Досуговая программа "Мир творчества"
материал
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Досуговая программа «Мир творчества» актуальна, так как её реализация расширяет возможности и способности обучающихся. Она предполагает активное вовлечение обучающихся в следующие формы совместной деятельности: экскурсии, игровые и познавательные программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosugovaya_programma.docx | 605.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность программы:
Условия современной жизни достаточно чётко выявляют проблему организации досуга детей и подростков, формирования их способности ценить и правильно организовывать своё свободное время, свой досуг.
Досуговая программа «Мир творчества» актуальна, так как её реализация расширяет возможности и способности обучающихся. Она предполагает активное вовлечение обучающихся в следующие формы совместной деятельности: экскурсии, игровые и познавательные программы.
Досуговая программа разработана в связи с необходимостью усиления внимания к воспитанию и творческому развитию обучающихся.
Реализация программы имеет повседневную практическую пользу. Программой предусмотрено развитие коммуникативных и организаторских способностей, формирование гражданских чувств, базовых умений общения. У обучающихся появляются навыки конструктивной работы, умение анализировать свои действия и деятельность коллектива.
К концу обучения обучающиеся расширят свои знания об организации мероприятий, освоят методы работы в коллективе, научатся создавать и воплощать в жизнь различные проекты.
Педагогическая целесообразность программы заключается в создании
условий для формирования коммуникативных, актёрских способностей детей
и предпосылок к совершенствованию индивидуальных, личностных качеств,
способных обогатить дальнейшую жизнь учащихся.
Цель Программы – создание условий для развития организаторских способностей, коммуникативных качеств и творческой инициативы обучающихся, посредством включения их в досуговую деятельность.
Задачи:
- создавать условия для развития творческих способностей обучающихся;
- формировать умение работать в группе, воспитывать чувства взаимной поддержки, взаимной ответственности
- расширять кругозор обучающихся;
- расширять сферы неформального общения между педагогом и обучающимися.
Досуговая программа «Мир творчества» реализуется в период с сентября 2018 года по июнь 2021 года.
Программа рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся от 6 до 15 лет.
Мероприятия проводятся 1 раз в месяц по 1 часу.
Ожидаемые результаты:
- развитие интереса к познанию;
- формирование социально активной личности;
-формирование знаний, умений и практических навыков в различных областях деятельности.
Оценка результативности программы:
-количественные показатели (востребовательность программы, охват детей)
- воспитательные показатели (уровень активности детей, воспитательная значимость мероприятия)
- технологические показатели (уровень организации)
Подготовка и проведение досуговых мероприятий организуется с учётом интересов и потребностей обучающихся, родителей и предполагает развитие творческой инициативы и общественной активности.
В основе досуговой программы идея объединения педагога и обучающихся на основе общих интересов и потребностей, создание условий для развития творческого потенциала.
В программу досуговой деятельности вошли традиционные формы работы: экскурсии, развлекательно- познавательные программы, праздники, викторины, игровые программы.
Формы организации:
- праздники;
- творческие мастерские;
- викторины;
- конкурсы;
- игры-путешествия;
- выставки;
-экскурсии;
Подбор реализуемых мероприятий варьируется год от года в
соответствии с интересами и возможностями обеих сторон: педагог –
родители.
Любое творческое мероприятие можно условно разделить на две
основные части: подготовительная работа и реализация.
Самым трудоемким является осуществление подготовительной работы.
Она включает в себя:
-составление плана,
-подбор методического материала,
-написание сценария (для праздника)
-составление конспекта (творческая мастерская, игра-путешествие,
игра-театрализация),
-подготовку реквизита,
- проведение репетиционной работы (для праздника);
На этом этапе эффективно осуществление совместной деятельности
педагога и детей, которая включает в себя:
-беседы, чтение художественной литературы;
-рассматривание книг, энциклопедий, альбомов, фотографий,
-просмотр видеопродукции,
-слушание музыки,
-разучивание стихотворений,
-проведение музыкальных игр и хороводов,
-проведение подвижных, имитационных и коммуникативных игр,
-осуществление инсценировок и др.
