Представление собственного педагогического опыта
статья

Представление собственного педагогического  опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_sobstv_opyta_.docx30.45 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического  опыта учителя родного (эрзянского) языка и мордовской литературы МБОУ «Шугуровская  СОШ» Большеберезниковского муниципального  района Республики Мордовия

                                             Маниной Нины Кузьминичны

                                          Тема педагогического опыта:

«Развитие творческих способностей учащихся  при изучении

родного языка и литературы»

I.Введение

  Люблю я свой язык родной,

Дружить нам неразлучно.

Не променяю на другой,

Он самый благозвучный.

         Язык - зеркало всего народа и каждой личности, драгоценное достояние и хранилище тысячелетнего опыта народа, его культуры. Любовь к родному языку помогла мне определиться  в выборе профессии -  стать учителем  родного языка и литературы. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному – дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитывать гражданина отечества, способного сберечь и преумножить лучшие традиции нашего народа, сохранить то цельное зерно, из которого произрастает душа.

         В настоящее время учитель родного языка   озадачен  проблемой  сохранения языка, культуры  этноса. Возрождение, сохранение и развитие родного языка, формирование личности  школьника как представителя этноса, приобщение его общественным ценностям через родной язык и самобытную национальную культуру является основой  моей педагогической  деятельности.

Свою задачу учителя вижу в том, чтобы дать детям необходимый минимум знаний, который поможет им в их будущей жизни.

            Концептуальность. Основу  моей педагогической концепции   составляет  обязательное создание условий для развития и саморазвития  ученика.

 Актуальность  опыта и перспективность Развитие творческого потенциала учащихся – одна из задач обучения в школе в условиях внедрения ФГОС. Ведь творчество – это то, что определяет ценность любого человека.

   Основная педагогическая идея  состоит в том, чтобы помочь учащимся развивать возможности   осознанного и ответственного учения, объяснение стратегии и методов учения, процессов оценки собственной деятельности учащимися.

Наличие теоретической базы опыта. Учитывая реалии сегодняшней языковой ситуации,    мне кажется верным,   внедрение  в свою практику  технологий, которые способствуют формированию у детей коммуникативных компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе. Современное общество испытывает потребность в подготовке людей не только знающих, но и умеющих применять свои знания. Поэтому на своих уроках стараюсь создать условия для образовательной среды, обеспечивающей развитие и реализацию интеллектуальной и творческой культуры учащихся.

В течение всего времени преподавания эрзянского языка мной осуществлялся анализ многочисленных методических материалов и создание собственных. Использую в своей работе статьи и разработки уроков, мероприятий журналов и газет: «Народное образование», «Сятко», «Чилисема», «Эрзянь  правда»; труды и исследования в области этнографии, истории, культуры мордовского народа Мокшина Н.Ф., Цыганкина Д.В., Лузгина А.С.

Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, кружковых занятий, большое количество материала к внеклассным мероприятиям, проверочным и тестовым работам, презентации к урокам эрзянского языка.

Для развития творческих способностей учащихся использую следующие методы обучения:

Метод «открытий»

Метод индивидуальной и коллективной поисковой деятельности.

Метод коллективных и групповых работ.

 Новизна проблемы развития творческих способностей в том, что в комплексный урок и внеклассную деятельность объединяются различные виды творческой деятельности учащихся.

1.Творческие задания для активации самостоятельной деятельности.

2. Творческая деятельность по интересам в свободное время.

    II. Технология опыта.

     Самая серьёзная и  трудная задача учителя – научить детей думать, размышлять обо всём, что происходит вокруг и уметь говорить об этом, делиться своими мыслями. Именно эту задачу призваны выполнить такие учебные предметы, как родной язык и мордовская литература. Эти школьные предметы должны научить  учащихся умению мыслить творчески.

         На уроках эрзянского языка и мордовской литературы стараюсь раскрыть ученикам всю красоту, глубину и мудрость родного слова, воспитать в них достоинство, честь и гордость за достижения своего народа. Поэтому подразумеваю решение выдвинутых мною таких задач:

  1. Приобщать учащихся к истории и культуре, обычаям и традициям мордовского народа, воспитывать их в духе уважения и любви к своему народу;
  2. Прививать любовь к родному языку, научить видеть и чувствовать красоту, силу слова;
  3. Развивать у учащихся творческие способности.

 Целью своей работы   считаю, воспитание всесторонне развитого гражданина общества, способного применять решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность.

         Работа учителя  родного языка   многогранна, требует внимания, искренности, преданности и любви.

