Оценка метапредметных результатов по химии
статья
«Оценивание метапредметных результатов по химии»
Образовательный процесс включает в себя три главные составляющие: преподавание – обучение – оценивание. До введения Федеральных государственных образовательных стандартов оцениванию придавалось минимальное значение. Очевидно, что традиционная пятибальная система оценивания не отвечает требованиям стандарта, так как в большей мере она оценивает предметные результаты, но не трехуровневое оценивание (личностные, метапредметные и предметные достижения). Стандарты содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности, формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений.
Оценка должна определять, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Оценивание призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Поэтому возникает вопрос «Как оценивать метапредметные результаты, какими измерительными материалами?»
Оценка достижения результатов ведётся путем:
- первичное стартовое оценивание (фиксирует начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью)
- текущее промежуточное оценивание (контролирует достижения по теме, разделу, курсу проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом)
- итоговое оценивание (предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных, в конце учебных четвертей и учебного года)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otsenivanie_metapredmetnyh_rezultatov.docx | 36.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Оценивание метапредметных результатов по химии»
Образовательный процесс включает в себя три главные составляющие: преподавание – обучение – оценивание. До введения Федеральных государственных образовательных стандартов оцениванию придавалось минимальное значение. Очевидно, что традиционная пятибальная система оценивания не отвечает требованиям стандарта, так как в большей мере она оценивает предметные результаты, но не трехуровневое оценивание (личностные, метапредметные и предметные достижения). Стандарты содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять их в практической деятельности, формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений.
Оценка должна определять, достигнуты ли запланированные цели и что получено в результате соответствующего действия. Оценивание призвано помочь учителю выбрать наиболее эффективные приемы и средства обучения, которые бы поощряли учащихся к развитию и дальнейшему продвижению в познании. Поэтому возникает вопрос «Как оценивать метапредметные результаты, какими измерительными материалами?»
Оценка достижения результатов ведётся путем:
- первичное стартовое оценивание (фиксирует начальный уровень подготовки ученика, имеющиеся у него знания, умения и универсальные учебные действия, связанные с предстоящей деятельностью)
- текущее промежуточное оценивание (контролирует достижения по теме, разделу, курсу проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом)
- итоговое оценивание (предполагает комплексную проверку образовательных результатов, в том числе и метапредметных, в конце учебных четвертей и учебного года)
Из опыта работы представляю используемую мною систему оценивания метапредметных результатов.
Наряду с предметными результатами, оцениваю универсальные учебные действия:
- познавательные (по работе с информацией, по решению проблем, логические действия)
- коммуникативные (сотрудничество через организацию работы в группе)
- регулятивные (целеполагание, планирование деятельности, контроль и оценка)
Познавательные УУД
Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- составление таблицы на основе текста;
- отбор информацию, сопоставлять и представлять информацию в виде таблиц, схем - опор;
- составление кластеров, систематизирование информации
- оформление отчета по результатам практической работы, лабораторного опыта;
- контекстные задания – задания, на которые нужно ответить, поняв текст. При выполнении таких заданий не только формирую, но и оцениваю познавательные действия по работе с информацией и чтению:
- умения ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию (находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде, соотносить информацию из разных частей текста, делить тексты на смысловые части, упорядочивать, ранжировать и группировать информацию).
- умения интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию (формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод, привлекать имеющиеся знания для объяснения практико-ориентированных ситуаций, описанных в тексте).
- умения создавать собственные тексты (устные и письменные), применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
- «Сравни, найди отличия, сходства» (можно задать их количество)
- Поиск лишнего
- «Лабиринты»
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Хитроумные решения
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
Мониторинговая карта обучающихся класса
Шкала оценивания:
«0» б. - не проявляется
«1» б. - проявляется с помощью учителя
«2» б. - проявляется самостоятельно
Критерии оценивания:
0-6 баллов – низкий уровень развития УУД
7-12 баллов – средний уровень развития УУД
13-18 баллов – высокий уровень развития УУД
Результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий
Познавательные
Формулирует познавательную цель
Ставит проблему и находит пути ее решения
Находит требуемую информацию, преобразовывает ее в разные формы (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема)
Использует знаково-символические средства, умеет моделировать
Устанавливает причинно- следственные связи
Умеет анализировать и синтезировать
Делает выводы на основе критического анализа разных точек зрения и аргументирует их
Владеет базовым понятийным аппаратом по учебному предмету
Умеет применить правило, работать по инструкции, алгоритму
Регулятивные УУД
Химия является экспериментальной наукой, поэтому формирование регулятивных умений (видеть и решать проблему, ставить цель и планировать деятельность, проводить исследования - наблюдения, опыты и измерения, представлять результаты исследования) с успехом осуществляется при выполнении лабораторных и практических работ.
