Разработка урока - проблемные вопросы 8 класс
план-конспект урока (8 класс)

Батуева Маргарита Саввична

Урок в 8 классе по теме: Тепловые явления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_teplovye_yavleniya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Батуева Маргарита Саввична

Республика Бурятия,

город Улан – Удэ, МАОУ СОШ № 42

учитель физики высшей категории

Разработка урока по физике

за 8 класс по теме:

«Тепловые явления»

   Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков с разнообразными видами занятий.

    Цели урока:

  1. Определение уровня знаний учащихся, уровня сформированности умений и навыков комплексного применения знаний.
  2. Обобщение и систематизация знаний.
  3. Развитие устной и письменной речи, развитие логики, мышления, творчества.

Задачи урока:

  1. Образовательные: формирование и систематизация знаний по данной теме, специализированных и общеучебных умений и навыков, познавательных, умение ориентироваться в реальных ситуациях, парадоксальных на первый взгляд;
  2. Воспитательные: формирование у учащихся мировоззрения, трудолюбия, нравственных качеств личности, взглядов и убеждений, с учетом особенностей и возможностей коллектива.
  3. Развивающие: развитие у школьников познавательного интереса к предмету – физика, окружающей среде. Развитие познавательных особенностей, умение делать выводы и обобщения на основе полученных знаний.

    УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, «Физика - 8», М, Дрофа, 2008г;

               А.В. Марон, Е.А. Марон, «Физика - 8», М, Дрофа, 2008г;

                В.И.Лукашик, Е.В. Иванова, «Сборник задач по физике», М,         Просвещение, 2002г;

                Н.К. Мартынова, Н.Н. Иванова, Т.В. Воронина, «Рабочая тетрадь по физике», М, Просвещение, 2007г;

               М.Н. Алексеева «Физика – юным: Теплота». Кн. Для внеклассного чтения. 8 кл. М, Просвещение, 1990г

               А.Е. Васильев «Физика. 8 класс», Саратов: Лицей, 2007г

               Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, «Физика.Тесты. 7-9 классы»: Учебно – методическое пособие, М, Дрофа, 2002г

               О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, «Физика.Тесты. 7-9 классы»: Учебно – методическое пособие, М, Дрофа, 2002г

               И. Я. Ланина, «Не уроком единым», М, Просвещение, 1991г

               В.В. Губанов, «Лабораторные работы и контрольные задания по физике», Саратов: Лицей, 2007г

Средства обучения:

Рисунки с различными тепловыми явлениями для составления таблицы, приборы и материалы для групповых работ:

  • №1. Горячая жидкость, весы;
  • №2. Спиртовка, спички, 2 пробирки с сырой и кипяченной холодной водой на штативах;
  • №3. Салфетки, вода холодная и одеколон комнатной температуры;
  • №4. Бутылки с жидкостью, полотенце и сосуд с водой.

План урока:

  1. Организационная часть. Слово учителя.
  2. Составление таблицы на доске с помощью рисунков.
  3. Экспериментальные задания (работа в группах).
  4. Защита заданий.
  5. Подведение итогов работы.
  6. Домашнее задание.

            Форма деятельности:

          Групповая, фронтальная, индивидуальная работа, взаимопроверка, гипотеза, обсуждение и защита проекта.

               Аннотация урока.

“…учение, лишенное всякого интереса

и взятое только силою принуждения

                                                  убивает в ученике охоту к учению,

 без которого он далеко не уйдет».

К.Д.Ушинский.

          В учении огромную роль играют нравственные мотивы, они должны опираться на положительную эмоциональную установку к труду и учению. Поэтому на уроке нужно будить живые склонности в каждом ученике, помогать найти призвание и по возможности следовать ему.

            Творческое отношение к любому труду следует воспитывать именно в школе, начиная с простейших опытов и решения задач, желательно нестандартных, творческих, исследовательских. Тем, кто сейчас учит физику в школе, предстоит создать единую теорию поля, запускать к звездам космические корабли, исследовать проблему наследственности, новых альтернативных видов топлива.

          Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Является основой научно – технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, то есть способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Однако опыт преподавания убедительно свидетельствует, что выделенные стимулы оказывают действенное влияние на формирование познавательных интересов лишь при определенных условиях. Не всякая деятельность на уроке интересует учащихся. Они могут решать задачи, выполнять исследования «по надобности», без интереса. Необходимо определить способы учебно-предметных действий, которые обеспечили бы не только констатирующий уровень восприятия учебного материала, но и восприятие с увлечением.            

     Хочу привести примеры деятельности учащихся при проведении групповых творческих работ. Согласно планированию эта работа проводится после изучения темы «Тепловые явления».

           Математическая обработка результатов опыта занимает основное время и нередко заслоняет основную цель работы – научить учащихся пользоваться экспериментальным методом, умению ставить, решать и защищать экспериментальные задачи.

