Работа по модели развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь»
материал
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются именно в школьные годы.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у учащихся ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Учитывая это, была разработана модель развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь».
Цель: формирование гражданской идентичности: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eto_1.pdf | 2.3 МБ |
grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie_po_modeli_doroga_v_zhizn.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения
Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ СОШ № 42 пгт. Шерловая Гора Перебоевой Ольги Васильевны
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь многие нравственные качества человека закладываются именно в школьные годы.
Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у учащихся ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России. Учитывая это, была разработана модель развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь».
Цель: формирование гражданской идентичности: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, гражданской ответственности, уважение к социальным нормам, приверженность к гуманистическим и демократическим ценностям, развития личности, ее нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации.
Модель развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь»:
Каждая из указанных позиций формируется таким образом:
- позиция «я - ученик» формируется в учебном процессе;
- позиция «я – патриот», как субъект детско-взрослой школьной общности
- позиция «я - гражданин» формируется во социализационном пространстве.
Ребенок занимает эту позицию, участвуя в мероприятия разного уровня.
Заповеди, на основе которых строится работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся:
- цени и оберегай свою семью, своё Отечество;
- овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- дорожи историей своего народа;
- свято относись к символике своей страны;
- береги красоту своего края.
Приведу некоторые примеры своей работы по модели воспитания «Дорога в жизнь»:
Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика. Традиционными формами работы на уроках стали: уроки памяти, уроки-размышления, уроки-диспуты, урок - защиты проекта на тему «Времен связующая нить», посвященный участникам Великой Отечественной войны…;
Проведение общешкольных мероприятий, где создаются разновозрастные группы, сегодня актуальны потому, что формируемые при них компетенции становятся всё больше востребованы сегодня.
Так как формирование гражданской компетенции – это, прежде всего сфера личностного развития ребенка, воспитание в нем активной жизненной позиции, ответственности за свои действия, умения соотносить свои интересы с интересами окружающих. На таких мероприятиях дети учатся работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе.
На таких мероприятиях дети учатся работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, распределять роли и обязанности в микроколлективе.
Формы внеклассной работы по гражданско - патриотическому воспитанию разнообразны и содержание их проникнуто определенной целью: активизировать познавательную деятельность обучающихся, развивать интерес к истории своей Родины, формировать личность, способную решать жизненно-важные задачи, быть достойным гражданином и патриотом своей Родины.
С этой целью стараюсь проводить мероприятия, где бы участвовали желающие учащиеся с 5 по 11 класс. Внеклассные мероприятия в разновозрастных группах способствуют развитию личности, их нравственной и правовой культуры, способности к самореализации и позитивной социализации и помогают решать задачи по формированию гражданской идентичности
Также мне помогают осуществлять модель воспитания «Дорога в жизнь» и проведение тематических недель, для их проведения я, как руководитель, привлекаю социально-гуманитарную кафедру.
Тематика недель самая разная: 2017 г. – «Во славу Отечества»
2018 г. – «Люблю Отчизну я»
2019 г. – Чем выше взбираешься на древо познание, тем шире горизонт неизвестности.
2020 г. – Память, простирающая в века…
2021 г. – Сеять разумное, доброе, вечное.
Большую роль в гражданско-патриотическом воспитании играет и краеведение. Для того, чтобы стать гражданином страны, надо знать её прошлое, традиции, жить её заботами. Поэтому, одной из важнейшей формой гражданско-патриотического воспитания является краеведение. Изучение краеведческого материала и использование его дает огромные возможности для гражданско-патриотического воспитания, любви к своей земле, своему народу, своему дому, своей семье.
За период своей работы был собран материал по направлениям:
- По страницам истории родной 42-ой школы
- По страницам моей малой Родины (история поселка Шерловая Гора; люди, прославившие наш поселок»).
- Воины – интернационалисты (собраны материалы о воинах, служивших в Афганистане и Чечне).
- Великая Отечественная война в истории поселка (шерловогорцы – участники великой Отечественной войны; дети войны; вклад учеников и учителей поселка в Великую Победу; шерловогорский тыл в годы войны).
Идут годы… Наше поколение обязано помнить о том, какой ценой было завоевано счастье и наша жизнь. Память нетленна и вечна. Мы должны пронести сквозь года благодарную память о тех, кто защитил нас, спас от фашизма и подарил людям жизнь. Поэтому и был разработан проект «Священная память о войне» http://thewartime.nethouse.ru). Цель проекта:
- воспитание патриотизма и гражданственности молодежи на примере героического прошлого Отечества;
- сохранение памяти о ветеранах войны и труда, о детях войны - участниках Великой Отечественной войны;
Материалы сайта «Священная память о войне» будут постоянно пополняться.
