Мотивация: роль мотивов в развитии человека
методическая разработка

Мотивация: роль мотивов в развитии человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_rol_motivov_v_razvitii_cheloveka.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

 «Мотивация: роль мотивов в развитии человека»

Методическая разработка

Черноус Александр Александрович

Педагог дополнительного образования

ГБОУ Школа №320 Приморского района

Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург 2021 год

Содержание

Введение………………………………………………………..…..3

  1. Потребности человека …………………………………...…….3
  2. Мотивы личности…………………………………………….…6
  3. Мотивация развития…………………………………………….7
  4. Заключение………………………………………………………13

Список литературы…………………………………………………14


Введение.

Проблема мотивов и мотивации поведения – одна из основных и наиболее трудных в психологии. Проблема состоит в том, что в мотивах и целях наиболее отчетливо проявляется характер человека. «Субъект есть деятельность удовлетворения влечений» писал Гегель. Многие психологи подчеркивали, что потребности и мотивы составляют ядро личности человека.

Рассматривая образование как один из факторов развития человека невозможно не рассматривать сопровождающие этот процесс мотивы. Под такими мотивами следует понимать то, ради чего учится человек, или, иначе говоря, то, что побуждает его учиться.

Мотивы воплощают в себе потребности и стремления личности, и именно поэтому они имеют такое важное значение для понимания характера отношения человека к развитию.

  1. Потребности человека

Почти все психологи признают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека. И именно поэтому рассмотрение проблемы мотивации и мотивов мы начинаем с выяснения, что же такое потребность.

Потребность как нужда. Несомненно, что у человека нужда и потребность тесно связаны друг с другом. Но это не означает, что они тождественны.

Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой потребность — это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека.

Потребность как предмет удовлетворения нужды. Распространенным является взгляд на потребность как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. Многими потребностью считается не только образ предмета, но и сам предмет. Эта точка зрения отражает бытовое, обыденное понимание потребности, когда за потребность в чем-то принимается предмет или способ её (потребности) удовлетворения. Такая трактовка связана с тем, что в процессе роста и развития человека у него образуются стойкие связи между потребностями, способами их удовлетворения и предметами их удовлетворения. Таким образом, в сознании ребенка, а затем и взрослого предметы становятся эквивалентами потребностей.

Однако в ряде случаев даже у взрослых ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения может отсутствовать.

Потребность как ценность. Существует мнение, что за потребность следует принять состояние отсутствия каких – либо материальных благ. Такие рассуждения отрывают психологическую сущность потребности и переводят ее в социально-экономическую плоскость.

Потребность как необходимость. Некоторые психологи определяют потребность как объективную необходимость.

Необходимость в Словаре русского языка С. И. Ожегова (1985) трактуется как надобность обязательная, неизбежная, без которой не обойтись.

Для того чтобы необходимость отражала потребность, она должна стать для субъекта актуальной в данный момент, превратиться в нужду, чтобы человек захотел того, что ему необходимо.

Потребность как состояние. Довольно большое число психологов рассматривают потребность как состояние, в частности — как состояние напряжения.

Следует иметь в виду, что для человека потребность является одной из побудительных сил, детерминирующей его активность (прежде всего психическую), поэтому отрицание взгляда на потребность как на оперативное состояние, заряженное энергией побуждения, заводит проблему произвольной активности человека в тупик.

Потребность личности как системная реакция. Рассмотренные точки зрения на сущность потребности содержат ряд непреложных фактов, которые необходимо учитывать при переходе к проблеме мотивации и мотива.

Первое положение заключается в том, что потребность тесно связана с нуждой, понимаемой в широком плане как нужность,  желанность чего-то, а не только как дефицит чего-то. Однако прямая аналогия потребности с нуждой недопустима вследствие того, что нужда организма отражает объективное состояние, а потребность личности связана с осознанием и пониманием нужды, т. е. имеет и субъективную сторону.

Второе положение заключается в том, что из потребности личности нельзя исключить потребностное состояние, отражающее возникновение нужды и служащее сигналом для человека о необходимости удовлетворения возникшего желания. Это состояние является реакцией организма и личности на воздействия внешней и внутренней среды, приобретающие для человека (в силу необходимости, привлекательности) личную значимость.

Третье непреложное положение состоит в том, что возникновение потребности личности является механизмом, запускающим активность человека на поиск и достижение цели, которая может удовлетворить эту потребность. Таким образом, потребность является необходимым звеном в процессе самосохранения и развития организма и личности.