          На мой взгляд, на уроке нельзя ограничиваться  только реализацией программного материала, и поэтому постоянный  поиск эффективных  подходов к развитию мыслительной деятельности моих обучающихся, к формированию их духовно-нравственной культуры  требует от меня, как учителя  активного внедрения в работу прогрессивных методов обучения. Считаю, что формирование  устойчивого  интереса к познанию может дать высокие результаты. И этот результат будет закономерен. Учителю эрзянского языка мало владеть языком, нужно его уметь хорошо преподнести, чтобы это послужило своеобразным стимулом для дальнейшего роста и совершенствования. Только тогда исторические и культурологические факты, великие имена, вкусовые ориентиры и эпохи останутся не только в сознании, но и в сердцах детей навсегда.

            Формировать  интерес учащихся к изучению моего предмета помогают такие  направления: краеведческий материал, творческая деятельность, проектная деятельность, СМИ, исследовательская  деятельность, национальный колорит, ИКТ, внеклассная  деятельность и нетрадиционные виды уроков. Все эти направления,  конечно же,  нацелены на результат, который реализуется, во-первых качеством знаний, во – вторых участием в форумах, на олимпиадах, в конкурсах и научно-практических конференциях.

      На уроке эрзянского языка стараюсь использовать такие виды творческих работ:

      Перевод текстов с русского языка на эрзянский и с эрзянского на русский, на развитие речи: сочинения – описания, сочинения – рассуждения, эссе,  миниатюры,  исследовательские сообщения, проекты, стихи, сказки, кроссворды, рисунки, презентации и т.д. Стараюсь подобрать к урокам такой материал, содержание текстов, упражнений которого включает информацию по истории, культуре, традициям, обычаям мордовского народа, этнографии.

      Опытом выполнения таких творческих работ учащихся можно считать: эстетическое оформление работ в национальном колорите. Проведение тематических вечеров, игры «Этнокультурное соцветие», игры «Занимательной грамматики». Праздника «День эрзянского языка». Участие в различных творческих конкурсах, участие в Форуме «Одарённые дети», выставки декоративно-прикладного искусства, ученические публикации в в сборнике исследовательских работ Всероссийской научно-практической конференции «Живая культура: традиции и современность» и мн.др.

    Цель моей работы в этом направлении: привитие любви к родному языку и литературе, а через них воспитание в учащихся любви к малой и большой Родине.

      Уроки эрзянского языка я стараюсь проводить так, чтобы один не был похож на другой, чтобы интерес у детей не угасал. На своих уроках общаюсь только на эрзянском языке, создаю ситуацию полного языкового погружения. Часто использую нетрадиционные формы проведения урока: путешествие по родному краю, экскурсии, виртуальные экскурсии, заочные путешествия.

       По  внедрению национального материала проведены открытые уроки на районном, республиканском  уровнях.

Дата

Место проведения

Тема

Название

16.04.2018

МБОУ «Шугуровская СОШ»

« Валонь кемекставозь сюлмавкстнэ» (Фразеологизмы), 5 кл

Районный семинар учителей родного языка и литературы

15.02.2020

МБОУ «Шугуровсая СОШ»

«Поэттнэ – земляктнэ» («Поэты земляки» (В.И.Демин, Г.С.Гребенцов, Н.И.Ишуткин).

Научно – практическа я конференция с приглашением поэтов-земляков

Обязательным при использовании данной технологии считаю проведение уроков,  внеклассных мероприятий и  занятий проектно – исследовательской  деятельности  учащихся  в школьном краеведческом музее. На таких занятиях вижу,  как экспонаты волнуют  и впечатляют детей. Ученики нашей школы охотно выступают в красивых национальных костюмах на всех школьных и сельских мероприятиях. Свято чтут традиции, которые корнями уходят в глубину  веков.

III. Результативность

        В течение последних лет работаю над развитием творческих способностей учащихся, добиваясь помимо стабильных знаний в пределах программных требований, хороших результатов на олимпиадах (районных, межрегиональных, республиканских) и в конкурсах. Учащиеся нашей школы являются победителями и призёрами олимпиад по эрзянскому языку и мордовской литературе муниципального этапа. Последние три года победителями и призёрами в межрегиональной олимпиаде по мордовской литературе (творческой секции), по эрзянскому языку.

