ее актуальность, положительные эффекты и возможные риски реализации, материальные и нематериальные ресурсы и другое. На этом этапе возможна корректировка темы, чтобы проект действительно стал реализуемым. Ребенок может подойти к выбору темы формально, — например, проект под названием «Борьба с алкоголизмом» не имеет смысла. Другое дело, если тема конкретизируется, бороться с алкоголизмом предлагается в рамках конкретной общности, и автор проекта может объяснить, зачем это нужно.
Поскольку в одном классе дети могут выбирать проекты самой разной тематики — как технической, так и гуманитарной, то общие принципы их выполнения учитель может объяснять всему классу одновременно. Если же поток разделен на профили, то индивидуальному проекту можно уделить внимание в рамках профильного предмета. На это выделяется 70 часов в течение двух лет. Вести курс «Индивидуальный проект» может любой учитель. Предполагается, что у каждого выпускника школы в аттестате будет стоять оценка за индивидуальный проект и указана его тематика.
Поскольку курс «Индивидуальный проект» — новый, по нему практически нет методических материалов. Исключение — учебное пособие «Индивидуальный проект. 10-11 классы», выпущенное издательством «Просвещение» в серии «Профильная школа». К нему прилагается примерная рабочая программа.
В пособии курс разделен на 8 модулей:
- культура исследования и проектирования;
- самоопределение;
- замысел проекта;
- условия реализации проекта;
- трудности реализации проекта;
- предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ;
- дополнительные возможности улучшения проекта;
- презентация и защита индивидуального проекта.
В пособии приводятся примеры исторических и современных проектов, один из которых — строительство Крымского моста.
С середины августа Группа компаний «Просвещение» будет проводить вебинары для учителей, посвященные новому предмету, — рассматривать содержание поурочно, давать рекомендации по ведению занятий и использованию различных материалов. Будут подготовлены и поурочные разработки.
Рекомендуемая литература
Половкова М.В. Индивидуальный проект. Учебное пособие.
Видеозапись вебинара размещена здесь:
https://events.webinar.ru/12290983/3432373/record-new/3489095
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование рабочих программ по технологии в соответствии с ФГОС основного общего образования
Представленная презентация окажет методическую помощь учителям технологии при проектировании рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС...
Примерная рабочая программа по физике для 7-9 классов, составленная в соответствии с ФГОС основного (общего) образования и ориентированная на работу по линии учебников А.В. Перышкина, Е.М. Гутник.
Рабочая программа по предмету «Физике 7-9» составлена в соответствии с:1. требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО, М.: «Просвещение», 2011 го...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ. 5-6 КЛАССЫ. Авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Москва. « Дрофа» 2017 г .В соответствии с ФГОС основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА ЕНА ОСНОВЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ 5 - 9 КЛАССЫ. АВТОРЫ И.И.БАРИНОВА, В.П.ДРОНОВ, И.В.ДУШИНА, Л.Е.САВЕЛЬЕВА. МОСКВА ...
Пояснительная записка к рабочей программе «Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов в соответствии с ФГОС начального общего образования к УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский язык. Rainbow English»
Пояснительная записка к рабочей программе "Иностранный язык (английский)» для 2-3 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...
Выступление для Педагогического Совета "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования"
Выступление для Педагогического Совета на тему "ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования". Выступлени...
приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям ФГОС среднего общего образования, среднего профессионального образования
приказ О проведении контроля соответствия структуры адаптированных программ подготовки специалистов среднего звена требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов среднего общ...
доклад на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования»
доклад на тему "Индивидуальный проект как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования"...
- Мне нравится (1)