Досуговая программа "Мир творчества"
материал

Пушкова Ольга Владимировна

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.

Досуговая программа «Мир творчества» актуальна, так как её реализация расширяет возможности и способности обучающихся.  Она предполагает активное вовлечение обучающихся в следующие формы совместной деятельности: экскурсии, игровые и познавательные программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosugovaya_programma.docx605.83 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность программы:

Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.

Досуговая программа «Мир творчества» актуальна, так как её реализация расширяет возможности и способности обучающихся.  Она предполагает активное вовлечение обучающихся в следующие формы совместной деятельности: экскурсии, игровые и познавательные программы.

Досуговая программа разработана в связи  с необходимостью усиления внимания к воспитанию и творческому развитию обучающихся.

 Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У обучающихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.

К концу обучения обучающиеся расширят свои знания об организации мероприятий, освоят методы работы в коллективе,  научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании

условий для формирования коммуникативных, актёрских способностей детей

и предпосылок к совершенствованию индивидуальных, личностных качеств,

способных обогатить дальнейшую жизнь учащихся.

Цель Программы – создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.

Задачи:

- создавать условия для развития творческих способностей обучающихся;

- формировать умение работать в группе, воспитывать чувства взаимной поддержки, взаимной ответственности

-  расширять кругозор обучающихся;

- расширять сферы неформального общения между педагогом и обучающимися.

Досуговая программа  «Мир творчества» реализуется в период с сентября 2018 года по июнь 2021 года.

Программа рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся от 6 до 15 лет.

Мероприятия проводятся 1 раз в месяц по 1 часу.

Ожидаемые результаты:

- развитие интереса к познанию;

- формирование социально активной личности;

-формирование знаний, умений и практических навыков в различных областях деятельности.

Оценка результативности программы:

-количественные показатели (востребовательность программы, охват детей)

- воспитательные показатели (уровень активности детей, воспитательная значимость мероприятия)

- технологические показатели (уровень организации)

Подготовка и проведение досуговых мероприятий организуется с учётом интересов и потребностей обучающихся, родителей и предполагает развитие творческой инициативы и общественной активности.

В основе досуговой программы идея объединения педагога и обучающихся на основе общих интересов и потребностей, создание условий для развития творческого потенциала.

В программу досуговой деятельности вошли традиционные формы работы: экскурсии, развлекательно- познавательные программы, праздники, викторины, игровые программы.

Формы организации:

- праздники;

- творческие мастерские;

- викторины;

- конкурсы;

- игры-путешествия;

- выставки;

-экскурсии;

Подбор реализуемых мероприятий варьируется год от года в

соответствии с интересами и возможностями обеих сторон: педагог –

родители.

Любое творческое мероприятие можно условно разделить на две

основные части: подготовительная работа и реализация.

Самым трудоемким является осуществление подготовительной работы.

Она включает в себя:

-составление плана,

-подбор методического материала,

-написание сценария (для праздника)

-составление конспекта (творческая мастерская, игра-путешествие,

игра-театрализация),

-подготовку реквизита,

- проведение репетиционной работы (для праздника);

На этом этапе эффективно осуществление совместной деятельности

педагога и детей, которая включает в себя:

-беседы, чтение художественной литературы;

-рассматривание книг, энциклопедий, альбомов, фотографий,

-просмотр видеопродукции,

-слушание музыки,

-разучивание стихотворений,

-проведение музыкальных игр и хороводов,

-проведение подвижных, имитационных и коммуникативных игр,

-осуществление инсценировок и др.

Успешность этапа реализации определяется следующими основными

факторами:

 составление четкого логичного плана проведения мероприятия;

 создание атмосферы личной заинтересованности и эмоционального

комфорта;

 объединение структурных компонентов и разных видов деятельности

в единую смыслообразующую генеральную линию общей тематики;

 активную включенность всех участников;

предупреждения возникновения у детей утомления, соблюдение

правила чередования разных видов деятельности.

    ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ПРОГАММЫ «Мир творчества»

                                                    ( 1 год обучения)

№ п/п

Название мероприятия

 Содержание деятельности

 Сроки

1

«Мой друг весёлый карандаш»

Понавательно-развлекательная игра

 сентябрь

2

«Праздник красок»

Праздник

октябрь

3

Посещение краеведческого музея.

Экскурсия

ноябрь

4

«Я и правила дорожного движения»

 Игра-викторина

декабрь

5

Посещение выставки «Христос рождается – славите!»

Экскурсия

январь

6

«Дорога к доброму здоровью»

Познавательная программа

февраль

7

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Развлекательная программа

март

8

Посещение выставки «Пасхальный перезвон»

Экскурсия в краеведческий музей

апрель

9

 Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы.

Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки.

Конкурс

 Оформление итоговой выставки.

май

                                              ( 2 год обучения)

№ п/п

Название мероприятия

 Содержание деятельности

 Сроки

1

«Давайте поиграем!»