                                           Ход урока:

            Формирование познавательного интереса проводим в три этапа:

Подготовительный этап –  повторение пройденного материала, постановка проблемы.

Второй этап – размышление и дискуссия, проведение эксперимента.

Третий этап – защита работ.

Структура урока:

  1. Разминка – проверка знания формул (работа с таблицей на доске). Способ проверки и закрепления знаний учащихся – фронтальный опрос.
  2. Конкурс капитанов – решение экспериментальных задач.
  3. Конкурс команд –  защита экспериментальных групповых работ Способ проверки знаний – защита проекта у доски
  4. Заключительный конкурс для всех - блиц – опрос (задания определяющие развитие мышления, быстроту реакции, логичность и научность построения речи).

  1. Задания для разминки:

          Составить таблицу на доске и в тетради (соответствие формул, рисунков и основных понятий тепловых процессов: испарение, конденсация, кипение, кристаллизация, плавление).

                               2. Задания на конкурс капитанов:

  1. Если окунуть в горячий чай кусочек хлеба, то не подув, его нельзя сразу брать в рот - обожжёшься! На опущенный в горячий чай кусок сахара дуть не нужно. Почему?

(хлеб обжигает, т.к. в его поры набирается и сохраняется горячая жидкость, а сахар сразу же начинает таять, растворяться, на что требуется дополнительный расход тепла).

  1. В двух пробирках при комнатной температуре находится вода, в одной – сырая, а другой – такое же количество кипяченой воды. Как определить в каком из сосудов какая вода?

(последовательно вскипятить на одной и той же спиртовке, заметить время – сырая вода закипит быстрее – в ней больше растворенного воздуха).

  1. Почему эфир при комнатной температуре охлаждает кожу намного интенсивнее, чем вода, хотя теплота парообразования у воды существенно больше? Или. Обтирание рук влажной салфеткой или теплым одеколоном вызывает ощущение прохлады больше?

(вода при нормальных условиях кипит при 100 С, а эфир – при 35 С. При комнатной температуре давление насыщенных паров эфира гораздо больше, чем паров воды, поэтому он испаряется быстрее).Скорость испарения молекул теплого одеколона больше, чем у воды, и следовательно его молекулы при испарении отнимут энергию больше.

  1. Придумайте, как можно быстро не пользуясь холодильником остудить или охладить чай в бутылке?

(обернуть его мокрой тряпкой для интенсивного испарения).

  1. На чаше весов уравновесили стаканы с холодной и горячей водой. Почему нарушается равновесие? (испарение горячей воды интенсивнее).
  2. Выведите из равновесия весы, не касаясь их. (с помощью спичек или льда).

                           3. Задание на конкурс команд:

Блиц – турнир.

  1. Что такое дождь?
  2. Можно ли расплавить олово в воде?
  3. Почему образуется роса?
  4. Почему в закрытой крышкой кастрюле вода нагревается быстрее, чем с открытой?
  5. Что остывает быстрее в одинаковых условиях: жирный суп или чай?
  6. Что такое иней?
  7. В ледяную воду родника поставили бутылку с водой. Перейдет ли вода в лед в бутылке?
  8. Есть ли смысл кипятить воду долго-долго, чтоб она стала «погорячее»?
  9. Почему хлеб черствеет?
  10. Что такое снег?
  11. Почему погрузившись в воду, во время дождя вы чувствуете, что вам теплее, чем на воздухе?
  12. Видели ли вы потную собаку? Почему?
  13. Пар или вода обжигает сильнее?
  14. Почему в жаркий летний день очень хочется искупаться?
  15. Почему даже в жаркий день, выйдя из реки после купания, человек ощущает холод?
  16. Почему соль, брошенная, на раскаленные угли трещит?
  17. Почему вода, пролитая на пол, испаряется значительно быстрее, чем такое же количество воды в стакане?

    Подведение итогов урока. Взаимопроверка тетрадей. Выставление оценок.

    Домашнее задание: подготовиться к контрольному тесту на следующем уроке.

Заключение.

              Решение экспериментальных задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока нуждается в разнообразии используемого материала.

              Подбирая задачи, я использовала различные софизмы и парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию.

              С целью повышения интереса учащихся подобраны нестандартные задачи. Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень

Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками...

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока "Специальные вопросы и вопросы к подлежащему"

Тема: Специальные вопросы и вопросы к подлежащему с                    глаголом can.Цель....

Методическая разработка урока Трудные вопросы истории

laquo;Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток».Цели урока:образовательная: научить применять полученны...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...

Материалы учебного пособия для студентов филологических факультетов вузов, ссузов, учащихся общеобразовательных учреждений. Методика проблемного обучения. Фрагмент урока. Проблемные вопросы. Урок 1. Лингвистический анализ текста. Вводный курс. 10А. 03.09.

По теме эвфемизации, языкового процесса, описанного в методических рекомендациях «Уроки эвфемизации в школе» (2020) публикую также практическую часть «Материалов учебного пособи...