Методика экспертизы образовательной среды
материал
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
(Тюменская область)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Выступление на итоговой конференции
за 2020 – 2021 учебный год
Педагог – психолог Иванова М.И.
г. Нефтеюганск-2021
Выступление на итоговой конференции 2020-2021 г
Тема: «Методика экспертизы образовательной среды»
Образовательная среда понимается как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности. По мнению В. А. Ясвина данное понятие можно рассматривать как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Одним из способов психолого-педагогического анализа образовательной среды является экспертиза, которую можно считать не только источником получения достоверной информации, но и важнейшей составляющей управленческого процесса в образовании.
Широта образовательной среды является ее структурно-содержательной характеристикой, показывающей, какие субъекты, объекты, процессы и явления включены в данную образовательную среду. Интенсивность образовательной среды является ее структурно-динамической характеристикой, показывающей степень насыщенности образовательной среды условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления. Степень осознаваемости образовательной среды является показателем сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды. Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов. Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Когерентность (согласованность) образовательной среды показывает степень согласованности влияния на личность данной локальной среды с влияниями других факторов среды обитания этой личности. Социальная активность образовательной среды является показателем ее социально ориентированного созидательного потенциала и экспансии данной образовательной среды в среду обитания. Мобильность образовательной среды является показателем ее способности к органичным эволюционным изменениям в контексте взаимоотношений со средой обитания. Устойчивость образовательной среды характеризует ее стабильность во времени.
Определение уровней этих параметров осуществлялось с помощью соответствующих таблиц, каждая из которых отражала тот или иной блок педагогических возможностей школы. Безусловно, содержание пунктов данных таблиц не претендовало на полное отражение соответствующей школьной реальности, их задача состояла лишь в диагностике количества сил и средств, которые затрачиваются школой на различные направления образовательной деятельности.
Выделенные параметры образовательной среды, безусловно, оказались в определенной степени связанными друг с другом, и в то же время, каждый из них имеет свой низкий или высокий показатель независимо от уровня показателей других параметров.
Данная система параметров экспертизы образовательной среды позволяет производить ее системное описание, предоставляет возможность осуществлять мониторинг развития образовательной среды учебного заведения.
В результате исследования параметров образовательной среды мы получили следующие результаты от трех групп респондентов – учителей, воспитателей и специалистов (всего 45 участников).
Результаты экспертизы образовательной среды специального (коррекционного) учреждения
| Блоки | Средние показатели |
I | Широта | 3,3 |
II | Интенсивность | 3 |
III | Осознаваемость | 2,8 |
IV | Обобщенность | 7,6 |
V | Эмоциональность | 4,5 |
VI | Доминантность | 5,7 |
VII | Когерентность (согласованность) | 3,2 |
VIII | Социальная активность | 2,4 |
IX | Мобильность | 6,6 |
X | Устойчивость | 10 |
Структурно-содержательной характеристикой образовательной среды служит «широта». Эта характеристика показывает, какие субъекты и объекты, процессы и явления включены в нее. Показатели широты среды у педагогов 3,3. Это означает, что субъектами среда воспринимается достаточно невыразительной, лишенной больших возможностей. Такие показатели не стимулируют ее участников к более высокой активности или свободному формированию и выражению своего мнения. Западают путешествия обучающихся, обмен педагогами с другими учебными заведениями.
Показатель интенсивность образовательной среды, показывающая степень насыщенности коррекционно-развивающими условиями, влияниями и возможностями, а также концентрированность их проявления равен 3. Этот показатель говорит о том, что образовательная среда не активно декларирует коррекционно-педагогический контекст развития личности обучающегося, воспитанника в урочной и внеурочной деятельности. На практике имеет место несоответствие смоделированных и реализованных условий. Западают интерактивные формы и методы образования.
Степень осознаваемости образовательной среды показывает меру сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса. Этот показатель один из низких 2,8. Показатель означает, что субъекты мало сознают свою причастность истории, традиции, атрибутам и целям образовательного учреждения, и это при том, что среда представляет особую ценность. Результаты можно объяснить особым контингентом обучающихся, воспитанников; спецификой социального статуса родительской общественности. Западает уровень осведомленности об учебном заведении, символика, связь с выпускниками
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех ее субъектов. У педагогов этот показатель на втором месте по степени выраженности: соответственно 7,6. Высокий показатель у педагогов означает, что большинство сотрудников школы по существу составляют единую профессиональную команду.
