Представление педагогического опыта
материал
Представление педагогического опыта по теме "Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta_vospitatelya_hohlovoy_i.v.docx | 33.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного педагогического опыта
Хохловой Ирины Владимировны
воспитателя
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат
для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
с ограниченными возможностями здоровья»
Тема моего педагогического опыта: «Нравственное воспитание у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Дата рождения: 06.10.1996г
Профессиональное образование: Специальное (дефектологическое) профиль- Логопедия
Высшее, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом -регистрационный номер 5056, дата выдачи 27.06.2018г.
Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-3 года
Общий трудовой стаж: 3 года
Актуальность проблемы.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, или чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, – в годы отрочества душа подростка будет пустой на свет «божий» выползает как будто неизвестно от куда взявшееся плохое»(В.А.Сухомлинский)
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Работа в школе-интернате имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.Поэтомузадача воспитанности школьников имеетне только теоретическое, но и большое практическое значение.
Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Поэтому умственноотсталые ( с интеллектуальными нарушениями) дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Основная идея.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Теоретическая база.
Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:
- беседы,
- практические занятия.
Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования этических, эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.
Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
- коррекция межличностного общения.
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.
Новизна.
Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Технология опыта.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Выдвигаемые принципы:
- Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
- Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- Прививать навыки самоконтроля.
Моя задача - подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни,помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения детей. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия.Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:
беседы;
игры;
целевые прогулки и экскурсии;
чтение художественной литературы;
решение ситуаций нравственного содержания;
творческая художественная деятельность детей;
конкурсы;
выставки;
использование ИКТ;
Результативность опыта.
Воспитатель осуществляет работу над нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек наших воспитанников, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию детей.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанниками:
1.Нравственное воспитание
– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-- духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- экскурсии в храм, краеведческий музей;
- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха»)
Приложение 1. Воспитательная беседа «Волшебный праздник Рождество»
Приложение 2. Занятие «Дружба и что мешает нам дружить»
Приложение 3. Викторина к дню Победы
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/05/16/viktorina-k-dnyu-pobedy
Приложение 4. «Поговорим о воспитанности».
- деятельность в области формирования правовой культуры;
- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.
- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.
- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);
Приложение 5. Беседа « Правила культуры поведения в общественных местах»
Приложение 6.Воспитательная беседа «Школьный этикет»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/12/01/beseda-shkolnyy-etiket
Приложение 7. Воспитательная беседа «Что такое вежливость»
. 2.Патриотическое воспитание
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 8.Воспитательная беседа «Я гражданин России»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/03/21/beseda-ya-grazhdanin-rossii
- деятельность в области формирования правовой культуры;
- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.
- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.
Приложение 9. Воспитательная беседа «День воинской славы России- День Бородинского сражения 1812»
Приложение 10. Беседа «Что такое патриотизм»
https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2021/02/05/beseda-chto-takoe-patriotizm
- «День Гражданской обороны»; «Памяти павших –будем достойны»; «День Защитника Отечества» и др.
3.Охрана здоровья и физическое развитие - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания; формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни
Приложение 11. Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Безопасность на дорогах»
Приложение 12. Беседа о пожарной безопасности «Огонь и человек»
Приложение 13. Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Вредные привычки»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/09/12/otkrytaya-beseda-vrednye-privychki
Приложение 14. Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Спайсам-не быть»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/01/08/otkrytaya-beseda-spaysam-nebyt
-«Спички детям не игрушки»; «Пожар не возникает сам»,«Вредные привычки» «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 15. Воспитательная беседа « Выбор профессии – выбор будущего»
-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.
5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
-организация и проведение праздников:
Приложение 16. Сценарий праздника именин.
https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2019/02/19/prazdnik-imeni
Приложение 17. Сценарий праздника новый год «Зимняя сказка»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2021/09/12/stsenariy-zimnyaya-skazka
Приложение 18. Сценарий праздника «Светлая Пасха»
Приложение 19. Воспитательная беседа «День святого Николая Чудотворца»
Приложение 20. Воспитательная беседа «Поговорим о А.С Пушкине»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/02/19/beseda-pogovorim-o-a-s-pushkine
Приложение 21. Воспитательная беседа «190 лет сказке о попе и его работнике Балде»
Приложение 22. Воспитательная беседа «125 лет со дня рождения Сергея Есенина»
«Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в музеи.
-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Каждое из направлений находит отражение:
- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
- в организации общешкольных мероприятий.
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по нравственному воспитанию дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной и работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с нравственным воспитанием.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.
Приложение 23.Доклад «Формирование навыков здорового образа жизни у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы – интерната» Доклад на педагогическом совете.
Приложение 24. Выступление на семинаре по дефектологии«Формирование основ экологической культуры у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в рамках реализации ФГОС ОВЗ»
Приложение 25. Доклад на методическом объединении воспитателей «Формирование и развитие культуры здорового образа жизни, безопасного поведения у детей с ОВЗ в условиях школы-интерната»
Список литературы.
1.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
2.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
3.Журналы: Воспитание школьников.
4.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
5.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.
6.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
7.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...