Четвертое положение заключается в необходимости разделения понятий потребность организма и потребность личности.


  1. Мотивы личности

Несмотря на расхождение взглядов психологов на сущность мотивов, все сходятся в одном: за мотив принимается какой-то один конкретный психологический феномен (но разный у разных авторов). В основном психологи группируются вокруг следующих точек зрения на мотив: как на побуждение, на потребность, на цель, на намерение, на свойства личности, на состояния.

Мотив как потребность. Во многих работах потребность рассматривается как побудитель действий, деятельности, поведения человека. Отождествить мотив с потребностью не позволяет ряд обстоятельств. Во-первых, потребность не полностью объясняет причину конкретного действия или поступка, почему делается так или иначе, — ведь одна и та же потребность может быть удовлетворена разными средствами и способами. Во-вторых, мотив-потребность отделяется от идеальной (представляемой человеком) цели, поэтому не ясно, почему мотив имеет целенаправленность. Действительно, в случае принятия потребности за мотив нельзя ответить на вопросы «зачем», «для чего» человек проявляет данную активность, т. е. не ясны цель и смысл активности. В-третьих, принятие потребности за мотив ведет к тому, что говорят об удовлетворении мотива, а не потребности, о цели как средстве удовлетворения мотива, а не потребности, о наследственных и приобретенных мотивах, что не совсем корректно.

Мотив как цель. Цель — это то, к чему стремятся, и то, что надо осуществить. Таким образом, целью может являться как предмет, объект, так и действие.

Мотив как побуждение. Еще с прошлого века мотив многими психологами трактовался как побудительная (движущая) сила, как побуждение (говорить о «побудительных» мотивах, как часто делается, это все равно что сказать «масло масляное»: мотив всегда побуждает либо что-то делать, либо не делать). При этом, как всегда, нестрогость в использовании понятий привела к тому, что за мотив стала приниматься любая причина, вызывающая побуждение, а не только само побуждение.

Мотив как намерение. Хотя ни в одной работе намерение не отождествляется прямо с мотивом и не рассматривается их соотношение, признание за намерением побудительной силы указывает на то, что оно самым тесным образом связано с мотивацией и мотивом.

Но намерение не раскрывает первоначальную причину действия или поступка, не отвечает на вопрос «почему?», а в ряде случаев не содержит и побуждения (именно из-за того, что цель, выбираемая человеком, может быть отдаленной по времени).

Дадим определение мотивов: мотивы – это осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при осознании потребностей. Из этого определения следует, что мотив – это осознанная потребность.

  1. Мотивация развития

Самосовершенствование является важнейшим путем формирования себя как личности, развития своих способностей, приобретения знаний и умений. Как отметил Л. Н. Толстой, стремление к самосовершенствованию уже потому свойственно человеку, что он никогда, если правдив, не может быть доволен собой. К самосовершенствованию побуждают три обстоятельства:

  • наличие у человека потребности в самоуважении и в одобрении другими.
  • рассогласование в образах своего «Я идеальное» и «Я реальное»;
  • возникающие на этой основе самооценки и самоотношения.

Отсутствие одного из этих компонентов не приведет к формированию мотивации  самосовершенствования. Так, даже если я буду оценивать себя не очень высоко, стремления к самосовершенствованию может и не быть, если у меня не развита потребность в самоуважении или мне безразлично мнение обо мне других людей. Различают нравственное, интеллектуальное и физическое самосовершенствование.

Выявлены наиболее типичные мотиваторы, затрагивающие три сферы отношений (к жизни, к людям и к себе) и показывающие, ради чего человек может стремиться к самосовершенствованию.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к жизни:

  • ради материального благополучия;
  • ради облегченного существования;
  • ради лучшей жизни;
  • ради избегания неприятностей.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к людям:

  • ради хороших взаимоотношений с людьми;
  • ради альтруизма, возможности помогать другим.

Мотиваторы, затрагивающие отношение к себе:

  • ради положительного отношения людей;
  • ради совершенствования;
  • ради самореализации.

Устойчивость мотивации саморазвития зависит от устойчивости идеала  и устойчивости самооценки. Особенно это относится к младшим школьникам и подросткам.