По мере накопления фактических знаний и первоначальных практических умений у учащихся, включаю экспериментальные творческие задания.
Творческие задачи решаются в условиях самоорганизации и саморазвития. Решая творческие задачи, учащиеся преодолевают интеллектуальные трудности, происходит развитие познавательной и творческой активности. Творческие задачи целесообразно решать в условиях сотрудничества нескольких учащихся. В процессе поиска у учащихся возникает потребность поделиться своей идеей. С этой же целью использую практико-ориентированные задания.
Мониторинговая карта обучающихся класса
Шкала оценивания:
«0» б. - не проявляется
«1» б. - проявляется с помощью учителя
«2» б. - проявляется самостоятельно
Критерии оценивания:
0-6 баллов – низкий уровень развития УУД
7-12 баллов – средний уровень развития УУД
13-18 баллов – высокий уровень развития УУД
Результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий
Регулятивные
- Умеет определять цель и задачу
- Умеет осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- Умеет составлять план и последовательность действий
- Работая по своему плану, вносит коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик результата/продукта
- Умеет выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвидеть конечный результат
- Умеет наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе самопроверки и взаимопроверки
- Умеет сверять свои действия с целью, при необходимости исправляет ошибки
- Адекватно воспринимает предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок
- Умеет корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
Немаловажное значение в развитии личности учащихся является и включение его в контрольно-оценочную деятельность. Использование на уроках приемов технологии развития критического мышления позволяют мне формировать у учащихся самооценку, определять границы знания и незнания. Так, например, прием – таблица «ЗХУ» («Знаю, хочу, узнать, Узнал»), метод «Инсерт» (маркировка текста «Знал», «Новая информация», «Думал иначе», «Есть вопросы») позволяют ученику по мере изучения нового материала отслеживать свой учебный маршрут, давать оценку приобретаемым умениям. Для развития самооценки использую разработанные мной Листы самооценки, которые позволяют учащимся оценить степень самостоятельности выполнения задания, какие задания были легкими, трудными в выполнении заданий.
Листы самооценки предметных достижений.
Химия 8 класс
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)? Моя задача (задание) заключалась в том, чтобы: ….
2. Удалось получить результат (решение, ответ)? Я с заданием справился / не справился...
3. Правильно или с ошибкой? Задание выполнено без ошибок (или есть такие-то недочёты)...
4. Задание выполнено самостоятельно (или с помощью (кого)…
5. Моя работа мной и учителем была оценена так (слова-характеристики..., отметка)...
Вы также можете обнаружить и пробелы в своих знаниях. Если вы говорите учителю или своим родителям, что вы что-то не понимаете по химии, всегда указывайте: что ИМЕННО не понимаете, добивайтесь от себя ясной и чёткой формулировки.
Ваши слова «всё не понимаю» или «не понимаю, зачем это надо учить» говорят только о том, что лично Вам не хватает прилежания, дисциплинированности, трудолюбия. Возможно, вам нужно проявить интерес к достижениям химии, к тому, как люди открывали новые вещества, находили им применение, делали нашу жизнь лучше.