К 75-летию также мы с ребятами написали проект книги «Скажите слово о войне», где собраны ещё при жизни ветеранов войны и труда все их воспоминания.
Создание проектов «Священная память о войне» и «Скажите слово о войне направлены на работу по воспитанию у школьников чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории нашей Родины.
Краеведческий материал по теме ВОВ – вот то поле деятельности учителя истории для воспитания патриотизма и гражданской позиции учеников. С целью формирования исторической памяти провожу работу через реализацию учебных проектов и мини-исследований. Данные виды работы позволяют сформировать у учащихся умения анализировать предложенный материал, видеть проблему исследования, выдвигать гипотезу, искать пути её доказательства, оформлять свои выводы.
По проблеме формирования исторической памяти в своей работе я выделяю три направления:
- изучение историко-культурного наследия Отечества;
- изучение истории семьи;
- изучение культуры и традиций народов, живущих в Забайкалье
По третьему направлению проводились не один год:
- Бурятский праздник Белого Месяца, где рассказывали не только о самом празднике, но и о традициях и обычаях бурятского народа. В этом празднике участвовали бабушки, дедушки, мамы, папы ребят. Праздник заканчивался бурятским танцем «ехар», танцевали все и дети и взрослые.
- Русско-бурятский праздник, где две делегации русская и бурятская знакомили всех присутствующих со своими играми, танцами, песнями и т.д, Праздник заканчивался приглашением всех присутствующих посетить бурятскую и русскую кухни.
Этот год 2020 для всех оказался необычным, из-за пандемии большого традиционного празднования 75- летия Победы не было. Работа к дню Победы началась с сентября 2019: В школе был оформлен тематический стенд «Навстречу 75-летию Победы»: «Сталинградской битве – 75»: Десять знаковых дней Сталинграда, проведена викторина «75 лет Сталинградской битве», прошли уроки Мужества по классам «Они сражались за Родину», на уроках истории ребята узнали, кто из шерловогорцев участвовал в Великой Отечественной войне, с какими трудностями пришлось столкнуться труженникам шерловогорского тыла, каким было военное детство у некоторых учителей.
И вся дальнейшая работа проходила в режиме Онлайн. Родители и дети принимали участие в многочисленных акциях и конкурсах: конкурс чтецов, конкурс на лучшую военную песню, конкурс презентаций «75-летию со дня Победы посвящается», где дети брали материалы с нашего виртуального музея (сайт Священная память о войне»; проводились конкурсы рисунков «Мы – наследники Победы» и «Салют Победа», акция "Бессмертный полк», «Окна Победы» и др. Всю работу можно посмотреть в группе «По страницам родной 42 школы» на сайте https://ok.ru/vsyaisto.
Дети вместе с родителями изготавливали открытки, поделки, украшали окна, учили и декламировали стихи на военную тематику и, конечно же, рассказывали о своих родственниках - участниках Великой войны и Великой Победы.
Вся работа отражалась в группе «По страницам родной 42-ой» на сайте https://ok.ru/vsyaisto (заходите в группу, нажимаете на темы и смотрите всю работу к 75-летию Победы). Темы: Наследники Победы, акция «Георгиевская лента», «Окно Победы» и т. Д.
Учителя нашей школы проводили дистанционно уроки Мужества, посвященные Великой Отечественной войне, записывали видео, где по кафедрам читали стихи, участвовали в композиции «Письма с фронта», посадили деревья «Алея Победы».
Работа по патриотическому воспитанию в школе продолжается. Наши дети должны наследовать славу отцов и дедов. Очень важно и нужно говорить детям подрастающего поколения о войне. Так у них формируется уважение к защитникам Родины, чувство гордости за свой народ, вырабатываются нравственно - патриотические чувства, формируются элементарные знания о Великой Отечественной войне.
В процессе реализации модели по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся «Дорога в жизнь» формируются следующие качества личности:
Главный результат моей работы по модели развития гражданско-патриотического воспитания учащихся «Дорога в жизнь» - это успешная социализация учащихся, их активная жизненная позиция и то глубокое чувство любви к школе, родному поселку, родной стране, с которым они пойдут по жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя в гражданско-патриотическом воспитании учащихся класса
Формирование социально активной личности гражданина и патриота является одной из основных целей, которая стоит перед любым классным руководителем в педагогической деятельности. Более того, воспи...
«Пути развития гражданско-патриотического воспитания.
Выступление, доклад...
Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского
Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...
статья на тему "Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников".
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патрио...
Работа классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Аннотация: статья посвящена роли классного руководителя в организации гражданско-патриотического воспитания учащихся. В наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и ...
Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию обучающихся.
Работа педагога-организатора по гражданско-патриотическому и идейно-нравственному воспитанию обучающихся....