Одни дети быстро «воспламеняются» от той или иной личности, желая во всем походить на нее, а затем столь же быстро разочаровываются в ней и переключаются на другого кумира. Это ведет к сумбурности, противоречивости и неуправляемости процесса самосовершенствования. Другие, наоборот, не склонны расставаться с раз найденным эталоном, даже существенно повзрослев. Вследствие этого они, физически перерастая эталон детства, продолжают «ходить в коротких штанишках», не ставят перед собой более высокие цели. В результате идеал вместо фактора самосовершенствования становится тормозом.

Эффективность самосовершенствования зависит от устойчивости самооценки. Сохранение устойчивости мотивационной установки можно осуществлять через регуляцию уровня самооценки школьника. Подходы старших (например, учителя) к учащимся могут быть разными в зависимости от того, какая им присуща самооценка.

В случае заниженной самооценки можно использовать следующие приемы:

  • периодически «организовывать успехи» школьника;
  • при разработке программы самосовершенствования строго опираться на принцип постепенности;
  • избегать критики и порицания в случае неуспеха в достижении поставленной этапной цели;
  • не втягивать школьника в соревнование с товарищами, особенно с более сильными; лучше посоветовать ему соревноваться с самим собой под девизом «сегодня лучше, чем вчера».

В случае завышенной самооценки целесообразно использование других приемов:

  • при проверке достигнутого школьником уровня самосовершенствования периодически «организовывать неудачи» (например, устроить соревнование с более сильным школьником);
  • сразу ставить перед ним более трудные цели, чтобы предотвратить «расхолаживающее » действие легкого успеха;
  • жестко оценивать достижение положительного результата;
  • не сравнивать его достижения с достижениями слабых учащихся.

На разных этапах возрастного развития при формировании мотивационной установки на самосовершенствование учащимися используются различные мотивационные приемы: обещание себе – у младших школьников и обязательства перед собой – у подростков и старших школьников. Если младшие школьники и подростки ограничиваются разрозненными актами самовоспитания, то старшеклассники вырабатывают личные правила самовоспитания, которые определяют основные линии поведения, систему поступков в разных условиях. Это способствует преодолению ситуативности поведения.

Типичными ошибками школьников при постановке целей самосовершенствования являются:

  • выбор абстрактной цели: стать организованными, волевыми; но каково конкретное содержание цели, они не знают;
  • ставятся цели, несоразмерные с их возможностями;
  • принимается бессмысленная цель (например, отказ от приема пищи при развитии воли);
  • ставится сразу много целей, каждая из которых может быть достигнута, но не одновременно с другими;
  • нарушается правильное соотношение между близкими и отдаленными целями: они будут изучать высшую математику по программе вузов, не очень заботясь о хорошем усвоении школьной программы;
  • не ставится отдаленная цель: школьники видят только ближайшие цели, не зная, к какому конечному результату они должны привести; в этом случае они живут лишь сегодняшним днем (и, достигнув результата, успокаиваются), в то время как процесс самосовершенствования длительный, со все возрастающей трудностью преодоления себя.

Естественно, что при таких ошибках в выборе цели снижается целеустремленность школьника, его мотивационный потенциал самосовершенствования. Чтобы не происходило ошибок при разработке школьником программ самосовершенствования, старшим (родителям, учителям) необходимо помочь ему правильно определить свои недостатки, выбрать адекватную цель, наметить разумные пути и средства самосовершенствования. Важно, чтобы эти программы не были перегружены многочисленными мелкими самообязательствами, так как, разбрасываясь, школьник будет не в состоянии полностью выполнить задуманное. А неосуществленность самообязательств приводит к потере интереса, к снижению целеустремленности.

Программа самосовершенствования должна быть рассчитана на определенный период с точным обозначением времени достижения поэтапных и конечной целей  самосовершенствования. Важно, чтобы процесс самовоспитания был не дискретным, а непрерывным, постоянным и чтобы новые обязательства принимались лишь после выполнения ранее взятых.

Не менее важно оказывать постоянную поддержку школьнику на длинном пути самосовершенствования, чтобы сохранить на необходимом уровне силу мотива (мотивационной установки).

При реализации программы самосовершенствования школьники используют две группы мотивационных приемов: самостимулирование и самопринуждение. Приемы самостимулирования включают в себя самоубеждение, самовнушение и самоободрение. Необходимость самоубеждения возникает вследствие того, что на пути к цели учащийся встречается с трудностями, сомнениями в правильности выбранного пути и в успехе. В результате он может поверить в бесцельность задуманного. В этом случае для самоубеждения он должен использовать дополнительную аргументацию, которая убедила бы его, что утрата веры в успех необоснованна. Этому способствует прием, называемый сравнением доводов: последовательное сравнение доводов от наиболее существенных к наименее значимым; оценка весомости каждого довода позволяет прийти к нужному выводу, который превращается в побуждение к действиям по самосовершенствованию.