Этап 1 приобрести первоначальные химические понятия:
- научиться объяснять, что такое физическое тело и вещество, различать их;
- научиться различать физические и химические свойства веществ, связывать их с областью применения вещества;
- научиться отличать атомы химических элементов от простых веществ; объяснять, что такое простое и сложное вещество;
- научиться различать физические и химические явления природы;
- познакомиться с основным лабораторным оборудованием (лабораторный штатив, пробирка, сетка с сухим горючим и др.), с правилами ТБ
- выучить наизусть символы химических элементов (указанные в тетради), научиться их произносить и записывать;
- научиться определять по таблице порядковый номер химического элемента, указывать номер периода и номер группы, главную и побочную подгруппы;
- научиться объяснять, что такое химическая формула, уметь читать её; объяснять, сколько атомов и каких химических элементов образуют молекулу;
- научиться по таблице Менделеева находить значение относительной атомной массы, высчитывать относительную молекулярную массу
Этап 2 обобщить знания о составе атома и атомного ядра, приобрести представления об электронном строении атомов:
- научиться доказывать, что атом – сложная частичка, что он делим;
- научиться определять число протонов, нейтронов, электронов в составе атома;
- научиться объяснять, что такое изотопы; знать название и знаки изотопов водорода, рассчитывать молекулярную массу лёгкой (Н2О) и тяжёлой воды (D2O, HDO и др.);
- научиться разъяснять, что называют электронной оболочкой, энергетическим уровнем, атомной орбиталью (электронным облаком);
- научиться определять максимальное (наибольшее) число электронов, находящихся на энергетическом уровне (по формуле 2n2); знать, что такое завершённый и незавершённый энергетический уровень;
- научиться определять общее число электронов на оболочке, число энергетических уровней в оболочке, составлять схемы строения электронных оболочек атомов;
- научиться по таблице Менделеева находить атомы химических элементов, которым соответствует та или иная электронная формула (с указанием s- и p-подуровней);
- научиться объяснять, в чём причина инертности элементов главной подгруппы VIII группы (гелия, неона, аргона, криптона, ксенона и радона);
- выучить названия атомов химических элементов – наиболее типичных металлов и типичных неметаллов, научиться объяснять причину их свойств;
- научиться объяснять, как изменяются с ростом порядкового номера свойства атомов химических элементов в пределах группы и в пределах периода (см. в учеб. табл. на стр. 36);
- выучить наизусть и научиться использовать алгоритм записи схемы образования ионной связи;
- научиться объяснять, что такое положительно и отрицательно заряженные ионы (катионы и анионы), что показывает заряд иона;
- научиться объяснять, что такое электронные пары и непарные электроны, как образуется общая (связывающая) электронная пара, что такое валентность и ковалентная связь;
- выучить наизусть и научиться использовать алгоритм записи схемы образования молекул веществ с ковалентной неполярной химической связью (на примере двухатомных молекул: H2, N2, O2, F2, Cl2, Br2, I2);
- научиться объяснять, что такое структурная формула молекулы вещества; что такое одинарная, двойная и тройная ковалентная связь; объяснять, что называют длиной связи, какая связь более прочная;
- научиться объяснять, что такое электроотрицательность (ЭО); выучить названия самых электроотрицательных элементов (фтор, кислород, азот, хлор);
- научиться объяснять, как изменяется величина электроотрицательности с ростом порядкового номера в пределах периода и в пределах группы (в главной подгруппе);
- научиться определять, куда смещаются общие электронные пары; отражать полярность связи в структурной формуле стрелками, а частичные заряды – греческой буквой δ («дельта»);
- выучить наизусть и научиться использовать алгоритм схематического изображения образования ковалентной полярной связи;
- научиться объяснять, что такое металлическая связь, схематично изображать процесс образования ионов металла
Этап 3 приобрести общее представление о простых веществах: металлах и неметаллах:
- научиться объяснять, где расположены химические элементы-металлы в таблице Д.И.Менделеева, составлять электронные схемы строения атомов металлов, перечислять особенности строения атомов элементов-металлов, составлять схемы образования металлической связи в куске металла;
- научиться давать характеристику металлам как простым веществам, описывать физические свойства металлов, объяснять причины этих свойств;
- научиться объяснять, где расположены химические элементы-неметаллы в таблице Д.И.Менделеева, составлять электронные схемы строения атомов неметаллов, перечислять особенности строения атомов элементов-неметаллов, составлять схемы образования химической связи в молекулах неметаллов;
- научиться давать характеристику неметаллам как простым веществам, описывать физические свойства неметаллов;
- научиться объяснять, что такое аллотропия, аллотропные видоизменения (модификации), знать, что такое серое и белое олово, кислород и озон, алмаз и графит, белый и красный фосфор;
- научиться сравнивать простые вещества-металлы и простые вещества-неметаллы, объяснять относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы
- познакомиться с физическими свойствами водорода (Н2), способами его получения в лаборатории (взаимодействие кислот с металлами), научиться пользоваться прибором конструкции Д.М.Кирюшкина (прибором для получения газов);
- познакомиться со способами собирания водорода (методами вытеснения воды и воздуха); научиться объяснять, почему водород собирают в опрокинутую вверх дном пробирку;
- научиться соблюдать меры предосторожности при работе с водородом, проверять его на чистоту (собрать водород в пробирку и поднести её к пламени спиртовки: сгорание чистого водорода сопровождается сухим хлопком);
- познакомиться с физическими свойствами кислорода (О2), способами его получения в лаборатории (разложение кислородсодержащих веществ: перманганата калия, пероксида водорода и др.);
- познакомиться со способами собирания и обнаружения кислорода (как собирать кислород в банку путём вытеснения воздуха, проверять выделение кислорода при помощи тлеющей лучинки);
- научиться объяснять, каковы сходства и различия в физических свойствах водорода и кислорода.