Понавательно-развлекательная игра

 сентябрь

2

«Осенняя палитра»

Праздник

октябрь

3

«Загадки природы»

Познавательно –развлекательная программа

ноябрь

4

Культурные традиции«Сохраняя развиваем» (Зимние православные праздники)

Познавательная программа

декабрь

5

Посещение выставки «Христос рождается – славите!»

Экскурсия

январь

6

«Страна Витаминия»

Познавательная программа

февраль

7

«Сказочное лукошко»

Развлекательная программа

март

8

Посещение выставки «Пасхальный перезвон»

Экскурсия в краеведческий музей

апрель

9

 Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы.

Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки.

Конкурс

 Оформление итоговой выставки.

май

                                                    ( 3 год обучения)

№ п/п

Название мероприятия

 Содержание деятельности

 Сроки

1

«Вокруг света за 40 минут»

Понавательно-развлекательная игра

 сентябрь

2

«Осенние посиделки»

Праздник

октябрь

3

«Наш друг весёлый светофор»

Познавательно –развлекательная программа

ноябрь

4

« В стране на букву С»

 Игра- конкурс

декабрь

5

Посещение выставки «Христос рождается – славите!»

Экскурсия

январь

6

«Путешествие по сказкам»

Игра-викторина

февраль

7

«Угадай-ка»

Развлекательная программа

март

8

Посещение выставки «Пасхальный перезвон»

Экскурсия в краеведческий музей

апрель

9

 Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы.

Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки.

Конкурс

 Оформление итоговой выставки.

май

Формы подведения итогов по программе «Мир творчества»:

Мониторинг реализации программы должен проводиться регулярно с целью

корректировки деятельности. Избранный инструментарий позволит выявить

результативность комплекса мероприятий на предмет их положительного влияния

на формирование когнитивных, деятельных, коммуникативных компетенций

участников, нужно проводить:

- анкетирование детей в организационный период с целью выявления их

интересов, мотивации участия в мероприятиях;

- наблюдения за поведением детей во время игр с целью выявления лидерски

качеств, уровня коммуникативности, социальной адаптированности и

эмоциональной комфортности;

- анкетирование по итогам мероприятия с целью диагностики личностного роста участников, развития организаторских способностей, эмоционального

настроения участников, прогресса или регресса интересов, активной деятельности

 в течении года;

- неформальные беседы с  обучающимися  во время проведения мероприятий досуговой направленности;

Проведение мониторинга

Аспекты изучения

Используемая методика

1

Сформированность познавательной

и творческой активности.

Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др.

«Методика диагностики уровня

творческой активности учащихся».

2

Удовлетворенность детей своим

коллективом, уровень развития

коллектива.

А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив».

3

Сформированность нравственного

потенциала личности ребенка.

Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о

жизненном опыте».

4

Выявление мотивов детей в

деятельности.

Байбородова Л.В. «Методика изучения

мотивов участия школьников в

деятельности».

Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого,

стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении мероприятий в учебном учреждении, что способствует преемственности  деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.

В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие

способности  в мероприятиях, проводимых в школе. А так же

самостоятельно организовать семейный праздник, что способствует нравственномуи духовному наследию поколений.

Список литературы:

1. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации,

сценарии, игры. – Ростов-на-Дону, 2004

2.Макшанцева Е. Д. «Детские забавы», М., «Просвещение», 1991

3.  Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.: Генезис, 2005

4.Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом. [Текст] / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. –

Ярославль: Академия развития, 2000 – 98 с.

5.Былеева, Л.В. Игра?.. Игра! [Текст] / Л.В. Былеева, В.А. Таборко. – М.: «Молодаягвардия», 1988 - 56 с.

6.Григоренко, Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. [Текст] / Ю.Н. Грирогенко, У.Ю. Кострецов. – М.:Педагогическое общество России, 2002 – 67 с.

7. Гришков, В.И. Детские подвижные игры [Текст] / В.И. Гришков. - Новосибирск:Новосибирское книжное издательство, 1999 – 82 с.

8. Данилков, А.А. Игры на каждый день [Текст]: Пособие для организаторов

развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Сибирскийуниверситет, 2004 – 58 с.

9. Диниц, Е.В. Детские праздники. [Текст] / Е.В. Диниц - М.: Росмэн, 1998 – 116 с.

10 Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. [Текст] / О.Н. Козак. -СПб.: Издательство «Союз», 2001 – 58 с.

11 Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: [Текст]: Диагностика и развитие творческихспособностей / Г.М. Кобзева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 – 74 с.

12Михайлова, М.А. Детские праздники: фокусы, игры, забавы. [Текст]: Популярноепособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития,1999 – 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая программа "Природный лагерь"

Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта  педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного...

Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).

Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных  досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...

Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»

Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...

Программа досуговой деятельности "Территория Творчества"

Программа досуговой деятельности преподавателя Ивановой С.Ю....

Программа по досуговой и воспитательной деятельности "Радость творчества"

Духовно-нравственное воспитание становится возможным благодаря воспитательной деятельности преподавателя, а также семьи, друзей, ближайшего окружения, и общественности....