Успешность этапа реализации определяется следующими основными
факторами:
− составление четкого логичного плана проведения мероприятия;
− создание атмосферы личной заинтересованности и эмоционального
комфорта;
− объединение структурных компонентов и разных видов деятельности
в единую смыслообразующую генеральную линию общей тематики;
− активную включенность всех участников;
−предупреждения возникновения у детей утомления, соблюдение
правила чередования разных видов деятельности.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ПРОГАММЫ «Мир творчества»
( 1 год обучения)
№ п/п | Название мероприятия | Содержание деятельности | Сроки |
1 | «Мой друг весёлый карандаш» | Понавательно-развлекательная игра | сентябрь |
2 | «Праздник красок» | Праздник | октябрь |
3 | Посещение краеведческого музея. | Экскурсия | ноябрь |
4 | «Я и правила дорожного движения» | Игра-викторина | декабрь |
5 | Посещение выставки «Христос рождается – славите!» | Экскурсия | январь |
6 | «Дорога к доброму здоровью» | Познавательная программа | февраль |
7 | «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» | Развлекательная программа | март |
8 | Посещение выставки «Пасхальный перезвон» | Экскурсия в краеведческий музей | апрель |
9 | Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы. Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки. | Конкурс Оформление итоговой выставки. | май |
( 2 год обучения)
№ п/п | Название мероприятия | Содержание деятельности | Сроки |
1 | «Давайте поиграем!» | Понавательно-развлекательная игра | сентябрь |
2 | «Осенняя палитра» | Праздник | октябрь |
3 | «Загадки природы» | Познавательно –развлекательная программа | ноябрь |
4 | Культурные традиции«Сохраняя развиваем» (Зимние православные праздники) | Познавательная программа | декабрь |
5 | Посещение выставки «Христос рождается – славите!» | Экскурсия | январь |
6 | «Страна Витаминия» | Познавательная программа | февраль |
7 | «Сказочное лукошко» | Развлекательная программа | март |
8 | Посещение выставки «Пасхальный перезвон» | Экскурсия в краеведческий музей | апрель |
9 | Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы. Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки. | Конкурс Оформление итоговой выставки. | май |
( 3 год обучения)
№ п/п | Название мероприятия | Содержание деятельности | Сроки |
1 | «Вокруг света за 40 минут» | Понавательно-развлекательная игра | сентябрь |
2 | «Осенние посиделки» | Праздник | октябрь |
3 | «Наш друг весёлый светофор» | Познавательно –развлекательная программа | ноябрь |
4 | « В стране на букву С» | Игра- конкурс | декабрь |
5 | Посещение выставки «Христос рождается – славите!» | Экскурсия | январь |
6 | «Путешествие по сказкам» | Игра-викторина | февраль |
7 | «Угадай-ка» | Развлекательная программа | март |
8 | Посещение выставки «Пасхальный перезвон» | Экскурсия в краеведческий музей | апрель |
9 | Участие в конкурсе рисунка на асфальте, посвящённому Дню Победы. Подготовка к творческому отчёту. Оформление итоговой выставки. | Конкурс Оформление итоговой выставки. | май |
Формы подведения итогов по программе «Мир творчества»:
Мониторинг реализации программы должен проводиться регулярно с целью
корректировки деятельности. Избранный инструментарий позволит выявить
результативность комплекса мероприятий на предмет их положительного влияния
на формирование когнитивных, деятельных, коммуникативных компетенций
участников, нужно проводить:
- анкетирование детей в организационный период с целью выявления их
интересов, мотивации участия в мероприятиях;
- наблюдения за поведением детей во время игр с целью выявления лидерски
качеств, уровня коммуникативности, социальной адаптированности и
эмоциональной комфортности;
- анкетирование по итогам мероприятия с целью диагностики личностного роста участников, развития организаторских способностей, эмоционального
настроения участников, прогресса или регресса интересов, активной деятельности
в течении года;
- неформальные беседы с обучающимися во время проведения мероприятий досуговой направленности;
Проведение мониторинга
№ | Аспекты изучения | Используемая методика |
1 | Сформированность познавательной и творческой активности. | Рожков М.И., Тюнников Ю.С. и др. «Методика диагностики уровня творческой активности учащихся». |
2 | Удовлетворенность детей своим коллективом, уровень развития коллектива. | А.Н. Лутошкин «Какой у нас коллектив». |
3 | Сформированность нравственного потенциала личности ребенка. | Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте». |
4 | Выявление мотивов детей в деятельности. | Байбородова Л.В. «Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности». |
Итоговый этап предполагает становление коллектива как единого целого,
стремящегося к саморазвитию. Дети сами предлагают, проводят и анализируют мероприятия и социально-значимые дела, активно участвуют в проведении мероприятий в учебном учреждении, что способствует преемственности деятельности детского общественного объединения от старших к младшим.