Этап 4 приобрести представление о единице количества вещества – моль, научиться решать расчётные задачи:
- научиться объяснять, что такое количество вещества, как обозначается, в каких единицах измеряется; объяснять, что такое моль, миллимоль, киломоль;
- научиться объяснять, что показывает постоянная Авогадро (число Авогадро), как обозначается, чему равно (округлённо);
- научиться объяснять, что показывает молярная масса, как обозначается; знать единицы измерения молярной, киломолярной и миллимолярной массы;
- научиться производить расчёты:
- вычислять молярную массу;
- вычислять количество вещества по данной массе вещества;
- определять массу вещества по известному количеству вещества;
- вычислять число атомов и молекул, содержащихся в определённой массе вещества.
– научиться объяснять, что такое нормальные условия (н.у.), что называют молярным объёмом газообразных веществ, как он обозначается, в каких единицах выражается;
- научиться объяснять, что такое миллимолярный и киломолярный объём газообразного вещества;
- научиться производить расчёты, связанные с использованием молярного объёма газа: вычислять массу или количество газообразного вещества, занимающего определённый объём (при н.у.)
Этап 5 приобрести представление о степени окисления и о соединениях химических элементов: оксидах, водородных соединениях, основаниях, кислотах, солях:
- научиться объяснять, что такое степень окисления, как обозначается, чем отличается от заряда иона;
- научиться объяснять, что значит отрицательное, положительное и нулевое значение степени окисления;
- выучить наизусть правила определения степеней окисления, научиться расставлять степени окисления химических элементов согласно каждому из правил;
- выучить химические элементы с постоянной степенью окисления и с переменной степенью окисления;
- научиться объяснять, какие вещества называются бинарными (двухэлементными), как они называются, знать, что обозначает римская цифра в скобках; знать, что такое химическая номенклатура;
- научиться составлять формулы бинарного соединения по названию, используя алгоритм составления формул;
- научиться давать определение оксидам, называть важнейшие оксиды (вода, углекислый газ, негашёная известь и др.) и летучие водородные соединения (хлороводород, аммиак и др.),
- научиться объяснять, что значит образование гашёной извести; что такое «сухой лёд», что такое соляная кислота, что такое нашатырный спирт, что такое песок;
- научиться объяснять, что такое гидриды металлов, называть степень окисления водорода в гидридах;
- научиться объяснять, что такое гидроксильная группа (гидроксогруппа, гидроксид-ион), чему равен суммарный заряд и объяснять почему;
- научиться давать определение основаниям, знать общую формулу оснований; уметь называть основания, знать, что показывает римская цифра в скобках;
- для каждого основания научиться составлять формулу соответствующего оксида (оксида металла);
- научиться пользоваться таблицей растворимости оснований, кислот и солей в воде, классифицировать основания на растворимые (щёлочи) и нерастворимые;
- научиться объяснять, что называют качественными реакциями, что такое индикаторы (лакмус, фенолфталеин, метилоранж), как они изменяют окраску в зависимости от среды;