Результаты олимпиады по эрзянскому языку  и мордовской литературе:

Муниципальный уровень

Республиканский уровень

Учебный год

Класс

Предмет

ФИО

Место

Класс

Предмет

ФИО

Место

2018 -2019

8

Мордовская литература

Аношкина

Анастасия

I

Эрзянский язык

Догоров Денис

I

2019-2020

9

Мордовская литература

Аношкина

Анастасия

I

9

Эрзянский язык

Догоров Денис

I

8

Мордовская литература

Кулавская Эмма

I

8

Эрзянский язык

Атемасова Татьяна

I

2020-2021

10

Эрзянский язык

Догоров Денис

I

10

Мордовская литература

Аношкина

Анастасия

I

10

Мордовская литература

Аношкина

Анастасия

II

призёр

9

Эрзянский язык

Атемасова Татьяна

I

9

Эрзянский язык

Атемасова Татьяна

III

призёр

9

Мордовская литература

Кулавская Эмма

I

      Моя педагогическая деятельность способствует жизненному и профессиональному самоопределению выпускников школ и реализуется по следующей схеме:

     Консультация  учителя - Творческая работа самого ученика - Устранение пробелов и систематизация знаний учителем – Результат. Меня радует не результат моего ученика, а именно то, что умело подобранный маршрут и траектория развития творческих способностей приводит к успеху обучающихся во всех видах творчества, которые я использую в своей работе.  

Наша школа национальная, в 2008 году стала  районной экспериментальной площадкой для реализации программ по этнокультурному обучению и воспитанию учащихся. С 2010 года стала Центром этнокультурного воспитания обучающихся. С 2017 года школа работает по программе воспитания "Этнокультурное воспитание как средство формирования нравственных и патриотических качеств личности учащихся», поэтому много лет подряд работает драматический кружок «Вайгельне», члены которого ставят пьесы мордовских драматургов. С пьесой Ксении Семеновны Петровой «Ташто койсэ» выступили в  республиканской открытой творческой олимпиаде «Искусство слова», где получили диплом за обращение к национальной мордовской драматургии( в декабре 2015 года). В 2016 году приняли участие в республиканской выставке декаративно-прикладного творчества «Мир кукол», три года подряд (2018, 2019, 2020) участвовали в  Открытом городском фестивале национальных культур «Радуга талантов». Ежегодно принимаем участие во Всероссийской научно-исследовательской конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность». В 2018-2019  учебном году приняли активное участие в республиканской открытой олимпиаде «Эрий кель».В 2019 году  принимали участие  на Московском Международном Форуме «Одаренные дети-будущее планеты!» в номинации «Театральный» с постановкой обрядовой сценки «Ков пурнат-сэрнят». На Дне родных языков 21 февраля провели научно-практическую конференцию  «Родной язык – это национальный язык определённого народа, один из богатейших языков мира», где  работали две секции.

Численность детского фольклорного коллектива возросла, желающих прикоснуться к своим истокам, к мордовским  традициям, обычаям становится все больше, и на данный момент в коллективе насчитывается уже более двадцати  человек. Участники драматического кружка «Вайгельне» - это дети, душой болеющие за сохранение традиционной мордовской культуры. Их всех объединяет любовь к родному языку, к родной культуре. Основной задачей коллектива является возрождение, сохранение, пропаганда и дальнейшее развитие фольклорного наследия мордовского народа. Костюмы  знакомят зрителей с декоративно-прикладным искусством народа и являются гармоничным дополнением каждого выступления. Они выглядят элегантными и легкими, одновременно глубоко традиционными и современными. 

  Воспитание любви к эрзянскому языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Именно уроки эрзянского языка, мордовской литературы, исследовательская деятельность, внеурочная деятельность  и внеклассные занятия помогают мне найти решение этой насущной задачи.

 На основе  анализа и обобщения  моего небольшого опыта над  формированием и  развитием  творческого потенциала школьников, можно сделать  выводы:

  1. В работе  над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приёмы, методы, формы работы на уроках родного языка.
  2. Как показывает практика, самостоятельно добытое знание усваивается детьми прочнее, поэтому нужно чаще придавать заданиям проблемный характер.
  3. Учебный материал усваивается  лучше, когда он подается не в традиционной форме, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, творческого подхода как ученика, так и учителя.

         Адресные рекомендации по использованию опыта:

     Как учитель, я сама стараюсь делиться опытом работы на районных и республиканских конференциях, круглых столах, форумах.  Была избрана  делегатом VI Съезда мордовского народа 2014 года и VII Съезда  Межрегиональной  общественной организации мордовского (мокшанского и эрзянского) народа. В 2016 году стала  призёром в  республиканском конкурсе «Лучший учитель родного языка -2016». Участвовала на Всероссийском мастер-классе учителей родного языка, включая русский -2015. Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на  школьном сайте учителя:  https://schugber.schoolrm.ru

   В сборниках материалов Всероссийской научно - практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» 2012,2014,2016г.

 С публикациями методических разработок  опыта можно познакомиться на  сайтах: http://nsportal.ru/manina-nina-kuzminichna 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

представление собственного опыта

Здесь представлен мой опыт...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Представление собственного инновационного педагогического опыта

Интеграция на уроках истории и обществознания....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...