Технология развития критического мышления
учебно-методический материал
Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США Чарльзом Темплом, Джинни Стилом и Куртисом Мередитом. В основе технологии – творческое сотрудничество ученика и учителя, развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trkm.docx | 20.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологию критического мышления – технология обучения, которая ставит задачу научить критически мыслить (обсуждать, оценивать, выявлять и решать проблемы). Называется также технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). ТРКМ ¬ это совершенная педагогическая технология, она имеет все ее признаки: научность, оптимальность, воспроизводимость, эффективность, программирование деятельности учителя и ученика. Авторами этого проекта являются американские педагоги Дж. Стил, К. С. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. Авторами этой технологии разработаны основы обучения и учения, включающие в себя 3 стадии:
1) вызов (evocation),
2) осмысление содержания, реализация смысла (realization of meaning),
3) рефлексия (reflection).
Первая стадия и вызов, другими словами мозговой штурм (брейнсторминг), используется как способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Учитель задает ученикам проблемную ситуацию, которая строится из предметных значений, и учащиеся сознательно выбирают способ практического действия в соответствующих обстоятельствах. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.
Главная задача второй стадии обучения и учения технологии, осмысления содержания или реализация смысла состоит в том, чтобы поддержать активность учащихся, их интерес, соотнести новую информацию с уже известной (использовать в решении тех или иных проблем свой жизненный опыт).
Третьей стадией познавательной деятельности в этой технологии является стадия реф-лексии. Именно на стадии рефлексии происходит закрепление полученных знаний учащимися, что позволяет им перестраивать свои прежние представления о предмете, включать в них новые понятия и знания.
Примеры использования технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы:
Приём №1 «Что я знаю»
1)Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос:
Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?;
3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения
Приём №2 «Свободное письмо»
1) Озвучивание темы;
2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по
данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания,
рисунки);
3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2¬3 минут, фиксация
идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены;
4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана;
5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.
Приём №3 «Ассоциация»
1) Озвучивание темы;
2) Ответы на вопросы:
- О чём может пойти речь на уроке?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание:«¬¬¬»?;
3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.
На уроках русского языка ассоциации применяю чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании.
Тема «Гласные после шипящих» предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют. Некоторые обучающиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше, чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»
Приём №4 «Ключевые слова»
1) Озвучивание темы;
2) Предложение нескольких терминов, которым необходимо дать
определения;
3) Составление предложения или мини-рассказа из предлагаемых терминов.
Учащиеся должны использовать свои знания, чтобы определить цель своей работы и спрогнозировать её результаты.
Приём «Рассказ-предположение на основе ключевых слов» заключается в том, что вниманию учеников предлагаются опорные (ключевые) слова, на основе которых они составляют рассказ. Вначале каждый ученик выполняет работу самостоятельно, затем свой вариант обнародует.
Этот прием вызывает у учащихся большой интерес, обычно даже самые слабые ученики стремятся показать свою сообразительность. Им так интересно, совпадет ли их мнение с авторским.
Приём №5 «Кластер»
Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её (целесообразно использовать перед стадией осмысления). Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер ¬ (пучок) схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям.
Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся.
Приём № 6 «Синквейн»
Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила написания синквейнов:
• В первой строчке тема называется одним словом.
• Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).
• Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).
• Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.
• Пятая строчка – это словорезюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн «Фразеологизм»:
Емкое, меткое
Уточняет, обогащает, развивает
Это перлы, самородки и самоцветы языка
Фраза.
При повторении темы «Морфология» на стадии рефлексии составляем синквейн «Морфология»
Многословная, велика
Изучать, понимать, разбирать части речи
Как велик и разнообразен русский язык
Мощь и сила
Приём № 7 «Эссе»
Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы:
Что узнал и чему научился на уроке?
Что хотел бы узнать?
Смысл этого приема можно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю”. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность,
проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.
Прием № 8 «Инсёрт»
Один из приемов технологии развития критического мышления используемый при работе с текстом, с новой информацией.
1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:
V — я это знаю;
+ — это новая информация для меня;
- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;
? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.
Маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.
2. Заполняется таблица
3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.
4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.
5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.
Путем введения в обучение элементов технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы идет большая организация самостоятельной деятельности учащихся. Развивается творческий потенциал ребёнка и увеличивается активность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления
педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...
Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"
Тезисы мастер-класса "Прием "Шесть шляп критического мышления""...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии, как способ развития навыков смыслового чтения
С этой педагогической технологией я выступала на конкурсе "Учитель года"....
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....