- называть области применения некоторых оснований, их исторически сложившиеся (тривиальные) названия: известковая вода, гашеная известь, едкое кали, едкий натр;
- научиться давать определение кислотам; объяснять, что называют кислотным остатком, определять заряд кислотного остатка;
- выучить наизусть названия и формулы кислот и кислотных остатков;
- научиться классифицировать кислоты на кислородсодержащие и бескислородные;
- научиться классифицировать кислоты по основности (числу атомов водорода в кислоте) – одноосновные, двухосновные, трёхосновные;
- называть формулы нестабильных кислот (угольная и сернистая кислоты), объяснять, на какие вещества они разлагаются;
- для каждой кислородсодержащей кислоты научиться составлять формулу соответствующего оксида и для соответствующих кислотных оксидов (оксидов неметаллов) составлять формулы кислот;
- научиться давать определение солям как продуктам замещения атомов водорода в кислоте на ионы металла;
- научиться составлять формулы солей и давать им названия, объяснять, что показывает римская цифра в скобках;
- научиться определять заряды ионов, степени окисления атомов в солях; научиться записывать формулы соответствующих им оснований и кислот, оксидов, простых веществ;
- называть области применения некоторых солей, их исторически сложившиеся (тривиальные) названия: поваренная соль, известняк, мрамор, мел и др.
Этап 6 приобрести представление о кристаллическом состоянии вещества, типах кристаллических решёток:
- называть переходы вещества из одного состояния в другое (конденсация, испарение, сублимация (возгонка), плавление, затвердевание;
- научиться объяснять, что такое аморфные и кристаллические вещества, приводить примеры;
- научиться объяснять, что называют кристаллической решёткой, узлами решётки;
- называть основные типы кристаллических решёток, вид связи между частицами в узлах; приводить примеры веществ с определённым типом решётки и описывать физические свойства веществ;
- выучить формулировку закона постоянства состава веществ (для веществ, имеющих молекулярное строение)
Этап 7 приобрести представление о чистых веществах и смесях веществ, научиться решать задачи с использованием понятия «доля»:
- научиться давать определение чистым веществам и смесям веществ; объяснять, почему смеси можно разделить на составные компоненты; приводить примеры смесей;
- познакомиться с классификацией смесей, приводить примеры однородных и неоднородных смесей, жидких, твёрдых и газообразных смесей;
-научиться объяснять, что такое и где применяются методы химического анализа;
- научиться объяснять, что называют особо чистыми веществами, где такие вещества необходимы;
- познакомиться с основными способами разделения смесей (очистки веществ): дистилляция (перегонка), кристаллизация и выпаривание, фильтрование, возгонка (сублимация), отстаивание, использование делительной воронки, действие магнитом;
- научиться изготавливать бумажный фильтр, фильтровать, выпаривать (на примере очистки загрязнённой поваренной соли);
- научиться объяснять, что такое доля, массовая доля растворённого вещества в растворе, как её обозначают, что такое процентная концентрация растворённого вещества;
- научиться вычислять массовую долю и массу растворённого вещества в растворе;
- научиться приготавливать раствор вещества с определённой массовой долей растворённого вещества, делать нужные расчёты.