Самовнушение используется для укрепления веры человека в свои возможности и связано с концентрацией внимания на словесных формулах, с помощью которых он внушает себе желаемое: «должен — хочу — могу — есть».

Самоободрение используется для оптимизации своего психического состояния, создания мажорного настроения, придания уверенности себе. С этой целью полезно вспомнить других людей, которые в сходной ситуации преодолевали себя. К приемам самопринуждения относятся самоосуждение, самозапрещение и самоприказ.

Самоосуждение — это искреннее недовольство своими действиями, поступками. Форма самоосуждения может быть различной. Это и самокритика, осуществляемая в виде внутреннего диалога, это и укор собственной совести, это и гневный монолог в свой адрес за проявленные малодушие, беспринципность и т. п.

Самозапрещение — это добровольный отказ от собственных намерений при сильном желании осуществить их. Ограничительная функция этого приема служит сосредоточению усилий на выполнении конкретных пунктов самообязательства. Самозапрещение позволяет разрешать внутренние противоречия, в «борьбе мотивов» этот прием помогает реализовать в первую очередь те побуждения, которые содействуют индивидуальному развитию.

Самоприказ — это решительная, категоричная форма запрета на что-либо самому себе.

Роль стимулятора самосовершенствования играет и периодическое использование самоотчета. Самоотчет — это отчет перед собой о прожитом отрезке времени, связанном с программой самосовершенствования. Назначение самоотчета —повысить свою ответственность за точное и полное выполнение взятого обязательства. Самоотчеты могут быть промежуточными и итоговыми. Задача промежуточных самоотчетов — своевременно устранять изъяны в программе и на этой основе изменять методику работы над собой. Задача итоговых самоотчетов — обобщение результатов проделанной работы, с тем чтобы составить новую программу самосовершенствования.

Облегчает самоконтроль ведение дневника (хотя имеются и противники этого метода).


  1. Заключение.

Все авторы, несмотря на различающиеся подходы к вопросу мотивации, схожи в одном -  мотив является побудителем человеческой деятельности, ее причиной. В следствие того, что мотивы любого человека индивидуальны, детерминированы сложившейся системой ценностных ориентаций, его личностными особенностями, образующимися ситуациями, социальным окружением, в таком случае различными будут и пути удовлетворения потребностей.

В развитии человека, особенно детей и подростков, правильная мотивация играет ключевую роль. Поэтому ей отводится важная роль в формировании программы развития личности.

Правильное использование мотивационных приемов, соответствующих возрасту ребенка, позволяет направлять развитие человека по нужному пути. Не менее важным является правильная постановка целей развития и самосовершенствования.


Список литературы.

  1. Е.П. Ильин, Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002. - 508 с.
  2. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000. - 712 с.
  3. Дэвид Макклелланд: Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007 г. - 672 с.
  4. Хайнц Хекхаузен, Мотивация и деятельность. - СПб: Питер; Издание 2-е 2003 г. 860 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль чтения в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Родительское  собрание  в  6   классе« Роль чтения  в  развитии  интеллектуальных  и  личностных качеств  человека»...

Доклад на научно-практической конференции: "Роль рефлексии в психическом развитии человека"

        В докладе раскрывается значение феномена рефлексии в психической жизни человека. Доклад состоит из теоретической и практической части, которые составлены на ос...

Сценарий родительского собрания на тему «Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека»

Цель: формирование культуры досуга родителей и учащихся. Задачи:-создать условия для сплочения детско-родительского сообщества;-Повысить интерес к чтению литературы. Форма проведения: ...

Доклад на тему: "Роль музыки в развитии человека, его психических и физиологических качеств"

Данный материал будет пригоден как для учащихся музыкальных учебных вузов, так и для педагогов, работающих в сфере музыкального образования....

Мотивы единства красоты человека и природы. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкин"Зимнее утро".

Предмет: ЛитератураКласс 6Урок  творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира.  А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тип урок...

Роль мотивов и стимулов в обучении иностранному языку

Данная статья дает учителю лучше понять какие формы и методы работы следует применить при подготовке к занятию, чтобы вызвать интерес обучающихся....

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс

технологическая карта урока Литературы "Роль книг в жизни человека. Учебник литературы и работа с ним. Диагностика уровня литературного развития пятиклассников" 5 класс...