Эмоциональность образовательной среды 4,5. Показатели хорошие и соответствуют выявленной модальности среды. В педагогическом коллективе принято делиться и профессиональными, и личными проблемами в малых группах; педагоги сопереживают и поддерживают воспитанников; эмоциональность оформления пространственно-предметной среды на достаточно хорошем уровне. Полученные результаты и наши наблюдения позволяют рассматривать эмоциональность данной среды как условие предупреждения профессионального выгорания педагогов учреждения.
Доминантность образовательной среды характеризует значимость данной локальной среды в системе ценностей субъектов образовательного процесса. Доминантность показывает иерархическое положение школьной среды по отношению к другим источникам влияния на личность. Показатели доминантности среды 5,7. Это означает, что школа как сфера профессиональной деятельности, источник средств существования, как социальный институт в иерархии ценностей респондентов занимает довольно высокое положение. К детям с особым развитием, особенно с ментальными нарушениями, общество до сих пор демонстрирует интолерантное отношение. А специальный педагог принимает ребенка как абсолютную ценность и умеет учить и развивать его с опорой на «безграничные» потенциальные возможности.
Когерентность образовательной среды показывает, насколько данная образовательная среда встроена в среду обитания личности. Невысокие показатели 3,2 связаны со спецификой контингента воспитанников, содержания образования, социальной и профессиональной мобильностью выпускников, особенностями включения в социальные связи, организацией преемственности разных уровней образования обучающихся с ментальными нарушениями. Западает широкая социальная интеграция.
Социальная активность образовательной среды – показатель ее социально ориентированного созидательного потенциала и включения в среду обитания. Показатели, полученные при оценке самые низкие – 2,4, позволяют говорить о том, что респондентами созидательный социальный потенциал среды оценивается довольно скептически. Скептически воспринимается и основной социальный продукт – обучающиеся, воспитанники. В условиях рыночной конкуренции, развития технического прогресса это еще раз убеждает в необходимости поиска и определения условий пост школьной адаптации и профессиональной социализации ребенка с ментальными нарушениями, с одной стороны. С другой стороны, в условиях радикального изменения идеологических воззрений, смены образовательной парадигмы необходимо задуматься о просветительской миссии специального (коррекционного) учреждения. Западает трансляция достижений и работа со средствами массовой информации.
Мобильность образовательной среды – это способность компонентов среды иерархически перестраиваться с учетом новых обстоятельств, условий, технических возможностей и др. Интересны полученные результаты. 6,6. Сравнительно высокий балл, полученный при оценивании педагогами, детерминирован готовностью учителей принимать новые цели образования, варьировать содержание и методы образования лиц с нарушениями ментальной сферы, осваивать новые профессиональные компетенции.
Устойчивость образовательной среды как характеристика ее стабильности во времени отмечена очень высоко (10). Показатели высокие, ведь история образовательного учреждения насчитывает полвека.
Самый высокий балл присвоен образовательной среде специального (коррекционного) учреждения по шкале «устойчивость», самый низкий – по шкале «социальная активность». Это дает основания полагать, что образовательное учреждение встроено в систему ценностей субъектов специального (коррекционного) образования. При этом декларируемая готовность общества и государства к расширению образовательного пространства для детей с умственной отсталостью и их педагогов не подкреплено на практике конкретными действиями, что снижает возможности для проявления социальной активности субъектов образовательной среды коррекционной школы.
Заключение
Экспертиза образовательной среды специального (коррекционного) учреждения представляет собой совместную поисково-исследовательскую деятельность экспертов и субъектов образовательной среды для осмысления возможностей и перспектив развития конкретной среды, а также профессионального развития всех участников.
Процедура экспертизы образовательной среды коррекционного учреждения требует модификации содержания и исключения ряда участников: некоторые параметры априори не могут быть оценены положительно из-за специфики организации коррекционно-педагогического процесса; школьники не могут выступать в качестве экспертов в силу особенностей их познавательных возможностей, снижения критичности и недостаточной способности к обобщению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Звучащее слово театра. Театральная педагогика как средство создания развивающей образовательной среды (методика медленного чтения).
Стратегия работы над выразительным чтением учащихся (поэтические произведения)....
экспертиза образовательной продукции
Данный материал прошел экспертизу в рамках работы АНС «Навигатор дополнительного образования детей Смоленской области»...
«Методика обучения с использованием современной цифровой образовательной среды»
laquo;Методика обучения с использованием современной цифровой образовательной среды»...
Статья "Проблемы трансформации информационно-образовательной среды в цифровую образовательную среду"
Этапы формирования единой информационной среды в ОУ...
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде.
Методическое руководство. СБОРНИК диагностических методик по выявлению поведенческих нарушений (агрессивного поведения) несовершеннолетних в образовательной среде подготовлено авторским коллективом, с...