- научиться объяснять, что показывает проба, стоящая на золотых изделиях;
- научиться определять объёмную долю газообразного вещества в газовой смеси; познакомиться с объёмным составом воздуха; узнать, как обозначается объёмная доля;
- научиться вычислять массовую долю компонентов смеси (чистого вещества и примесей)
Этап 8 приобрести представление о химических реакциях и уравнениях (равенствах) химических реакций:
- научиться объяснять, что называют химическими явлениями (химическими реакциями), реагентами и продуктами реакции;
- научиться называть признаки, которые сопровождают химические реакции; познакомиться с условиями протекания химических реакций;
- научиться объяснять, что такое тепловой эффект реакции; давать определение экзо- и эндотермическим реакциям, реакциям горения;
- выучить формулировку закона сохранения массы веществ (закона Ломоносова-Лавуазье), научиться объяснять физический смысл закона;
- научиться давать определение уравнению (равенству) химической реакции; объяснять, что такое левая и правая часть уравнения, коэффициенты;
- научиться расставлять коэффициенты методом подбора (материального баланса, равновесия между левой и правой частями);
- научиться давать определение реакциям разложения и реакциям соединения, пояснять какими они будут по тепловому эффекту и почему;
- научиться составлять уравнения некоторых реакций по простейшим цепочкам превращений, указывать их признаки и условия протекания, называть вещества;
- научиться писать уравнения реакций разложения и реакций соединения по схемам;
- научиться объяснять, что такое электрохимический ряд напряжений металлов (ряд активности);
- научиться давать определение реакциям замещения, записывать уравнения возможных реакций, следуя трём правилам: - взаимодействия металлов с кислотами;
- взаимодействия щелочных металлов с водой;
- взаимодействия металлов с растворами солей;
- научиться давать определение реакциям обмена, записывать уравнения возможных реакций, следуя правилу Бертолле; объяснять, что такое реакция нейтрализации;
- научиться дописывать уравнения некоторых химических реакций и указывать их тип
Этап 9 научиться производить простейшие расчёты по химическим уравнениям:
- научиться объяснять, что показывает уравнение химической реакции; выучить наизусть алгоритм решения расчётной задачи по химии;
- научиться выбирать для расчётов соответствующие друг другу единицы измерения массы, объёма и количества веществ;
- научиться вычислять массу (объём, количество вещества) реагента или продукта реакции по известной массе (объёму, количеству вещества) другого реагента или продукта химической реакции
Этап 10 приобрести представление о растворении веществ, растворах, электролитической диссоциации:
- научиться объяснять, каково значение растворов для природы и сельского хозяйства;
- научиться объяснять, что понимают под растворами с точки зрения физической теории растворов, что такое диффузия, чем отличаются растворы от других смесей;
- научиться объяснять, что понимают под растворами с точки зрения химической теории растворов, что такое гидратация и гидраты; называть признаки химического взаимодействия растворённого вещества с молекулами воды (тепловые явления, изменение цвета);
- узнать фамилии учёных – сторонников физической и химической теории растворов, называть их;
- научиться формулировать основные положения физико-химической теории растворов, которая принята в настоящее время;
- научиться объяснять, что называют кристаллогидратами, кристаллизационной водой; узнать формулы некоторых кристаллогидратов (медный купорос, кристаллическая сода, гипс, глауберова соль и др.);
- научиться объяснять, что такое растворимость, что является мерой растворимости вещества;
- научиться давать определение ненасыщенным, насыщенным и пересыщенным растворам;
- научиться раскрывать зависимость растворимости твёрдых и газообразных веществ в воде от температуры;
- научиться приводить примеры хорошо растворимых, малорастворимых и практически нерастворимых в воде веществ, пользуясь таблицей растворимости;
- научиться объяснять, какие вещества называют электролитами и неэлектролитами, приводить примеры веществ;
- научиться объяснять, что такое электролитическая диссоциация, какие частицы в водных растворах солей, кислот и щелочей являются причиной их электропроводности;
- познакомиться с причинами различия свойств атомов и ионов;
- научиться объяснять, что такое электрический диполь; каковы особенности строения молекул воды;
- выучить последовательность стадий процесса электролитической диссоциации ионного кристалла и полярной молекулы (вещества с ионной связью и вещества с ковалентной полярной связью);
- научиться объяснять, что такое степень электролитической диссоциации, как обозначается, от каких факторов зависит;
- выучить наизусть, какие вещества относятся к сильным электролитам, слабым электролитам и неэлектролитам;
- выучить основные положения теории электролитической диссоциации (ТЭД); научиться составлять (записывать) уравнения электролитической диссоциации тех веществ, которые являются электролитами;
- научиться объяснять, что такое простые и сложные ионы, гидратированные и негидратированные ионы, катионы и анионы, катод и анод;
- научиться давать определение основаниям, кислотам и солям с точки зрения теории электролитической диссоциации (ТЭД);
- научиться объяснять, чем обусловлены все общие свойства оснований (мылкость на ощупь, изменение окраски индикаторов и др.) и все общие свойства кислот (кислый вкус, изменение окраски индикаторов и др.)