В дальнейшем ребята могут реализовать свои организаторские и творческие
способности в мероприятиях, проводимых в школе. А так же
самостоятельно организовать семейный праздник, что способствует нравственномуи духовному наследию поколений.
Список литературы:
1. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации,
сценарии, игры. – Ростов-на-Дону, 2004
2.Макшанцева Е. Д. «Детские забавы», М., «Просвещение», 1991
3. Фопель К. Подвижные игры для детей 3-6 лет. М.: Генезис, 2005
4.Бурдихина, Н.В. 50 игр с залом. [Текст] / Н.В. Бурдихина, И.М. Матусяк. –
Ярославль: Академия развития, 2000 – 98 с.
5.Былеева, Л.В. Игра?.. Игра! [Текст] / Л.В. Былеева, В.А. Таборко. – М.: «Молодаягвардия», 1988 - 56 с.
6.Григоренко, Ю.Н. Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. [Текст] / Ю.Н. Грирогенко, У.Ю. Кострецов. – М.:Педагогическое общество России, 2002 – 67 с.
7. Гришков, В.И. Детские подвижные игры [Текст] / В.И. Гришков. - Новосибирск:Новосибирское книжное издательство, 1999 – 82 с.
8. Данилков, А.А. Игры на каждый день [Текст]: Пособие для организаторов
развивающего досуга / А.А. Данилков, Н.С. Данилкова. – Новосибирск: Сибирскийуниверситет, 2004 – 58 с.
9. Диниц, Е.В. Детские праздники. [Текст] / Е.В. Диниц - М.: Росмэн, 1998 – 116 с.
10 Козак, О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. [Текст] / О.Н. Козак. -СПб.: Издательство «Союз», 2001 – 58 с.
11 Кобзева, Г.М. Креативный ребенок: [Текст]: Диагностика и развитие творческихспособностей / Г.М. Кобзева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2004 – 74 с.
12Михайлова, М.А. Детские праздники: фокусы, игры, забавы. [Текст]: Популярноепособие для родителей и педагогов / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития,1999 – 68 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Досуговая программа "Природный лагерь"
Досуговая программа «Природный лагерь» разработана с учетом более чем 15 летнего опыта педагогов Дома детского творчества «Павловский» (в первые дни июня) реализации концепции непрерывного...
Коллекция дел. ДОСУГОВЫЕ ДЕЛА ВАЖНЫЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ. (Идеи проведения различных дел в коллективе).
Сборник методических рекомендаций для педагогов и учащихся. Методические рекомендации посвящены организации и проведению различных досуговых дел в классных сообществах. В рекомендациях раск...
Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность
Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...
Сценарий выступления на педагогической конференции Нетрадиционные формы работы в воспитательно-досуговой деятельности Центра творчества
Нетрадиционные формы работы в воспитательно-досуговой деятельности Центра творчества...
Методическая разработка совместных досуговых мероприятий для учащихся и их родителей по программе «Соленое тесто» «Использование театрализации и игр в организации работы с родителями и совместной досуговой деятельности взрослых и детей»
Данная методическая разработка представляет вниманию педагогов опыт использования тематических кукольных представлений и игр в рамках проведения досуговых мероприятий и праздников для учащихся и их ро...
Программа досуговой деятельности "Территория Творчества"
Программа досуговой деятельности преподавателя Ивановой С.Ю....
Программа по досуговой и воспитательной деятельности "Радость творчества"
Духовно-нравственное воспитание становится возможным благодаря воспитательной деятельности преподавателя, а также семьи, друзей, ближайшего окружения, и общественности....