Этап 11 приобрести представление о реакциях в растворах электролитов, ионных уравнениях:
- научиться давать определение ионным уравнениям, выучить наизусть правила составления ионных уравнений: какие вещества записываются в молекулярной форме, а какие в виде ионов;
- научиться объяснять, когда рядом с формулой вещества ставят стрелку, направленную вниз (↓), а когда ставят стрелку, направленную вверх (↑);
- научиться объяснять, что показывает полное и сокращённое ионное уравнения;
- научиться объяснять, в каких случаях реакции ионного обмена (РИО) протекают до конца (практически осуществимы);
- пользуясь таблицей растворимости, научиться записывать молекулярные, полные и сокращённые ионные уравнения;
- научиться к сокращённому ионному уравнению приводить (записывать) молекулярные уравнения реакций;
-научиться объяснять, что такое реакция нейтрализации, в чём её сущность, приводить примеры реакций;
- научиться разделять (классифицировать) кислоты на группы по различным признакам: основность, летучесть, стабильность, растворимость в воде, по наличию кислорода в кислотном остатке, по степени электролитической диссоциации;
- научиться приводить примеры стабильных и нестабильных кислот, летучих и нелетучих кислот;
- выучить наизусть типичные свойства кислот: что с чем взаимодействует, что получается, какого типа реакция, каковы условия протекания реакций;
- научиться пользоваться рядом напряжений металлов (рядом стандартных электродных потенциалов);
- научиться записывать уравнения практически осуществимых реакций для кислот; если реакция не протекает, указывать причину;
- научиться разделять (классифицировать) основания на группы по различным признакам: кислотность, растворимость в воде, по степени электролитической диссоциации;
- выучить формулу и особенные свойства водного раствора аммиака (нашатырного спирта), научиться записывать уравнение реакции разложения на аммиак и воду;
- выучить наизусть типичные свойства щелочей и нерастворимых в воде оснований: что с чем взаимодействует, что получается, какого типа реакция, каковы условия протекания реакций;
- научиться записывать уравнения практически осуществимых реакций для оснований; если реакция не протекает, указывать причину;
- научиться разделять (классифицировать) оксиды на группы: несолеобразующие (безразличные) и солеобразующие, кислотные и основные, приводить примеры;
- научиться составлять формулы: для основных оксидов - соответствующих оснований, для кислотных оксидов соответствующих кислот;
- выучить наизусть типичные свойства основных оксидов и кислотных оксидов: что с чем взаимодействует, что получается, какого типа реакция, каковы условия протекания реакций;
- научиться записывать уравнения практически осуществимых реакций для оксидов; если реакция не протекает, указывать причину;
- научиться разделять (классифицировать) соли на группы: средние (нормальные), кислые и основные, приводить примеры;
- выучить наизусть типичные свойства солей: что с чем взаимодействует, что получается, какого типа реакция, каковы условия протекания реакций;
- научиться записывать уравнения практически осуществимых реакций для солей; если реакция не протекает, указывать причину;
- научиться объяснять, что такое качественные реакции, выучить алгоритм выбора реактива на определяемый ион;
- при помощи таблицы «Определение ионов» научиться проделывать реакции, подтверждающие качественный состав указанных веществ;
- научиться объяснять, что называют генетической связью между веществами, генетическим рядом металла и генетическим рядом неметалла;
- научиться записывать уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений.
Этап 12 приобрести представление об окислительно-восстановительных реакциях (ОВР):
- научиться объяснять, какие реакции называют окислительно-восстановительными (ОВР), что такое процесс окисления и процесс восстановления, что такое окислитель и восстановитель;
- научиться расставлять степени окисления элементов в исходных веществах и продуктах реакции;
- научиться объяснять, что такое электронный баланс, выучить алгоритм расстановки коэффициентов методом электронного баланса;
- научиться предсказывать, какие свойства будет проявлять каждый элемент и вещество в целом: окислительные или восстановительные;
- научиться приводить примеры важнейших окислителей и восстановителей;
- научиться расставлять коэффициенты в схемах реакций методом электронного баланса.
Коммуникативные УУД
Для реализации оценивания коммуникативной компетенции использую коммуникативно – диалоговые технологии: элементы модельного метода обучения – занятия в виде деловых игр (урок – аукцион, урок – пресс – конференция). Особенного внимания заслуживают технологии исследовательской деятельности, технологии группового обучения (работа в группах переменного состава, КСО, метод проектов, кейс – метод.
Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
– «Преднамеренные ошибки»
– Поиск информации в предложенных источниках
– Взаимоконтроль
– Взаимный диктант
– Диспут
– Заучивание материала наизусть в классе
– «Ищу ошибки»
Пример оценивания коммуникативных умений при выполнении лабораторной работы.
Лабораторная работа «Реакции ионного обмена».
Цель: выяснить, при каких условиях реакции обмена практически осуществимы.
Проведите реакции между растворами приведенных веществ и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.
I учащийся: CuSO4и NaOH,
II учащийся: BaCl2и Na2SO4,
III учащийся: H2S и CaCl2.
IV учащийся: BaCl2 и АgNО3
Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.
Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций. Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их. Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.
Координатор в группе распределяет задания по количеству учащихся;
Выполняя задания, помогают друг другу, обмениваются мнениями, выражают свои мысли, используя химическую терминологию. Сообща делают вывод;
Выработанные в группе решения обсуждаются всем классом, если нужно тактично корректируются ответы учащихся;
Учащиеся анализируют правильность своих ответов, с последующей самооценкой (сам себя оценивает), каждый участник группы также ставит ему оценку (взаимооценка) в оценочный лист
Уровни сформированности групповой коммуникации
Уровень 1-2 балл
низкий
Уровень 3-4 балла
средний
Уровень 5-6 баллов
высокий
Умение работать в команде
Не реагирует на просьбы одноклассников об оказании помощи; требует постоянного контроля при выполнении задания; не проявляет инициативу при выполнении работы.
Не всегда отзывается на просьбы оказать помощь в работе; иногда отвлекается при выполнении задания; принимает посильное участие в работе группы, пытаясь проявить инициативу.
Умеет оказать эффективную помощь в группе; ответственно, не отвлекаясь, выполняет задание; принимает активное участие в работе группы, проявляет инициативу, предлагая идеи.
Умение принимать и анализировать мнения других
При выполнении задания часто создает конфликтную ситуацию; не может спокойно выслушать одноклассника, часто перебивает при общении, навязывая свою точку зрения.
Пытается строить отношения в команде на основе доверия, не всегда уважая точки зрения других. Иногда провоцирует конфликтную ситуацию, не всегда внимательно слушает собеседника.
Умеет строить отношения в команде на основе доверия, уважая точки зрения других. Спокойно, не создавая конфликтную ситуацию, ведет себя в течение всей работы группы; не перебивает собеседника при общении.
Мониторинговая карта обучающихся класса
Шкала оценивания:
«0» б. - не проявляется
«1» б. - проявляется с помощью учителя
«2» б. - проявляется самостоятельно
Критерии оценивания:
0-6 баллов – низкий уровень развития УУД
7-12 баллов – средний уровень развития УУД
13-18 баллов – высокий уровень развития УУД
Результаты освоения обучающимися универсальных учебных действий
Коммуникативные
Умеет организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Умеет договариваться о вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей
Умеет договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Проявляет активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Владеет навыками сотрудничества в разных ситуациях, умеет не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций
Умеет высказывать и обосновывать мнение, принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
Умеет разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Умеет делать вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его
Умеет принимать позицию собеседника: понимает позицию, точку зрения, аргументы другого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на конференции "Оценка метапредметных результатов в основной школе"
Одной из целей изучения математики в основной школе в метепредметном направлении является сорздание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования....
Возможные критерии и формы оценки метапредметных результатов на различных этапах урока
Данная статья дает понятие метапредметных результатов и предлагает некоторые возможные критерии их оценки в ходе урока...
Особенности оценки метапредметных результатов
Презентация проекта по теме:"Особенности оценки метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС"...
Оценка метапредметных результатов освоения основных образовательных программ основного общего образования.
Составление метапредметных заданий для уроков биологии и их оценивание....
ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Примеры заданий для проверки и оценки метапредметных результатов обучения на уроках математики...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихся Индивидуальная карта оценки метапредметных результатов учащихся по русскому языку
Методики оценки метапредметных и личностных достижений учащихсяИндивидуальная карта оценки метапредметных результатовучащихся по русскому языку...